Аннотация 2
Ведение 5
Глава I. Творчество К.И. Чуковского
1.1. Писатель 8
1.2. Публицист и журналист 9
1.3. Поэт для детей 12
Выводы по I главе 16
Глава II. Работа над концепцией к будущим иллюстрациям
2.1. Иллюстрация как произведение - восприятия в единстве с текстом 18
2.2. Художественная история книжной графики 19
2.3. Появление и развитие графической иллюстрации в России 21
2.4. Анализ творчества иллюстраторов 22
2.5. Книжные иллюстраторы К.И. Чуковского 25
Выводы по II главе 27
Глава III. Практическое выполнение творческого проекта «по произведениям К.И. Чуковского»
3.1. Подготовка чернового рисунка в натурального величину 29
3.2. Поиск единой динамики в серии произведения создание линейной композиции, как основы изображения 29
3.3. Поиск цветовой гаммы к каждой иллюстрации. Выбор техники нанесения цвета на подготовленную основу 30
3.4. Поиск стилистического решения иллюстраций 36
3.5 Методические рекомендации проведения занятий по иллюстрированию для детей среднего школьного возраста 37
Выводы по III главе 41
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 50
Иллюстрация, занимая особое место в изобразительном искусстве, охватывает широкий круг читателей, особенно детей. Способствует восприятию, формированию представлений, и более полно погружает в суть произведения.
При создании иллюстрации, важно учитывать основные категории действия - пространство и время. Создание иллюстрации очень ответственно, т.к. именно с нее создается первое впечатление о книге.
Иллюстративной части издания не всегда уделялось должное внимание, в истории издания книги были периоды, когда элементарные правила не соблюдались, что делало книгу не сплошной работой. Поэтому актуальность изучения взаимодействия иллюстраций и текста всегда стоит на повестке дня, что подтверждает ценность темы работы - «По страницам произведений К.И. Чуковского» Создание серии иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского, «Федорено горе», «Путаница», «Краденое солнце», «Добрый доктор Айболит», в этом заключается новизна нашего исследования.
Объект исследования: творчество Корнея Чуковского известного детского писателя.
Предмет исследования: иллюстрация детской поэзии Корнея Чуковского.
Цель исследования: Создание серии иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского: «Федорено горе», «Путаница», «Краденое солнце», «Добрый доктор Айболит».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что введение в учебный процесс по изобразительному творчеству, иллюстрирования, как одного из видов изобразительного искусства, будет способствовать у детей среднего школьного возраста, обучению и по другим дисциплинам, таких как история, литература, география и др.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать специальную и искусствоведческую литературу по иллюстрированию и педагогике.
• Изучить творчество К.И. Чуковского.
• Ознакомиться с детскими художественными иллюстраторами.
• Изучить техники исполнения иллюстраций к детской поэзии.
• Освоить приёмы динамической композиции.
• Применить комбинированную технику исполнения иллюстрации.
• Выполнить иллюстрации в данной стилистической манере.
• Определить программу обучения детей среднего школьного возраста через выполнение иллюстраций к литературным произведениям.
• Обосновать воспитательное значение прочтения литературных произведений методом изобразительного искусства для детей.
Методы исследования: поиск и анализ литературы по проблеме исследования.
Проблема: недостаточно изученная тема иллюстрирования, как одного из направлений изобразительного искусства.
В начале 20-х годов изучали проблему развития художественно- творческих способностей детей - А. Бакушинский, Н. Гросул, А. Дмитриева, В. Копцев, Г. Лагунская, А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская, Е. Торшилова, В. Щербаков, Б. Юсов и др.
Развитием коллективных навыков занимались - П. Блонский, Г. Лабунская, Н. Сакулина, Е. Флерина и др.
Над совершенствованием методики преподавания изобразительной деятельности - Н. Адаскина, В. Гамаюнов, А. Волков, Л. Демьянов, К. Истомин, А. Коротковский, Г. Курьерова, А. Щипанов, Л. Попова, В. Фаворский, Л. Марц и др.
При преподавании изобразительного искусства в школе, обязательно уделяют внимание тематическому рисованию, но крайне редко включают темы иллюстрирования произведений. Рисунок по теме - сложный повествовательный рассказ, по средству изобразительных средств на темы: окружающий мир, литературные произведения, фольклора.
К.Д. Ушинский отметил бесполезность включения иллюстраций в школьную книгу, если над ними не проведена целенаправленная работа: «Рисунки в книге, пробуждающие в первую очередь любопытство детей, вскоре становятся им скучными: после того, как они их быстро и как-то осмотрят, они не могут обратить на них должное внимание»1.
Для исследования детского тематического рисунка (иллюстрирования), взяли метод В. Шорохова.
При создании серий иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского в акварельной графике необходимо учитывать историю развития книжного иллюстрирования, органическое соединение с текстом, применение законов композиции, цветоведения и ориентацию на детскую аудиторию.
Иллюстративной части издания не всегда уделялось должное внимание, в истории издания книги были периоды, когда элементарные правила не соблюдались, что делало книгу не сплошной работой. В виду этого данная работа - «По страницам произведений К.И. Чуковского» Создание серии иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского, «Федорено горе», «Путаница», «Краденое солнце», «Добрый доктор Айболит» - актуальна.
Исследовав творчество Корнея Чуковского известного детского писателя, иллюстрации детской поэзии создали серию иллюстраций к стихам К. И. Чуковского.
Предположение что введение в учебный процесс по изобразительному творчеству, иллюстрирования, как одного из видов изобразительного искусства, будет способствовать у детей среднего школьного возраста, обучению и по другим дисциплинам, таких как история, литература, география и др., подтвердилось.
При преподавании изобразительного искусства в школе, обязательно уделяют внимание тематическому рисованию, но крайне редко включают темы иллюстрирования произведений. К.Д. Ушинский отметил бесполезность включения иллюстраций в школьную книгу, если над ними не проведена целенаправленная работа: «Рисунки в книге, пробуждающие в первую очередь любопытство детей, вскоре становятся им скучными: после того, как они их быстро и как-то осмотрят, они не могут обратить на них должное внимание»1
Иллюстрация, как вид изобразительной деятельности для детей, новое и интересное занятие. В силу своих возрастных особенностей, дети не могут без руководства самостоятельно скомпоновать, изобразить действие, героев, по произведению. В виду этого, необходимо координировать и направлять детей - педагогу, под руководством которого раскроются чувства детей, и позволит создать интересные работы, в жанре - иллюстрация. Произведения К.И. Чуковского, это волшебный мир детства, с тонким юмором и простыми рифмами.
На практике искусство существует в определенных разновидностях. Изобразительное искусство передает характеристики воспринимаемого мира, используя объектно-реальные образы. Рисование является основой всех визуальных искусств, такого рода графики, зная основы рисования, вы можете работать во всех техниках, которые отличаются жанром и исполнением.
Иллюстративное изображение занимает особое место в процессе формирования и развития навыков и умений: умение выразить основную идею текста на картинке, аккуратность, ассоциативное мышление, умение использовать разные виды иллюстраций и различные декоративные элементы. графические приемы и т. д. Поэтому высокие требования предъявляются к разработке методов проведения тематических уроков рисования, поскольку иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилистических особенностей его творчества и самой эпохи, а также как знание композиции, видов иллюстраций и различных графических, живописных и декоративных приемов.
1. Алуева, М.А. Детская художественная иллюстрированная книга как синтез издания, искусства и средства эстетического воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Алуева Мария Александровна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Краснодар, 2010. - 157 с.
2. Аксенова, Г.В. Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков [Текст] : монография / Г. В. Аксенова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т". - Москва : Прометей : Изд-во Прометей, 2011. - 199 с.; 20 см.; ISBN 978-5-4263-0063-7
3. Баженова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся 1-3 классов при иллюстрировании сказок на основе декоративного подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Баженова Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 176 с. : ил.
4. Богатырева, Н.Ю. Отечественные художники-иллюстраторы детской книги XX-XXI вв. [Текст] : монография / Наталья Богатырёва ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - Москва : МПГУ, 2018. - 84, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-4263-0656-1 : 500 экз.
5. Герчук, Ю.Я. (1926-2014). История графики и искусства книги : Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. - М. : Аспект пресс, 2000. - 317, [2] с. : ил., портр., факс.; 22 см.; ISBN 5-7567-0243-1
6. Голикова, И. С. Станковая и книжная графика. Общий курс композиции [Текст] : учебно-методическое пособие для специальности 54.05.03 Графика, специализации: "Художник-график (станковая графика)", "Художник-график (искусство книги)" / И. С. Голикова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт- Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Кафедра станковой и книжной графики. - Санкт- Петербург : СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2018. - 48 с. : ил.; 20 см.; ISBN 978-5-6040905-1-0 : 100 экз.
7. Егорова, Е.Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию коми народных сказок : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2005. - 16 с.
8. Евсеева, Г.И. Работа над композицией издания как один из важных путей формирования издательской культуры / Г. И. Евсеева // Наука о книге. Традиции и инновации, Москва, 28-30 апреля 2009 г.- Ч. 2. - М.: Наука, 2009. - С. 345-347.
9. Ескина, Е.В. Московская иллюстрация детской книги в 1960 - 1980-х годах : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ескина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2013. - 183 с.
10. Ингпен, Роберт. Страна чудес Роберта Ингпена [Текст] : секреты творчества знаменитого художника : альбом иллюстраций / Роберт Ингпен. - Москва : Махаон, 2017. - 175, [4] с. : ил., цв. ил., портр.; 31 см. - (Искусство иллюстрации).; ISBN 978-5-389-12142-3 (Искусство иллюстрации)
11. Кулакова, О.В. Передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов : На примере иллюстрирования сказок : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2002. - 227 с.
12. Корытов, О.В. Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция [Текст] / Олег Корытов. - Москва : Галарт, 2014. - 217, [9] с. : ил., портр., цв. ил.; 22x21 см.; ISBN 978-5-269-01160-8
13. Квак Хэ Ми. Время, пространство и герой в сказках К.И. Чуковского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Квак Хэ Ми; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2012. - 153 с. : ил.
14. Книга в современном мире: Кризис логоцентризма и / или торжество визуальности? [Текст] : материалы международной научной конференции, 28 февраля - 2 марта 2017 года / науч. ред. М. К. Попова. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2018. - 295 с.; ISBN 978-5-00044-607-2
15. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС [Текст] : методическое пособие : 16+ / [А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, С. М. Никульшин и др.]. - Москва : Владос, 2018. - 117, [2] с. : ил., табл.; 21 см. - (Коррекционная педагогика).; ISBN 978-5-907013-21-6 : 5000 экз.
...