Объект исследования - ООО «Белый камень» (г. Новокузнецк) .
Компания имеет несколько подразделений:
- туристическое агентство (различные варианты отдыха по России и за её пределами);
- городской экскурсионный центр (групповые и индивидуальные экс-курсионные программы для детей и взрослых по городу, Кузбассу и Рос-сии);
- сеть рыболовно-туристических магазинов (товары для туризма, рыбалки и отдыха);
- швейное производство (пошив рыболовно-туристического снаряжения и одежды для рыбалки и охоты);
- ателье (индивидуальный пошив спортивной и повседневной одежды, ремонт туристического снаряжения и пр.).
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 8
1.1 Понятие и функции маркетинговых коммуникаций 8
1.2 Коммуникационные инструменты маркетинга 13
1.3 Этапы разработки и реализации комплекса маркетинговых коммуникаций 21
1.4 Специфика маркетинговых коммуникаций туристической сферы 24
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БЕЛЫЙ КАМЕНЬ» 32
2.1 Общая характеристика ООО «Белый камень» 32
2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния ООО «Белый камень» 39
3 ОЦЕНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ООО «БЕЛЫЙ КАМЕНЬ» 50
3.1 Характеристика маркетинговых коммуникаций ООО «Белый камень» 50
3.2 Анализ эффективности маркетинговых коммуникаций ООО «Белый камень» 55
3.3 Направления развития маркетинговых коммуникаций ООО «Белый камень» 61
3.4 Оценка экономической целесообразности предлагаемых мероприятий 66
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения 82
Актуальность данной выпускной квалификационной работы связана с тем, что маркетинговые коммуникации являются одним из основных элемен-тов комплекса маркетинга организации, включающего передачу информаци-онного сообщения о товаре или услуге целевой аудитории и установление связи с ней. Конечной целью маркетинговых коммуникаций является форми-рование потребности в товаре или услуге у потребителя.
Коммуникация с потребителем должна осуществляться постоянно, на всех стадиях совершения покупки товара или заказа услуг. При помощи ре-кламы, реального общения с сотрудниками компании, практики использова-ние продукта, потребитель формирует представление о компании. В зависи-мости от инструментов маркетинговых коммуникаций, а также характера со-общения, рынок формирует свое отношение к компании.
Использование маркетинговых коммуникаций в современной органи-зации является ключевым инструментом поиска новых рынков сбыта для по-лучения максимально возможного финансового результата. От эффективно-сти внутренних и внешних маркетинговых коммуникаций зависит репутация организации, являющегося одним из видов внедрения инноваций, сокраще-ния издержек производства.
Эффективные маркетинговые коммуникации способны сформировать положительный имидж компании, усиливают ее конкурентоспособность на рынке, обеспечивают ее устойчивый развитие, увеличивают продажи и доход компании.
Эффективное использование маркетинговых коммуникаций помогает достичь главной цели организации – создание продуктовой, технологиче-ской или сервисной ценности, удовлетворяющей потребности потребителей и получение в результате этого прибыли. В общем, вопросы исследования эф-фективности маркетинговых коммуникаций является актуальным для бизне-са. Это обусловлено сложностью достоверного определения влияния марке-тинговых коммуникаций на экономические результаты субъекта хозяйство-вание. Именно поэтому формирование эффективных маркетинговых комму-никаций выступает ведущим вопросом в процессе налаживания оптимальной сферы хозяйствования.
Степень изученности проблемы. Теоретические вопросы формирова-ния и развития системы маркетинговых коммуникаций как инструмента обеспечения конкурентоспособности фирмы, ее позитивного имиджа и пози-ционирования, исследовались учеными, среди которых, самыми выдающи-мися являются: Ф. Котлер, Е. Н. Голубкова, В. Г. Антонец, И. А. Денисенко, Н. В. Шашло, А. В. Кузубов, О. Ф. Киреева, С. М. Имяреков, И. М. Калаб-кина, Н. Р. Куркина, Е. М. Крюкова, П. В. Солодуха, В. В. Зеленов и др.
Несмотря на масштабность исследований, указанная проблематика требует ее актуализации с учетом появления новых технических возможно-стей, тенденций на рынке, потребностей и интересов субъектов рыночных отношений.
Для каждой организации, которая имеет целью развивать свою хозяй-ственную деятельность, налаживать бизнес-процессы, расширять портфель клиентов и наблюдать увеличение прибыли, внедрение эффективных марке-тинговых коммуникаций с целью формирования положительного имиджа – является важным направлением.
Именно эти факторы обусловили выбор темы исследования, формиро-вание его цели, задачи и предмета.
Проблема исследования. Формирование эффективной системы марке-тинговых коммуникаций с целью повышения имиджа и эффективного про-движения бренда современных туристических организаций. В настоящее время для продвижения брендов туристических организаций используются такие инструменты как реклама, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта. Требуется определить оптимальное сочетание данных инструментов с целью повышения имиджа отечественной туристической компании в условиях пан-демии коронавируса и санкционного давления.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствова-нию маркетинговых коммуникаций компании ООО «Белый камень».
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработка комплекса инте-грированных маркетинговых коммуникаций позволит повысить эффектив-ность управления маркетингом и благоприятно скажется на имидже ООО «Белый камень».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность маркетинговых коммуникаций;
изучить коммуникационные инструменты маркетинга;
охарактеризовать этапы разработки и реализации комплекса марке-тинговых коммуникаций;
рассмотреть специфику маркетинговых коммуникаций туристиче-ской сферы;
дать организационно-экономическую характеристику компании;
провести анализ внешней и внутренней среды компании;
провести анализ маркетинговых коммуникаций ООО «Белый ка-мень»;
провести оценку путем проведения маркетингового исследования эффективности используемых на ООО «Белый камень» маркетинговых ком-муникаций;
разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговых коммуникаций и оценить их экономическую эффективность.
Объектом работы является туристическая компания ООО «Белый ка-мень».
Предметом работы – маркетинговые коммуникации компании.
Теоретической и информационной базой исследования выступают мо-нографические исследования, научные труды различных ученых, материалы российских и международных научно-практических конференций, периоди-ческих изданий и другие материалы по проблемам маркетинга, формирова-ния маркетинговых коммуникаций, организации маркетинга на туристиче-ских компаниях, а также отчетность и внутренние документы компании ООО «Белый камень».
Для написания бакалаврской работы использовались следующие ис-точники литературы:
нормативные и правовые акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжение Правительства РФ, приказы Министерства экономического развития РФ, Росстата), паспорт и материалы приоритетной программы Подпрограмма «Туризм» государственной программы Российской Федера-ции «Экономическое развитие и инновационная экономика» из справочных правовых систем (СПС) «Гарант», «КонсультантПлюс»;
статистические данные Росстата;
данные исследований ООО «Институт исследований и развития про-фессиональных компетенций»;
материалы Интернет-сайтов органов государственной власти (Феде-ральное агентство по туризму), некоммерческих организаций (Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация туроператоров России (АТОР), Рос-сийская гостиничная ассоциацию (РГА), т Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)), коммерческих организаций (Агентства развития бизнеса и микрокредитной компании);
материалы научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и «КИ-БЕРЛЕНИНКА».
Методологической базой исследования выступает общенаучный диа-лектический метод изучения категории маркетинговые коммуникации. В процессе написания работы использовались следующие методы исследова-ния: абстрактно-логический метод, монографический метод; расчетно-конструктивный и метод сравнения; исторический метод и т.п.
Результаты, полученные автором:
выявлены основные особенности формирования комплекса марке-тинговых коммуникаций туристической компании;
проведено исследование эффективности маркетинговых коммуника-ций туристической компании;
предложены рекомендации по совершенствованию маркетинговых коммуникаций туристической компании.
Поставленная цель и определенные ею задачи обусловили структуру данной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка ис-пользованной литературы, приложений.
Во введение обосновывается актуальность исследуемой темы, прово-дится оценка степени изученности данной проблемы в научной литературе, формулируются проблема, цель, гипотеза, задачи, объект и предмет иссле-дования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования мар-кетинговых коммуникаций туристической компании. В первую очередь, при написании первой главы изучена сущность маркетинговых коммуникаций, а также их основные инструменты. При написании теоретической главы были охарактеризованы основные этапы формирования комплекса маркетинговых коммуникаций. И в заключение был проведен анализ специфики маркетинго-вых коммуникаций туристической сферы.
Во второй главе проведён анализ деятельности туристической компа-нии ООО «Белый камень». На первом этапе дана организационно-экономическая характеристика ООО «Белый камень». Проведен анализ ос-новных финансово-экономических показателей. В рамках написания второй главы также осуществлен анализ внутренней и внешней среды компании.
Третья глава непосредственно посвящена оценке эффективности систе-мы маркетинговых коммуникаций ООО «Белый камень». На первом этапе проведен анализ системы маркетинговых коммуникаций туристической ком-пании. Далее в рамках написания третьей главы путем проведения маркетин-гового исследования проанализирована эффективность используемых в ООО «Белый камень» маркетинговых коммуникаций. И на заключительном этапе разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговых комму-никаций, и рассчитана их экономическая эффективность.
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Проанализировав определение понятия «маркетинговые коммуника-ции» различных ученых и практиков, приведем собственную дефиницию: Маркетинговые коммуникации – это совокупность сообщений, направлен-ных на построение взаимовыгодных связей с целевой аудиторией, создание позитивного имиджа компании и повышения конкурентоспособности на рынке. Соответственно, маркетинговые коммуникации применяются как эф-фективный инструмент маркетинга, включающий практику доведения до по-требителей необходимой для компании информации. Они рассматриваются как процесс управления движением товаров на всех этапах – в момент выво-да на рынок, перед реализацией, при осуществлении акта продажи и по за-вершении процесса потребления.
Каждый вид коммуникации, или коммуникативный инструмент, имеет свои особенности, специфические мероприятия и приемы, может использо-ваться при определенных рыночных условиях. Так, реклама может быть размещена в печатных изданиях, радио-и телепрограммах. В персональных продажах используют презентации, выставки-продажи, специальные стиму-лирующие мероприятия. Стимулирование сбыта включает премии, ценовые скидки, купоны, конкурсы. К средствам прямого маркетинга принадлежат каталоги, телемаркетинг, факс, интернет. В то же время понятие маркетинго-вых коммуникаций не ограничивается только названными инструментами. Внешнее оформление товара, его цена, дизайн, цвет, упаковка, магазин, где товар продается, – все это также передает информацию потребителям.
Для того, чтобы реализовать эффективную политику маркетинговых коммуникаций необходимо пройти несколько основных этапов по формиро-ванию маркетинговой коммуникационной компании, начиная с оценки теку-щей ситуации на рынке, конкурентной среды, целевой аудитории и заканчи-вая оценкой ее эффективности.
Механизм формирования комплекса маркетинговых коммуникаций в туристической компании представляет собой процесс, направленный на оп-тимизирование применения интегрированных и неинтегрированных марке-тинговых коммуникаций из-за применения соответствующих методов, ин-струментов и рычагов коммуникативного воздействия на клиентов, конечных потребителей и партнеров по бизнесу для достижения поставленных комму-никационных целей.
Компания «Белый камень» работает в туризме с 2002 года. ООО «Бе-лый берег» позиционирует себя как компания, ориентированная на потреби-теля со средним уровнем дохода и предлагающее широкий спектр туристи-ческих продуктов на территории России.
В настоящий момент, на деятельность турагентства «Белый камень» и отрасли туризма в целом, оказывает влияние множество факторов. Однако наибольшее влияние оказали пандемия коронавируса, санкционное давление и переориентация на внутренний туризм.
Проведенный SWOT-анализ показал, что, несмотря на значительное количество преимуществ турагентства «Белый камень», маркетинговая дея-тельность турагентства является недостаточно эффективной. Основными проблемами являются: устаревший фирменный стиль и логотип, неэффектив-ная политика продвижения.
На протяжении анализируемого периода (2019-2021 гг.) отмечается рост показателей эффективности основной деятельности компании, о чем свидетельствует рост выручки от продаж, прибыли и показателя рентабель-ности продаж. По данным анализа можно говорить о платежеспособности ООО «Белый камень», его финансовой независимости от внешних инвесто-ров, что характеризует финансовое состояние компании как финансово-устойчивое.
Турагентство «Белый камень» использует комплекс каналов коммуни-кации:
1. Реклама (радио, печатная реклама, социальные сети, интернет, наружная реклама и др.).
2. Связи с общественностью (публикации в СМИ).
3. Личная продажа (общение менеджера с клиентом напрямую).
4. Стимулирование сбыта (программа лояльности, скидки).
Для рекламы ООО «Белый камень» использует в основном такие ре-кламные каналы как радио, печатная реклама, буклеты, флаера, интернет-реклама. ООО «Белый камень» активно использует стимулирование сбыта, как метод маркетинговой коммуникации.
В ООО «Белый камень» реализуются следующие мероприятия по управлению лояльностью клиентов: анализируются и прорабатываются от-зывы клиентов о деятельности туристской фирмы; предусмотрена система скидок. Отметим, что на официальной странице «ВКонтакте» последнее со-общение о скидках датировалось мартом 2022 г. (скидка на ранее брониро-вание детских путевок). Персональные продажи реализованы в офисе ту-рагентства, а также официальный сайт: https://belykamen.com/. В анализиру-емом периоде не проводились ввиду недостаточности средств после кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
По данным анализа можно констатировать рост рекламного бюджета ООО «Белый камень». При этом тенденция роста прослеживается на протя-жении всего анализируемого периода. При этом отмечается рост удельного веса рекламного бюджета ООО «Белый камень» в выручке от продаж с 5,1% до 8,2%. Это в основном обусловлено ростом расходов на рекламу боль-шими темпами, чем выручки от продаж. Что выступает в качестве негатив-ной тенденции и может свидетельствовать о неэффективности рекламной по-литике компании.
Наибольший удельный вес в рекламном бюджете приходится на интер-нет-рекламу, который составил 48,17%.
На втором месте идет реклама на радио, удельный вес которой соста-вил 30,57%. На третьем месте идет реклама полиграфия, удельный вес кото-рой в рекламном бюджете составил 14,45%. На СМИ приходится порядка 3,99%, а щитовую рекламу – 2,81%.
Эффективность затрат на рекламную деятельность снижается в 2021 году по сравнению 2019 годом. Это свидетельствует о снижении эффективно-сти рекламной политики компании. Отдача средств на рекламу снизилась с 19,61 руб./руб. в 2019 году до 12,19 руб./руб. в 2021 году.
Основной проблемой маркетинговых коммуникаций можно назвать снижение отдачи средств на рекламу на фоне роста рекламного бюджета, что в условиях кризиса требует применения более бюджетных и креативных ва-риантов продвижения.
В рамках совершенствования рекламной политики ООО «Белый ка-мень» предлагаются следующие мероприятия:
1. Коллаборация.
2. Блогосфера.
Предлагаемые мероприятия отличаются эффективностью и могут быть реализованы в условиях компании «Белый камень».
1. Ананченкова, П. И. Интегрированные маркетинговые коммуникации как средство обеспечения устойчивости туристической компании на рынке / П. И. Ананченкова. – Текст : непосредственный // Академия труда и социаль-ных отношений. Сборник научных трудов: материалы I Международной научно-практической конференции «Туризм, сервис и образование: исследо-вания и проекты». – Симферополь : Открытое знание, 2017. – С. 4-11.
2. Антонец, В.Г. Механизм формирования маркетинговых коммуника-ций туристических предприятий / В. Г. Антонец. – Текст : непосредственный // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2021. – № 2(37). – С. 105-112.
3. Бортникова, В. А. Маркетинговые коммуникации как способ повы-шения прибыли / В. А. Бортникова, А. Д. Еремин, Е. И. Игоренков, К. А. Фурман. – Текст : непосредственный // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 41. – С. 276-279.
4. Булатова, А. Ж. Современные интегрированные маркетинговые коммуникации в туризме / А. Ж. Булатова // Актуальные исследования. – 2022. – № 14 (93). – С. 29-33.
5. Бумагина, М. Д. Анализ маркетинговых коммуникаций компании / М. Д. Бумагина, С. В. Балахонцев. – Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 50. – С. 954-957.
6. Вергун, Т. В. Особенности маркетинговых коммуникаций в туринду-стрии / Т. В. Вергун, Д. В. Гришин. – Текст : непосредственный // Современ-ное гуманитарное знание о проблемах социального развития. – 2022. – С. 316-320.
7. Воробьева, Т. В. Современные технологии маркетинговых коммуни-каций / Т. В. Воробьева. – Текст непосредственный // Академическая публи-цистика. – 2021. – № 3. – С. 129-132.
8. Вовк, Е. В. Место и роль рекламной деятельности в системе марке-тинга / Е. В. Вовк. – Текст : непосредственный // Роль инноваций в транс-формации и устойчивом развитии современной науки. Сборник статей Меж-дународной научно-практической конференции. –2020. – С. 90-93.
9. Внукова, Д. А. Современные маркетинговые коммуникации: тенден-ции и перспективы / Д. А. Внукова. – Текст непосредственный // StudNet. – 2022. – Т. 5. – № 6. – С. 123.
10. Галиуллина, Ф. Р. Совершенствование рекламной деятельности ор-ганизации / Ф. Р. Галиуллина. – Текст : непосредственный // Московский эко-номический журнал. – 2019. – № 3. – С. 5-9.
11. Глаголева, Л. Э. Интернет-продвижение рыночных услуг в сфере туризма и рекреации / Л. Э. Глаголева, Н. П. Зацепилина, Е. Н. Ковалева, Л. С. Зацепелина. – Текст : непосредственный // Лизинг. – 2021. – № 5. – С. 16–21.
12. Глаголева, Л. Э. Интернет-маркетинг как инструмент продвижения рыночных услуг в сфере гостеприимства и гостиничном деле / Л. Э. Глаголе-ва, Н. П. Зацепилина, Е. Н. Ковалева, Л. С. Зацепелина. – Текст : непосред-ственный // Лизинг. – 2021. – № 3. – С. 4–11.
13. Глаголева, Л. А. Экономические перспективы PR-коммуникаций в сфере туризма / Л. Э. Глаголева, Н. П. Зацепилина, Е. Н. Ковалева, Л. С. За-цепелина. – Текст : непосредственный // Вестник ВГУИТ. – 2022. – Т. 84. – № 2. – С. 298-304.
14. Дмитриев, А.Г. Моделирование эффективной стратегии PR-кампании / А.Г. Дмитриев, А.Н. Романников. – Текст непосредственный // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 9. – С. 83-101.
15. Дорош, И. В. Маркетинг туризма: сущность и современные концеп-ции / И. В. Дорош. – Текст : непосредственный // Международный научный журнал Интернаука. – 2017. – № 6. – С. 112-114.
16. Жукова, Т.Н. Взаимодействие организации с заинтересованными сторонами: маркетинговый подход / Т. Н. Жукова. – Текст : непосредствен-ный // Практический маркетинг. – 2017. – № 5(243). – С. 21-27.
17. Идрисова, З. У. Актуальные маркетинговые каналы коммуникации/ З. У. Идрисова. – Текст : непосредственный // Актуальные исследования. – 2022. – № 25 (104). – С. 75-78.
18. Имяреков, С.М. Менеджмент-маркетинг современного туризма в России и Республике Мордовия: состояние и перспективы / С. М. Имярекова, И. М. Калабкина, Н. Р. Куркина. – Текст : непосредственный // Вестник Ал-тайской академии экономики и права. – 2020. – №7-1. – С. 111-117.
19. Ипатова, И.А. Формирование имиджа организации посредством специальных PR-мероприятий / И.А. Ипатова, О.Ю. Просалкова. – Текст непосредственный // Неделя молодежной науки. В 4-х томах. – 2022. – С. 107–111.
20. Киреева, О.Ф. Трансформация коммуникационных процессов в условиях цифровизации и риски внедрения суперсерверов / О. Ф. Киреева. – Текст : непосредственный // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2020. – Т.5. – №4. – С. 43-51.
21. Кодиров, С. Т. У. Особенности маркетинговых коммуникации в ту-ризме / С.Т. У. Кодиров // Cовременная экономика: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 16-18.
22. Косуля, В.К. Особенности и различия PR-коммуникаций и рекламы / В.К. Косуля, О.С. Неделяева. – Текст : непосредственный // Теория и прак-тика современной науки. – 2021. – № 5 (71). – С. 111–116.
23. Крюкова, Е.М. Маркетинг и его значение в развитии туристско-рекреационного потенциала территории / Е. М. Крбкова, П. В. Солодуха, В. В. Зеленов. – Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. – 2021. – №9. – С. 58-60.
24. Куликова, Ю. А. Развитие маркетинговых коммуникаций целевой аудитории / Ю. А. Куликова, Е. В. Ергалиева. – Текст : непосредственный // Социальные науки. – 2021. – № 1 (32). – С. 30-39.
25. Латыпова, Э. М. Социальные сети как инструмент маркетинговых коммуникаций в туристской сфере / Э. М. Латыпова. – Текст : непосред-ственный // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 8(47). – С. 254-257.
26. Мелконян, Т.А. Особенности построения системы маркетинговых коммуникаций в гостиничном бизнесе / Т. А Мелконян. – Текст : непосред-ственный // Академическая публицистика. – 2019. – №11. – С. 116-119.
27. Моисеева, Н.К. Рекламная деятельность на предприятии / Н.К. Мо-исеева. – Текст : непосредственный // Маркетинг. – 2019. – № 4. – С. 22-34.
28. Олексюк, Е.В. Понятие и виды рекламной деятельности предприя-тия / Е.В. Олексюк, К.Б. Сагындыков, И.А. Краснянская // Актуальные про-блемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. Сборник ма-териалов II Международной научной конференции. Под редакцией Г.В. Па-ниной. – 2020. – С. 281-284.
29. Осипова, Т. А. Современные инструменты маркетинговых комму-никаций / Т.А. Осипова. – Текст : непосредственный // Вестник Академии управления и производства. – 2021. – № 1. – С. 97-102.
30. Петрова, А.А. Формирование репутации компании на основе PR-коммуникации / А.А. Петрова. – Текст непосредственный // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 6 (58). – С. 363-369.
31. Самохвалова, Е.С. Реклама и PR: общее и отличительное / Е.С. Са-мохвалова, Н.А. Жесткова. – Текст непосредственный // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-3 (78). – С. 27-30.
32. Свиридова, Л. А. Роль маркетинговых коммуникаций в сфере услуг / Л. А. Свиридова. – Текст непосредственный // Студенческий вестник. – 2021. – № 20-10 (165). – С. 40-42.
33. Снетков, А. С. Разработка стратегии маркетинговых коммуникаций / А. С. Снетков, И. Д. Быкова. – Текст непосредственный // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 45. – С. 817-821.
34. Сорокина, А. В. К вопросу об оценке эффективности маркетинго-вых коммуникаций / А. В. Сорокина. – Текст : непосредственный // Актуаль-ные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2022. Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конферен-ции, приуроченной к празднованию 300-летия Российской академии наук. – 2022. – С. 281-285.
35. Стыцюк, Р.Ю. Особенности использования модели комплекса мар-кетинга «7Р» финансовыми компаниями в условиях цифровизации / Р. Ю. Стыцюк. – Текст : непосредственный // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2020. – № 4. – С. 132-140.
36. Федькина, Ю. В. Как разработать эффективную коммуникационную стратегию бренда / Ю. В. Фелькина. – Текст : непосредственный // Маркетин-говые коммуникации. – 2021. – № 3. – С. 180-191.
37. Чагарова, М. И. Коммуникации как способ реализации программы продвижения / М. И. Чагарова, Е. Г. Артамонова, М. К. Переверзева. – Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 49. – С. 441-444.
38. Чажаев, М. И. Проблемы и преимущества маркетинговых коммуни-каций / М. И. Чажаев, А. М. Чажаева. – Текст : непосредственный // ФГУ Science. – 2021. – № 4 (24). – С. 194-201.
39. Черкасова, О. Г. Стратегия и тактика рекламной деятельности предприятия / О. Г. Черкасова, А. С. Никитина, А. А. Пимонова. – Текст : непосредственный // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 11. – С. 154.
40. Четверова, К. С. Маркетинговые коммуникации и их роль в управ-лении организацией / К.С. Четверова. – Текст : непосредственный // Органи-зационно-экономические и финансовые аспекты развития АПК. Материалы национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета Воронежского государственного аграрного уни-верситета имени императора Петра I. – Воронеж, 2021. –С. 349-355.
41. Шарков, Ф. И. Эволюционные механизмы трансформации интегри-рованных маркетинговых коммуникаций / Ф. И. Шарков. – Текст : непосред-ственный // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2021. – Т. 6. – № 1. – С. 8-23.
42. Шевченко, П. М. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении бренда / П.М. Шевченко. – Текст : непосред-ственный // Инновации. Наука. Образование. –2021.– № 45. – С. 896-901.
43. Шемчук, М. А. Совершенствование стратегии маркетинговых ком-муникаций / М. А. Шемчук. – Текст непосредственный // Теория и практика стратегирования. Сборник избранных научных статей и материалов. Сер. «Экономическая и финансовая стратегия». Под научной редакцией В.Л. Квинта. – 2021. – С. 72-75.
44. Шашло, Н. В. Трансформация маркетинговой коммуникационной политики туристических компаний в условиях цифровизации: теория, прак-тика, инновационные аспекты / Н. В. Шашло, И. А. Денисенко, А. А. Кузу-бов. – Текст : непосредственный // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – Т. 16. – №1. – С. 102–115.
45. Штарева, И. Ю. Изменение маркетинговой стратегии и способов коммуникации компаний и потребителей под влиянием пандемии COVID-19 / И. Ю. Штарева. – Текст : непосредственный // Мир и пандемии: трансформа-ции, коммуникации, стратегии. Материалы Всероссийской научной конфе-ренции студентов-стипендиатов Оксфордского Российского фонда. Мини-стерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – 2021. – С. 316-319.
46. Штебнер, С. В. Маркетинговые коммуникации организации / С. В. Штебнер. – Текст : непосредственный // Наука Красноярья. – 2021. – Т. 10. – № 2-2. – С. 196-200.
47. Bondarenko, V. A. Marketing strategy for hotel and tourist complex companies / V. A. Bondarenko, V. A. Larionov, I. N. Efremenko // International Journal of Economics and Business Administration. – 2019. – Vol. 7. – № S1. – P. 388-394.
48. Grillia, L. Sowing the seeds of the future: Policies for financing tomor-row’s innovations / L. Grillia, M. Mazzucatob, M. Meolic, G. Scellatode // Tech-nological Forecasting and Social Change. – 2018. – № 127. – P. 1-7.
49. Mamychev, A. Y. A Typology of Risks and Threats Associated with the Digital Transformation of Economic and Legal Systems / A. Y. Mamychev, O. I. Miroshnichenko // Smart Innovation, Systems and Technologies. – 2022. – Vol. 254. – P. 39-50.
50. Shashlo, N. V. Innovative-oriented cluster systems as performance growing points in agroindustrial complex of the Far East of Russia / N. V. Shashlo, G. V. Petruk // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 12. – № S1. – P. 5806-5813.
51. Официальный сайт ООО «Белый камень» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belykamen.com (дата доступа: 01.06.2023).
52. Страница ООО «Белый камень» в ВКонтакте [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://vk.com/im?sel=90349698 (дата доступа: 01.06.2023).
53. Страница ООО «Белый камень» в Твиттере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://twitter.com/belykamen (дата доступа: 01.06.2023).
54. Страница ООО «Белый камень» в Телеграмм [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://t.me/b_kamen (дата доступа: 01.06.2023).