ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ЧИРЛИДИНГ КАК ВИД СПОРТА . . . 7
1.1 Понятие чирлидинга, номинации в нем, его значение. . . . . . . . . . . .. .7
1.2. Специальная подготовка в чирлидинге.9
1.3. Флайеры в чирлидинге, трюки и положения их тела. . . 15
Выводы по 1 главе. . . 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФЛАЙЕРОВ В ЧИРЛИДИНГЕ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «ТВИНКЛ» Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА. . . . . . . . . . . . 24
2.1. Система занятий по формированию школы движений флайеров в чирлидинге. . 24
2.2. Диагностика уровня подготовленности флайеров в чирлидинге в соревновательном периоде макроцикла . . . 30
2.3. Методические рекомендации для начинающих тренеров, инструкторов, преподавателей по организации и проведению занятий флайеров в чир спорте. . .35
Выводы по 2 главе . . . 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. ..44
ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . .47
Патрушева Л.В. [18, c. 56] считает: «Чирлидинг – один из молодых и динамично развивающихся видов спорта в нашей стране. Он органично сочетает в себе элементы шоу и спорта. Кроме того, чирлидинг является самостоятельным видом спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта». Цыба И.А. [21, c. 25] говорит: «Чирлидинг- один из студенческих видов спорта, поддерживающий и поощряющий в подрастающем поколении энтузиазм, позитивное отношение к окружающему их миру, а также залог командного духа в школьном сообществе».
Флайер – спортсмен, не имеющий прямого контакта с соревновательной поверхностью и находящийся на верхнем уровне станта, пирамиды.
Флайер поднимается в воздух во время трюка и находится на вершине станта или пирамиды. Многие трюки и положений тела, которые может выполнять флайер, требуют высокого уровня гибкости. Флайеры также обычно являются более низкими и стройными людьми в команде, но другие участники могут действовать как флайеры в зависимости от своих способностей и потребностей команды. Жесткое ограничение по весу у флайеров (не более 45-47 кг).
Флайер самая востребованная позиция в группе поддержки, поскольку она предлагает острые ощущения и волнение от грациозного полета в воздухе и становления центром внимания.
Но чирлидинг – это командный вид спорта, и каждая позиция в команде имеет свое значение. Ни один флайер не может безопасно подняться или спуститься без баз или споттеров. И хотя вес и рост могут играть определенную роль в том, какую роль выполнять в команде, именно способности и навыки должны в конечном итоге определять позицию.
Разносторонние чирлидирши должны уметь выполнять любую работу, в которой они необходимы, и будут ценным приобретением для своей команды. Никогда нельзя ограничиваться, думая, что вы можете делать только что-то одно. При правильных обстоятельствах возможно все. Пробуя другие позиции, лучше понимаются обязанности, связанные с каждой из них. Это сделает команду сильнее.
Для того, чтобы стать флайером, требуется несколько навыков и способностей. Прежде всего, понадобится уверенность. Флайер должен доверять своим товарищам по команде, а они – флайеру. Флайер должен поддерживать зрительный контакт с толпой. Когда флайер поднят, она должна мотивировать и привлекать толпу.
Основная задача флайера - сжать мышцы вместе, чтобы база могла выполнять трюки снизу, а флайер сверху. Флайер может совершить или прервать трюк, поскольку она контролирует то, что находится в воздухе.
Программа «флайеров» включает в себя обязательные элементы (прыжки, перестроения, пирамиды, элементы акробатики) и строится на базовых движениях чирлидинга с использованием помпонов (атрибут чирлидинга). Сложность программы заключается в том, что она содержит элементы акробатики, хореографии, гимнастики, ритмики и др.
Спортсмену – флайеру приходится много растягиваться, работать над координацией движений и учиться по-настоящему, доверять своим базам, потому что только они заставляют флайера летать. Как правило, это самые легкие и гибкие члены команды. Флайеры учатся многим вещам, например, балансировать на одной ноге и удерживать тело в вертикальном положении.
Отличительными особенностями занятий в чирлидинге являются:
1) впервые на занятиях с детьми включены обязательные элементы чирлидинга, а также работа с помпонами, что существенно расширило построение соревновательной программы по чирлидингу;
2) на занятиях часто используются упражнения для мелкой моторики, гимнастики для лица, упражнений на рефлексию;
3) практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно создавать авторские спортивно-танцевальные комплексы.
Данной темой занимались такие авторы как: Цыба И.А. [21]; Атаманова Т.А. [3], Патрушева Л.В. [18]. Атаманова Т.А. [3, c. 20] говорит: «Чир-спорт относится к группе сложно-координационных видов спорта. Этот вид спорта сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика). Основным содержанием соревновательных программ является взаимодействие в группе или двойке, оформленное в танцевальной композиции по музыкальное сопровождение, в соответствии с правилами вида спорта».
Роль тренера в жизни спортсмена невозможно переоценить. Тренер формирует личность спортсмена, делает из бесформенной глыбы замечательную скульптуру. Владение умениями педагогической техники позволяет тренеру – преподавателю выполнять свои функции на высшем уровне, непосредственно связанной с педагогической техникой.
Проблема исследования: при каких условиях становление техники флайеров в чирлидинге будет более эффективным и результативным?
Объект исследования: процесс становления техники движений флайеров в чирлидинге.
Предмет исследования: условия становления техники движений флайеров в чирлидинге.
Цель исследования: подбор, компоновка и апробирование специально-подготовительных и подводящих упражнений для становления техники движений флайеров в чирлидинге.
Гипотеза: техника движений флайеров в чирлидинге будет эффективной, если выполняется ряд условий:
- в подготовке флайеров большое внимание уделяется акробатическим средствам технической подготовки;
- выполнение специальных требований, знание правил соревнований занимающимися и тренерами для обеспечения качественной подготовки к соревнованиям;
- в программу работы флайеров включаются, статические (мостик, стойка на руках, либерти, купи), маховые (либерти, той тач, флажок, найк, арабески), вращательные (пируэты, винт, поворот на 360о, колесо в воздухе, калипсо) элементы;
- флайеры относятся к определенному морфотипу, с соразмерной фигурой, удлиненными конечностями, тонкой костью, легкие.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие чирлидинга, номинации в нем, и его значение.
2. Выяснить роль флайера в чирлидинге, его положения тела и трюки.
3. Подобрать и систематизировать специальные упражнения для флайеров в чирлидинге.
4. Разработать методические рекомендации для начинающих тренеров, инструкторов, преподавателей по организации и проведению занятий флайеров в чир спорте.
Методы исследования:
-Теоретический анализ и обобщение научно – методической литературы
- Метод социально – психологический
- Метод математической статистики
- Наблюдение
- Сравнительный анализ
- Констатирующий эксперимент.
Практическая значимость: подбор и разработка специальных упражнений для флайеров в чирлидинге.
Чирлидинг – это сложный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений со сложной координацией соединенные без неоправданных пауз, плавным, динамичным путем, с уверенностью и энергией, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев.
Современный этап развития чирлидинга характеризуется динамизмом и постоянным ростом координационной сложности. Это достигается не только за счет создания новых форм соревновательных элементов, но и заимствования уже имеющихся из смежных видов спорта. Интеграция и проникновение видов с одной стороны, обогащает арсенал средств реализации двигательного потенциала спортсмена и создания яркого художественного образа, но с другой – предъявляет повышенные требования к уровню овладения техникой профилирующих элементов.
Для участия в соревнованиях по чирлидингу и совершенствования своего спортивного мастерства от чирлидира требуется постоянное повышение уровня развития физических качеств, выдержки, терпения, а также стремления к самосовершенствованию.
Чирлидинг – учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность чирлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности.
Чирлидинг помогает решить следующие, наиболее важные задачи:
- позволяет получать не только необходимую физическую нагрузку, но и дозировать ее по объему и интенсивности, добиваться ее оптимальности;
- вырабатывает лидерские качества, способствует гармоничному развитию личности
- вырабатывает командный дух
- прекрасно подходит для развития координации детей, так как включает в себя элементы гимнастики, акробатики, аэробики, спортивных танцев.
Диагностика уровня подготовленности флайеров в чирлидинге происходила на соревнованиях Первенство г. Нижнего Новгорода в декабре 2022г. и Межрегиональных спортивных соревнованиях по чир спорту «ЧИРМАНИЯ – ОПЕН» в Санкт-Петербурге мае 2023г. В результате обработки оценочных листов соревнования, которые проходили в г. Нижний Новгород команда «ТВИНКЛ» набрала 95 баллов, что соответствует II разряду, а в г. Санкт-Петербурге набрала 105 баллов, что соответствует так же II разряду.
На основе полученного опыта были разработаны такие методические рекомендации для начинающих тренеров, инструкторов, преподавателей по организации и проведению занятий флайеров в чир спорте как:
1) методические рекомендации по технике безопасности при проведении тренировок:
- проверять наличие и комплектность медицинской аптечки;
- проверять наличие и исправность телефонной связи в месте проведения тренировок;
- проверять готовность членов команды к занятиям (в том числе в части экипировки);
- не оставлять без присмотра спортсменов команды;
- выполнения элементов акробатики, пирамид и стантов;
- обеспечивать рациональный порядок проведения тренировки;
- обеспечивать строгую дисциплину на тренировке;
- обеспечивать надежную страховку (наличие споттеров) во время отработки и выполнения сложных элементов программы;
2) методические рекомендации для флайеров:
- работа осуществляется по принципу от «простого к сложному»;
- перед выполнением позиций на станте, отработать фиксацию на полу при помощи утяжелителей;
- движения флайера сначала отрабатываются на земле, а затем на станте;
- при выполнении позиций не нужно балансировать.
3) методические рекомендации по кодексу чирлидиров:
- совместно с официальными представителями контролировать и отвечать за поведение болельщиков команды и зрителей;
- выполнять решения официальных представителей и судей соревнований, считая их справедливыми и продиктованными выше указанными судьями/ официальными представителями из лучших побуждений;
- подчеркивать, что хороший спортсмен всегда стремится к духовному и физическому здоровью.
1. Приказ Министерства спорта РФ N 671 // "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «чир спорт» / Москва: от 20 августа 2019г.
2. Правила вида спорта чир спорт (утв. приказом Минспорта России от N 890) / Москва: 03.12.2020г.
3. Атаманова, Т.А. Физкультурно-спортивная направленность по виду спорта «Чир спорт» / Т.А. Атаманова, А.Н. Захарова, Г.А. Колесникова, Н.Н. Малиновская. – Новокуйбышевск, 2019. – 80 с. – Текст: непосредственный.
4. Вороненкова, Э.Ю. Программа спортивной подготовки по чирлидингу для спортивных школ / Э.Ю. Вороненкова, Т.В. Саушкина. – 3-е изд. – Москва, 2015. – 71 с. – ISBN 978-5-85101-118-4. – Текст: непосредственный.
5. Гребенникова, В.А. Чирлидинг в практике физического воспитания: методические указания / В.А. Гребенникова, А.И. Карпов, М.А Носенко. – Оренбург, 2013. – 20 с. – Текст: непосредственный.
6. Гик, Е. Я. Популярная история спорта: учебник для вузов / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало. – Москва: Академия, 2007. – 315 с. – ISBN 978-5-76952-560-5. – Текст: непосредственный.
7. Железняк, Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для суд. учреждений высш. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 7-е изд. - Москва: Академия, 2014. – 400 с. – ISBN 978-5-4468-1292-9. – Текст: непосредственный.
8. Зинкеева, Л.С. Путешествие в мир музыки и движений / Л.С. Зинкеева. – 3-е изд. – Москва, 1997. – 35 с. – Текст: непосредственный.
9. Кузнецов, В.С. Методика обучения основным видам движений / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: Владос, 2002. – 174 с. ISBN 569-1-007-57-2. – Текст: непосредственный.
10. Лисицкая, Т.С. Аэробика: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – 1-е изд. – Москва: Фар, 2002. – 221 с. ISBN 5-9500020-2-4. – Текст: непосредственный.
11. Лисицкая, Т.С. Аэробика: Частные методики / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – 2-е изд. – Москва: Фар, 2002. – 221 с. ISBN 5-9500020-2-4. – Текст: непосредственный.
12. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева. – 4-е изд. – Москва, 2001. – 51 с. – Текст: непосредственный.
13. Морель, Ф. Хореография в спорте / Ф. Морель. – Москва, 2001. – 111 с. – Текст: непосредственный.
14. Никитина, Н.Е. Чирлидинг. Как подготовить команду: методическая разработка / Н.Е. Никитина. – Москва, 2019. – 7 с. – Текст: непосредственный.
15. Носкова, С.А. Формирование индивидуальных специфических качеств Чирлидеров – групп поддержки спортивных команд: методические рекомендации / С.А. Носкова. – Москва: ИМ, 2000. – 71 с. – Текст: непосредственный.
16. Носкова, С.А. Формирование специфических индивидуальных качеств cheerleaders - групп поддержки спортивных команд: методические рекомендации, метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров / С.А. Носкова. – 3-е изд. - Москва: МГСА, 2001. – 401 с. – Текст: непосредственный.
17. Носкова, С.А. Основные правила и положения по чирлидингу / С.А. Носкова. – Москва, 2002. – 75 с. – Текст: непосредственный.
18. Патрушева, Л.В. Чирлидинг: учебно-методическое пособие / Л.В. Патрушева. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т., 2017. – 253 с. ISBN 586-3-96145-386-4. – Текст: непосредственный.
19. Петров, Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: методическая разработка / Б.Н. Петров. – Москва: ФОН, 1998. – 78 с. – Текст: непосредственный.
20. Фагимовна, Д.Э. Организация работы по подготовке команды по чирлидингу: методическое пособие / Д.Э. Фагимовна. – Москва, 2017. – 305 с. – Текст: непосредственный.
21. Цыба, И.А. Чирлидинг в учебных заведениях / И.А. Цыба. – Москва, 2010. – 80 с. – Текст: непосредственный.
1. Официальный сайт Федерации Чирлидинга России. – Москва, 2021. URL: http://cheerleading.ru/ – Текст: электронный.