ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 7
1.1. Методика программирования специальной физической
подготовки 7
1.2. Принципиальные модели системы специальной физической
подготовки 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.24
3.1. Исследование взаимосвязи спортивных результатов на основных и дополнительных дистанциях 24
3.2. Моделирование соревновательных упражнений
пловцов с помощью методов лидирования и срочной обратной связи 28
3.3. Исследование динамики эргометрических показателей 32
3.4. Исследование коэффициента механической эффективности
(КМЭ) у пловцов 10 - 17 лет 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. Изменение количественных параметров многолетней тренировки за последние 20 лет характеризуется неуклонным повышением объемов общего и интенсивного плавания от одного олимпийского цикла к другому. Имеются данные, что продолжающееся увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок тормозит рост спортивных достижений. Поэтому повышение эффективности подготовки пловца и дальнейший прогресс результатов связаны с усилением избирательного воздействия применяемых средств и методов тренировки [В.Н. Платонов, Каунсилмен, Фолкнер]. В связи с этим в циклических видах спорта, в том числе и в плавании, применяется систематизация тренировочных нагрузок, предложенная Н.И. Волковым, в которой вместо прямых биоэнергетических измерений используются связанные с ними параметры физической нагрузки.
При разработке критериев оценки в процессе тренировки нужно ясно представлять себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь критерий, относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных (модельных) соревновательных характеристик. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности, функциональных возможностей основных систем обеспечения подготовленности необходимо ориентироваться на показатели, которые свидетельствуют о качествах и способностях, подлежавших направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия.
Объект исследования. Эргометрия соревновательной и тренировочной деятельности пловца.
Предметом исследования выступает критерий коэффициента механической эффективности пловца (КМЭ).
Цель исследования. Совершенствование эргометрических характеристик соревновательной деятельности пловцов с разной направленностью тренировочных программ.
Гипотеза. Предполагается, что выявленные количественные и качественные эргометрические критерии являются основой для моделирования соревновательной деятельности пловцов разного уровня.
Новизна. Данные эргометрического анализа подтверждают результаты исследования тренировочных нагрузок разной физиологической направленности и взаимосвязи спортивных результатов на основных и дополнительных дистанциях у спринтеров и стайеров - в процессе многолетней тренировки. В целом выявленные возрастные, количественные, результативные и эргометрические критерии являются основой для планирования подготовки спортивного резерва в системе возрастных групп.
Практическая значимость работы. Разработанная методика подготовки пловцов позволяет целенаправленно планировать тренировочные нагрузки разного характера во взаимосвязи с техникой, расширяя творческие возможности тренера и индивидуализируя тренировочный процесс.
Установленные соотношения между результатами на основных и дополнительных дистанциях у спринтеров и стайеров могут быть использованы в качестве контрольных нормативов для пловцов разного уровня подготовки. Сравнение индивидуальных достижений юных пловцов с табличными данными поможет определить специализацию спортсмена, выявить уязвимые места в его подготовке и внести коррективы в содержание тренировочных программ.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику эргометрических показателей как критерий направленности тренировочных программ.
2. Установить взаимосвязи спортивных результатов на основных и дополнительных дистанциях плавания.
3. Разработать критерий оценки коэффициента механической эффективности (КМЭ) у пловцов и проверить ее результативность на практике.
Таким образом, обобщенная (по трем группам пловцов) скоростно-темповая модель дистанции 400 в/с позволяет по заданному результату рассчитывать от 3 до 6 уровней скорости, а по экспериментально определяемому темпу - от 3 до 8 уровней темпа. Для пловцов высокой квалификации необходимо создавать индивидуальные регрессионные модели СУ (что позволит избежать нивелировки индивидуальных особенностей СД, возникающей при использовании обобщенных моделей). Индивидуальные регрессионные модели, как правило, дают возможность рассчитывать по заданному результату не только скорость, но и темп движений (см. таблицу).
Динамика КМЭ имеет сложную траекторию развития. Связь КМЭ с результатами и морфофункциональными показателями неоднозначна в различные возрастные периоды:
В 10 - 11 лет, когда происходит быстрое становление технического мастерства пловца, КМЭ тесто связан со скоростью плавания на дистанциях 200 - 800 м. Эта связь сохраняется на длинных дистанциях до 16-летнего возраста.
В 16 - 17 лет КМЭ имеет незначительную и статистически недостоверную связь с результатами.
КМЭ более значим для стайеров, нежели для спринтеров.
Регрессионный анализ, рассчитанный по данным эмпирических рядов, расположенных по разрядным уровням спринтеров и стайеров, выявил, что между результатами на основную дистанцию (X) и результатами на дополнительные дистанции (У) существуют зависимости, выраженные показательной функцией: Ух = а * Ь, где Ух - результат на дополнительную дистанцию, соответствующий значению X, а и Ь - постоянные коэффициенты.
В процессе многолетней тренировки по мере увеличения возраста и роста спортивного мастерства уровень развития основных эргометрических показателей, таких, как аэробная критическая мощность, анаэробная емкость, максимальная анаэробная мощность, непрерывно повышается. Прирост их от одного разрядного уровня до другого отличается гетерохронностью, что обусловлено особенностями возрастного биологического развития, в том числе основных компонентов физической работоспособности.
Повышение результативности пловца-спринтера тесно связано с ростом силовых проявлений в зоне скоростных режимов гребкового движения, соответствующих предельным величинам скорости гребка в подводной его части.
Таким образом, анализ спортивных результатов спринтеров и стайеров в процессе многолетней тренировки на основных и дополнительных дистанциях позволил установить основную направленность тренировочных программ на разных квалификационных уровнях в зависимости от специализации. Для пловцов до квалификационного уровня кмс определяющее значение имеет аэробная подготовка, для высококвалифицированных пловцов - увеличение доли анаэробной работы. Для спринтеров в начале многолетней тренировки проводится работа над общей выносливостью, скоростью и скоростной выносливостью.
Физические качества и функциональные возможности организма развиваются гетерохронно (это зависит от темпов пубертатного развития индивидов).
В связи с этим содержание подготовки (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок) новичков должно коренным образом отличаться от содержания подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Установленные соотношения между результатами на основных и дополнительных дистанциях у спринтеров и стайеров могут быть использованы в качестве контрольных нормативов для подготовки спортивного резерва в разных возрастных группах. Сравнение индивидуальных достижений юных пловцов с табличными данными поможет определить специализацию спортсмена, выявить уязвимые места в его подготовке и внести коррективы в содержание тренировочных программ.
Скоростно-силовая подготовленность пловца должна обеспечивать достижение максимальных величин мощности, развиваемых в гребковом движении в момент, когда скорость руки становится равной или чуть выше максимально доступной ее скорости при скоростном плавании.
Разработанная методика тестирования скоростно-силовой подготовленности пловца позволяет целенаправленно планировать тренировочные нагрузки скоростно-силового характера во взаимосвязи с техникой, расширяя творческие возможности тренера и индивидуализируя тренировочный процесс.
Таким образом, данные эргометрического анализа подтверждают результаты исследования тренировочных нагрузок разной физиологической направленности и взаимосвязи спортивных результатов на основных и дополнительных дистанциях у спринтеров и стайеров - в процессе многолетней тренировки. В целом выявленные возрастные, количественные, результативные и эргометрические критерии являются основой для планирования подготовки спортивного резерва в системе возрастных групп.
1. Бойко Н.Н. Совершенствование двигательной деятельности спортсмена. М.: ФиС, 2007. - 177 с.
2. Верхошанский Ю.В. Совершенствование скоростно-силовой подготовленности спринтеров. ТиПФК, 1998, № 4. - с. 14 - 16.
3. Верхошанский Ю.В. Специальная физическая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 1992. - 335 с.
4. Зациорский В.М., Аруин Е.Н. Эргономика ходьбы и бега. М.: ФиС, 1991. - 87 с.
5. Зимкин Н.А. Физиологические характеристики силы, быстроты и выносливости. М.: ФиС, 1979 - 112 с.
6. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: ФиС, 1986. - 378 с.
7. Левченко А.В. Методика тренировки бегунов высокой квалификации. М.: ГЦОЛИФК, 1994. - 127 с.
8. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки. М.: ФиС, 2001. - 556 с.
9. Сирис П.З., Левадо Е.А. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике. М.: ФиС, 2001. - 149 с.
10. Смирнов Ю.И. Контроль и оценка физической подготовленности спортсменов. М.: Малаховка. 1998. - 89 с.
11. Тюпа В.В. Биомеханика бега. ГЦОЛИФК, 1995. - 144.
12. Тюпа В.В. Биомеханика спринтерского бега. ГЦОЛИФК, 2001. - 156 с.
13. Табачник В.А. Техника и методика спринта. Жур: легкая атлетика. 6/1998. - с. 5 - 7.
14. Тюпа В.В., Каймин М.А. Основы легкоатлетической локомоции. М.: ФиС, 2007. - 236 с.
15. Табачник В.А. Техника бегового шага в спринте. Жур: легкая атлетика. 4/2008. - с. 15 - 17.
16. Фомин Н.А., Филин В.П. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. - 214 с.
17. Филин В.П. Методика развития скорости у спринтеров. ТиПФК, 1996, № 2. - с. 9 - 11.
18. Чернов А.Е. Методика мужского и женского спринта. М.: ФиС, 2002. - 144 с.
19. Чернов А.Е. Методика развитие скоростно-силовой выносливости у бегунов-спринтеров на 200 м. ТиПФК, № 7, 2005 - с. 11 - 13.
20. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. М., ФиС, 1984. - 337 с.21.
21. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений. М.: ФиС, - 1993. - 134 с.
22. Уткин В.Л. Измерение в спорте. М.: ФиС, 1989. - 154 с.
23. Чернов А.В. Методика мужского и женского спорта. Ж: ТиПФК, №3, 2001. - с. 7 - 9.