Разработка информационной подсистемы управления учебным процессом в образовательной организации (на примере ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж»)
|
Введение 4
Глава 1 Анализ предметной области 6
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 6
1.1.1 Характеристика организации ГАПОУ «Оренбургский
государственный колледж» 6
1.1.2 Организационная структура колледжа 6
1.1.3 Сущность задачи автоматизации 8
1.2 Концептуальное моделирование предметной области 9
1.2.1 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 9
1.2.2 Обоснование необходимости автоматизированного варианта
решения и формирование требований к новой технологии 15
1.3 Анализ существующих систем и технических решений 17
1.4 Постановка задачи на разработку автоматизированной
информационной системы «Абитуриент-Студент» 20
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» ... 22
Глава 2 Логическое проектирование автоматизированной информационной системы «Абитуриент-Студент» 25
2.1 Построение логической модели АИС «Абитуриент-Студент» и её
описание 25
2.2 Информационное обеспечение АИС «Абитуриент-Студент» 33
2.2.1 Характеристика нормативно-справочной и входной
оперативной информации 33
2.2.2 Характеристика выходной информации 36
2.3 Требования к аппаратно-программному обеспечению АИС 40
2.4 Выбор архитектуры АИС 43
Глава 3 Разработка автоматизированной информационной системы 47
3.1 Общая концепция разрабатываемой системы 47
3.2 Разработка АИС «Абитуриент-Студент» в среде «1С
Предприятие» 47
3.3 Тестирование разработанного программного продукта 54
3.3.1 Выбор методики тестирования программного продукта .... 54
3.3.2 Тестирование разработанной автоматизированной информационной системы «Абитуриент-Студент» 56
3.4 Оценка и обоснование экономической эффективности разработки 57
3.4.1 Выбор методики расчета экономической эффективности .. 57
3.4.2 Расчет показателей экономической эффективности
проекта 58
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение
Глава 1 Анализ предметной области 6
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 6
1.1.1 Характеристика организации ГАПОУ «Оренбургский
государственный колледж» 6
1.1.2 Организационная структура колледжа 6
1.1.3 Сущность задачи автоматизации 8
1.2 Концептуальное моделирование предметной области 9
1.2.1 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 9
1.2.2 Обоснование необходимости автоматизированного варианта
решения и формирование требований к новой технологии 15
1.3 Анализ существующих систем и технических решений 17
1.4 Постановка задачи на разработку автоматизированной
информационной системы «Абитуриент-Студент» 20
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» ... 22
Глава 2 Логическое проектирование автоматизированной информационной системы «Абитуриент-Студент» 25
2.1 Построение логической модели АИС «Абитуриент-Студент» и её
описание 25
2.2 Информационное обеспечение АИС «Абитуриент-Студент» 33
2.2.1 Характеристика нормативно-справочной и входной
оперативной информации 33
2.2.2 Характеристика выходной информации 36
2.3 Требования к аппаратно-программному обеспечению АИС 40
2.4 Выбор архитектуры АИС 43
Глава 3 Разработка автоматизированной информационной системы 47
3.1 Общая концепция разрабатываемой системы 47
3.2 Разработка АИС «Абитуриент-Студент» в среде «1С
Предприятие» 47
3.3 Тестирование разработанного программного продукта 54
3.3.1 Выбор методики тестирования программного продукта .... 54
3.3.2 Тестирование разработанной автоматизированной информационной системы «Абитуриент-Студент» 56
3.4 Оценка и обоснование экономической эффективности разработки 57
3.4.1 Выбор методики расчета экономической эффективности .. 57
3.4.2 Расчет показателей экономической эффективности
проекта 58
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение
В век информационных технологий и информатизации в учебных организациях, происходит автоматизация бизнес-процессов, требующих большого количества временных и трудовых затрат.
Под управлением учебным процессом подразумевается не только ведение образовательной деятельности, но и разработка различного рода документации. На данный момент в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский
государственный колледж» (ГАПОУ «ОГК») отчетность, касающаяся студентов и их успеваемости, хранится в отдельных электронных файлах и папках, что осложняет поиск и обработку нужной информации.
Целью данной бакалаврской работы является разработка подсистемы управления учебным процессом в ГАПОУ «ОГК». О важности данной разработки говорит то, что ранее разработанные, схожие информационные продукты редко могут быть закуплены в уже готовом виде, потому что каждое учебное заведение обладают своей внутренней спецификой.
Для выполнения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить различного рода задачи:
1) выполнить поиск и анализ учебной и учебно-методической литературы по вопросам разработки информационной системы (ИС) для образовательной организации;
2) изучить бизнес-процессы, протекающие в образовательной организации, входную и выходную документацию; проанализировать существующие в организации информационные подсистемы;
3) выбрать наиболее подходящею технологию проектирования для будущей ИС; выполнить концептуальное, логическое и физическое моделирование бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, на основе анализа предметной области;
4) выбрать программное обеспечение (ПО) для разработки информационной системы; разработать интерфейс и функционал ИС; выполнить тестирование и отладку разработанного ПО;
5) рассчитать экономическую эффективность от внедрения в организации разработанной ИС.
Объектом исследования в данной бакалаврской работе является учебный процесс в образовательной организации. Предметом исследования является автоматизация управления учебным процессом.
Методами исследования являются структурный подход и объектно-ориентированный подход к анализу и проектированию.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Первая глава содержит анализ деятельности работы колледжа с точки зрения управления образовательным процессом, построение концептуальных моделей автоматизируемых бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ». Ставятся задачи исследования, обосновывается цель автоматизации, дается сравнительная характеристика существующих на рынке ПО решений автоматизации, приводится обоснование выбранной технологии проектирования.
Вторая глава содержит описание логического проектирования информационной системы, построение и анализ UML диаграмм. Делается сравнительный анализ систем управления базами данных и выбор наиболее подходящей среды разработки информационной системы. Описываются входная и выходная информация.
Третья глава содержит описание этапов разработки ИС, интерфейса, программирования функций, выбора метода и результатов тестирования разработанной ИС. Приводится расчет экономической эффективности от внедрения разработанной ИС.
Итогом является информационная подсистема управления учебным процессом для образовательной организации ГАПОУ «ОГК».
Под управлением учебным процессом подразумевается не только ведение образовательной деятельности, но и разработка различного рода документации. На данный момент в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский
государственный колледж» (ГАПОУ «ОГК») отчетность, касающаяся студентов и их успеваемости, хранится в отдельных электронных файлах и папках, что осложняет поиск и обработку нужной информации.
Целью данной бакалаврской работы является разработка подсистемы управления учебным процессом в ГАПОУ «ОГК». О важности данной разработки говорит то, что ранее разработанные, схожие информационные продукты редко могут быть закуплены в уже готовом виде, потому что каждое учебное заведение обладают своей внутренней спецификой.
Для выполнения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить различного рода задачи:
1) выполнить поиск и анализ учебной и учебно-методической литературы по вопросам разработки информационной системы (ИС) для образовательной организации;
2) изучить бизнес-процессы, протекающие в образовательной организации, входную и выходную документацию; проанализировать существующие в организации информационные подсистемы;
3) выбрать наиболее подходящею технологию проектирования для будущей ИС; выполнить концептуальное, логическое и физическое моделирование бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, на основе анализа предметной области;
4) выбрать программное обеспечение (ПО) для разработки информационной системы; разработать интерфейс и функционал ИС; выполнить тестирование и отладку разработанного ПО;
5) рассчитать экономическую эффективность от внедрения в организации разработанной ИС.
Объектом исследования в данной бакалаврской работе является учебный процесс в образовательной организации. Предметом исследования является автоматизация управления учебным процессом.
Методами исследования являются структурный подход и объектно-ориентированный подход к анализу и проектированию.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Первая глава содержит анализ деятельности работы колледжа с точки зрения управления образовательным процессом, построение концептуальных моделей автоматизируемых бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ». Ставятся задачи исследования, обосновывается цель автоматизации, дается сравнительная характеристика существующих на рынке ПО решений автоматизации, приводится обоснование выбранной технологии проектирования.
Вторая глава содержит описание логического проектирования информационной системы, построение и анализ UML диаграмм. Делается сравнительный анализ систем управления базами данных и выбор наиболее подходящей среды разработки информационной системы. Описываются входная и выходная информация.
Третья глава содержит описание этапов разработки ИС, интерфейса, программирования функций, выбора метода и результатов тестирования разработанной ИС. Приводится расчет экономической эффективности от внедрения разработанной ИС.
Итогом является информационная подсистема управления учебным процессом для образовательной организации ГАПОУ «ОГК».
В результате работы над ВКР было выполнено всестороннее исследование деятельности образовательной организации ГАПОУ «ОГК» и её организационной структуры. Выполнен анализ автоматизации основных бизнес-процессов в организации.
По результатам исследования была выполнена разработка модели бизнес-процессов организации «КАК ЕСТЬ» для определения задач, которые необходимо автоматизировать в рамках реинжиниринга бизнес-процессов, относящихся к организации учебного процесса. Новые подходы к организации учебного процесса были указаны при построении новой бизнес- модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ». Были сформированы требования к будущей АИС.
При создании концептуальной модели АИС был использован объектно¬ориентированный подход. Построение UML-диаграмм было выполнено с использованием структурного и поведенческого моделирования. К построенным структурным UML-диаграммам относятся диаграмма классов, диаграмма развёртывания и диаграммы объектов. К построенным поведенческим UML-диаграммам относятся диаграмма прецедентов и диаграмма последовательности.
Реализация АИС «Абитуриент-Студент» была выполнена в среде разработки «1С: Предприятие». Для работы АИС была выбрана файл- серверная архитектура, так как использование данной архитектуры будет достаточно для работы нескольких пользователей одновременно, и данный вариант является бюджетным по сравнению с клиент-серверной архитектурой. Основанием для такого выбора послужило также обсуждение с руководством колледжа возможностей АИС при реализации каждой из названных архитектур и требуемых для реализации финансовых затрат.
Расчет показателей экономической эффективности от внедрения проекта АИС «Абитуриент-Студент» дал возможность установить количественные оценки экономического эффекта. При ведении учебного процесса с использованием АИС будут снижены трудовые и стоимостные затраты на 96%, а окупаемость проекта не будет превышать восьми месяцев. Годовой экономический эффект от внедрения АИС «Абитуриент-Студент» будет равен 123 568,92 рублей. Приведённые расчёты позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности при использовании разработанного проекта АИС «Абитуриент-Студент».
Выполненное тестирование разработанной конфигурации доказывает, что она удовлетворяет всем требованиям, предъявленным к АИС. АИС выполняет все требуемые функции быстро и без ошибок, обладает простым и понятным интерфейсом. Разработанную АИС можно внедрять и использовать в организации ГАПОУ «ОГК».
Таким образом, поставленная в начале работы над ВКР цель - разработка подсистемы управления учебным процессом в образовательной организации ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж» - была выполнена в полном объёме.
По результатам исследования была выполнена разработка модели бизнес-процессов организации «КАК ЕСТЬ» для определения задач, которые необходимо автоматизировать в рамках реинжиниринга бизнес-процессов, относящихся к организации учебного процесса. Новые подходы к организации учебного процесса были указаны при построении новой бизнес- модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ». Были сформированы требования к будущей АИС.
При создании концептуальной модели АИС был использован объектно¬ориентированный подход. Построение UML-диаграмм было выполнено с использованием структурного и поведенческого моделирования. К построенным структурным UML-диаграммам относятся диаграмма классов, диаграмма развёртывания и диаграммы объектов. К построенным поведенческим UML-диаграммам относятся диаграмма прецедентов и диаграмма последовательности.
Реализация АИС «Абитуриент-Студент» была выполнена в среде разработки «1С: Предприятие». Для работы АИС была выбрана файл- серверная архитектура, так как использование данной архитектуры будет достаточно для работы нескольких пользователей одновременно, и данный вариант является бюджетным по сравнению с клиент-серверной архитектурой. Основанием для такого выбора послужило также обсуждение с руководством колледжа возможностей АИС при реализации каждой из названных архитектур и требуемых для реализации финансовых затрат.
Расчет показателей экономической эффективности от внедрения проекта АИС «Абитуриент-Студент» дал возможность установить количественные оценки экономического эффекта. При ведении учебного процесса с использованием АИС будут снижены трудовые и стоимостные затраты на 96%, а окупаемость проекта не будет превышать восьми месяцев. Годовой экономический эффект от внедрения АИС «Абитуриент-Студент» будет равен 123 568,92 рублей. Приведённые расчёты позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности при использовании разработанного проекта АИС «Абитуриент-Студент».
Выполненное тестирование разработанной конфигурации доказывает, что она удовлетворяет всем требованиям, предъявленным к АИС. АИС выполняет все требуемые функции быстро и без ошибок, обладает простым и понятным интерфейсом. Разработанную АИС можно внедрять и использовать в организации ГАПОУ «ОГК».
Таким образом, поставленная в начале работы над ВКР цель - разработка подсистемы управления учебным процессом в образовательной организации ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж» - была выполнена в полном объёме.



