Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №120070

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности 12
1.1 Понятие «функциональная грамотность» и анализ её
содержания 12
1.2 Структура учебно-познавательной деятельности 20
1.3 Применение IT- технологий в образовательном процессе 28
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию функциональной грамотности у обучающихся 8 классов на уроках английского языка 40
2.1 Диагностика уровня развития функциональной грамотности у
обучающихся 8 класса 41
2.2 Формирующий эксперимент на основе авторских
образовательных веб-квестов 48
2.3 Динамика развития функциональной грамотности у
обучающихся 8 классов на уроках английского языка 64
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Диагностическая методика 78
Приложение Б Методические рекомендации к образовательным веб-квестам 86

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что современное образование выполняет три важные задачи - обучает, воспитывает и развивает личность. Триумвират данных задач стал одной из причин трансформационных процессов, затронувших сферу образования на всех ее уровнях и во всех предметных областях. На первое место выходит не только обучение учащихся определенной предметной области, но и адаптация их к тем социальным, экономическим и политическим условиям, что определяют жизнь общества. К ним можно отнести гуманизацию, высокий информационный поток, либерализацию и рост самоконтроля личности в общественной деятельности. Одним из наиболее перспективных направлений развития образования в данном контексте выступает развитие функциональной грамотности учащихся.
На социальном уровне актуальность исследования определена тем, что на практических занятиях обучающиеся показывают невысокий уровень владения навыками поиска информации в тексте, многие не могут выделить ключевую фразу и опорные слова для последующей работы с послетекстовыми заданиями, а также трансформации исходного источника. Возникают проблемы с прочтением диаграмм, графиков и использованием таблиц для сравнительной характеристики предметов, не могут применить на практике имеющиеся знания.
На теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью коррекции педагогической практики, то есть
ориентироваться не только на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск и умение применять на практике, в повседневной жизни полученные знания. При этом использование современных образовательных технологий помогает формировать опыт конструктивного мышления и продуктивной деятельности.
Важность развития функциональной грамотности подчеркивается и в программе оценки качества образования на основе практик международных исследований Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В число регионов, участвующих в данной программе, входят и образовательные учреждения Самарской области. Основные итоги оценки качества образования и сформированности функциональной грамотности будут подведены в 2024 году, но уже на промежуточных этапах можно говорить о том, что 90-95 % участников программы не достигают высоких уровней функциональной грамотности: способности эффективно принимать решения, аргументировать свою точку зрения и функционировать в стандартных и нестандартных ситуациях. В качества решения данной проблемы, образовательным учреждениям было рекомендовано обратить внимание на предметные области, в большей степени, влияющие на формирование функциональной грамотности. К ним можно отнести русский язык, литературу, английский язык.
Данные предметы выходят на первый план из-за особенности оценки степени сформированности функциональной грамотности, навыков разрешения проблем, глобальных компетенций, креативного мышления PISA - Programmer for International Student Assessment. В соответствии с ней обучающиеся должны уметь работать с информацией (находить ее и извлекать, осмысливать и оценивать, интерпретировать), с различными типами текста.
Именно английский язык формирует «глобальную» сторону функциональной грамотности, так как обучающиеся должны анализировать информацию, в том числе и содержащуюся в текстах, на языке, носителями которого они не являются. Это принципиально иной, более сложный уровень овладения функциональной грамотностью, наиболее востребованный в системе современного отечественного образования и отвечающий интересам, как государства, так и общества.
Следует отметить то, что развитие функциональной грамотности в процессе изучения английского языка выполняет и практическую задачу использования навыка чтения различных текстов для взаимодействия с обществом, например, для ведения деловой и личной переписки, выполнение инструкций, заполнение официальной документации. Развитие IT- технологий приводит к тому, что экономические, духовные, политические процессы выходят за национальные границы, становятся
интернациональными, а значит, требуют использования единого языка коммуникации, как в устной, так и письменной речи. В связи с этим, одним из показателей высокой функциональной грамотности является знание иностранных языков, и уверенное владение ими для успешной межкультурной коммуникации.
Теоретической основой исследования функциональной грамотности являются труды отечественных и зарубежных ученых. Так, в работах Л. М. Перминовой и О. Е. Лебедева, разработана технология формирования функциональной грамотности школьников [14]. В. А. Ермоленко и Р. Л. Перченок предлагают технологию развития функциональной грамотности, которая рассчитана на систему общего профессионального и дополнительного образования [8]. В трудах С. Г. Вершловского, О. Е. Лебедева просматривается взаимосвязь информационной культуры общества и функциональной грамотности личности [6], [14].
М. Д. Матюшкина обращает внимание, что функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, напрямую влияющее на формирование в будущем у обучающихся профессиональных компетенций [6]. В исследованиях М. Коула и С. Скрибнера основное внимание уделяется взаимосвязи коммуникативных навыков и уровнем функциональной грамотности [41]. Опираясь на учения Джона Дьюи, Жана Пиаже, Л. С. Выготского педагоги-конструктивисты уделяют особое внимание тому, что формирование функциональной грамотности происходит через осмысление детьми своего опыта в обучении [7]. Другими словами, педагог должен создать творческую и непринуждённую обстановку в процессе обучения. В результате этого процесса и формируются ценностные смыслы с учетом конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ученик. Вместе с тем, традиционный взгляд на функциональную грамотность в отечественной системе образования основан на понимании ее в первую очередь как умения читать текст и воспринимать его основную мысль и содержание. Данный подход упрощает лингводидактические принципы обучения иностранному языку до минимального владения языковыми и речевыми знаниями и навыками.
А. А. Контримович, Е. И. Панфилова, М. В. Паюнена выделяют английский язык как одну из ведущих дисциплин, в рамках преподавания которой целесообразно организовывать работу по развитию функциональной грамотности [13]. Это приводит к необходимости переосмысления педагогических условий полноценной и правильной читательской деятельности обучающихся и формирует понимание необходимости привлечения в образовательный процесс новых инновационных технологий, в том числе из IT-сферы.
Использование IT-технологий позволяет развивать функциональную читательскую грамотность для поиска информации и дальнейшей работы с ней. При этом применение интерактивных ресурсов позволит создать открытый банк заданий, тематически их систематизировать и творчески подойти к обучению, другими словами, дать ученикам проблемное задание с элементами ролевой игры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Функциональная грамотность является одним из важных показателей информационно-грамотного человека. Это набор умений и навыков, которые позволяют человеку быстро адаптироваться в современном обществе. Функциональная грамотность - это не формальная грамотность, а умение применять полученные навыки в реальных ситуациях. Особое внимание уделяется такому навыку как текстовый поиск, умению делать выводы по прочитанному тексту и дальнейшему применению полученной информации.
Технология образовательного веб-квеста предлагает использовать творческий подход к разработке заданий с элементами ролевой игры, что помогает мотивировать и активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Данная технология предлагает из отдельных заданий выстроить единый сценарий образовательной игры. Успешно решая задания, веб-квеста ученики учатся работать с информацией, анализировать данные, трансформировать их для дальнейшей работы, развивают навыки коммуникации, принимают решения в знакомых и незнакомых ситуациях, что является необходимым условием для функционально-грамотной жизни в обществе. Анализ структуры учебно-познавательной деятельности позволил сделать вывод, что в ее основе лежат процессы приобретения и обработки информации. Познавательная деятельность является сознательной и неразрывно связана с такими когнитивными процессами как мышление, память, внимание и язык. Познавательная и учебная деятельность взаимосвязаны между собой, так как удовлетворяют потребность человека в усвоении новых знаний, умений и навыков.
Практическая часть работы состояла из: констатирующего,
формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента были проведены тесты международной организации PISA, показывающие уровень функциональной читательской грамотности у учащихся средней школы. Результаты показали, что основные затруднения учащиеся испытывают при сравнении или сопоставлении фактов в разных текстах, которые содержат противоречивую информацию, оценкой авторской позиции и аргументацией своих ответов.
С целью развития функциональной грамотности у учащихся средней школы были разработаны образовательные веб-квесты: «Загадочная цивилизация», «Ты то, что ты ешь» - в рамках учебной программы за 8 класс по английскому языку. Цель данных разработок: активизировать учебно¬познавательную деятельность учащихся при помощи IT-технологий, а именно образовательного веб-квеста, тем самым способствовать развитию функциональной грамотности. Разработанные авторские веб-квесты и методические рекомендации к ним позволят преподавателю успешно развивать функциональную грамотность учащихся, как в очной, так и дистанционной форме обучения.
Анализ теоретических положений и данных констатирующего эксперимента позволил нам перейти к формирующему эксперименту. Итогом формирующего эксперимента стало значительное увеличения уровня функциональной грамотности в категории оценивания и отражения информации, прочитанной в тексте. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. При сравнении данных мы увидели положительную динамику. Результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Функциональная грамотность в средней школе развивается эффективно, когда в процессе обучения вводятся IT технологии. Они позволяют сделать задания практиеориентированными, интерактивными и доступными для единого информационного пространства.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.



1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2016. 108 с.
2. Ахметжанова Г. В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании. // Балтийский гуманитарный журнал.2018. Т.7. №3 (24). С.334¬336.
3. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 221 с.
4. Бокарева А.Д. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Инфа, 2018. 259 с.
5. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся// Начальная школа 2014. № 11. С. 20-24.
6. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140-144.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Инфа, 2001. 156 с.
8. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. М.: Дрофа, 2014. 312 с.
9. Дрозина В.В. Механизм творческого решения нестандартных задач. М.: БИНОМ, 2015. 258 с.
10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2015. 161 с.
11. Землянская Е.Н. Методология исследовательской деятельности в начальном образовании. Москва: М11ГУ,2019. 217 с.
12. Ключарев Г.А., Огарев Е.А. Непрерывное образование в трансформирующемся российском обществе. М.: РОССПЭН, 2012. 191 с.
13. Контримович А.А., Паюнена М.В. Развитие функциональной грамотности: из опыта преподавания иностранным языкам // Известия Иркутской государственной академии. 2017. № 2. С. 25-30.
14. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2015. №5. С. 3-13.
15. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции. М.: Астрель, 2002. 58 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Academia,2015.
17. Мацкевич В., Крупник С. Функциональная грамотность //
Всемирная энциклопедия: Философия. Минск: Харвест, 2001. 312 с.
18. Машбиц Е.И., Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические
проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. 192 с.
...
Всего источников - 44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ