Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии

Работа №120003

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии 8
1.1 Психолого-педагогические особенности творческого
воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии 8
1.2 ТРИЗ-технология как средство развития творческого
воображения детей 6-7 лет 24
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии 32
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей
6-7 лет 32
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческого
воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии 41
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения детей
6-7 лет 55
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 67
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 68
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии существует более сорока определений понятия творчества. Но все они сводятся к тому, что под творчеством подразумевается деятельность по созданию новых материальных ценностей.
Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством, Л.С. Выготский говорил о творческих способностях быстрой и умелой социальной ориентировке, о творчестве социальных отношений.
В педагогическом плане главное в творчестве - это осознание ребенком себя как нового открытия, как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.
Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов.
Исследователи А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко и другие в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Воображение - двигатель любого творчества, ибо главная его черта - стремление к воплощению.
Сформированный Л.С. Выготским закон гласит: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствуют активизации творческих способностей общих для самых разных видов деятельности.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ-технологии с успехом используются в дошкольных образовательных организациях для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью развития творческого воображения детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью содержания данной работы в аспекте использования ТРИЗ-технологии.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности ТРИЗ-технологии как средства развития творческого воображения детей 6-7 лет?
Проблема исследования заключается в следующем: каковы
возможности организации работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет в процессе использования ТРИЗ-технологии?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии возможно, если:
- разработать содержание серии творческих занятий с применением ТРИЗ-технологии, способствующих развитию у детей творческого воображения;
- организовать проведение творческих занятий, имеющих определенную структуру, в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- использовать в ходе творческих занятий игровые приемы ТРИЗ- технологии, способствующие развитию у детей творческого воображения.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
2. Выявить уровень развития творческого воображения детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
4. Оценить динамику уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения А. Маслоу, Г. Олпорт, Я.А. Пономарева о развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- теоретические положения Г.С. Альтшуллера о возможностях ТРИЗ- технологии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ фактического материала исследования.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Сокол» пгт. Новофедоровка, Сакского района, Республика Крым. В исследовании принимали участие 15 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание серии творческих занятий с применением ТРИЗ-технологии, способствующих развитию у детей 6-7 лет творческого воображения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано проведение творческих занятий с использованием игровых приемов ТРИЗ-технологии, имеющих определенную структуру, в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах, способствующих развитию у детей 6-7 лет творческого воображения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что творческие занятия с использованием игровых приемов ТРИЗ-технологии могут использовать в своей работе по развитию творческого воображения детей 6-7 лет педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 66 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование проблемы уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством развивающей ТРИЗ-технологии позволило сделать следующие выводы.
В ходе исследования было установлено, что проблема развития творческого воображения детей 6-7 лет является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и требует теоретического осмысления.
Данная работа была ориентирована на выявление проблемы развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
В педагогическом плане главное в творчестве - это осознание ребенком себя как нового открытия, как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал нам, что в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение.
Изучение особенностей ТРИЗ-технологии, а также её возможностей использования в условиях любой дошкольной образовательной организации, а также её применение по развитию творческого воображения детей 6-7 лет, показало, что данная технология соответствует основному заказу на развитие творческой личности дошкольника. В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Сокол» пгт. Новофедоровка, Сакского района, Республика Крым. В исследовании принимали участие 15 детей 6-7 лет.
Целью констатирующего этапа исследования было: выявление уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет.
За основу показателей развития творческого воображения детей 6-7 лет были взяты показатели, определенные Н.В. Новоторской.
Во время проведения констатирующего этапа исследования был выявлен уровень развития творческого воображения детей 6-7 лет. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень развития творческого воображения был выявлен у 4 детей (27%), средний уровень был выявлен у 9 детей (60%), высокий уровень был выявлен у 2 детей (13%).
Полученные результаты позволили утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет. Использование средств ТРИЗ-технологии будет способствовать этому процессу.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Мы предположили, что развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии возможно, если:
- разработать содержание серии творческих занятий с применением ТРИЗ-технологии, способствующих развитию у детей творческого воображения;
- организовать проведение творческих занятий, имеющих определенную структуру, в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- использовать в ходе творческих занятий игровые приемы ТРИЗ - технологии, способствующие развитию у детей творческого воображения.
Работа на формирующем эксперименте была организована в два этапа.
На первом этапе формирующей работы мы разработали содержание девяти творческих занятий, объединенных в единую серию с общим героем птицей Каркушей, с применением ТРИЗ-технологии, способствующих развитию у детей 6-7 лет творческого воображения.
На втором этапе формирующей работы мы организовали проведение творческих занятий в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. В ходе проведения каждого творческого занятия мы использовали игровые приемы ТРИЗ -технологии, способствующие развитию у детей 6-7 лет творческого воображения.
В результате проведения контрольного этапа по выявлению уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет, была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 13%,
- количество детей со средним уровнем повысилось на 6%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 7 %.
Полученные результаты позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии, выявилось, что произошли следующие качественные изменения: дети стали создавать яркие оригинальные образы; использовать интересные сюжеты; творчески дорисовывать изображенные предметы; составлять оригинальные рассказы и эмоционально их рассказывать.
Сопоставляя результаты контрольного исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.



1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука [Электронный ресурс]. URL: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/altshuller.pdf.(дата обращения: 26.01.2022).
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Электронный ресурс]. URL: https://nashaucheba.ru/v13321(дата обращения: 26.01.2022).
3. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М. : Академия, 2009. 230 с.
4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Просвещение, 1989. 284 с.
5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. : Просвещение, 2016. 301с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991. 91 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://melimde.com/tri-storoni-intellekta.html(дата обращения: 26.01.2022).
8. Дудецкий А. Я. Психология воображения (фантазии). М. : Смоленск. 1997. 82.
9. Дьяченко О. М Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2018. 126 с.
10. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре
эмоциональных процессов у ребенка. Текст : электронный // Воронеж : Издательство Модек, 2016. С. 67-88. (Психологи Отечества) URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=176766 (дата обращения:
18.01.2022).
11. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М. : Просвещение, 1973. 246с.
12. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.
СПб. : Издательство : Питер, 2016 г. 448 с
13. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учебное пособие. 3-е издание, доработанное. М. : Просвещение, 1991. 255 с.
14. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7. М. : Педагогическое общество России, 2019. 187 с.
15. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск : Пеленг, 2011. 56 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2008. 352 с
17. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. 2016. № 5. С.14-16.
18. Немов Р. С. Общая психология. М. : Издательство Юрайт, 2019. 726 с.
19. Петровский А. В. Общая психология. URL:
https://shag.com.ua/petrovskij-a-v-obshaya-psihologiya (дата обращения:
20.01.2020).
20. Пономарев Я. А. Экспериментальное исследование творческого мышления [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/12_43218.(дата обращения: 26.01.2022).
21. Рибо Т. А. Творческое воображение. СПб. : Эрлих, 2016. 327 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228207(дата обращения: 29.03.2022).
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебник. СПб. : Питер, 2009. 720 с.
23. Страунинг А. Давайте сами себе поможем работать по ТРИЗ // Дошкольное воспитание.1997. № 11. С 9-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ