ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 7
§1.Требования и стандарты формирования профессиональной компетентности бакалавров в непрофильных вузах 7
§2. Методические приемы формирования профессиональной компетенции бакалавров непрофильных вузах по высшей математике 15
§3. Особенности использования практико-ориентированных заданий по математике в формировании профессиональной компетентности бакалавров непрофильных вузах 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ 26
§4. Разработка программы по дисциплине «Математика» для специальности «Землеустройство и кадастры» с применением практико-ориентированных заданий по высшей математике 26
§5. Методические особенности изучения темы «Задачи на приложения производной на практике» в школьном курсе математики и в вузе 31
§6. Констатирующий и формирующий этапы эксперимента 47
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования связана с реализацией требований образовательных стандартов в формировании профессиональной компетенции бакалавров. ФГОС ВО создают условия для повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Обязательным условием современного учебного процесса в вузе является формирование профессиональной компетенции выпускника. Компетентностный подход в образовании позволяет создать сквозную модель специалиста, которая включает в себя возможность согласования между собой интересов личности и общества.
В формировании компетенций необходимо применять практико-ориентированные задания, способствующие выработке умений и навыков практической деятельности, что является важнейшим показателем успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задания помогают не просто решить конкретную математическую задачу, но и активизируют весь потенциал личности, заставляют подходить к задаче творчески, задействуют различные знания и способности студента за счет самостоятельного поиска необходимой информации для решения задачи. Применение данного подхода обязательно, так как он повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обучения, а, следовательно, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций.
Практико-ориентированные задания это прикладные задания, в которых решение возможно за счет применения математики. Основной задачей применения практико-ориентированных заданий является формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
В процессе решения практико-ориентированных заданий у студентов реализуются такие навыки, как работа с информацией, критическая оценка, поиск собственных нестандартных решений и умение отстаивать свою точку зрения в творческой деятельности.
Изучением методологии математического образования занимались ученые: А.Д. Александров [6], Д.В. Аносов [7], Д. Гильберт [17], Б.В. Гнеденко [18], М. Клайн [27], А.Н. Колмогоров [28] и др.
Применение практико-ориентированных заданий по высшей математике как средства формирования профессиональной компетенции рассматривалось также в трудах современных исследователей: Р.М. Ахмадуллиной,Т.А. Бородиной, М.А. Худякова, Л.В. Селькиной, Д.А. Махотина и др. Методы использования практико-ориентированных заданий по высшей математике как средства формирования профессиональной компетенции бакалавров непрофильных вузов исследованы недостаточно, отсутствует единый подход к эффективному применению практико-ориентированных заданий, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Использование практико-ориентированных заданий по высшей математике, как средства формирования профессиональной компетенции,не получило достаточного теоретического обоснования существующие подходы требуют дальнейшего совершенствования.
Проблема исследования: каковы особенности применения практико-ориентированных заданий по математике, как средства формирования профессиональной компетенции бакалавров.
Объект исследования: процесс обучения высшей математике в вузе.
Предмет исследования: использование практико-ориентированных заданий при обучении математике в вузе, как средства формирования профессиональной компетенции у бакалавров.
Целью работы является разработка методов эффективного применения практико-ориентированных заданий по математике, как средства формирования профессиональной компетенции бакалавров.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что практико-ориентированные задания по математике будут способствовать формированию профессиональной компетенции бакалавров.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотреть требования и стандарты формирования профессиональной компетенции бакалавров в непрофильных вузах;
• рассмотреть приемы формирования профессиональной компетенции у бакалавров непрофильных вузов при изучении высшей математике;
• выявить особенности использования практико-ориентированных заданий по высшей математике в формировании профессиональной компетенции бакалавров в непрофильных вузах;
• разработать программу эффективного применения практико-ориентированный заданий по высшей математике;
• провести эксперимент по выявлению эффективности разработанной программы.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового опыта обучения математике; проведение педагогического эксперимента; статистическая обработка результатов эксперимента.
Новизна проводимого исследования состоит в раскрытии роли практико-ориентированных заданий по высшей математике как средства формирования профессиональной компетентности бакалавров.
Теоретическая значимость: выявлена возможность использования практико-ориентированных задач с целью формирования профессиональной компетенции бакалавров в непрофильных вузах.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в практической деятельности преподавателей математических дисциплин при разработке системы практико-ориентированных задач, обеспечивающей формирование профессиональной компетенции бакалавров в непрофильных вузах.
Основные этапы исследования:
1 этап (2017/18 уч.г.): анализ диссертаций по теме исследования, анализ учебников и задачников, нормативных документов, анализ школьных и вузовских учебников, нормативных документов (стандартов, образовательных и рабочих программ), анализ опыта работы вузов по данной теме.
2 этап (2017/18 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
З этап (2018/19 уч.г.): разработка методических рекомендаций по теме исследования.
4 этап (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
На защиту выносятся: методические рекомендации по применению практико-ориентированных заданий по высшей математике как средства формирования профессиональной компетентности бакалавров.
Апробация результатов исследования была осуществлена путем выступлений (отчетов по НИР) на: научно-исследовательских семинарах преподавателей, аспирантов и студентов кафедры алгебры и геометрии (высшей математики и математического образования) ТГУ.
По теме исследования имеется 2 публикации.
Экспериментальная работа была проведена с бакалаврами в агротехническом университете им. С. Сейфуллина.
Структура работы: работа состоит из введения, двух заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа насчитывает 89 страниц.
Результаты и выводы, полученные в ходе достижения поставленных задач:
1. Рассмотрены требования и стандарты формирования профессиональной компетенции бакалавров непрофильных вузах.
2. Рассмотрены методические приемы формирования профессиональной компетентности бакалавров непрофильных вузах по высшей математике.
3. Выявлены особенности использования практико-ориентированных заданий в формировании профессиональной компетентности бакалавров непрофильных вузах по высшей математике.
4. Разработана программа эффективного применения практико-ориентированных заданий по высшей математике;
5. Проведен эксперимент по выявлению эффективности разработанной программы.
6. Проводился анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы по теме исследования.
7. Проводился педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов эксперимента.
В подготовке бакалавров непрофильных вузах по высшей математике важная роль отводится практико-ориентированным заданиям и упражнениям. Это указывает на то, что содержание математических программ, во-первых, должно обеспечить выпускника высшего учебного заведения набором определенных знаний по математике, во-вторых, возможностью применения этих знаний для решения качественных профессиональных задач. Разработанные практико-ориентированные задания и упражнения для студентов-бакалавров формируют такие компетентности, как умений анализировать, синтезировать, творчески мыслить и обобщать, решать и принимать важные решения в своей профессиональной деятельности. Особое внимание отводится определенным видам компетенции, делается акцент на проблемы и пути возникающих при решении общепрофессиональных способностей студентов, раскрывается сущность математической задачи как средство формирования определенных способностей будущего специалиста. Предлагается конкретные методы и приемы процесса обучения, а также пути и способы при реализации практико-ориентированного подхода.
Данная работа раскрывает основу формирования математической компетентности, который является базой для профессиональной компетентности, раскрывает основные задачи повышения качества подготовки бакалавров непрофильных вузах. Основным процессом практико-ориентированных задач это повышение самостоятельного и творческого потенциала современного студента, становление профессионала востребованного на рынке труда. Практико-ориентированный подход в данной работе используется для создания условий саморазвития бакалавра через систему заданий и упражнений по математике.
Разработка и реализация практико-ориентированных заданий по математике обеспечивает повышение уровня профессиональной деятельности, дает возможность приобретение опыта научно-исследовательской и проектной деятельности, а также совершенствование математического мышления для решении социальных и профессиональных задач в выбранной сфере деятельности. Практико-ориентированный подход при организации учебного процесса предусматривает организацию самостоятельной работы студентов, дает возможность развития профессиональных умений и навыков, готовность к осуществлению трудовых функций. Отметим, что практико-ориентированные задачи помогают компенсировать недостаток практики в современных условиях высшего образования, дает возможность студенту включиться в будущую трудовую деятельность, накапливать опыт взаимодействия с другими субъектами, осваивать нормы и правила этика, основные ценности выбранной профессии, развивать важные качества личности.
1. Александров А.Д. «Математика и диалектика»/ Александров А.Д. «Избранные труды. В 3-х т.: Т. 3». - Новосибирск: Наука, 2014, с. 281.
2. Андреев А.А. Знания или компетенция? [Текст]/ А.А.Андреев// Высшее образование в России. - 2005. - №2. -С.3.
3. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / С.М. Никольский и др. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
4. American Library Association. Presidential Committee on Information Literacy. Final Report. (Chicago: American Library Association, 1989.) http: //www.ala.org/acrl/nili/ilit 1 st.htm
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст]// Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. -10.09. - http:www/eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm/ - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru
6. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст] /В.И.Байденко, Дж. Ван Зантворт. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 200. - 674 с.
7. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]/ В.И.Байденко// Высшее образование в России. -2004.-№11.
8. Башмаков М.И. Примерная программа учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования [Текст]/ М.И.Башмаков. - М.: ФГУ ФИРО Минобнауки, 2008.-394с.
9. Байарыстанов А.О. Жогары математика теориясы жэне жаттыгулар жинагы. Алматы 2013. - 371 с.
10. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика. / М.: МЦНМО, 2016. — 24 с.: ил.
11. Бондаренко И. Развитие математической компетентности студентов гуманитарных специальностей в практико-ориентированном обучении: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бондаренко, И. - Москва, 2007. - 161 с.
12. Варшавский И.К. Функция, ее производная и первообразная // Математика в школе. - 2005. - №8. С.2-15
13. ВиленкинИ.В., ГроберВ.М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009. - 409 с.
14. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г./ И.Г. Галямина. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.-106 с.
15. Гордиенко О.В., Кулаева Г.М. Компетентностно-ориентированные задания как средство диагностики сформированности профессиональных компетенций студентов//Педагогическое образование в России. - 2015. - № 5. - С. 93-98.
...