Объект исследования - Администрация Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Проведен анализ персонала за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
текст работы имеет размер 12 пунктов.
Введение………………3
Глава 1. Теоретическая и методическая основа процесса ротации персонала в современных организациях………6
1.1 Суть понятия, причины и принципы ротации персонала ………………………………………….6
1.2 Правовое и методическое регулирование ротации персонала в современной организации……13
1.3 Отечественный и зарубежный опыт использования различных видов ротации персонала, как основа успешного развития современной организации…………………….15
Глава 2. Анализ эффективности действующей системы ротации персонала в «Управлении делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» с разработкой рекомендаций по ее совершенствованию………………………………………20
2.1. Анализ экономико-управленческой деятельности «Управления делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» и качества реализуемой в ней организационно-кадровой политики, включающей систему ротационных мероприятий…20
2.2. Оценка эффективности управления персоналом организации «Управлении делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» как основы для внедрения системы ротации………24
2.3. Рекомендации по совершенствованию действующей системы ротации персонала в организации «Управлении делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» с оценкой их социальной и экономической эффективности34
Заключение………………………………58
Список использованной литературы……………60
Приложение………………………67
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день сформировано четкое описание сути и принципов ротации кадров, которые дают понимание причинной основы формирования системы ротации. В частности ротация кадров интерпретируется как процесс перестановки кадров с изменением выполняемого ими функционала, проводимый по определенным организационным правилам для более эффективной реализации поставленных целей и задач.
В условиях влияния текущих негативных политических и экономических явлений, таких как цифровизация общественного сознания и процесса развития, глобализация промышленной и финансовой сферы, поляризация экономики, санкционные войны, особая военная операция на Украине, грозящая перейти в 3-ю мировую войну, частичная мобилизация трудоспособного населения, проведение мобилизационной внутригосударственной политики ставят под удар экономическую безопасность и эффективность развития бизнеса. В данной ситуации такие негативные проявления процесса регулирования деятельности персонала, как текучесть кадров, ухудшение качества и квалификации кадрового состава, снижение корпоративного духа и трудовой дисциплины еще острее бьют по финансово-экономической стабильности российских компаний. Это требует от руководства бизнеса уделять особое внимание процессу формирования грамотной кадровой политики, включающей и ротационные мероприятия способной решить множество принципиальных проблем и сложных задач процесса организации кадрового обеспечения нормальной (бесперебойной) жизнедеятельности современных российских компаний. Что объясняет актуальность изучения путей совершенствования системы ротации персонала с учетом современных тенденций в области кадрового управления.
Сегодня механизм ротации персонала предполагает четко организованный процесс смены профессиональных обязанностей работников при горизонтальном их перемещении с должности на должность или из подразделения в подразделение. В рамках данного процесса формируются условия для образования, с одной стороны высококвалифицированного кадрового ротации, с другой стороны качественного мотивационного инструмента, сохраняющего при этом затраты на персонал на уровне периода до введения данных изменений.
Степень разработанности проблемы.
Сегодня процесс формирования и развития системы ротации персонала является хорошо изученной темой кадрового менеджмента. Содержание, принципы и виды ротации персонала, а также особенностей использования этой кадровой технологии в организациях различных сфер деятельности подробно описаны в научных публикациях А.А. Белевич, В.А. Кондрашкин, Е.С. Кутузова, Ю.Н. Трифонов, А.Ф. Ноздрачев и др.
Проблемы, возникающие в практика использования ротационного механизма поднимались в исследовательских трудах отечественных и зарубежных авторов, таких как О.С. Звягинцева, Л.И. Черникова, Д.С. Кенина и др.
Понятие «ротация» рассмотрено в работах зарубежных и отечественных авторов: М. Армстронг, A.A. Баграковой, А. Бакаевой, C.B. Баранчеева, С.Л. Белу-щенко, Г. Богдановой, Ж. Дебро, Г. Десслер, Д. Довлатова, А.П. Егоршина, П.В. Журавлева, Ю.Н. Зайцевой, А.Я. Кибанова, П.А. Коваленко, Е. Костиной, А. Мар-тыновой, И.В. Мерзлякоковой, Ю.Г. Одегова, Н.Е. Папановой, И. Погодиной, М.Ю. Рогожина, А. Сороко, В.А. Спивак, Н. Стрелковой, А.Б. Хапова, И. Христо-ворова, Э. Шейн, Е. Шестаковой, А.Х. Шидова и др.
Отдельные элементы классификации ротации персонала можно найти в трудах A.A. Баграковой, C.B. Баранчеева, C.JI. Белушенко, А. Бочаровой, Ж. Де-бро, П.А. Коваленко, Е. Крюковой, Н.Е. Папановой, М. Шиповаловой. Более систематизированная классификация ротации персонала представлена в работе А.Х. Шидова и А.Б. Хапова.
Практика ротации персонала приведена C.B. Баранчеевым, C.JT. Белушенко, Г. Богдановой, М.И. Бухалковым, Л.И. Васиной, В.Р. Весниным, В.В. Гончаровым, М. Грачевым, М. Губенко, Ж. Дебро, Ю.Г. Демченко, Л.Г. Дидковской, А.П. Егоршиным, П.В. Журавлевым, А .Я. Кибановым, В.А. Козыревым, Т. Коно, Т. Коркиной, Е. Костиной, Е. Крюковой, В.А. Куцивол, Е. Лювалиной, А. Мартыно-вой, Т.Н. Матрусовой, Д. Мерсер, А. Морита, С.С. Новожиловым, Ю.Г. Одего-вым, Т. Оно, А. Осиповой, И. Охотским, Е. Пантелеевой, Н.Е. Папановой, Т.В. Парфеновой, B.C. Поликарповым, К. Половинкиной, Ш. Ричи, Э. Рудык, А. Сар-дарян, Ф. Сваровским, О. Свергун, Е.Л. Смирновым, А. Сороко, В.А. Спивак, В.А. Старовойт, Д. Стрельцовым, М. Турик, С.Е. Чанновым, Г.Н. Черкасовым, И.И. Шапиро, Е. Шестаковой, А.Х. Шидовым, М. Шиповаловой, С.И. Шкурко, A.A. Шлихтер, М.А. Федоровской, А. Филимоновым, Л. Французовой и др.
Методические вопросы ротации персонала рассмотрены в работах А. Бочаровой, С.Д. Поддубной, С.Н. Сычаниной и др.
Объектом исследования является система ротации персонала в организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области».
Предметом исследования выступают особенности и качество ротационного механизма используемого при управлении персоналом в организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области»с учетом современных тенденций.
Цель исследования состоит в оценке эффективности действующей в организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области».системы ротации персонала, для последующей разработки рекомендаций по ее совершенствованию, с учетом современных тенденций в государственной кадровой политики.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность, причины и принципы ротации персонала;
- исследовать правовое и методическое регулирование ротации персонала в современной организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области»;
- изучить отечественный и зарубежный опыт использования различных видов ротации персонала, как основа успешного развития современной организации;
- представить краткую характеристику экономико-управленческой деятельности организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» и реализуемой в ней организационно-кадровой политики;
- провести анализ эффективности действующей системы ротации персонала в организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области»;
- разработать рекомендации по совершенствованию действующей системы ротации персонала в организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области» с оценкой их социальной и экономической эффективности.
Методологическую основу исследования составляют экспертное наблюдение, выборочный опрос, анализ данных статистического и операционного учета, контент-анализ научных исследований и публикаций по вопросам организации и реализации механизмов ротации кадров.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического использования теоретических положений, отдельных выводов и результатов ВКР в практической деятельности организации «Управление делами Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области».при разработки мероприятий по совершенствованию механизма ротации как части системы управления кадрами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
В системе управления персоналом государственной и муниципальной службы, обеспечивающей достижение целей организации, существует 3 базовых технологии: оценка персонала, отбор персонала, управление карьерой персонала. Наряду с ними в соответствии с Законом №79-ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации» и Законом №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» активно применяются также кадровые технологии аттестации, кадрового конкурса, формирования и использования кадрового ротации, мотивации и стимулирования на основе оценки результатов деятельности, регламентации деятельности (использования должностной инструкции), образовательные технологии.
Период ротации кадров в разных государствах разнится, но наиболее часто устанавливаемый срок замещения государственными служащими одной и той же должности не превышает пяти лет. Облигатная ротация предусматривается, как правило, в отношении служащих, замещающих должности, которые наиболее подверженные коррупции, а не только руководящие должности. Распространенная в правовых государствах система
«заслуг» не допускает перемещения в порядке ротации руководителя вместе с его командой. При выборе новой должности учитывается вероятность сохранения коррупциогенных связей с представителями внешней среды (бизнес, организованная преступность и т.д).
Министерство промышленности РТ несет ответственность за разработку и реализацию государственной промышленной политики на основе единой схемы территориального развития республики в целях обеспечения оптимального и эффективного размещения производительных сил и развития потребительского рынка на территории республики. Организация направлена на привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов, в целях эффективного функционирования для достижения поставленных целей.
Государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни, и то и другое определяется внутренней культурой государственного служащего – приверженностью высшим нравственным принципам и ценностям. Корпоративная культура в государственных учреждениях – это система координат, регулируемая Законом о государственной службе, в рамках которой взаимодействуют организация и сотрудники. Во многом корпоративная культура в государственных учреждениях влияет на поведение и имидж сотрудников, поэтому важно уделять достаточное внимание ценностям и традициям компании.
Предложенный методический подход универсален и может быть использован при построении и экономическом обосновании на предприятиях разных видов экономической деятельности. Следует отметить значительные временные затраты на первых этапах внедрения и необходимость постоянного мониторинга процесса ротации.
Мы предложили план перемещений по Министерству промышленности и торговли на год.
Значение прибыли составили больше значения затрат, следовательно, мероприятие можно считать эффективным.
Предложенный методический подход универсален и может быть использован при построении и экономическом обосновании на предприятиях разных видов экономической деятельности. Следует отметить значительные временные затраты на первых этапах внедрения и необходимость постоянного мониторинга процесса ротации.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ). - 2018. - №15. - Ст. 1691.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197- ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1(ч.1).- Ст.3.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 28.12.2021 №423- ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - №31. - Ст. 3215; СЗ РФ. - 2018. -№1(ч.1). - Ст.7.
4. Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ (ред. от 18.04.2018 №83-ФЗ)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2007. - №10. - Ст.1152; СЗ РФ. - 2018. - №17. - Ст.2432.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2020 №143- ФЗ) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст.2053; СЗ РФ. - 2020. - №22. - Ст.3091.
6. Закон Республики Татарстан от 25.06.2017 №50-ЗРТ (в ред. от 30.06.2018 г. №55-ЗРТ) «Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе» // Республика Татарстан. - 2017. - №95; Республика Татарстан. - 2018.
- №96.
7. Указ Президента РФ от 28.12.2006 №1474 (ред. от 08.03.2019 №124) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - №1(Ч.1). - Ст.203; СЗ РФ. - 2005. - №10. - Ст.1507.
8. Указ Президента РФ от 01.02.2005 №111 (ред. от 01.07.2018 №483) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // СЗ РФ. - 2005. - №6. - Ст.438; СЗ РФ. - 2018. - №27. - Ст.3754.
9. Указ Президента РФ от 01.02.2005 №110 (ред. от 28.08.2019 № 441) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 6. - Ст.437; СЗ РФ. - 2019. - №35. - Ст.4970.
10. Указ Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 года №УП-
142 (с изм. на 18.03.2020 №УП-265) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Татарстан» // Ведомости Государственного Совета РТ. - 2011. - №3; http://pravo.tatarstan.ru, 18.03.2020.
11. Приказ Минобрнауки России от 29.03.2012 №239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» // Российская газета.
- 2012. - №94.
12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.11.2017 №910 (с изменениями на 20.10.2021) «Об утверждении Государственной программы «Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2018–2019 годы» (с изм. от 20.10.2021 №799) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2017. - № 87. - Ст. 2949; Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2021. - № 84.
13. Положение о муниципальной службе в г. Орехово-Зуево: решение Городского Совета от 18.04.2008 №31/13 // Челнинские известия. – 2008. - №98 – 99 (21 мая). – С.4-5.Постановление Исполкома муниципального образования «г. Орехово-Зуево» от 13.12.2017 №7561 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие муниципальной службы муниципального образования город Орехово-Зуево на 2018–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tatar7.info/2017/12/13/t3443.htm
14. Решение Городского Совета от 07 апреля 2020 г. №7/6 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Орехово-Зуево до 2021 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nabchelny.ru/upload/files/user/
15. Устав муниципального образования город Орехово-Зуево Республики Татарстан: принят Решением Городского Совета муниципального образования Орехово-Зуево Республики Татарстан от 08.122005 года 6/5 (в ред. от 23.07.2019 №41/11) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nabchelny.ru/upload/files/user/
16. Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков [и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 254с.
17. Барсуков М.В. Ротация в системе государственной гражданской службы российской федерации как элемент совершенствования кадрового состава: проблемы и решения // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016239 (дата обращения: 27.01.2023).
18. Баянова М. Профессиональная идентичность государственных служащих / М. Баянова // Государственная служба. – 2018. №2(88). - С.46-47.
19. Белевич А.А. Особенности ротации кадров государственной гражданской службы // Социология. – 2020. №2. – С.190-197.
20. Беляев А.М. Причины негативного образа российских госслужащих и пути его улучшения / А.М.Беляев, Д.Г.Передня // Социально-гуманитарные знания. – 2018. №5. – С.169 – 175.
21. Богатырев Е.Д. Нужен ли для государственной гражданской службы моральный кодекс? / Е.Д. Богатырев // Государственная служба. - 2018. №3(89). - С.31 – 34.
22. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 495 с.
23. Волкова В.В. Показатели эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих // Современное право. - 2019. № 5. - С.45 - 49.
24. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Петрова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 365 с.
25. Звягинцева О.С., Черникова Л.И., Кенина Д.С. Формирование системы ротации персонала в организации // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. № 131(07). – С.1-13.
26. Зенков М. Организационно-кадровое планирование и аудит органов местного самоуправления в Российской Федерации: правовые и методические проблемы // Муниципальная власть. - 2021. №2. - С.43 - 48.
27. Кадырова Г.М. Готовим новые кадры государственных служащих / Г.М. Кадырова // Стандарты и качество. - 2019. №9. - С.38 - 40.
28. Кондрашкин В.А. Ротация как элемент социальной мобильности государственных гражданских служащих // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. №9. – С.58-63.
29. Кудеев А. Открытый отбор в органы власти / А.Кудеев, А.Преображенская, С.Гуляев // Государственная служба. - 2018. №2(88). - С.37 - 41.
30. Кутузова Е.С., Трифонов Ю.Н. О соотношении целей ротации кадров на государственной службе и средств на ее проведение // Развитие территории. – 2019. №1(5). – С.39-44.
31. Куршиева Н.М. Современное состояние и динамика формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы // Вопросы управления. - 2017. №1. - С.12 - 13.
32. Мальцев Р.Н. Механизмы и законодательные инициативы по совершенствованию государственной службы / Р.Н.Мальцев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. №10. - С.49 - 55.
33. Ноздрачев А.Ф. Институт ротации в системе государственной службы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. №5(1). – С.5-22.
34. Поддубная С.Д., Сычанина С.Н. Совершенствование механизма ротации в системе государственного и муниципального управления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. №11-3(62). – С.219-222.
35. Прокофьев В. Совершенствование организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих // Государственная служба. - 2017. №5(85). - С.62 - 65.
36. Ростовцева Ю.В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. - 2018. №5. - С.57 - 60.
37. Серажетдинова А.М. Модернизация системы ДПО государственных гражданских служащих на основе ИКТ // Социально-гуманитарные знания. – 2018. №6. - С.360 - 364.
38. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров / Ю.Н. Шедько, Ю.Б.Миндлин, И.С.Цыпин [и др.]; под ред. Ю.Н.Шедько. – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 570 с.
39. Черепанов В.В.Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / В.В.Черепанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 679 с.
40. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 575 с.
41. Шамарова Г.М. Современные кадровые технологии персонала государственной и муниципальной службы / Г.М.Шамарова, Н.М.Куршиева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. №4. – С.50 – 58.
42. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник / Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 256 с.
43. Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: монография / Т.В.Щукина. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2001. - 650 с.
44. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – 4-е изд, стер. - М.: КНОРУС, 2018. - 200 с.
45. Лекция 1. Кадровая работа на государственной гражданской и муниципальной службе: понятие, функции, основные направления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.ru/
46. Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isfic.info/gossab/civserv61.htm
47. Официальный сайт города Орехово-Зуево [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://nabchelny.ru
48. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
49. Сводный доклад Республики Татарстан "О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2020 года" [Электронный ресурс]: [web-сайт] / Портал муниципальных образований Республики Татарстан.- Режим доступа: http://msu.tatarstan.ru/efficiency.htm?pub_id=199672
50. Сущность, задачи и принципы кадровой политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isfic.info/gossab/civserv65.htm