Работа сделана на примере деятельности муниципального образования Гусь-Хрустального района (Владимирская область) в сфере культуры
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования деятельности органов местного самоуправления
1.1 Определение системы деятельности администрации муниципального образования…6
1.2 Нормативно-правовая база стратегического планирования развития территории муниципального образования…12
Глава 2. Анализ действующей стратегии социально-экономического развития муниципального образования Гусь-Хрустального района
2.1 Общая характеристика муниципального образования Гусь-Хрустальный район……22
2.2 Характеристика ключевых показателей стратегии социально-экономического развития муниципального образования Гусь-Хрустальный район……………….27
2.3 Анализ действующей стратегии развития муниципального образования Гусь-Хрустального района…………46
Глава 3 Совершенствование направлений стратегического развития муниципального образования Гусь-Хрустального района
3.1 Направления совершенствования стратегии развития муниципального образования Гусь-Хрустального района …55
3.2 Оценка эффективности предложенных направлений совершенствования стратегии…65
Заключение………….70
Библиографический список…………………73
Актуальность исследования. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества.
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
В работе одним из основных вопросов является развитие сферы культуры как одно из приоритетных направлений деятельности на федеральном, областном и на муниципальном уровне управления. Высокое внимание к данной сфере вызвано пониманием важности создания единого культурного пространства как гаранта успешности развития области во всех сферах, в том числе и в экономическом развитии.
Актуальность проблемы определяется противоречием, где, с одной стороны, развитие системы органов местного самоуправления является одной из приоритетных задач государства, так как полномочия, делегируемые органам местного самоуправления дают возможность гражданам самостоятельно решать локальные проблемы на местах, а с другой стороны, отсутствие альтернативных систем финансирования, дефицит местных бюджетов, технологическая и ресурсная ограниченность не позволяет в полном объеме выполнять эти функции, и не способствует социально–экономическому развитию муниципалитетов, поэтому данная тема исследования является крайне важной.
Степень разработанности проблемы. Проблематика местного самоуправления получила определенное освещение в научной литературе, многие теоретические положения о местном самоуправлении были сформулированы еще в конце XIX – начале XX века. Так же, немало важным, является исследования в сфере правового регулирования местного самоуправления таких авторов как Ю.М. Болтенко, А.А. Замотаева, А.Д. Гладышева и других. Проблемы современного становления и развития самоуправления исследуются в трудах С.А. Авакьяна, В.И. Васильева, Б.П. Елисеева, О.Е. Кутафина, В.А. Кряжкова, и других авторов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании системы управления сферой культуры и разработка предложений по повышению ее эффективности на примере муниципального образования.
В соответствии с данной целью в дипломной работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры района;
- изучить вопросы местного значения и полномочий органов местного самоуправления по развитию сферы культуры в муниципальных образованиях;
- изучить систему управления культурой в муниципальном образовании, определить основные проблемы и пути их решения;
- дать характеристику социально-культурной сферы муниципального образования Гусь-Хрустальный район;
- определить приоритетные направления развития культуры в муниципальном образовании Гусь-Хрустальный район;
- разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления учреждениями культуры в муниципальных образованиях региона.
Объектом исследования является система управления культурой муниципального образования.
Предметом исследования выступают организационно-правовые и социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе управления культурой в муниципальном образовании Гусь-Хрустальный район.
В процессе написания выпускной квалификационной работы, мною были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, синтез, сравнение, анализ документов.
В работе представленные методы совершенствования деятельности администрации муниципального образования в сфере управления является научной новизной исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, первой главы, второй главы, заключения и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость деятельности органов местного самоуправления. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к изучению организации деятельности органов местного самоуправления, нормативно–правовое регулирование. Вторая глава посвящена практическому изучению организации деятельности органов местного самоуправления администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района (муниципальный район) Владимирской области в сфере культуры. В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию деятельности администрации муниципального образования Гусь-Хрустального района (муниципальный район) Владимирской области в сфере управления культуры. В заключении сделаны основные выводы, представлены пути решения поставленных задач, описано достижение цели выпускной квалификационной работы.
В процессе исследования по теме «Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (на примере управления в сфере культуры)» цель достигнута. При написании работы поставленные задачи решены.
Раскрыты теоретические аспекты организации муниципального управления как в целом, так и на примере управления в сфере культуры, таких как:
управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации;
муниципальное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом;
методы управления - способы воздействия субъекта управления на управляемый объект.
Дана классификация нормативно-правовых актов.
Показана структура органов местного самоуправления муниципального Гусь-Хрустального района, которая соответствует ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ и включает следующие элементы:
- представительный орган - Совет депутатов муниципального образования Гусь-Хрустального района;
- глава муниципального образования Гусь-Хрустального района - высшее должностное лицо муниципального образования;
- Администрация муниципального образования Гусь-Хрустального района - исполнительно-распорядительный орган по решению вопросов местного значения.
Однако, следует отметить, что в муниципальном образовании Гусь-Хрустального района существуют типичные проблемы, в том числе и в сфере культуры района.
Основная доля расходов бюджета муниципального образования состоит из расходов на оплату жилищно-коммунального хозяйства, бюджетной сферы. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу., в том числе и сферу культуры.
Поэтому в ходе работы выявлены проблемы в сфере культуры района, и найдены пути их решения. Анализ деятельности учреждений культуры показал, что сокращение сети досуговых учреждений произошло за счет закрытия нерентабельных клубов, слияния клубных учреждений, закрытия аварийных учреждений, непригодности для дальнейшего функционирования, несоответствия требованиям пожарной безопасности, ветхости зданий, недостатка финансирования и квалифицированных специалистов и нецелесообразности дальнейших затрат на содержание. Данная цифра свидетельствует о необходимости обеспечения муниципальных досуговых учреждений новыми клубами для обслуживания населения. Количество досуговых мероприятий сокращается: в связи с уменьшением сети досуговых учреждений района резко сократилось проведение вечеров отдыха, дискотек. Основными проблемами в управлении развитием культуры также являются: снижение уровня доступности культурных продуктов для населения вследствие сокращения сети учреждений культуры; низкого уровня обеспеченности учреждений культуры инфраструктурой, необходимой для предоставления услуг гражданам с ограниченными физическими возможностями; низкий уровень информированности населения об услугах в сфере культуры и возможностях их получения; устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры; кадровые проблемы, включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, низкий уровень заработной платы; крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры.
В учреждениях сферы культуры и искусства существует целый ряд проблем: снижение качества материально-технической базы учреждений дополнительного образования; износ музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования детей района составляет 85%; в связи с недостаточностью финансовых средств доля участия одаренных детей Гусь-Хрустального района в международных и всероссийских творческих состязаниях ограничена.
Таким образом, в целях эффективного совершенствования управления развитием культуры и досуга Гусь-Хрустального района предлагается осуществление муниципальной программы «Сохранение и развитие культуры в Гусь-Хрустальном районе на 2023-2026 годы». Перечень подпрограмм следующий: «Развитие художественного образования района на 2023-2026 годы»; «Сохранение народной культуры и развитие художественного творчества в районе на 2023-2026 годы». Планируемые результаты реализации муниципальной программы состоят в повышении уровня культурно-досуговой деятельности в районе; приобщении жителей к высоким культурным ценностям, а главное решение имеющихся проблем в сфере культуры Гусь-Хрустального района. Администрация района планирует продолжить вопрос решения проблем в различных сферах путем вхождения в некоторые региональные программы в сфере культуры на 2024 и 2025 годы.
1.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
2. Европейская хартия местного самоуправления // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
4. Васильева Е. Н. Основные тенденции современного состояния сферы культуры (региональный аспект) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2017. - № 1. - 120 с.
5. Гаджиев М. Х. Основные модели управления сферой культуры // Вопросы структуризации экономики. - 2019. - № 4. – 65 с.
6. Елинер И. Г. О преимуществах логистического метода при исследовании проблем в сфере культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 183. – 210 с.
7. Зайцева О. Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии / О.Зайцева // Фундаментальные исследования журнал. - 2018. - №6. – 420 с.
8. Кувшинов М. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономическое системы муниципального образования / М. Кувшинов // Молодой ученый журнал. - 2017. - №7.- 95 с.
9. Нагорная В. А. Специфика государственного управления сферой культуры Южно-Уральского региона // Успехи современного естествознания. - 2019. - № 2. - 113 с.
10. Петросян С. М. Оценка современного состояния рынка услуг в сфере культуры // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 8. – 116 с.
11. Палеева О. Л. Ценностная сфера культуры // Система ценностей современного общества. - 2020. - № 11. – 46 с.
12. Петрова О. А. Информационные системы в сфере культуры и искусства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2021. - № 7. - Т. 2.
13. Рожков В. Стратегия социального развития России на ближайшие годы / В. Рожков // Человек и труд. - 2020. - № 10. - 56 с.
14. Рыбаков Ф. Ф. Экономические отношения в социально-культурной сфере / Ф. Ф. Рыбаков. - СПб., 2021. - 145 с.
15. Струкова Н. А. К вопросу о внедрении менеджмента качества в сфере культуры // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (39). – 51с.
16. Савранская О. И. Правовые основы местного самоуправления // СОЦИС. – 2021. – № 1. – 47 с.
17. Страдина Е. А. Противоречия реформирования сферы культуры России на рубеже XX-XXI веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2019. - № 32. - Т. 11. – 87с.
18. Сомова М. С. Основные результаты и последствия политики Российской Федерации в 90-е годы XX века // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2019. - № 4. – 54с.
19. Трощенкова Е. А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2021. - № 1. – 218 с.
20. Тофлер.Э. «Вопрос о власти»/ - Тофлер.Э, - Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2019. – 104с.
21. Тульчинский Г. Л. Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое развитие // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2020. - № 2 (8). – 76 с.
22. Федотов В. В. Проблемы реализации и направления развития государственной политики в сфере культуры // Проблемы современной науки и образования. – 2022. - № 7 (37). – 73 с.
23. Шабатура Л. Н. Социально-философское осмысление культуры, её роли и значения // Вестник Челябинского государственного университета. - 2018. - № 15. – 53 с.
24. Шавель С. А. Социальная сфера общества и личность / С. А. Шавель. - М., 2018. - 214 с.
Электронные ресурсы
https://gusr.ru/ - сайт администрации Гусь-Хрустального района