Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния фитнеса, как средства профилактики на абдоминальное ожирение у девочек 13-15 лет

Работа №119945

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения фитнеса как эффективного средства профилактики абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет 8
1.1 Ожирение: определение, критерии, факторы 8
1.2 Анатомо-функциональные особенности развития девочек 13-15 лет 11
1.3 Фитнес как средство профилактики абдоминального ожирения 13
1.4 Проблема применения фитнеса как средства профилактики абдоминального ожирения и функционального состояния девочек 13-15 лет 17
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 31
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 33
3.1 Результаты уровня избыточного веса и состояния сердечно-сосудистой системы в начале эксперимента 33
3.2 Обоснование экспериментальной методики, направленной на профилактику абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет 43
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 46
Заключение 64
Список используемой литературы 66

Актуальность исследования. На сегодняшний день, согласно данным ВОЗ [28], избыточная масса тела и ожирение являются одной из серьезнейших проблем здравоохранения. С каждым годом неуклонно растет число людей по всему миру, страдающих этим недугом. Недаром, по характеру распространенности, ожирение приобрело все черты «неинфекционной пандемии XXI века».
Роспотребнадзор в своем докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2019г» отмечает, что распространенность ожирения за период 2011-2018гг среди детей возросла на 27,4%, у подростков - на 66,5%» [6].
Специалисты - врачи, физиологи, педагоги выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Так, профессор С.В. Хрущев пишет в одной из статей: «Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка» [32].
Почти 45 миллионов детей сидят ныне за партами, около 13 миллионов посещают группы продленного дня, школа становится их вторым родным домом. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Особую опасность представляет абдоминальный тип ожирения, который обладает собственной гормональной активностью и способствует развитию нарушений всех типов обмена веществ. У таких детей чаще регистрируются травмы, у них в 3-5 раз выше заболеваемость острыми респираторными инфекциями.
Абдоминальный тип ожирения принимает участие в формировании «смертельного квартета» - метаболического синдрома, который связан с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа.
Сердечно-сосудистые заболевания, называемые «болезнями века», стремительно молодеют. Умственные, эмоциональные нагрузки в сочетании с малой подвижностью и избыточной массой тела школьников способствуют сначала кратковременному, а затем и более постоянному повышению артериального давления, на основе которого развивается гипертоническая болезнь.
Сейчас, к сожалению, ни детские сады, ни школа, необходимый двигательный режим своим воспитанникам не обеспечивают. Хотя, разумеется, стремятся - каждый на своем этапе.
Исходя из выше сказанного, актуальным, на сегодняшний день становится вопрос о повышении двигательной активности детей с целью профилактики абдоминального ожирения и дальнейшего развития хронических заболеваний. Разработка новых фитнес программ и грамотно организованные занятия позволят привлечь внимание девочек в возрасте 13-15 лет и повысить их интерес к физической культуре и здоровому образу жизни в целом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на профилактику абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет на занятиях по фитнесу.
Предмет исследования: программа тренировочных занятий, основывающаяся на применении фитнеса с целью профилактики абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет.
Цель исследования: исследование влияния программы занятий по фитнесу, как эффективного средства профилактики абдоминального ожирения на девочек 13-15 лет.
Гипотеза: предполагается, что предложенная программа занятий по фитнесу, направленная на повышение двигательной активности, окажется эффективным средством профилактики абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить исходный уровень избыточного веса у девочек 13-15 лет.
2. Разработать и апробировать программу тренировочных занятий по фитнесу, направленную на профилактику абдоминального ожирения и улучшение функционального состояния девочек 13-15 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанной программы занятий по фитнесу, направленной на профилактику абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами работы: анализ и обобщение данных специальной литературы, клинико-анамнестический метод, включающий в себя оценку основных антропометрических показателей (вес, рост, ИМТ, ОТ, ОБ), расчет индекса Кетле, пробы Руффье, КЭК, тестирование физической подготовленности девочек 13-15 лет. Проводилась оценка пищевого статуса, педагогический эксперимент. Для обработки результатов исследования применялся метод математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• современные теоретические и практические аспекты организации фитнес-тренинга (О.В. Сапожникова 2019, О.В. Булгакова 2019, О.С. Коршунова 2018 и др.);
• современные взгляды на ожирение у детей и его взаимосвязь с развитием хронических заболеваний (И.В. Самородская 2016, В.П. Новикова 2016, В.А. Калашникова 2018 и др.).
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил санаторий ФМБА России «Сергиевские минеральные воды» п. Серноводск. В эксперименте участвовало 40 девочек в возрасте 13-15 лет, которые были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную, по 20 человек в каждой. Физические показатели, среди испытуемых, в экспериментальной и контрольной группах были примерно равными. Экспериментальная группа занималась по специально разработанной фитнес программе аэробной направленности три раза в неделю по 45 мин. В контрольной группе занятия проводились по стандартной фитнес программе.
Научная новизна исследования заключается в выявленной эффективности разработанной программы тренировочных занятий фитнесом с девочками в возрасте 13-15 лет, получении результатов о динамике изменения антропометрических данных занимающихся фитнесом девочек 13-15 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследование способствует решению научной проблемы, имеющей важное значение для фитнеса и посвященной поиску эффективных средств профилактики абдоминального ожирения у девочек 13-15 лет.
Практическое значение разработанной программы занятий по фитнесу с девочками в возрасте 13-15 лет состоит в том, что сама программа в целом, как и отдельные рекомендации по ее применению, могут использоваться в секциях и группах здоровья с занимающимися данного возраста.
Также программа может применяться девочками-подростками, самостоятельно занимающимися фитнесом.
Данные, полученные в ходе исследования могут быть использованы при планировании уроков физкультуры у школьников и в содержании других учебных занятий.
Достоверность результатов обосновывается научной обоснованностью базовой теории, собственным участием автора в экспериментально-опытной работе, нацеленной на решение исследовательских задач, применении полученных результатов на практике и положительными итогами эксперимента.
Апробация и внедрение реализовывались при участии автора в работе научно-практической конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольяттинский государственный университет, 2020 г.)
Положения, выносимые на защиту:
• низкий уровень физической активности среди девочек 13-15 лет может стать причиной развития ожирения и хронических заболеваний, что диктует необходимость регулярных физических нагрузок;
• фитнес с аэробными нагрузками является наиболее эффективной формой профилактики абдоминального ожирения.
Программа апробирована в процессе проведения занятий с девочками 13-15 лет. Вклад автора в проведении исследований составил 80%.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 42 источника из которых 6 иностранных. В работе представлено 19 рисунков и 22 таблицы. Основной материал работы изложен на 70 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научно-методической литературы показал нам, что мало изученными, на сегодняшний день, остаются проблемы профилактики абдоминального ожирения среди девочек среднего школьного возраста средствами фитнеса.
При первом обследовании девочек в возрасте 13-15 лет из экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что испытуемые имеют относительно низкий функциональный статус с точки зрения физической подготовленности.
Избыточный вес тела, по индексу Кетле, был зафиксирован в экспериментальной группе у 40% обследуемых и у 45% в контрольной группе. Ожирение 1 степени мы выявили у двоих девочек в обоих группах.
Оценивая работоспособность сердца, по пробе Руфье, в ЭГ лишь 20% девочек имели хорошую оценку, в КГ этот показатель наблюдался у 15% школьниц. Зафиксированные и обработанные нами данные свидетельствовали о том, что у обследованных школьниц имелись предпосылки к различным функциональным нарушениям организма и переходу их в хронические заболевания во взрослом возрастном периоде.
Программа занятий по фитнесу, разработанная нами для улучшения здоровья с целью предотвращения абдоминального ожирения у девочек в возрасте от 13 до 15 лет, была основана на положениях о развитии физической гиподинамии в обществе; высокой загруженности детей в школе; на здоровье, как динамичном и меняющемся состоянии человека и общества.
Содержание фитнес-программы включало в себя занятия классической аэробикой, фитбол аэробикой, степ-аэробикой и кардиотренировки.
Данные, полученные нами по окончанию педагогического эксперимента позволили сделать вывод о эффективности разработанной и применяемой нами программы по фитнесу. У девочек экспериментальной группы значительно улучшились антропометрические показатели, изменился основной параметр (обхват талии), указывающий на наличие или начальную стадию развития абдоминального ожирения. ОТ снизился на 10,28%, ОБ на 5,18%. Выявленные изменения свидетельствуют о переходе девочек от избыточной массы тела к нормальной.
Достоверно улучшились показатели проб, по оценке работоспособности сердечно-сосудистой системы. В ЭГ динамика улучшения выглядела следующим образом: с 20% хорошая работоспособность группы возросла до 45%. Такой результат свидетельствует о том, что нагрузка, получаемая девочками на занятиях по фитнесу, была дозированной и положительно повлияла на сердечно-сосудистую систему. В КГ показатели у девочек возросли с 15% до 30%.


1. Алешина Е.И. Питание и пищевое поведение детей с ожирением П- Ш степени и сопутствующим хроническим гастродуоденитом / Алешина Е.И., Новикова В.П., Гурьева В.А. [и др.] // Профилактическая и клиническая медицина. СПб. - 2012 - №1 - С. 7-10.
2. Баёва Н.А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск : СибГУФК, 2003. - 56 с.
3. Булгакова О.В. Фитнес-аэробика : учебное пособие / О. В. Булгакова, Н. А. Брюханова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2019. - 112 c. - ISBN 978-5-7638-4017-9. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/100144.html (дата обращения: 12.12.2021).
4. Власова И.А. Оздоровительный фитнес: учеб. Пособие / И.А. Власова, О.А. Иваненко, Челяб. Гос. Ин-т культуры. - Челябинск: ЧГИК, 2017. - 157 с.
5. Вудман Марион Сова была раньше дочкой пекаря: Ожирение, нервная анорексия и подавленная женственность / Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : «Когито-Центр», 2011. - 176 с.
6. Государственный доклад О состоянии санитарно­ эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]: Роспотребнадзор. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/ details.php?ELEMENT ID=14933. (дата обращения: 17.06.2021).
7. Драпкина О.М., Самородская И.В., Старинская М.А., Ким О.Т., Неймарк А.Е. Ожирение: оценка и тактика ведения пациентов. Коллективная монография. М. : ФГБУ «НМИЦТПМ» Минздрава России ; ООО «Силицея-Полиграф». 2021. - с. 174
8. Использование комплексов фитнес-программ в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» : учебное пособие /сост. : Н.Н. Сизова, Е.А. Сокович, Е.Л. Кузьмин ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. - 94 с.
9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология / Карвасарский Б.Д. // учебник - 2004 - С. 68
10. Кобец Т.В. Влияние перинатальных, постнатальных и наследственных факторов на возникновение избыточной массы тела и развития ожирения у детей и подростков / Кобец Т.В., Яковенко В.В. // Здоровье ребенка - 2012 -8 (43) - C. 23-27
11. Ковалева Ю.В. Роль ожирения в развитии нарушений менструальной и репродуктивной функций / Ковалева Ю.В. // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2014. -№ 2. - С. 43-51
12. Красноперова О.И. Факторы, способствующие формированию ожирения у детей и подростков / Красноперова О.И., Смирнова Е.Н., Чистоусова Г.В. [и др] // Ожирение и метаболизм - 2013 - № 1 - С 18-21.
13. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 60 с.
14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры : учеб.пособие / А. М. Максименко. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М., 2012. - 471 с.
15. Миняйлова Н.Н. Социально-генетические аспекты ожирения / Н.Н. Миняйлова // Педиатрия - 2001. - № 2. - С83-87.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ