ВВЕДЕНИЕ 8
1 Проектирование современной станции технического обслуживания автомобилей с комплексом административных и вспомогательных помещений 10
1.1 Основные перспективные характеристики предприятия 10
1.2 Определение максимального контингента автомобилей, на сервисное обслуживание и ремонт которых может претендовать СТО 11
1.3 Расчет суммарного годового объема работ по всем подразделениям автоцентра 11
1.4 Определение перечня основных и вспомогательных постов в производственных подразделениях автосервиса 12
1.4.1 Расчет величины мощности автоцентра по отдельным работам и специализированным участкам 12
1.4.2 Расчет величины мощности вспомогательных подразделений
автоцентра 21
1.4.3 Определение параметров зоны хранения и стоянки транспортных средств 21
1.5 Формирование штатов работников выполняющих основные и
вспомогательные функции 22
1.5.1 Формирование штатов работников выполняющих основные функции 22
1.5.2 Формирование штатов работников выполняющих вспомогательные и руководящие функции 24
1.6 Предварительный расчет метража участков и цехов автоцентра 26
1.7 Архитектурно-строительное проектирование производственного
корпуса автосервиса 28
1.7.1 Характеристика предприятия как объекта проектирования 28
1.7.2 Существующие проблемы и основные пути их решения в
рамках проводимых мероприятий по реконструкции 29
1.7.3 Особенности планировки здания производственного корпуса 30
1.7.3.1 Архитектурные и объемно-планировочные решения 30
1.7.3.2 Конструктивные и объемно-планировочные решения 31
1.8 Детальная проработка подразделения автосервиса 32
1.8.1 Определение функционального назначения подразделения автосервиса 32
1.8.2 Формирование спектра услуг подразделения автосервиса 33
1.8.3 Формирование табеля штатов работников подразделения и
трудового распорядка 33
1.8.4 Комплектование подразделения современным технологическим оборудованием 35
1.8.5 Определение финального метража производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами 35
2 Комплектация производственного подразделения предприятия основным технологическим оборудованием 37
2.1 Особенности конструкции и описание принципа действия
технологического оборудования 37
2.2 Ранжирование характеристик и параметров оборудования по их
степени значимости в рамках заданных условий эксплуатации 39
2.3 Оценка имеющихся на рынке наиболее перспективных предложений автосервисного оборудования 40
2.4 Подбор оптимального по характеристикам технологического оборудования 43
3 Разработка инструктивно-технологической карты последовательности действий по ТО и Р 48
3.1 Виды загрязнений кузова транспортных средств и способы борьбы
с ними 48
3.2 Технологические особенности бесконтактной мойки автомобилей 51
3.3 Составление инструктивно-технологической карты 52
4 Безопасность и экологичность подразделения автосервиса 54
4.1 Характеристика технологического участка 54
4.2 Выявление имеющихся профессиональных рисков для подразделения автосервиса 56
4.3 Определения мероприятий и технических средств по повышению
уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов 57
4.4 Организационно-технические мероприятия для повышения пожарной безопасности участка автосервиса 60
4.4.1 Выявление возможных рисков возникновения пожара в подразделении автосервиса 60
4.4.2 Составление перечня средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса 60
4.4.3 Составление перечня мероприятий и правил повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса 62
4.5 Составление перечня мероприятий и правил повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса 64
5 Производственная эффективность подразделения автосервиса ... 66
5.1 Платежи за сырьевые ресурсы, покупные изделия и полуфабрикаты 66
5.2 Коммунальные платежи предприятия 66
5.2.1 Платежи за электроэнергию 66
5.2.2 Платежи за отопление и за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 68
5.3 Расчет амортизационных платежей подразделения 68
5.4 Оплата труда наемных работников 69
5.5 Прочие годовые расходы подразделения автосервиса 70
5.6 Вычисление средней цены нормо-часа работ для клиентов в производственном подразделении автосервиса 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Федеральная трасса М-5 «Урал», проходя через 11 субъектов России, является одной из основных артерий между европейской и азиатской частями России. Магистраль протяженностью почти 1890 км по основному направлению соединяет Москву, Рязань, Пензу, Самару, Уфу и Челябинск, принимая на себя как большой пассажирский, так и грузовой потоки. Ни один дорожный сезон не обходится без масштабных работ по реконструкции дорожного полотна на трассе, а в 2018 году в районе Тольятти началось строительство дорожной развязки, которая позволит увеличить пропускную способность дороги. Для обслуживания транспорта, водителей и пассажиров находящихся в пути необходима развитая придорожная инфраструктура, в том числе придорожные автосервисы. [1,2,7]
Тема придорожного сервиса в России непростая - такое направление в автомобильном бизнесе есть, но его специфика и перспективы зачастую еще более туманны, чем у обычных городских СТО. Тем не менее, есть немало интересных примеров из современной практики: это и маленький независимый сервис, который уже много лет успешно развивается, и крупный мультибрендовый дилер, обслуживающий и легковушки, и коммерческий транспорт вплоть до седельных тягачей, и, конечно, сетевые сервисы. В отдельных регионах страны развитие придорожного сервиса прописано на уровне региональных программ развития. (КУЗОВ. Журнал профессионалов авторемонта: [сайт]. URL:https: //kuzov-media. ru/articles/sto na trasse. html)
На Западе практически при всех крупных заправочных станциях находятся боксы для проведения ремонтных работ. Такие СТО имеют достаточно серьезную оснастку и персонал, подготовленный соответствующим образом. Однако и там не проводят сложные работы, но помогут вызвать или предо-ставить. В России, как правило, придорожные сервисы имеют в своем ассортименте один или два подъемника и персонал два-три человека. Обслуживают почти все марки и модели машин, что уже не внушает доверия, качество
услуг зачастую не на высоте. В основной своей массе придорожные сервисы занимаются мелким ремонтом подвески, слесарными работами и шиномонтажом. Сервис у дороги, как правило, успешно справляется с такими работами и по цене возьмет недорого. Одной из основных проблем для придорожных сервисов является нехватка запчастей. Логистику организовать зачастую непросто, особенно если сервисная станция находится на большом удалении от крупных городов. Как правило, такие СТО ориентированы на ремонт отечественных автомобилей, а вот для иномарок запчастей не хватает. (КУЗОВ. Журнал профессионалов авторемонта: [сайт]. URL: https://kuzov-media.ru/articles/sto na trasse. html)
Сервис у дороги - дело нужное и востребованное, но в России этот вид услуг пока не развит должным образом. Особые проблемы возникают летом когда происходит значительное увеличение автомобильного трафика в разгар туристического сезона. Соответственно сезонные колебания спроса оказывают существенное влияние на рынок придорожного автосервиса. Кроме того, и собственный автопарк в Самарской области ежегодно растет на 3-5%, в связи с чем ощущается нехватка СТО. По оценкам специалистов, емкость рынка составляет до 10-15 новых станций в год, в том числе треть от этой потребности - на основных автомагистралях. (КУЗОВ. Журнал профессионалов авторемонта: [сайт]. URL:https://kuzov-media.ru/articles/sto na trasse.html)
Сегодня автомобильный рынок предъявляет игрокам более строгие требования к эффективности, а сроки окупаемости новых проектов отодвигаются. Требуемый размер инвестиций также растет, поскольку стандарты производителей становятся жестче, и инвестиции нужны не только в здания и оборудование, но и в технологии. В подобных рыночных условиях основным путем развитие придорожных СТО становится расширение, реконструкция и техническое перевооружение существующих автосервисных центров. [1, 2]
На защиту выносится проект реконструкции производственных и вспомогательных помещений придорожного комплекса - ООО «Старт». Применяя стандартизированные методики, расчетным путем определены: мощность СТО и отдельных подразделений, количество специализированных рабочих постов, предварительный метраж участков и цехов автоцентра, параметры зоны хранения и стоянки транспортных средств. На основании требований типовых стандартов автосервиса, а также действующей нормативной документации в области строительства зданий и сооружений, выполнены архитектурно-планировочные решения главного корпуса и основных участков фирменного автоцентра.
Подробно проработан участок мойки и очистки транспортных средств. В рамках подраздела работы сформирован перечень основных производственных операций и основных технологических процессов на участке автосервиса согласно действующему прейскуранту работ и услуг; утвержден график работы; составлено штанное расписание подразделения; проведено комплектование подразделения современным технологическим оборудованием; определен финальный метраж производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами. Выполненный чертеж подразделения позволит в кратчайшие сроки закончить реконструкцию выделенных под участок помещении.
Разработка нового технологического оборудования в ходе работы была признана нецелесообразной, поскольку на рынке имеется достаточное количество автосервисного оборудования, подходящего как по цене, так и по характеристикам.
Оценка совокупности показателей оборудования проведенная в рамках проекта двумя независимыми методами показала сходные результаты. Как площадь циклограммы, так и суммарная оценка качества по всем показателям максимальны у оборудования - мобильный подъемник SZ 1500. Рекомендуем его в качестве основного для закупки в производственное подразделение.
В технологическом разделе на основе знаний конструкции агрегата, последовательности действий при его обслуживании диагностировании и ремонте составлена инструктивно-технологическая карта техпроцесса «Косметическая мойка легкового автомобиля». Соблюдение работниками прописанной пошаговой последовательности технологических операций позволит повысить общий уровень качества услуг автосервиса.
В предпоследнем разделе «Безопасность и экологичность подразделения автосервиса» определены мероприятия и технических средства по повышению уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов и снижению имеющихся профессиональных рисков. На основе теоретически возможных рисков возникновения пожара составлен перечень мероприятий и средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса. Оценены экологические риски производства, предусмотрены мероприятия для повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса.
Расчетным путем доказана производственная эффективность проекта бакалавра и его конкурентные преимущества автосервиса в условиях рыночной экономики. В последнем разделе сравнивается определенная с учетом уровня рентабельности цена нормо-часа работ на участке автосервиса со средней по региону или городу.
Минимальная с учетом заданного уровня рентабельности цена нормо-часа работ в подразделении автосервиса определена в 294 руб., в дальнейшем возможно повышение стоимости услуг с учетом конъюнктуры рынка. Маркетинговый анализ стоимости нормо-часа работ на придорожных автосервисах, территориально расположенных в районах по соседству с нашим предприятием, показал, что предложенная ценовая политика позволит создать стабильный спрос на услуги автосервиса, в том числе за счет привлечения клиентов других предприятий.
1. Автомобилизация как индикатор инновационного развития региона: коллективная монография / В. Г. Доронкин [и др.] ; РГНФ ; ТГУ ; ИЭВБ РАН. - Тольятти : Кассандра, 2017. - 230 с.
2. Развитие инновационной деятельности на автомобильном транс-порте : монография / В. П. Бычков, С. С. Морковина, А. М. Букреев [и др. ; научный редактор В. П. Бычков] . - Воронеж : ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", 2018. - 307 с.
3. Епишкин, В.Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: учеб. пособие / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 285 с.
4. Системы, технология и организация сервисных услуг на пред-приятиях автосервиса : расчет производственной программы на предприятиях автосервиса : методические указания к практической работе / [составитель В. И. Марусина]. - Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т,
2017.- 18 с.
5. Зубарев, Н.А. Станции технического обслуживания автомобилей : учеб. пособие для студентов-заочников / Н. А. Зубарев. - Челябинск : ЧПИ, 1984. - 37 с.
6. Агеев, Е.В. Проектирование предприятий автомобильного транс-порта : учебное пособие / Е. В. Агеев ; Минобрнауки, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Юго-Западный гос. ун-т" (ЮЗГУ). - Курск : Юго-Западный гос. ун-т, 2012. - 207 с.
7. Епишкин, В.Е. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учебно-методическое пособие / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 200 с.
8. Щеглов, В.А. Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей : краткий курс лекций / В. А. Щеглов. - Калининград : Изд-во БГАРФ,2018.- 128 с.
9. Правила оформление выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие / И.Ю. Амирджанова [и др.]. - Тольятти : ТГУ,2019.- 145 с.
10. Жуков, А.И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта: учеб. пособие / А.И. Жуков, А.И. Рощин. - М. : МАДИ, 2017. - 76 с.
11. Штефан, Ю.В. Проектирование современного технологического оборудования: курс лекций / Ю.В. Штефан, В.А. Зорин, А.Ф. Синельников. - М. : МАДИ, 2018. - 120 с.
12. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта машин: мет. указ. к курс. работе по курсу «Основы технологии производства и ремонта» / А.Ф. Синельников, Е.А. Косенко, В.А. Зорин. - М. : МАДИ, 2017. - 104 с.
13. Тищенко, Ю.А. Проектирование технологического оборудования авто- транспортных предприятий: учеб. пособие / Ю.А. Тищенко, Н.Т. Власов. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2009. - 205 с.
14. Малкин, В.С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие к курсовому проекту бакалавров направления подготовки 190600.62 (23.03.03) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство" / В. С. Малкин; ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2015. - 65 с.
15. Основные правила выполнения технических чертежей: учеб. пособие / О.А. Оганесов [и др.]; под ред. О.А. Оганесова. - М. : МАДИ, 2017. - 136 с.
16. Федин, А.П. Текущий ремонт автомобилей : учебное пособие / А.П. Федин, М.В. Полуэктов ; Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград : ВолгГТУ, 2018. - 95 с.
17. Демьянова, В.С. Оценка негативного воздействия предприятий автотранспортного комплекса на окружающую среду : учебное пособие / В.
С. Демьянова, Ю. В. Родионов, О. А. Чумакова. - Пенза : ПГУАС, 2013. - 255 с.
18. Шелмаков, С.В. Борьба с загрязнением атмосферы дисперсными частицами на автомобильном транспорте: учеб. пособие / С.В. Шелмаков, Ю.В. Трофименко, А.В. Лобиков. - М. : МАДИ, 2018. - 164 с.
19. Горина, Л.Н. Раздел выпускной квалификационной работы «Без-опасность и экологичность технического объекта» : учебно-методическое пособие/ Л. Н. Горина, М. И. Фесина ; ТГУ ; каф. управления промышленной и экологической безопасностью. - Тольятти : ТГУ, 2016. - 22 с.
20. Безопасность и экологичность проекта : учебное пособие для студентов вузов / [под ред. Безбородова Ю.Н.]. - Красноярск : СФУ, 2015. - 147 с.
21. Розанов, В.С. Методические указания по выполнению раздела дипломного проекта "Экологичность и безопасность проекта" : для студентов, обучающихся по всем направлениям и специальностям / В. С. Розанов, А. В. Трубицын. - Москва : МГТУ МИРЭА, 2014. - 28 с.
22. Чернецкая, Н.А. Экономическая эффективность реконструкции автотранспортного предприятия : методические указания по дисциплине "Экономика предприятия" / Н.А. Чернецкая. - Рубцовск : Рубцовский индустриальный ин-т, 2016. - 17 с.
23. Богомолова, Е.С Диагностика и анализ деятельности автотранспортного предприятия : учебное пособие / Е. С. Богомолова, Н. Н. Галинская, Н. Г. Шаповалова. - Майкоп : Кучеренко В. О., 2016. - 205 с.
24. Управление автосервисом : учеб. пособие для студентов трансп. вузов / [Миротин Л.Б. и др.] ; Под общ. ред. Л.Б. Миротина. - М. : Экзамен, 2004. - 318 с.