Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания трудолюбия у младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Воспитание трудолюбия как психолого-педагогическая проблема .. 8
1.2. Условия и методы воспитания трудолюбия у младших школьников .. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии 23
2.1. Исследование уровней трудолюбия у обучающихся начальной школы 23
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию
трудолюбия у младших школьников на уроках технологии 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 39
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Актуальность. В современном российском обществе важнейшей социально-педагогической задачей является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной профессиональной деятельности, формирование способности к активному и ответственному проектированию своего будущего.
Учебная деятельность тесно связана с трудовой деятельностью. Участие школьников в трудовой деятельности играет существенную роль в их психическом развитии и личностном становлении, а также в процессе усвоения учебных знаний и умений. Известно, что одной из важнейших проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе, является оторванность учебных знаний от жизни. Так, школьник способен усвоить определенные знания, знает формулировки и определения понятий, может подобрать конкретные примеры для их иллюстрации, но он зачастую не способен применить на практике эти знания. Проявление данной проблемы значительно сокращается при условии включения школьников в трудовую деятельность в рамках учебного процесса. При этом задачей обучения в школе становится не только усвоение обучающимися определенных знаний, но и формирование у них нравственных качеств, а также воспитание различных сторон личности в ходе образовательной деятельности.
Эффективные условия для этого создает трудовая деятельность, так как ее общественно и личностно значимый результат проявляется не только в реальной предметной, вещественной форме, но и в учебной (а в будущем - и в профессиональной) деятельности, приводит к отчетливому осознанию необходимости совместных усилий коллектива для достижения определенных целей.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятным периодом для развития трудолюбия. В числе возрастных особенностей, характерных для младших школьников - повышенная эмоциональность, восприимчивость к внешним (в нашем случае - педагогическим) воздействиям, позитивная открытость миру. Важно, чтобы в этом возрасте ребенок не только осознал нравственную пользу труда, но и стал полноценным субъектом трудовой деятельности.
Проведенный нами педагогический анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические условия, способствующие воспитанию трудолюбия у младших школьников в условиях образовательного учреждения.
Проблема исследования: каковы возможности воспитания трудолюбия у младших школьников на уроках технологии?
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих воспитание трудолюбия у младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: воспитание трудолюбия у младших школьников на уроках технологии.
Научная новизна: положительный результат диагностического комплекса, для определения уровня воспитания трудолюбия у обучающихся начальной школы, как основа для дальнейшей разработки и внедрения мероприятий, способствующих повышению уровня трудолюбия у младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание трудолюбия у младших школьников будет происходить наиболее эффективно, если:
- осуществлять педагогическую диагностику уровня трудолюбия у младших школьников;
- разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс мероприятий, способствующих формированию стремления к повышению уровня трудолюбия у младших школьников;
- обогатить содержание уроков технологии знаниями,
мотивирующими детей к трудолюбию;
- использовать формы учебной деятельности, соответствующие возрастному развитию младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были обозначены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) разработать диагностический комплект и выявить уровень трудолюбия у младших школьников;
3) разработать и внедрить комплекс мероприятий по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии;
4) оценить эффективность мероприятий по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы: анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент;
- систематизация и анализ данных;
- методы математической обработки данных исследования.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Сборный муниципального района Сызранский Самарской области (ГБОУ ООШ пос. Сборный).
Теоретическая значимость заключается в систематизации психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания трудолюбия у младших школьников на уроках технологии, в уточнении основных понятий исследования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии, которые могут использоваться в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объём работы составляет 48 страниц.
Проблема эффективного формирования трудолюбия обучающихся, рассматриваемая в современной педагогике, сложна и противоречива.
В ходе анализа теории и проведения эксперимента в выпускной квалификационной работе нами решены следующие задачи:
1) проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы изучили современное состояние образования, изучили сущность понятия "трудолюбие" и определили теоретические предпосылки формирования трудолюбия у младших школьников;
проведенный анализ позволил раскрыть значение понятия "трудолюбие", детально рассмотреть специфику воспитания трудолюбия, понимаемого как процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Кроме того, было отмечено, что уроки технологии располагают богатым, но недостаточно реализованным потенциалом для воспитания трудолюбия у учащихся младших классов.
2) разработанный нами диагностический комплекс позволил выявить уровень трудолюбия и показал недостаточность воспитанности трудолюбия у современных учащихся младшей школы; на основе теоретического материала были определены следующие компоненты трудолюбия: уровень знаний о труде, уровень трудовой активности, уровень интереса к труду взрослых, уровень представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду; также выделены уровни трудолюбия: высокий, средний, низкий; определены содержание и методики констатирующего и контрольного эксперимента: анкета для выявления трудового сознания младших школьников (собственная разработка); методика на выявление трудовой активности (Е.Г. Урунтаева); анкета для определения уровня интереса к труду взрослых у младших школьников (С. Н. Чистякова); методика неоконченных предложений.
3) для реализации формирующего этапа экспериментальной деятельности в качестве экспериментальной группы нами был выбран 3 "А"класс, а в качестве группы контрольной - 3 "Б"; цель формирующего эксперимента - реализация выделенных нами педагогических условий по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии; разработанный и внедренный комплекс проектных мероприятий, направленных на воспитание трудолюбия у младших школьников, позволил наиболее полно задействовать воспитательный потенциал уроков технологии;
4) оценена эффективность проектных мероприятий по воспитанию трудолюбия у младших школьников на уроках технологии; диагностика, проведенная нами на контрольном этапе, показала эффективность уроков технологии (в частности, проектных методов, реализуемых на этих уроках) в формировании трудолюбия у младших школьников. Результаты исследования уровня трудолюбия у младших школьников экспериментальной группы в ходе проведенных работ были значительно улучшены.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академия, 2009. С. 426
2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие/. - СПб.: Питер, 2013. С. 416
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: М.: Просвещение, 2011. С. 201
- 202
4. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания Начальная школа. - 2007. - № 3. С. 15 - 20
5. Аншакова В.В. Вклад А.И. Нечаева в становление и развитие возрастной и педагогической психологии: Материалы к спецкурсу. Астарахань: Издательство Астраханского гос. пед. ун-та, 2012. С. 126
6. Бабанский Ю.К. Педагогика:/Учебное пособие для студентов пед.ин - тов. - М.: Просвещение, 2012.
7. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах: / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М.: Просвещение, 2008.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: - М.:Просвещение, 2007. С. 276
9. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание.
- М.: Педагогика, 2006. С. 376
10. Болотина Л.Р. Педагогика: / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Л. Г. Семушкина. - М.: Просвещение, 2009 С. 201
11. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре:/ А. К. Бондаренко, А. И. Матусин. - М.: Просвещение, 2006. С. 176
12. Буре Р.С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов / Р. С. Буре. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. С. 136
13. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе: / А.В. Бычков. - М., 2010. С. 169
14. Возрастная и педагогическая психология: // Под ред. А.В.
Петровского. М. 2008. С. 146
15. Воспитание школьников в труде: // Под ред. А. А. Шибанова. - М.: Педагогика, 2006. С. 145
16. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников / М.:
Педагогика, 2015. С. 120
17. Григорович Л.А. Педагогика и психология :учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2014. С. 480
18. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - М.:Просвещение, 2012. С. 32
19.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: / Начальная школа. 2005. № 9.
20. Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском возрасте / М.:
Педагогика, 2008. С. 356
21. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе: // Нач.школа. - 2014. №2.
22. История педагогики и образования: /Под.ред. Пискунова А.И. 2 изд. М.: 2011. С. 213
23. Конышева Н.М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. С. 287
24. Коркина В.И. Дидактика в схемах и таблицах: Учебное пособие для
студентов дневной и заочной формы обучения специальности "Педагогика и методика начального обучения": //Караганда:
Издательство КарГУ, 2014. С. 211
25. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание школьников. М.: Академия, 2012. С. 469
26. Костенко П.П. Воспитание интереса к труду: / П.П. Костенко - М.:Аркти, 2014. С. 150
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / М.:
педагогика, 2007. С. 301
28. Макарова Ю. В. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб.: Свое издательство,2016. С. 128-130.
29. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: //Учебное пособие / Под ред. В.П. Шульгиной. Изд - е 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 320
30. Матушкин С. Е. Трудолюбие: содержание и воспитание: / Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2012. С. 115
31. Матушкин С.Е. Компетентностные контексты трудолюбия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. No 2, февраль. С.131-132.
32. Настольная книга учителя технологии. Нормативные документы, методические и справочные материалы. - М.: Астрель, 2015.
33. Нравственное и трудовое воспитание: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. С. 154
34.Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. Москва:Юрайт, 2012. С. 460
35. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель, № 4, 2010 с. 52 - 55.
36. Педагогика: учебное пособие для студентов сред.пед. учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2017. С. 416
37. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластёнина В.А. М.: Изд. центр "Академия", 2012. С. 576
38. Петрова Ю.А., Авдюхина Н.А. Проблема трудового воспитания // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции " Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста ". 2016. С. 829- 829.
39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: //Учеб.пособие для
студ. пед. колледжей. М.:ВЛАДОС, 2010. С. 400
40. Стажкова М.А. Роль трудового воспитания в становлении волевых качеств младших школьников // Научно-методический журнал "Концепт". 2014. No 11 (ноябрь). С. 116-120.
41. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей. М.: Просвещение, 2011. С. 164
42. Троицкая И. Ю., Зимина М. Д. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. No4. С. 712-715.
43. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006. С. 366
44. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 2010. С. 379
45. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. No 4. с. 77-90.