Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №119904

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словесно¬
логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие словесно-логического мышления и его развитие в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития словесно-логического мышления у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 16
1.3 Психолого-педагогические условия развития словесно-логического
мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.... 21
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.1 Выявление уровня развития словесно-логического мышления у детей
шестого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития словесно¬
логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 39
2.3 Динамика развития словесно-логического мышления у детей шестого
года жизни с общим недоразвитием речи 47
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 63


Совершенствование интеллектуального потенциала общества является важнейшей задачей любого государства. Поэтому одной из значимых сторон педагогической деятельности следует считать развитие у детей и подростков мышления - процесса сознательного отображения действительности в её объективных свойствах, связях, отношениях как доступных, так и недоступных непосредственному чувственному восприятию и мыслительных операций. Как один из познавательных процессов мышление, тесно связано с речью. Мысли человека не могут возникать и существовать вне языка и вне речи. Таким образом, развитие мышления реализуется в речевой форме. А.В. Брушлинский отмечал, что в речи мысли не только формулируются, но и формируются, развиваются.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день особенное внимание педагогов уделяется детям с общим недоразвитием речи, которым характерны специфические особенности психического развития, в целом: низкий уровень памяти, воображения, восприятия. В зоне особого риска у дошкольников с общим недоразвитием речи может оказаться развитие словесно-логического мышления, что обусловлено его тесной связью с речевым развитием. Педагоги нередко сталкиваются с тем, что, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Поэтому очень важным для дальнейшего успешного обучения в начальной школе является развитие словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Вопросы оптимизации коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе. Изучение проблем речевого развития
дошкольников с данным диагнозом осуществляли Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Проблемы развития мышления и мыслительных операций у детей данной категории изучались А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, Д.Б. Элькониным и др. Вопросы взаимосвязи речи и мышления изучали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Ф. Тихомирова и другие авторы.
Тем не менее, на сегодняшний день существует противоречие между необходимостью развития словестно-логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Это обстоятельство обусловливает проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность психолого-педагогических условий развития словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития словесно-логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ по проблеме развития словесно-логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития словесно-логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет эффективным при обеспечении следующих психолого-педагогических условий:
- организована поэтапная работа по развитию словесно-логического мышления: от развития элементарных операций анализа и синтеза до операций абстрагирования и конкретизации.
- включены в совместную деятельность педагога и детей игровые упражнения по коррекции словесно-логического мышления;
- применен дифференцированный подход в ходе проведения игровых упражнений по развитию словесно-логического мышления.
Теоретической основой исследования явились: концепция о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теории мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер); положения об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при общем недоразвитии речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников); эмпирические (анализ документации, психолого-педагогический эксперимент); методы количественной и качественной обработки результатов.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития словесно -логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни развития словесно-логического мышления у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанный на их основе комплекс игровых упражнений по развитию словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы в практике коррекционно-логопедической работы учителями-логопедами с детьми рассматриваемой категории.
База исследования: детский сад № 149 «Елочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 15 детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований), 4 приложений. Работу иллюстрируют 11 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена вопросам изучения особенностей словесно-логического мышления у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитие речи.
Результаты теоретического исследования проблемы позволяют констатировать, что мышление - это высшая форма отражения объективной реальности, вид умственной деятельности который позволяет получать знания о свойствах и отношениях реального мира, является высшей ступенью человеческого познания, которая ориентирована на внутреннее активное стремление овладеть своими чувствами, стремлениями, воспоминаниями и ожиданиями для достижения конкретной цели, наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Словесно-логическое или, как его еще называют, вербально-логическое мышление - это вид логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций. Этот вид логического мышления предполагает не только умение логически мыслить, но и грамотное владение своим языком, своей речью. Словесно-логическое мышление начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте.
Общее недоразвитие речи оказывает влияние на весь ход психического развития ребенка, в том числе и на развитие мышления. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются специфическими сложностями в развитии мыслительных процессов: стереотипностью, примитивизме,
конкретности мышления, бедности логических операций, низком уровне способностей к символизации, обобщению и абстракции. Нарушения речевого развития и недостаточность мышления усугубляется повышенной утомляемостью дошкольников, снижением их памяти, внимания, воображения, недостаточном уровне работоспособности. Такие дошкольники нуждаются в существенной коррекционно-формирующей помощи.
Для решения второй задачи было проведено экспериментальное исследование особенностей словесно-логического мышления дошкольников шестого года жизни с ОНР. В исследовании принимали участие 15 воспитанников старшей группы. Для диагностики использовались методики «Варежки», «Последовательность событий», «Дополни», «Обведи контур», «Нелепицы». Особенное внимание уделялось оценке словесно-логического мышления.
Проведенное исследование доказало, что общий уровень словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР не достигает возрастной нормы. У детей исследуемой группы были определены специфические особенности мышления, характеризующиеся низким уровнем анализа и синтеза, способностей к отвлечению и обобщению, проведению аналогий и классификаций, нахождению причинно-следственных связей, неспособности целостного восприятия знакомых объектов, некритичности мышления, низкой мотивации мыслительной деятельности. По результатам исследования были сделаны выводы о необходимости проведения коррекционно-формирующей работы по развитию словесно-логического мышления у воспитанников исследуемой группы.
Формирующий этап эксперимента включал разработку и апробацию на логопедических занятиях системы игр и упражнений по развитию мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, в целом, но с упором на формирование словесно-логического мышления. Определены основные условия эффективной формирующей работы. При подборе заданий учитывались основные принципы коррекционной работы и особенности ведущей деятельности дошкольников. В работе использовались игры, упражнения, беседы; развивался чувственный опыт детей, проводились мероприятия по установлению логических связей между предметами, признаками предметов. Кроме того, в работе активно использовались средства наглядности и практические занятия по закреплению новых знаний.
После реализации работы по формированию словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи было проведено контрольное исследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного эксперимента позволили выявить положительную динамику изучаемых характеристик. Вторичное обследование мышления показало, что сократилось количество воспитанников с низким уровнем: с 40% до 20%. Увеличилось число воспитанников с средним уровнем сформированности мышления: 47% до 53%. 27% воспитанников с ОНР показали высокие результаты. Полученные данные позволяют судить об эффективности проведенной формирующей работы.
Таким образом, поставленная цель исследования реализована, задачи решены, а выдвинутая в начале исследования гипотеза получила подтверждение: развитие словесно-логического мышления детей шестого года жизни с общим недоразвитием будет эффективным при обеспечении следующих психолого-педагогических условий:
- организована поэтапная работа по развитию словесно-логического мышления: от развития элементарных операций анализа и синтеза до операций абстрагирования и конкретизации.
- включены в совместную деятельность педагога и детей игровые упражнения по коррекции словесно-логического мышления;
- применен дифференцированный подход в ходе проведения игровых упражнений по развитию словесно-логического мышления.



1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: й11р://гд.ги/2011/02/17/зЬко1а-з1апбаг1-8Йе-бок.й1ш1.(дата обращения: 17.02.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: й11р://гд.ги/2011/02/17/зЬко1а-з1апбаг1-8Йе-бок.й1ш1.(дата обращения: 17.02.2018).
3. Алаторцева, Е.В. Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР/ Е.В. Алаторцева [Текст] // Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016. - № 121-2. - С. 11-13.
4. Ананьев, Б.Г. Психология [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2002. - 220 с.
5. Анисимов, О.С. Логико-семиотические аспекты механизма мышления [Текст] / О.С. Анисимов // Мир психологии, 2009. - № 2. - С. 25-37.
6. Батяева, С.В. К проблеме формирования языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Батяева // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. - № 8-1 (62). - С. 73-76.
7. Берсенева, Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе [Текст] / Н.В. Берсенева// Культурно-историческая психология, 2010. - № 3. - С. 60-66.
8. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 46 с.
9. Бусарева, П.Н., Макарова, О.А. Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей с ОНР [Текст] / Н.П. Бусарева, О.А. Макарова // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий международная научно-практическая конференция, 2016. - С. 160-163.
10. Венгер, Л.А. Основные закономерности психического развития ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание 1973. - №5. - С.29- 38.
11. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Е. Веракса - М.: Персэ, 2003. - 143 с.
12. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 158 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. - 220 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
15. Выготский, Л.С. Психология личности [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Луч, 1998. - 362 с.
16. Глебова, Е.В. Нейропсихологическая диагностика особенностей мышления неуспевающих младших школьников: диссертация ... кандидата психологических наук [Текст] / Е.В. Глебова. - М., 2007. - 191 с.
17. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология, 1995. - № 6. - С. 7-16.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 613 с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
20. Жегулина, А.В. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А.В. Жегулина, М.В. Садовски // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 2016. - С. 19-21.
21. Жукова, Н.С. Логопедия : основы теории и практики : [справочное издание] [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : ЭКСМО, 2016. - 285 с.
22. Жукова, Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 2000. - 320 с.
23. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Маслюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
24. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С.Д.Забрамная, О.В.Боровик. - М.: Владос, 2003. - 115 с.
25. Занков, Л.В. О начальном обучении [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 199 с.
26. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
27. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / Под ред. Е.Ф. Тарасова. - М.: Наука, 1985. - 239 с.
28. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
29. Коровко, Е.А. Система работы по развитию речемыслительной деятельности в процессе овладения монологической формой речи у дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / Е.А. Коровко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. - №15. - С.144-150.
30. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
31. Леонтьев, А.Н. еятельность. Сознание. Личность [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
32. Лобанова, Н.Е. Особенности операций обобщения у старших дошкольников с речевым недоразвитием [Текст] / Н.Е. Лобанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. - №6. - С. 43¬50.
33. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2007. - 320 с.
34. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
35. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.
36. Матасова, И.Н. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / И.Н. Матасова. - Самара, 2003. - 214 с.
37. Муратова, М.А. Способность к решению логических задач детей дошкольного возраста [Текст] / М.А. Муратова // Российский психологический журнал, 2008. - Т. 5. №1. - С. 91-93.
38. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
39. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 452 с.
40. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2009. - 688 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ