Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 8
1.1. Возрастные особенности развития подростков 14-16 лет 8
1.2. Общая характеристика технической подготовки футболистов и её корреляционная зависимость от физической подготовки 14
1.3. Стандартно-повторный метод упражнения и его роль в технической подготовке футболистов 23
Выводы по главе 29
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 40
Выводы по главе 42
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТАНДАРТНО-ПОВТОРНОГО МЕТОДА УПРАЖНЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ 43
3.1. Состояние технической подготовленности футболистов 14-16 лет 43
3.2. Результаты формирующего эксперимента исследуемых групп 45
Выводы по главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность. Футбол - это командная игра, вызывающая интерес у сотни миллионов людей, которая по количеству болельщиков, фанатов и занимающихся является самым популярным видом спорта в мире. Футбол - игра, где от уровня координационных способностей одного игрока, его технико-тактических действий, умения быстро, точно выполнять технические маневры в стремительно меняющихся ситуациях, зависит успех всей команды.
Бесспорна значимость физической подготовки в футболе для достижения высоких спортивных результатов. Выдерживать огромные физические нагрузки в этом виде спорта как во время учебно-тренировочного, так и во время соревновательного процесса, одновременно точно, качественно и профессионально применять сложные приёмы способен футболист с должным уровнем физической подготовки. Физическая подготовка футболистов представляет собой процесс, нацеленный на развитие ведущих физических качеств, совершенствование основных двигательных навыков. Физическая, теоретическая, техническая и волевая подготовленность - составные тесно взаимосвязанные звенья, из которых формируется индивидуальное мастерство, профессионализм игрока, их уровень является результатом эффективности учебно-тренировочного процесса юных игроков. По мнению специалистов, техническая подготовленность представляется базисом спортивного мастерства футболиста, именно она влияет на результат матча. Для решения задач физического воспитания применяется множество различных практических методов.
Актуальным является сегодня рассмотрение проблемы эффективности стандартно-повторного метода упражнения в технической подготовке и комплексном развитии координационных движений, пространственной ориентации футболистов 14-16 лет. Специалисты считают, что практические методы обучения (стандартно-повторный метод упражнения) влияют на высокий уровень развития быстроты, что будет содействовать более легкому выполнению менее быстрых движений и приведет к увеличению длительности работы. Изучение научно-методической литературы российской и зарубежной по теме «Футбол», беседы со спортсменами, тренерами - все это на фоне сегодняшних требований к технической и физической стороне подготовки футболистов привело нас к пониманию недостаточного освещения вопроса необходимости глубокого погружения в проблематику использования в учебно-тренировочном процессе эффективных методов физического воспитания, ориентированных на рост уровня физической и технической подготовленности футболистов.
Используемые тренерами на практике небольшой запас методов развития и оценки физической, технической подготовленности игроков, требуют апгрейда темы подготовки юных футболистов по причине её недостаточной проработки, акцентируя внимание на возрастные этапы, совмещённые со стадией форсированного развития физических качеств и специфики выполнения технических маневров в футболе.
Таким образом, был выявлен парадокс между высокими требованиями к уровню технической подготовленности футболистов, диктуемыми неординарными условиями соревновательной деятельности и неудовлетворительной результативностью действующей методики технической подготовки игроков в футболе. Ввиду этого была определена проблема исследования в направлении повышения эффективности технических действий футболистов для обеспечения результативности соревновательной деятельности в футболе. Выявленное противоречие и сформулированная проблема определили тему нашего педагогического исследования.
Теоретической базой исследования стали научные труды отечественных специалистов, ученых, таких как Матюшонок М.Т., Бальсевич В.К., Савченков Ю.И., Солодков А.С., Матвеев Л.П., Платонов В.Н., Пащенко А.Ю., Селуянов В.Н., Овчаров А.О., Губа В.П. и др., посвящённые закономерностям возрастных изменений организма подростка, вопросам эффективных методов физического воспитания, проблемам физической и технической подготовки спортсменов и их взаимосвязи на современном этапе развития спорта, поиску новых путей совершенствования двигательной активности и технико-тактического профессионализма.
Объект исследования: уровень технической подготовки футболистов 14-16 лет.
Предмет исследования: методика выстраивания специальной технической подготовки юных футболистов, организованная на применении стандартно-повторного метода упражнения.
Цель исследования: повышение уровня технической подготовки футболистов на основе применения стандартно-повторного метода упражнения.
Принимая во внимание цель исследования, мы сформулировали следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы и систематизацию информации по проблеме исследования.
2. Определить уровень технической подготовленности и способности к сохранению статического и динамического равновесия игроков 14-16 лет.
3. Разработать и апробировать в условиях эксперимента методику повышения технической подготовки футболистов 14-16 лет, построенную на систематическом применении в учебно-тренировочном процессе стандартно-повторного метода упражнения.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что систематическое применение стандартно-повторного метода в тренировочном процессе повлияет на повышение технической подготовленности футболистов 14-16 лет и качественно улучшит игровую деятельность футболистов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и генерализация научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Интервьюирование.
4. Педагогическое тестирование.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: Академия футбола имени Юрия Коноплева г. Тольятти. Сорок восемь футболистов возрастного диапазона 14-16 лет приняли участие в эксперименте.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
• подтверждении научной позиции о наличии неразрывной взаимосвязи между физической и технической подготовкой в футболе, являющимися составными звеньями системы подготовки, формирующими индивидуальное мастерство, профессионализм игрока;
• теоретическом обосновании стандартно-повторного метода упражнения, как метода, обладающего потенциалом корректной организации обучающихся, точной регламентации нагрузки, своевременного устранения ошибок, а также средств спортивной тренировки, применяемых на занятиях, способных влиять на повышение уровня технической подготовки футболистов.
Практическая значимость исследования. Представленная нами методика предлагается для применения тренерами в тренировочном процессе подготовки футболистов, поможет в организации обучения учащихся ДЮСШ технике футбола с учетом выявленных в ходе исследования новых теоретических и методических знаний, повышающих уровень их техникой подготовленности.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, включает список используемой литературы, иллюстрирована 3 таблицами, 2 рисунками.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволил установить важность раздела «техническая подготовка» в системе подготовки спортсменов-футболистов. Закладка базы всех важнейших качеств технической подготовки происходит в течение детско-юношеского возраста, отличающегося большим объемом учебно-тренировочной работы. Тенденция тренировок многообразна по характеру, содержанию и нагрузке. Достижение всесторонней технической готовности, на базе которой достигается наивысший результат, является ведущей задачей.
Ввиду выявленного парадокса между высокими требованиями к уровню технической подготовленности футболистов, диктуемыми неординарными условиями соревновательной деятельности и неудовлетворительной результативностью действующей методики технической подготовки игроков в футболе была определена проблема исследования в направлении повышения эффективности технических действий футболистов для обеспечения результативности соревновательной деятельности в футболе.
Проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента позволило выявить, что в показателях между контрольной и экспериментальной группами не было получено статистически существенных различий.
Для улучшения технических параметров, выполнения различных элементов, маневров, повышения уровня сохранения статического и динамического равновесия в футболе игроками 14-16 лет, нами разработана методика, основанная на применении стандартно-повторного метода упражнения. Достоинством стандартно-повторного метода упражнений является потенциал корректной организации обучающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного устранения ошибок.
Данная методика включала в себя комплекс разнообразных упражнений на точность ударов мячом в цель, совершаемых по неподвижному и опускающемуся мячу, ведение мяча по прямой и с препятствиями, жонглирование, балансирование на одной ноге, повороты на 360°.
Проведенное исследование показало эффективность экспериментальной методики, повлекшей рост развития технической подготовленности и способности к стабилизации равновесия футболистов юношей 15-16 лет. Это подтверждают полученные в ходе эксперимента показатели, где прослеживается преимущество участников экспериментальной группы, занимавшихся по экспериментальной методике с применением стандартно-повторного метода упражнения.
Мониторинг данных экспериментальной группы, выявил достоверные изменения показателей технической подготовленности во всех предложенных тестовых заданиях. Эти изменения нашли отражение в коэффициентах, указывающих на повышение уровня технической подготовленности и способности к сохранению равновесия:
• в ведении мяча с препятствиями 30 м зарегистрировано улучшение на 0,61 с;
• в ведении мяча - 7 касаний *30 м произошло повышение на 0,6 с;
• в развитии «чувства мяча» (жонглировании) увеличилось на 2,1 раза;
• точность удара возросла на 1,07 балла в ударах в цель с дистанции 16 м;
• в ударах в цель по опускающемуся мячу - на 1,27 балла, возросло статическое равновесие на 3,61 с;
• динамическое равновесие выросло на 1,2 раза.
Наибольший прирост показателей зафиксирован в экспериментальной группе в тестах «Жонглирование мячом» (р <0,05), «Балансирование на одной ноге» (р <0,05), в отдельных заданиях прирост результатов составил 0,6 - 3,61.
Методика повышения технической подготовки, разработанная нами, основанная на применении стандартно-повторного метода упражнения, позволила повысить технические параметры ведение мяча с преодолением препятствий, выполнения ударов по опускающемуся мячу, попадания в цель с различных дистанций и положений, жонглирование мячом, улучшить способности спортсменов к статическому и динамическому равновесию. В целом за период эксперимента процент прироста показателей в экспериментальной группе составил 18,4%, в контрольной группе - 5,3%.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента продемонстрировали динамику изменений в экспериментальной группе, позволяющую утверждать об эффективном воздействии экспериментальной методики, основанной на применении стандартно-повторного метода упражнения, на процесс обучения и совершенствования технических действий футболистов 14-16 лет. Применение стандартно-повторного метода упражнения в учебно-тренировочном процессе футболистов 14-16 лет объективно повышает их уровень технической подготовленности и способности к сохранению равновесия.
1. Айзман, Р.И., Лысова, Н.Ф., Завьялова, Я.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - М. : КНОРУС, 2017. - 404 с.
2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека : монография / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 288 с.
4. Бондаревский, Е.Я. Возрастные особенности развития функций у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, - 2006. - С. 153-177.
5. Валынко, В.В., Лебедев, В.М. Развитие координационных способностей в процессе подготовки юных футболистов: метод. рек. / В.В. Валынко, В.М. Лебедев. - Минск : Минстатпроект, 2015. - 39 с.
6. Виксне, З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков : метод. пособие / З.А. Виксне. - Рига : Латв.ГИФК, 2009. - 208 с.
7. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
8. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
9. Голомазов, С.В., Чирва, В.Г. Футбол: теоретические основы совершенствования точности действия с мячом / С.В. Голомазов, В.Г. Чирва. - М.: СпортАкадем Пресс, 2005. - 99 с.
10. Губа, В.П., Стула, А., Кромке, К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы / В.П. Губа, А. Стула, К. Кромке. - М. : Спорт, 2017. - 240 с.
11. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физического воспитания: учебник для техникумов физкультуры / А.А. Гужаловский. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 351 с.
12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: (Основы теории и методики воспитания). 2-е изд. / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.
13. Иваницкий, М.Ф., Никитюк, Б.А., Гладышева, А.А. и др. Анатомия человека : учебник, изд. 7-е. / М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева и др. - М. : Олимпия, 2008. - 624 с.
14. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 463 с.
15. Лойко, Т.В. Физиологические основы спортивной тренировки детей и подростков : пособие / Т.В. Лойко. - Минск: БГУФК, 2016. - 32 с.
...