Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистическое исследование спорных текстов суицидального характера

Работа №119939

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Метод семантического анализа как способ понимания смысла текста 10
1.1 Способы представления смысла в тексте 10
1.2 Применение метода семантического анализа в лингвистической экспертизе 15
Глава 2 Семантический анализ художественных произведений суицидальной тематики 23
2.1 Произведения Ф.М. Достоевского как попытка осмысления проблемы суицида 23
2.2 Семантика слов «сердце», «сердиться» в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» 28
2.3 Пути преодоления душевного разлада персонажей в произведениях Ф.М. Достоевского 30
Глава 3 Лингвистическая экспертиза текстов в рамках расследования преступления, связанного с доведением до самоубийства 40
3.1 Обзор научного осмысления проблемы подросткового суицида 40
3.2 Определение лингвистической экспертизы 43
3.3 Методологические основания лингвистической экспертизы текстов суицидального характера 44
3.4 Научно-методическая литература по судебной лингвистической экспертизе 52
3.5 Лингвистическая экспертиза спорного текста 55
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 79

Настоящее исследование посвящено проблеме осмысления подросткового суицида, который становится предметом пристального внимания со стороны правоохранительных органов, психологов, педагогов, лингвистов-экспертов. Развитие современного общества определяется рядом сложных социокультурных, политических и экономических явлений, одновременно с которыми происходит девальвация морально-нравственных ценностей, «расшатывание» устоев культуры, дезадаптация манипулируемой части общества в социуме. В связи с чем обостряется проблема суицида.
Обозначенная проблема рассматривалась в разных аспектах. С историко-философской точки зрения её осмысливали А. Ф. Кони «Самоубийство в законе и жизни» (1923), Н. А. Бердяев «О самоубийстве» (1931), Ю. М. Лотман «Смерть как проблема сюжета» (1994) и др. Ученые попытались понять цель суицидального поведения в истории развития человеческого общества., описать закономерности и формы его проявления.
С литературно-художественных позиций русские писатели А. Н. Островский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов ], И.А. Бунин и др. рассуждали о сущности добровольного ухода из жизни и давали этому поступку моральную оценку (как результат греха, преступления, влияния общества, героического поступка). Разрешить этот вопрос пытался и Ф. М. Достоевский, в творчестве которого теме самоубийства уделено пристальное внимание в произведениях «Преступление и наказание» (1866 г.), «Приговор» (1876 г.), «Кроткая» (1876 г.), «Именинник» (1877 г.), «Сон смешного человека» (1877 г.), «Братья Карамазовы» (1878 г.) и др.
Современная литература также подходит к вопросу о способах решения жизненных проблем. Тема самоубийства рассмотрена как «концепт русской литературы 1920-1930-х годов (Н. Эрдман, М. Булгаков, Е. Замятин, А. Платонов и др.» [48]. Теме суицида посвящены научные исследования [65; 75; 1; 44].
В настоящем исследовании проблема суицида рассмотрена с позиций лингвистической экспертизы спорных текстов, которые оказались размещенными на сайтах «групп смерти» (привлекался материал в рамках следственных дел), рассматривались художественные произведения. Психология суицидального поведения была рассмотрена на примере произведений Ф. М. Достоевского.
Актуальность настоящего исследования определена тем, что в настоящее время возникла необходимость лингвистического анализа текстов, содержащий провокационную информацию, направленную на привлечения внимания, популяризацию, романтизацию и призыв к суициду несовершеннолетних.
Степень научной разработанности лингвистической экспертизы спорных текстов высокая. Теоретическими основаниями Т. В. Аверьяновой, К. И. Бринева, Т. Н. Секеража, Е. Р. Россинской, а также Типовая методика лингвистической экспертизы (М., 2009).
Анализу текстов суицидального содержания посвящены работы авторов: Н. Ю. Дендоуми и Ю. П. Денисова, Е. А. Зориной и Л. Г. Агеевой, М. А. Ментюковой и М. М. Дубровиной, Г. А. Пантюхиной, К. В. Агамирова, М. Г. Зениной, П. В. Жестерова, К. А. Красновой и Д. И. Ережипалиева, Е. Н. Булычева и А. Ф. Ситдиковой, Н. В. Говорина и А. В. Сахарова, Н. Б. Пальчика, Д. В. Юркова, Е. Ю. Коноваловой, О. В. Маховой и др.
Для лингвиста-эксперта при рассмотрении спорного текста большое значение имеет семантический анализ лексических единиц. Значительный вклад в исследование семантики лексических единиц в синтагматическом и парадигматическом аспектах внесли О. С. Ахманова, В. В. Виноградов, А. А. Будагов, Ф. П. Филин, С. Д. Кацнельсон, Д. Н. Шмелев, Ю. Н. Караулов, В. Г. Гак, А. А. Уфимцева, Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Ю. С. Степанов, В. Н. Телия и др.
Объектом настоящего исследования выступило языковое основание текстов суицидального характера (спорные тексты, размещенные в сети интернета, а также художественные тексты Ф.М. Достоевского, которые анализировались с тем, чтобы понять социально-психологические причины суицида, возможных путей решения сложных жизненных вопросов, ставших причиной готовности к суициду).
Предметом настоящего исследования выступили языковые средства, репрезентирующие суицидальную тематику. Большое внимание в исследовании уделено причинам возникновения мыслей о самоубийстве. Эти причины были осмыслены Ф.М. Достоевским, в своих произведениях писатель указывает на пути выхода из суицидального состояния. Поэтому предметом анализа выступили и художественные произведения писателя.
Цель магистерской работы состоит в том, чтобы разработать методику лингвистического исследования спорных текстов суицидального характера, сосредоточив особое внимание на семантическом анализе лексем, входящих в тематическое поле «суицид», на лексико-грамматических конструкциях; а также проанализировать художественные произведения, посвященные проблеме суицида в творчестве Ф.М. Достоевского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) обобщить точки зрения языковедов по проблемам семантического анализа как способа понимания смысла текста, применения метода семантического анализа в лингвистической экспертизе;
б) рассмотреть произведения Ф.М. Достоевского в аспекте суицидальной тематики;
в) выявить способы организации семантического поля «суицид» на материале произведений Ф.М. Достоевского;
г) сделать обзор научного осмысления проблемы подросткового суицида;
д) показать методологические основания исследования спорных текстов суицидального характера.
Материалом исследования послужили спорные тексты, отнесенные по своему содержанию к текстам, которые представляли опасность в плане воздействия на несовершеннолетнего из-за суицидального характера заключенной в них информации (в частности, Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства»); произведения Ф. М. Достоевского, в которых поднималась проблема выбора, поставленная перед персонажем, склонным к суицидальному поведению. К исследованию были привлечены работы, в которых освещаются проблемы анализа спорных текстов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды, посвященные семантическому анализу лексических единиц: Ю. С. Степанов «Методы и принципы современной лингвистики» (1975) [93], И. А. Стернин «Семантический анализ слова в контексте» (2011) [97], Е. Г. Беляевская «Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (Когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова)» (1992) [13] и др.; посвященные методике проведения лингвистических экспертиз: А. Н Баранов «Лингвистическая экспертиза текста: Теория и практика» (2007) [10], И. А. Стернин «Основные принципы семантического анализа в лингвокриминалистической экспертизе текста» (2017) [95] и др., а также словари русского языка: «Лингвистический энциклопедический словарь» (1990) [115], «Словарь основных терминов судебных экспертиз» (2009) [87] и др.
Методы исследования. В магистерской диссертации были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза, которые позволили провести обзор научных источников, сделать обобщения и сформулировать выводы. Также были использованы методы семантико-синтаксического и лингвостилистического анализа, метод семантического анализа содержания высказываний для выявления содержательно-концептуальной информации в текстах, использованных для анализа. Лингвисту-эксперту необходимо было обратить внимание на содержательные и структурные особенности текстов, имеющий суицидальный характер.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что в рамках анализа спорного текста суицидального содержания разрабатывается методика анализа таких текстов, которая пока не имеет однозначного описания.
Практическая значимость работы определяется использованием результатов исследования в экспертной практике.
Прикладное значение работы определяется тем, что представленная методика прошла апробацию в экспертной деятельности. Была проведена лингвистическая экспертиза художественного текста («50 дней до моего самоубийства», Стейс Крамер, Астраханский следственный комитет).
Положения, выносимые на защиту:
а) метод семантического анализа помогает выявить эксплицитные и имплицитные смыслы спорных текстов, к которым в настоящем исследовании были отнесены поликодовые тексты суицидального содержания; а также художественные произведения, которые решали проблему суицида;
б) семантический анализ произведений Ф.М. Достоевского позволяет выявить социально-психологические основания суицида и пути выхода из сложных жизненных ситуаций;
в) проведение лингвистической экспертизы различных текстов суицидального характера требует междисциплинарного подхода. Необходимо учитывать языковые средства воздействия на адресата (семантико-синтаксические, лексико-грамматические и др.), степень образного воздействия художественного слова.
Апробация работы. Материалы по теме диссертации представлены на международных и всероссийских научных конференциях:
а) всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», Тольяттинский государственный университет, 5 декабря 2019 г.;
б) III Международная научная конференция студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых», 29 мая 2020 г.;
в) Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество», Тольяттинский государственный университет, декабрь 2020;
г) «Студенческие дни науки в ТГУ», Тольяттинский государственный университет, 15 апреля 2021 г.
По теме диссертации опубликованы статьи:
а) Давыдова Р. С. Лексема «сердце» в рассказе Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 232-234.
б) Давыдова Р. С. Осмысление суицида в рассказе Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека // Язык и культура взгляд молодых. Материалы III Международной научной конференции студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках Международного фестиваля славянских языков и культур (Москва, 26-28 мая 2020 года) / гл. ред. М.Н. Русецкая. М. : Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. С. 127-130.
в) Давыдова Р. С. Роль уменьшительно-ласкательных форм в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, декабрь 2020 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. В печати.
г) Давыдова Р. С. «Проблема героев с «подпольным сознанием» в произведениях Ф.М. Достоевского» // Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция (Тольятти, 7 апреля 2021 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021. В печати.
В рамках исследования в Православной школе «Ковчег» (Самарская область, Ставропольский район, село Верхнее Санчелеево, Кооперативная улица, 8а) были проведены беседы с учащимися и их родителями по теме безопасной коммуникации в интернете, вопросам лингвистической безопасности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой литературы в количестве 120 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Идея добровольного ухода из жизни имеет длительную историю отражения в художественной литературе, хорошо известны произведения русской классики (А.Н. Островский «Гроза», А.И. Куприн «Гранатовый браслет», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», И.А. Бунин «Митина любовь», «Кавказ», М.А. Булгаков «Морфий», Ф.М. Достоевский «Бесы», А.П. Чехов «Чайка» и др.), в которых персонажи осмысливают трагизм собственного положения и принимают решение расстаться с жизнью.
Внимательно изучая все случаи суицида, Ф.М. Достоевский писал: «Опять новая жертва и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (то есть медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и от прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие» [78].
Русская литературная и философская мысль, осмыслив идею смерти в российском менталитете (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н. Бердяев, А. Смирнов, И.П. Красненкова и др.) и объяснив причины самоубийства, обозначила её провокационный и заразительный для общества характер, особенно отраженный в художественном слове.
В провокационных текстах развивается не просто идея суицида как единственно возможного варианта для психологически и социально незрелой личности, эгоцентричной, не готовой самостоятельно выйти за пределы собственного «я», сбегающей от жизненных трудностей и совершающей поступок самоубийства.
Опасность актуализации суицида в литературе и спорных тестах для детей состоит в том, что насаждается романтизация добровольного ухода из жизни. Например, в интернет-сообществах, объединивших подростков под идеей псевдоромантизации суицида, большим вниманием пользовалась книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства» [57]. Лингвистический анализ выявил признаки, по которым это произведение, не являясь спасительным для души, было отнесено к «бессердечной литературе».
Известно, что заглавие в тексте занимает сильную позицию в тексте, оно выражает видение проблемной ситуации. Можно сравнить с названиями («50 дней до моего самоубийства», Стейс Крамер; «Вероника решает умереть», Паоло Коэльо; «Девственницы-самоубийцы», Джеффри Евгенидис; «Сказка о самоубийстве», А. Полярного;, «Научи меня умирать», Мацуо Монро и др.), которые не просто несут первичную информацию о содержании текста, прогнозируют восприятие текста и привлекают внимание подростка к проблеме; такие названия содержат утверждение идеи в виде императива «научи...», глаголы настоящего времени «решает...» получают значение настоящего вневременного действия, номинативные предложения, не имея универсального значения, начинают претендовать на некую непреложную истину.
Надпись актуализирует смысловую доминанту текста, отражает всю стилистическую и эмоциональную тональность текста; утверждает мысль о самоубийстве; напоминает о способе решения проблем; романтизирует уход из жизни; предлагает только один вариант решения проблемы, как самый лучший - лишения себя жизни; имеют место рассуждения о способах самоубийства, указывается на выбор наиболее безболезненного, надежного, доступного и эстетичного способа самоубийства; имеет место и выражение призыва в тексте: пора (пора принимать решение), время (время принимать решение), должен, надо, нужно, давай, нельзя, необходимо и т.д.; для этого используются глаголы (требуется, хватит, следует и др.) и существительных (долг, обязанность, цель, необходимость и др.); суициду дается только положительная оценка.
В диссертации разработана методологическая база лингвистической экспертизы текстов суицидального характера.


1. Агамиров К. В. Пропаганда самоубийства как новый состав преступления в российском уголовном законодательстве // Знание. 2017. № 1­2 (41). С. 107-109.
2. Аллен Л. «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского // Достоевский: материалы исследования. Т. 15. СПб. : Наука, 2000. С. 228-237.
3. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М. : Просвещение, 1966. 302 с.
4. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М. : Высш. шк., 1991. 140 с.
5. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПБ. : СПб ун-т, 1999. 444 с.
6. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.
7. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Советская энциклопедия, 1966. 607 с.
8. Ахундова И. Р. «... Все это, быть может, было вовсе не сон»: «Смерть» Смешного человека // Достоевский и мировая культура. Альманах № 9. М. : Классика плюс, 1997. С. 186-206.
9. Ашимбаева Н. Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология // Достоевский в конце XX века : Сб. статей. М. : Классика плюс, 1996. 621 с.
10. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста : Теория и практика. М. : Флинта: Наука, 2007. 592 с.
11. Басинский Павел. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов // Новый мир. №4. 2000. С. 68-71.
12. Белошапкова В. А. Современный русский язык. М. : Азбуковник, 1997. 928 с.
13. Белявская Е. Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (Когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова). М., 1992. 401 с.
14. Беляевская Е. Г. Методы анализа лексической семантики в когнитивной лингвистике. М. : Вестник МГЛУ, 2014. С. 9-21.
15. Бердяев Н. А. О самоубийстве. Париж : YMCA Press, 1931. 46 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ