Работа сделана на примере управы района Бибирево (район в Северо-Восточном административном округе Москвы).
Проведен анализ данных по 2022 год включительно.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Сущность и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства 7
1.2 Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством 16
1.3 Международный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ В УПРАВЕ РАЙОНА БИБИРЕВО 30
2.1 Основные полномочия управы района Бибирево в сфере благоустройства 30
2.2 Анализ организации озеленения улиц и проспектов в районе 45
2.3 Анализ организации раздельного сбора отходов на территории района 51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ В УПРАВЕ РАЙОНА БИБИРЕВО 57
3.1 Предложения по организации озеленения улиц и бульваров в районе 57
3.2 Предложения по организации раздельного сбора отходов на территории района 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является ключевой сферой деятельности органов власти. Именно в данной сфере создаются условия, обеспечивающие высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для комфортной, здоровой, удобной жизни, как для конкретного человека, в конкретном месте проживания, так и для всех жителей.
На сегодняшний день применяемые рациональные концепции по озеленению и благоустройству территории играют важную роль в обществе, влияя на экологическую, культурную, социальную и личностную позицию любого современного жителя и населения в целом, а так же оказывает воздействие на формирование эстетической, культурно-бытовой и санитарно-гигиенической обстановки, складывающейся в стране в целом.
Озеленение и благоустройство территории является ключевым показателем исполнения своих непосредственных обязанностей государственных и муниципальных органов власти, а так же обслуживающих и подрядных организаций.
Чрезвычайно важное культурно-бытовое значение имеют зеленые насаждения, расположенные в непосредственной близости от жилых районов, исторических архитектурных строений, площадей, мест проведения досуга, государственных и частных предприятий, многоквартирных жилых домов, частных построек, и других архитектурных сооружений. Они оказывают существенное влияние на экологическую и гигиеническую ситуацию, формируют позитивное восприятие внешней окружающей среды у жителей, что способствует развитию более здоровой и устойчивой психологической атмосферы у населения.
В большинстве современных городов остро возникает проблема с осуществлением проектов по благоустройству городской территории из-за развития технологий промышленного производства, постепенного увеличения потока автотранспортных средств, а также интенсивного загрязнения окружающей среды, расширения жилого фонда и усложнения экологической ситуации в регионе в целом. Эти проблемы требуют грамотных, своевременных управленческих решений, связанных с планированием, прогнозированием, реализацией, использованием ресурсов и устранением негативных последствий антропогенного воздействия.
Комплексы мероприятий по благоустройству территорий являются неотъемлемой частью развития территории, независимо от его географического положения, климатических условий, преобладающих в регионе, размеров территории, численности и составу населения, экономического потенциала региона, состава муниципального хозяйства, уровня развития инженерной и технологической инфраструктуры.
Однако высокий уровень требований к благоустройству современных территории любого административного типа, а также большой объем выполняемых работ и ответственности за эстетическое наполнение требуют в каждом управленческом органе власти, независимо от его типа, существования специализированного отдела, занимающегося вопросами и проблемами, связанными с озеленением и благоустройством территории, как целостного объекта. Усовершенствование механизмов обслуживания и разработка мероприятий по благоустройству территории, повышение качества предоставляемых услуг будут рассмотрены в настоящей работе.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе системы управления благоустройства и озеленения территории в управе района Бибирево и разработка направлений ее совершенствования.
Задачи, решаемые в работе:
рассмотреть теоретические основы организации благоустройства и озеленения территорий;
провести анализ системы управления благоустройства и озеленения территории в управе района Бибирево;
разработать пути совершенствования системы управления благоустройства и озеленения территории в управе района Бибирево.
Объектом исследования является территория района Бибирево.
Предметом исследования выступает система управления благоустройством и озеленением территории в управе района Бибирево.
Методы исследования: системный, анализ документов, наблюдение, опрос, сравнительно-правовой, статистические и математические методы обработки информации.
Методологической основой исследования составили законодательные акты РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам благоустройства территорий в системе публичного управления.
Эмпирической базой исследования послужили данные государственной статистики г. Москвы, и информация, полученная автором при прохождении преддипломной практики в управе района Бибирево г. Москвы.
Вопросы решения проблем благоустройства внутригородских территорий рассматриваются в работах следующих авторов, как: Степановский А.С., Николаевская И.А., Елисеев Н.Ю., Ходжаев А.Ш., Воронин А.Г. Детальный анализ научных работ Денисова В.Н. и Велихова Л.А. позволил нам дать определение термина «городское благоустройство». Проблемы ландшафтного озеленения и благоустройства территорий муниципальных образований рассматриваются в трудах Занадворовой А.В., Таболина В.В., Хотунцева Ю.Л. Зотова В.Б. и др.
Особое внимание было уделено изучению материалов, опубликованных в периодических изданиях – «Власть», «Научный результат», «Жилищное и коммунальное хозяйство», «Государственное управление. Электронный вестник», «Социология власти».
Практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты работы позволяют углубить представления в области организации благоустройства и озеленения территорий, которые могут быть использованы в управленческой практике.
Аналитические материалы исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной и муниципальной власти для совершенствования процесса благоустройства территорий.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Совершенствование системы управления благоустройством и озеленением территории (на примере управы района Бибирево)», состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и сформулировать ряд рекомендаций.
Целью благоустройства территорий является повышение качества жизни местного населения, общей эстетической привлекательности территорий, улучшение экологического и санитарного состояния современных населенных пунктов.
В настоящее время в качестве объекта управления в сфере благоустройства территорий российских населенных пунктов выступает как государственный, так и муниципальных сектор, в ведении которого находятся собственные трудовые коллективы, опытные и высокопрофессиональные должностные лица, выполняющие работы по повышению качества, санитарно-гигиенической и экологической безопасности территориальных образований.
Для благоустройства территорий широко используются различные конструктивные, декоративные, планировочные, технические и инженерные сооружения, устройства, а также специальное оборудование. С их помощью обеспечивается создание экологически безопасной, эстетически привлекательной и комфортной городской среды.
Комплексное благоустройство территорий – это совокупность практических мероприятий и действий, целью которых является создание экологически безопасной, эстетически привлекательной и организованной в информационном плане городской среды. Само по себе комплексное благоустройство, может рассматриваться в качестве самостоятельной функции, реализуемой органами власти, требующей всестороннего, результативного и эффективного управления.
От того, насколько грамотно и успешно организовано управление зависят результаты функционирования системы благоустройства территории. Применение современных управленческих решений, методов и средств в секторе благоустройства городских территорий и ландшафтного озеленения способствует созданию такой городской среды, условия и факторы которой будут способствовать безопасному отдыху, комфортной жизни и производительному профессиональному труду.
Сфера благоустройства является важнейшим и приоритетным объектом управленческой деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления. Однако, дальнейшее развитие сферы благоустройства осложняется из-за наличия целого ряда экологических, финансовых, имущественных, управленческих, экономических и организационных проблем. Их успешное решение во многом зависит от того, насколько эффективно действует система территориального управления.
В рамках настоящей исследовательской работы был изучен текущий уровень благоустройства территории района Бибирево г. Москвы. За решение различных задач в сфере благоустройства в городе отвечает ГБУ «Жилищник района Бибирево», которое является подведомственным подразделением управы, исполняющим властные полномочия и деятельность в сфере благоустройства.
В рамках выпускной квалификационной работы, были выявлены проблемы сферы благоустройства района, а именно: проблема изношенности МАФов возле детских площадок, а также скверов, парков и т.д., отсутствие стратегического подхода к решению вопросов озеленения района; слабая вовлеченность жителей района в согласование проектов по озеленению района.
Для их нивелирования предлагается: разработать стратегию благоустройства и озеленения территории района; организовать на регулярной основе проведение конкурсов по благоустройству баннеров и тематических стендов о пользе раздельного сбора отходов, а так же проводить разъяснительную работу с жителями о вреде экологии от не разлагаемых отходов.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства РФ. – 2018. - №32. Ст. 5133.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2014. - № 26. Ст. 3378.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.// Рос. газ. – 2003. – 8 октября.
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об основах общественного контроля в РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Байнова, М. С. Городское территориальное планирование как объект управления на муниципальном уровне //Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – Т. 1. – №. 13. – С. 182-186.
9. Балынин, И. В. Практика использования инструмента самообложения граждан при формировании доходов местных бюджетов //Финансы и управление. – 2017. – №. 2. – С. 53-62.
10. Бутова, Т. В., Свиридова Е. С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования // Актуальные проблемы развития науки и образования. – 2019. – С. 98-100.
11. Вагин, В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития //Научно- 60 исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – №. 4. – С. 94-103.
12. Вагин, В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. – 2017. – №. 12.
13. Васильев, В. И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. – 2020. – №. 3 (231).
14. Городнова, Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №. 5 (404).
15. Заболотских, Е. М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. 2-е издание. – «Издательство» «Проспект», 2019.
16. Зимин, В. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населениеми общественными организациями. – Scientific magazine» Kontsep, 2017.
17. Ильина, И. Н. Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2017. – №. 5 (164).
18. Ильиных, А. В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационноправовых основ // Социум и власть. – 2017. – №. 2 (52).
19. Кабанова, Е. Е. Роль местного самоуправления в развитии туристической привлекательности муниципального образования // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – Т. 1. – №. 13. – С. 191-194.
20. Кириллова, А. Н., Манухина О. А. Система управления градообслуживающей сферой города // Недвижимость: экономика, управление. – 2017. – №. 3. – С. 48-53.
21. Кожевников, С. А. Комплексная оценка состояния жилищнокоммунального хозяйства в муниципальных образованиях региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – Т. 6. – №. 30. – С. 224.
22. Крупко, А. Э. Проблемы устойчивого развития муниципальных образований России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2019. – №. 8. – С. 17-22.
23. Лыскова, Н. А. Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность // Инновационная наука. – 2020. – №. 2-2
24. Ляхов, В. П. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления: достижения и риски имитации // Власть. – 2017. – №. 2.
25. Манухина, Л. А. Методика обоснования вариантов возведения жилищной недвижимости с обустройством территории для различных слоев населения // Автореферат дис. канд. экон. наук. – 2019. – Т. 8. – №. 05.
26. Мировой опыт: как создаются проекты благоустройства // Институт «Стрелка» URL: https://strelkamag.com/ru/article/standarts-benchmarking (дата обращения: 23.02.2023).
27. Миронова, Е. М., Сеничева, Л. В. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития (на примере города Мценска Орловской области) // Новое поколение. – 2017. – №. 8. – С. 108- 201.
28. Мусинова, Н. Н. Местное самоуправление в Москве: модели и эволюция // Управленческие науки. – 2020. – №. 1 (6).
29. Нарбеков М.Ф. Комплексное благоустройство улиц и повышение безопасности на дорогах (опыт Канады и США) // Безопасность в техносфере. 2016. Т. 5. №. 3. С. 34.
30. По материалам электронного архитектурного журнала «Стрелка» URL: https://strelkamag.com/ru/article/standarts-benchmarking (дата обращения: 22.02.2023)
31. Потапова, Е. В., Зелинская Е. В. Функциональное зонирование территории городов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2019. – №. 7 (90).
32. Пясецкая, Е. Н. Факторы формирования активности местного сообщества // Политика, экономика и инновации. – 2020. – №. 1.
33. Рагулина, Ю. В., Лебедев, Н. А., Попов, А. С. Направления деятельности органов местного самоуправления в г. Москве // Актуальные проблемы экономики. – 2018. – №. 10. – С. 438-445.
34. Ряжапов, Н. Х. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве // Власть. – 2017. – №. 5.
35. Рязанцева, Ю. С. Проблемы развития муниципального управления в городах федерального значения в России // Материалы Ивановских чтений. – 2018. – №. 3. – С. 179-186.
36. Сайт ГБУ «Жилищник района Бибирево»- [Электронный ресурс] / URL: http://гбужилищникбибирево/ (дата обращения 24.02.2023)
37. Сайт управы района Бибирево [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bibirevo.mos.ru/ (дата обращения 22.02.2023)
38. Свиридова, Е. С., Скопинский А. И. Система управления благоустройством территории муниципального образования // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – №. 5.
39. Свод правил благоустройства территории // Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 972/пр. «Парламентская газета», N 90, 31.12.2016.
40. Силина, Т. Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности // Фундаментальные исследования. – 2019. – №. 9-5.
41. Старицына, И. А., Вашукевич, Н. В., Старицына, Н. А. Проблемы развития сельскохозяйственных территорий Владимирской области // Островские чтения. – 2020. – №. 1. – С. 557-564.
42. Упоров ,И. В., Старков, О. В. Муниципальное право Российской Федерации // Москва. – 2017. – С. 204.
43. Уржа, О. А. Социальная активность населения муниципальных образований: факторы и условия // Социальная политика и социология. – 2018. – №. 2-1. – С. 7-22.
44. Уфимцева, Е. В. Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов // Экономическое возрождение России. – 2019. – №. 2. – С. 85
45. Уфимцева, Е. В. Исследование инфраструктуры городского хозяйства в аспекте территориальных социально-экономических процессов // Экономическое возрождение России. – 2019. – №. 2. – С. 85.
46. Шеина, С. Г., Хамавова, А. А., Исматулаева, Н. А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития сельских территорий // Инженерный вестник Дона. – 2017. – Т. 37. – №. 3.
47. Шкарлет, А. А. Роль муниципалитета и работников бюджетной сферы в развитии территориального общественного самоуправления // Управление городом: теория и практика. – 2018. – №. 2. – С. 29-30.
48. Sheina, S., Yudina, K. Simulation modeling for urban ecology maintenance of environmental comfort level – evidence from the city of Rostov-on-Don. MATEC Web of Conferences 251, 06007 (2018), IPICSE-2018.