Совершенствование бизнес-процессов телерадиокомпании в условиях цифровой экономики (Югорский государственный университет)
|
Объект исследования - Окружная телерадиокомпания «Югра»
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики 9
1.1 Развитие цифровой экономики в системе трансформации и модернизации медиасистем 9
1.2 Понятие и сущность, структура и классификация бизнес-процессов в управлении телерадиокомпанией 17
1.3 Особенности управления бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики 23
2 Анализ состояния бизнес-процессов в развитии телерадиокомпании на примере автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика телерадиокомпании 36
2.2 Оценка эффективности бизнес-процессов телерадиокомпании 54
3 Пути оптимизации бизнес-процессов в автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» с учетом требований цифровизации 67
3.1 Построение и обоснование модели новой организации бизнес-процессов телерадиокомпании 67
3.2 Социально-экономический эффект от внедрения новых механизмов 89
3.3 Расчет эффективности от внедрения новых механизмов в бизнес-процессы в деятельность телерадиокомпании с учетом требований цифровизации 91
Заключение 100
Список использованных источников 102
Приложение А Производственная структура телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» 112
Приложение Б Цели и задачи АУ «ОТРК «Югра», 114
Приложение В Swot-анализ телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» 119
Приложение Г Общая схема взаимодействия пользователей в системе 121
Приложение Д Диаграмма последовательности обмена сообщениями в системе 123
Приложение Е Физическая структура сайта 124
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики 9
1.1 Развитие цифровой экономики в системе трансформации и модернизации медиасистем 9
1.2 Понятие и сущность, структура и классификация бизнес-процессов в управлении телерадиокомпанией 17
1.3 Особенности управления бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики 23
2 Анализ состояния бизнес-процессов в развитии телерадиокомпании на примере автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика телерадиокомпании 36
2.2 Оценка эффективности бизнес-процессов телерадиокомпании 54
3 Пути оптимизации бизнес-процессов в автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» с учетом требований цифровизации 67
3.1 Построение и обоснование модели новой организации бизнес-процессов телерадиокомпании 67
3.2 Социально-экономический эффект от внедрения новых механизмов 89
3.3 Расчет эффективности от внедрения новых механизмов в бизнес-процессы в деятельность телерадиокомпании с учетом требований цифровизации 91
Заключение 100
Список использованных источников 102
Приложение А Производственная структура телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» 112
Приложение Б Цели и задачи АУ «ОТРК «Югра», 114
Приложение В Swot-анализ телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» 119
Приложение Г Общая схема взаимодействия пользователей в системе 121
Приложение Д Диаграмма последовательности обмена сообщениями в системе 123
Приложение Е Физическая структура сайта 124
В предыдущие десятилетия одним из основополагающих достоинств предприятий, производящих товары или услуги, в том числе и логистические, была строгая иерархическая организационная структура с превалированием вертикальных связей, которая поддерживалась функциональным подходом к управлению. В XXI веке такой подход является скорее значительным недостатком, так как такая организация производственного процесса не позволяет быстро реагировать и адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям рынка. В настоящее время как в мире, так и на российских предприятиях все более активно используется концепция процессного подхода к управлению, базирующегося на понятии бизнес-процесса-процессы производства продукцииуслуги должны быть выстроены таким образом, чтобы в результате была создана стоимость и ценность для потребителей при минимизировании затрат. (исключая любые необязательные или лишние активности).
Актуальность темы определяется тем, что на данный момент происходит реструктуризация медиасистемы России, в связи с чем можно выделить новые медиатренды. Так, сейчас наблюдаются запросы на визуализицию медиаконтента и на уникальный контент, среди которого пользователи все чаще используют «непрофессиональный» контент. Эти тенденции усложняют ситуацию на российском медиарынке, который существует сейчас в условиях конфликтов. Бизнес-процесс затрагивает различные уровни системы общественного воспроизводства и использование механизмов управления бизнес-процессами, основанными на принципах адаптивности, лабильности, преобладания горизонтальных связей и сетевых структур, позволяет более эффективное и оперативно управлять материальными и информационными потоками, увеличивать качество производимых товаров и услуг, повышая рентабельность предприятия. Негативные последствия воздействия сложной медиакоммуникационной среды на аудиторию усиливаются высокой конфликтогенностью интернет-коммуникации, связанной не только с широким отражением в ней конфликтов, но и с их порождением самой медиакоммуникационной средой.
Исследованием моделирования бизнес-процессов управления проектами и программами организации занимаются современные молодые и состоявшиеся отечественные ученые и специалисты – практики (В.В. Баронов, В.В. Белов, В.И. Чистякова, И.А. Селиванова, В.А. Блинов, Ю.А. Великоруссов, Б.А. Крылов, А.В. Запорожцев, А. В. Кравченко, Е. В. Драгунова, Ю. В. Кириллов, А.С. Клюев, В.Я. Ротач, В.Ф. Кузищин, Г.Н. Смирнова, А.А, Сорокин, Ю.Ф. Тельнов Н.В. Федорови др.). При написании данной работы использована литература иностранных авторов, таких как: Арчибальд Р., Мартин П., Хигни Д., Хелдман К. и др.
Тем не менее, многие предприятия, в особенности малые предприятия, не в полной мере используют процессный подход в управлении. Это связано со многими проблемами, включая отсутствие заинтересованности со стороны руководства и необходимых финансовых ресурсов, невовлеченность персонала в проект внедрения, отсутствие мотивации, а также отсутствие быстрых результатов.
В связи с вышеизложенным можно сделать вполне обоснованный вывод об актуальности и масштабности настоящего научного исследования в области моделирования и оптимизации бизнес-процесса по работе с клиентами.
В качестве объекта исследования телерадиокомпания на примере автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Предметом исследования выступила система управления бизнес-процессами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Актуальность темы и степень ее разработанности определили основную цель исследования, которая заключается в разработке методологических основ и практических рекомендаций по бизнес-оптимизации (процессов) как (обязательный) фактор развития телерадиокомпании в условиях цифровой экономики (на примере Окружной телерадиокомпании Югры).
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики
представить описание существующей организации бизнес-процессов в телерадиокомпании
рассмотреть основные проблемы управления бизнес-процессами в телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
дать обоснование модели новой организации бизнес-процессов в телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
предложить разработку механизмов бизнес-оптимизация телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
провести расчет эффективности от внедрения новых механизмов в бизнес-процессы в деятельность телерадиокомпании с учетом требований цифровизации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методических положений совершенствования управления бизнес-процессами, позволяющих реализовать преимущества процессного управления в автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Основные результаты, полученные лично автором, содержащие научную новизну и выносимые на защиту:
подробно рассмотрены различные подходы к понятиям «бизнес-процессы» и «управление бизнес-процессами»;
теоретически обоснована и экспериментально доказана экономическая целесообразность применения процессного подхода управления телерадиокомпанией;
разработана модель управления бизнес-процессами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра», в которой выделены основные бизнес-процессы, подлежащие управлению в целях эффективного функционирования всей организации;
разработаны методические рекомендации по оптимизации бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» и управлению ими.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные научные разработки зарубежных, российских ученых и специалистов по проблемам процессного управления и реинжиниринга бизнес-процессов, материалы научных конференций, методические рекомендации и материалы периодической печати. Для решения поставленных задач использовались основные положения системного анализа, стратегического менеджмента, теории управления, методов имитационного моделирования, исследования операций и оптимизации.
В процессе работы применялись методы научного исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, мониторинг, изучение литературы, документов и результатов деятельности, постановка проблем.
Информационную базу исследования составили данные автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» за период с 2020 по 2022 гг.
Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 121 страницу. Во введение обоснована актуальность работы, цель, задачи, объект, предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов управления проектами и программами организации.
Во второй главе проведен анализ моделирования бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
В третьей главе работы рассмотрен ряд мероприятий, направленных на совершенствование моделирования бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
В заключении сделаны краткие выводы по всем главам работы.
Актуальность темы определяется тем, что на данный момент происходит реструктуризация медиасистемы России, в связи с чем можно выделить новые медиатренды. Так, сейчас наблюдаются запросы на визуализицию медиаконтента и на уникальный контент, среди которого пользователи все чаще используют «непрофессиональный» контент. Эти тенденции усложняют ситуацию на российском медиарынке, который существует сейчас в условиях конфликтов. Бизнес-процесс затрагивает различные уровни системы общественного воспроизводства и использование механизмов управления бизнес-процессами, основанными на принципах адаптивности, лабильности, преобладания горизонтальных связей и сетевых структур, позволяет более эффективное и оперативно управлять материальными и информационными потоками, увеличивать качество производимых товаров и услуг, повышая рентабельность предприятия. Негативные последствия воздействия сложной медиакоммуникационной среды на аудиторию усиливаются высокой конфликтогенностью интернет-коммуникации, связанной не только с широким отражением в ней конфликтов, но и с их порождением самой медиакоммуникационной средой.
Исследованием моделирования бизнес-процессов управления проектами и программами организации занимаются современные молодые и состоявшиеся отечественные ученые и специалисты – практики (В.В. Баронов, В.В. Белов, В.И. Чистякова, И.А. Селиванова, В.А. Блинов, Ю.А. Великоруссов, Б.А. Крылов, А.В. Запорожцев, А. В. Кравченко, Е. В. Драгунова, Ю. В. Кириллов, А.С. Клюев, В.Я. Ротач, В.Ф. Кузищин, Г.Н. Смирнова, А.А, Сорокин, Ю.Ф. Тельнов Н.В. Федорови др.). При написании данной работы использована литература иностранных авторов, таких как: Арчибальд Р., Мартин П., Хигни Д., Хелдман К. и др.
Тем не менее, многие предприятия, в особенности малые предприятия, не в полной мере используют процессный подход в управлении. Это связано со многими проблемами, включая отсутствие заинтересованности со стороны руководства и необходимых финансовых ресурсов, невовлеченность персонала в проект внедрения, отсутствие мотивации, а также отсутствие быстрых результатов.
В связи с вышеизложенным можно сделать вполне обоснованный вывод об актуальности и масштабности настоящего научного исследования в области моделирования и оптимизации бизнес-процесса по работе с клиентами.
В качестве объекта исследования телерадиокомпания на примере автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Предметом исследования выступила система управления бизнес-процессами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Актуальность темы и степень ее разработанности определили основную цель исследования, которая заключается в разработке методологических основ и практических рекомендаций по бизнес-оптимизации (процессов) как (обязательный) фактор развития телерадиокомпании в условиях цифровой экономики (на примере Окружной телерадиокомпании Югры).
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты оптимизации бизнес-процессами современной организации в условиях цифровой экономики
представить описание существующей организации бизнес-процессов в телерадиокомпании
рассмотреть основные проблемы управления бизнес-процессами в телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
дать обоснование модели новой организации бизнес-процессов в телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
предложить разработку механизмов бизнес-оптимизация телерадиокомпании автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
провести расчет эффективности от внедрения новых механизмов в бизнес-процессы в деятельность телерадиокомпании с учетом требований цифровизации.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методических положений совершенствования управления бизнес-процессами, позволяющих реализовать преимущества процессного управления в автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
Основные результаты, полученные лично автором, содержащие научную новизну и выносимые на защиту:
подробно рассмотрены различные подходы к понятиям «бизнес-процессы» и «управление бизнес-процессами»;
теоретически обоснована и экспериментально доказана экономическая целесообразность применения процессного подхода управления телерадиокомпанией;
разработана модель управления бизнес-процессами автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра», в которой выделены основные бизнес-процессы, подлежащие управлению в целях эффективного функционирования всей организации;
разработаны методические рекомендации по оптимизации бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» и управлению ими.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные научные разработки зарубежных, российских ученых и специалистов по проблемам процессного управления и реинжиниринга бизнес-процессов, материалы научных конференций, методические рекомендации и материалы периодической печати. Для решения поставленных задач использовались основные положения системного анализа, стратегического менеджмента, теории управления, методов имитационного моделирования, исследования операций и оптимизации.
В процессе работы применялись методы научного исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, мониторинг, изучение литературы, документов и результатов деятельности, постановка проблем.
Информационную базу исследования составили данные автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра» за период с 2020 по 2022 гг.
Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем работы составляет 121 страницу. Во введение обоснована актуальность работы, цель, задачи, объект, предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов управления проектами и программами организации.
Во второй главе проведен анализ моделирования бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
В третьей главе работы рассмотрен ряд мероприятий, направленных на совершенствование моделирования бизнес-процессов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра».
В заключении сделаны краткие выводы по всем главам работы.
В работе рассмотрены вопросы, связанные с учетом и автоматизацией мониторинга работ, выполняемых администратором телерадиокомпании.
В ходе реализации проекта, первично, были проведены исследования предметной области, выявлены процессы, подлежащие автоматизации, исследованы их особенности. Далее проведены исследования возможных вариантов автоматизации, вследствие анализа принято решение разработки собственной системы автоматизации.
АУ «ОТРК «Югра» является крупнейшим медиа-холдингом ХМАО-Югры. За время работы «Югра» завоевала лидирующие позиции на рынке масс-медиа УрФО, заслужила доверие зрителей и партнеров.
Определено, что наблюдаются положительные темпы роста в каждом показателе. Выручка от реализованных услуг увеличилась на 6%, а валовая прибыль увеличилось более, чем в 5,5 раз, что составляет увеличение на 56% (1,658 млн. руб.). Коммуникационная политика осуществляется в АУ «ОТРК «Югра» отделом рекламы и маркетинга Данное предприятие занимает высокие позиции на рынке. Оно имеет изобилие позитивных сторон, которые успешно преобладают над негативными.
Спроектированная система представляет собой информационную систему в формате официального сайта телерадиокомпании для регистрации заявок пользователей локальной вычислительной сети. Программный комплекс работает на базе ОС семейства Windows.
Реализованный проект предоставляет удобный программный продукт, использование которого оказывает содействие повышения качества, эффективности и производительности труда администратора телерадиокомпании. Навигация по доступным функциональным возможностям осуществляется с помощью меню и системы подменю.
Разработанная система имеет следующие преимущества: исключается избыточность представления информации, это предусматривает структура и принципы построения самой БД, уменьшается требования к физическому размеру носителя для хранения информации, что особенно актуально при большом количестве отчетов. Программный комплекс не только позволяет переформатировать отчет в формат таблиц БД, но и отфильтровать нужные данные, используя гибкую систему фильтров, позволяет ускорить и упростить обработку и оценку информации по выбранным критериям за счет автоматизации этих процессов.
Так же дана характеристика информационной архитектуры разрабатываемого проекта, построена информационная модель задачи, проведено моделирование «сущность-связь», описана структура полей таблиц, базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации, рассчитаны экономические показатели проекта, срок его окупаемости.
Сайт телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» писался на языке программирования PHP с использованием фреймворка Laravel. Для работы со стилями страниц использовался набор инструментов Bootstrap. В качестве СУБД использовалась MySQL и phpMyAdmin для администрирования. В качестве виртуального сервера использовался Open Server Panel. Структура сайта телерадиокомпании АУ «Отрк «Югра» представляет собой систему расположения страниц по сформированной схеме.
В процессе реализации проектных решений по программному обеспечению построены: дерево диалога (сценарий работы с системой), структурная схема пакета и ряд других компонент проекта, подробно раскрывающих сущность программной реализации задачи.
Анализ экономических показателей и характеристик, а также расчет окупаемости программного комплекса, подтверждает целесообразность внедрения программного комплекса в эксплуатацию. Внедрение комплекса позволит ускорить и удешевить протекание бизнес-процессов по работе с клиентами телерадиокомпании. Задачи выпускной квалификационной работы, поставленные во введении, выполнены в полном объеме.
В ходе реализации проекта, первично, были проведены исследования предметной области, выявлены процессы, подлежащие автоматизации, исследованы их особенности. Далее проведены исследования возможных вариантов автоматизации, вследствие анализа принято решение разработки собственной системы автоматизации.
АУ «ОТРК «Югра» является крупнейшим медиа-холдингом ХМАО-Югры. За время работы «Югра» завоевала лидирующие позиции на рынке масс-медиа УрФО, заслужила доверие зрителей и партнеров.
Определено, что наблюдаются положительные темпы роста в каждом показателе. Выручка от реализованных услуг увеличилась на 6%, а валовая прибыль увеличилось более, чем в 5,5 раз, что составляет увеличение на 56% (1,658 млн. руб.). Коммуникационная политика осуществляется в АУ «ОТРК «Югра» отделом рекламы и маркетинга Данное предприятие занимает высокие позиции на рынке. Оно имеет изобилие позитивных сторон, которые успешно преобладают над негативными.
Спроектированная система представляет собой информационную систему в формате официального сайта телерадиокомпании для регистрации заявок пользователей локальной вычислительной сети. Программный комплекс работает на базе ОС семейства Windows.
Реализованный проект предоставляет удобный программный продукт, использование которого оказывает содействие повышения качества, эффективности и производительности труда администратора телерадиокомпании. Навигация по доступным функциональным возможностям осуществляется с помощью меню и системы подменю.
Разработанная система имеет следующие преимущества: исключается избыточность представления информации, это предусматривает структура и принципы построения самой БД, уменьшается требования к физическому размеру носителя для хранения информации, что особенно актуально при большом количестве отчетов. Программный комплекс не только позволяет переформатировать отчет в формат таблиц БД, но и отфильтровать нужные данные, используя гибкую систему фильтров, позволяет ускорить и упростить обработку и оценку информации по выбранным критериям за счет автоматизации этих процессов.
Так же дана характеристика информационной архитектуры разрабатываемого проекта, построена информационная модель задачи, проведено моделирование «сущность-связь», описана структура полей таблиц, базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации, рассчитаны экономические показатели проекта, срок его окупаемости.
Сайт телерадиокомпании АУ «ОТРК «Югра» писался на языке программирования PHP с использованием фреймворка Laravel. Для работы со стилями страниц использовался набор инструментов Bootstrap. В качестве СУБД использовалась MySQL и phpMyAdmin для администрирования. В качестве виртуального сервера использовался Open Server Panel. Структура сайта телерадиокомпании АУ «Отрк «Югра» представляет собой систему расположения страниц по сформированной схеме.
В процессе реализации проектных решений по программному обеспечению построены: дерево диалога (сценарий работы с системой), структурная схема пакета и ряд других компонент проекта, подробно раскрывающих сущность программной реализации задачи.
Анализ экономических показателей и характеристик, а также расчет окупаемости программного комплекса, подтверждает целесообразность внедрения программного комплекса в эксплуатацию. Внедрение комплекса позволит ускорить и удешевить протекание бизнес-процессов по работе с клиентами телерадиокомпании. Задачи выпускной квалификационной работы, поставленные во введении, выполнены в полном объеме.



