Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости 11
1.1 Проблема стрессоустойчивости: понятие, основные подходы 11
1.2 Ресурсы стрессоустойчивости и способы их актуализации: основные подходы 18
1.3 Особенности профессионального становления личности медицинского работника на этапе профессиональной подготовки 27
Глава 2 Эмпирическое исследование индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа на этапе профессиональной подготовки 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Результаты эмпирического исследования ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа 50
2.2.1 Особенности стрессоустойчивости и ресурсных состояний (анализ первичных данных) 50
2.2.2 Результаты корреляционного анализа уровня стресса и ресурсов стрессоустойчивости 61
2.3 Программа актуализации индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа 65
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение А Взаимосвязь уровня субъективной комфортности и ресурсных состояний 84
Приложение Б Взаимосвязь уровня стресса и ресурсных состояний 85
Приложение В Программа актуализации индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа 86
Актуальность исследования. Устойчивость к стрессовым факторам на этапе профессиональной подготовки обусловлена тем, что деятельность медицинских работников, согласно исследованиям, является одной из напряженных в эмоциональном плане и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Деятельность медиков сопровождается такими стресс-агентами, как эмоциональной истощение, сложность объективной оценки результатов труда, физическое перенапряжение, необходимость в общении с больными и их родственниками, неудовлетворенность своим социальным положением, неадекватные требования социума к специалистам, недостаточно развитые личные качества, способствующие адаптации к этим требованиям, ситуационные ограничения, дефицит внешней поддержки.
Анализ отечественной литературы позволил выделить ряд личностных и субъективно - деятельных характеристик, обуславливающих степень устойчивости к стрессу, среди которых: определенные черты характера (А.Б. Леонова, Б.А. Вяткин), мотивационная сфера (А.А. Баранов), уровень ситуационной тревожности (Н.Д. Левитов и др.), локус контроля (А.А. Реан, А.М. Боковиков), адекватный уровень самооценки (А.К. Макарова), уровень интеллекта личности (Т.А. Немчин, Р. Лозариус, Я. Рейковский), коммуникативные компетенции (Л.А. Китаева-Смык, Т. Рибо, А.Г. Маклакова).
Проведенный анализ теоретических исследований, представленных в научной литературе, позволяет констатировать, что влияние различных выше обозначенных психологических особенностей личности на уровень стрессоустойчивости зависит от степени выраженности отдельных психологических особенностей.
Как известно, формирование стрессоустойчивости предполагает овладение навыками и техниками регуляции собственных поведенческих реакций на стресс. Особая роль в становлении молодого специалиста как будущего врача принадлежит образовательным учреждениям. Именно там берут начало процессы формирования профессиональных качеств, характера личности медицинского работника, профессиональная направленность, овладение навыками специфического профессионального поведения. Поэтому на сегодняшний день для медицинских образовательных учреждений всё большую актуальность приобретает важность обучения студентов не только профессиональным навыкам, знаниям и умениям, но и развитие у них таких качеств, как стрессоустойчивость, способность создать эмоциональную атмосферу, благоприятную для скорейшего выздоровления пациента. Так же становится актуальным внедрение в учебновоспитательный процесс медицинских учебных заведений занятий, направленных на обучение студентов техникам саморегуляции, привитие им коммуникативных навыков.
Актуализация ресурсов стрессоустойчивости на стадии профессиональной подготовки позволяет оптимизировать образовательный процесс, способствуя профессиональному становлению будущего медика. Так, он будет носить не стихийный характер, а формирующий, поэтапно повышая уровень осознания личностных особенностей и изменяя взаимодействия личностных и субъективно - деятельных образований в структуре стрессоустойчивости студентов - медиков.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемой стрессоустойчивости и формирования ресурсов преодоления стресса занимались в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые. (Р. Лазарус, Н.Е. Водопьянова, Е.А. Куликов, Г.С. Никифоров, Б.Г. Ананьев, С. Файимеи, Г. Глейтман, Г. Енджел, А. Шмале, Э. Фромм, С. Хобфолл, Е.С. Старенкова и др.).
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он сформулировал: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [45].
Под стрессоустойчивостью мы будим понимать «системную динамическую характеристику, определяющую способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности». [14, с. 290].
Стрессоустойчивость представляет собой многомерную динамическую характеристику, которую можно разделить на психологическую и физиологическую составляющие [19].
Динамичность стрессоустойчивости заключается в том, что реакция человека не стресс - есть не врожденная характеристика. Она может формироваться за счет актуализации и развития определенных индивидуальных способностей личности. Эти способности являются ресурсами стрессоустойчивости.
Основой стрессоустойчивости могут служить навыки саморегуляции (Сагиев Р.Р., Дикая Л.Г., Моросанова В.И.). Подобные навыки и механизмы заложены в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах (Р. Лазаруса, С. Фолкмана).
Для достижения саморегуляции каждый человек интуитивно, опираясь на свой жизненный опыт и психологический резерв, использует совокупность своих копинг - механизмов и механизмов психологической защиты.
Стрессоустойчивость является одним из важных профессиональных качеств медицинских работников. Такие ученые, как Е.А. Клинов и Э.Ф. Зеер отмечают в своих трудах, что формирование личности на стадии профессиональной подготовки является наиболее важным и целесообразным. Это обусловлено тем, что в этот период личность формируется не только как профессионал, но и как активной участник социальных взаимоотношений. Таким образом, на стадии профессиональной подготовки формирование стрессоустойчивости может носить не спонтанный, а целенаправленный осознанный характер. Это в свою очередь может служить эффективному становлению специалиста в области медицинской деятельности.
Проблема. У медицинских работников часто наблюдаются реакции стресса в ходе трудовой деятельности. Вместе с тем до настоящего времени не разработана целостная система социально - психологических мероприятий по формирования стрессоустойчивости врачей, отсутствуют профилактические меры, способствующие формированию их стрессоустойчивости. На этапе профессионального становления студентов - медиков недостаточно пристальное внимание уделяется навыкам развития стрессоустойчивости, саморегуляции. Предполагается, что актуализация индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости студентов на стадии профессиональной подготовки способствует профессиональному развитию и является эффективным способом профилактики профессиональной деформации и выгорания.
Целью исследования является исследование индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости личности на этапе профессиональной подготовки и способов их актуализации (на примере студентов медицинского колледжа).
Объект исследования: стрессоустойчивость личности.
Предмет исследования: актуализация индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа на этапе профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной деятельности медицинского работника целесообразно актуализировать и развивать у студентов-медиков на этапе профессиональной подготовки как наиболее благоприятном периоде профессионального становления личности, и определяются такими характеристиками как пониженный уровень тревоги, преобладание стенических эмоций, устойчивость эмоционально-волевой сферы, адекватная положительная самооценка, навыки использования конструктивных копинг- стратегий и доминирование внутренне-значимых мотивов профессиональной деятельности.
Задачи:
• проанализировать психологическую литературу по проблеме стрессоустойчивости личности;
• подобрать и обосновать методы и методики исследования стрессоустойчивости;
• эмпирически исследовать и выявить ресурсы стрессоустойчивости у студентов медицинского колледжа;
• разработать профилактическую психологическую программу, направленную на актуализацию и развитие ресурсов стрессоустойчивости студентов.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы:
а) теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме стрессоустойчивости, демонстрирующих состояние изученности проблемы;
б) психодиагностические методы:
1) методика «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптированный вариант Н.Е. Водопьяновой);
2) методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов);
3) методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан);
4) опросник «Проактивное совладающее поведение» (Е. Старченкова);
5) шкала оценки субъективной комфортности (А. Леонова);
6) «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
в) методы математической обработки данных:
1) анализ первичных данных;
2) корреляционный анализ.
Математике - статистическая обработка данных проводилась с помощью редактора данных IBM SPSS Statistics 22.
Научная новизна. Не смотря на большой интерес к проблеме стрессоустойчивости и ресурсов, обеспечивающих стрессовую толерантность со стороны авторов, личностные качества студентов - медиков, их индивидуальные особенности изучены недостаточно широко. По нашему мнению, изучать личностные характеристики людей, выбравших своей профессиональной деятельностью медицинскую область, крайне важно и необходимо. Это объясняется тем, что личность формируется не только в профессиональной, но и в учебной деятельности. Более того, формирование личности в период получения профессионального образования является наиболее интенсивным, и не должно обходиться стороной.
Практическая значимость. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы для психологического просвещения студентов медицинских образовательных учреждений по проблеме стрессоустойчивости и ресурсов противостояния стрессу. Программа по развитию ресурсов стрессоустойчивости, разработанная в рамках данной работы, в дальнейшем может быть использована для работы со студентами - медиками на базе специализированных учебных учреждений.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 66 студентов в возрасте от 19 до 23 лет. База исследования - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тольяттинский медицинский колледж», студенты 2-3 курсов.
Достоверность выводов предполагается обеспечить следующими условиями: методологической обоснованностью научных позиций, соответствием методов и методик поставленным целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, качественным и количественным анализом эмпирических данных.
Личное участие. Автор лично проводил исследование уровня стрессоустойчивости и особенностей ресурсных состояний у студентов медицинского колледжа г.о. Тольятти; осуществил систематизацию полученных эмпирических данных, давая им научное обоснование, анализ взаимосвязи уровня стресса, ресурсов стрессоустойчивости и ресурсных состояний; осуществил разработку психологической программы по формированию стрессоустойчивости у студентов - медиков на этапе профессиональной подготовки.
Апробация результатов работы:
Материалы диссертации были представлены и докладывались в рамках следующих конференций и были опубликованы в сборниках:
1) Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», 2018 и 2019.
2) Научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки ТГУ», 2019 и 2020.
3) «Особенности стрессоустойчивости личности медицинских работников». Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество. Декабрь 2018» - 893 с. С. 373.
4) «Особенностей стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти». Сборник статей по итогам научно - практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ. Апрель 2019» - 775 с. С. 524
5) «Актуализация ресурсов стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа на стадии профессиональной подготовки». Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество. Декабрь 2019»;
6) «Удовлетворенность жизнью как ресурс стрессоустойчивости на этапе профессиональной подготовки». Сборник статей по итогам научно - практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ. Апрель 2020» (в печати).
7) «Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г.о. Тольятти» («Балканское научное обозрение» в июньском 2019. Т.3. № 2(4) - 118 с. С. 83.
На защиту выносятся положения:
1. Актуализация ресурсов стрессоустойчивости на этапе профессиональной подготовки студентов-медиков позволит развить стрессоустойчивость как профессионально-важное качество в профессиональной деятельности медицинского работника, способствуя становлению будущего медика.
2. Развитие стрессоустойчивости у студентов - медиков на этапе профессиональной подготовки как наиболее благоприятном периоде становления личности происходит поэтапно через повышение уровня осознания личностных особенностей.
3. Основными ресурсами стрессоустойчивости студентов - медиков в профессиональной деятельности являются устойчивость эмоционально-волевой сферы, навыки использования конструктивных копинг-стратегий, адекватная положительная самооценка, преобладание стенических эмоций и пониженный уровень тревоги.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 7 рисунков, 4 таблицы, список литературы (66 источников), приложения. Объем основного текста изложен на 83 страницах.
В ходе проведенного исследования мы рассмотрели подходы к проблеме стрессоустойчивости, ресурсов стрессоустойчивости, изучили особенности и методы их актуализации. Нами была разработана программа по актуализации ресурсов стрессоустойчивости, направленная на выявление и развитие ресурсных состояний.
Изучив существующую проблему, мы пришли к выводу о том, что развитие таких качеств, как эмоциональная выносливость, психологическая устойчивость, принятие себя, являются наиболее важными актуальными именно на этапе профессиональной подготовки. По мнению Э.Ф. Зеера в этот период на этапе получения профессии происходит развитие профессионально важных личностных качеств, их структурирование и систематизирование, формирование профессиональной пригодности личности [12].
Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросом стрессоустойчивости, мы пришли к выводу о том, что актуализация и развитие ресурсов стрессоустойчивости у студентов на этапе профессиональной подготовки способствует формированию целостной личности медика, обладающей такими качествами, как уверенность в собственных силах, спокойствие и выносливость в экстремальных ситуациях, умение восстанавливаться после напряженной работы, как физической, так и психологической. На данном этапе крайне важно знакомить будущих специалистов с их внутренними возможностями, это буде способствовать гармоничному развитию специалиста, способному противодействовать стрессам и восстанавливаться посте них.
Целью нашей работы является исследование индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости личности на этапе профессиональной подготовки и способов их актуализации (на примере студентов медицинского колледжа). Для этого нами было проведено исследование на уровень стресса у студентов, диагностированы их индивидуальные особенности относительно ресурсных состояний и проведен анализ корреляционных взаимосвязей, объясняющий зависимость стрессоустойчивости от выраженных индивидуальных особенностей студентов. На основании полученных результатов нами были сделаны выводы, позволяющие разработать и обосновать программу, развивающую ресурсы стрессоустойчивости, обучающую навыкам саморегуляции и восстановления, то есть способствующую снижению уровня стресса.
Исследование было проведено в три этапа: выбор и обоснование проблемы, эмпирическое исследование с уточнением гипотезы, анализ и теоретическое осмысление результатов с оформлением выводов.
Диагностика уровня стресса, проведенная по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптированный вариант Н.Е. Водопьяновой), показала, что у большинства студентов (60,6% респондентов) уровень стресса находятся на низком уровне.
В ходе нашего исследования мы применяли методики на ресурсные состояния Л.В. Куликова (активность жизненной позиции, жизненный тонус, базальная тревога, устойчивость эмоционального тона, удовлетворённость жизнью, положительный образ самого себя), на степень развития копинг - стратегий Д. Амирхан и Е. Старченковой (проактивное преодоление, поиск социальной поддержки, избегание проблемы, разрешение проблемы), на мотивации при выборе профессии Р.В. Овчаровой, на ощущение субъективной комфортности А. Леоновой.
Корреляционный анализ показал, что уровень стресса зависит от того, на сколько активную жизненную позицию занимает респондент, на сколько высок его жизненный тонус, на сколько он способен сохранять спокойствие и уравновешенное состояние, на сколько он удовлетворен собственным «Я» и жизнью в целом.
Исследование показало, что уровень стресса не зависит от мотивов, которыми руководствовался респондент при выборе профессии, и от копинг - стратегий, применяемых респондентом. Однако стратегия «Избегание проблемы» влияет на самопринятие, удовлетворенность человека собой и собственными поступками.
Таким образом, в ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что ресурсы стрессоустойчивости определяются такими характеристиками, как устойчивость эмоционально-волевой сферы, навыки использования конструктивных копинг-стратегий, адекватная положительная самооценка, преобладание стенических эмоций и пониженный уровень тревоги.
Все эти взаимосвязи были учтены нами при разработке обучающей психологической программы. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы для психологического просвещения студентов медицинских образовательных учреждений по проблеме стрессоустойчивости и ресурсов противостояния стрессу. Программа по развитию ресурсов стрессоустойчивости, разработанная в рамках данной работы, в дальнейшем может быть использована для работы со студентами - медиками на базе специализированных учебных учреждений.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М. : 1980.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Институт практической психологии, 1996.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : 2011.
4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Прогресс, 1960.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
6. Анастази А. Психологическое тестирование. М. : Авента, 1982.
7. Ануфриюк К. Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль всоциально-психологической адаптации подростков // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 147-153.
8. Березовская Л. Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С. А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей. Курск: КГУ, 2007. С. 17-19.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008г.
10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
11. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996.
12. Вакуева А. Н. Новая воспитательная технология - технология социально-психологического тренинга. // Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2015 С. 77-79.
13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2008.
14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Педология подростка. Москва, «Педагогика», 1984.
...