Работа сделана на примере муниципального образования город Салехард.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение……………………………………… 3
1 Теоретические основы исследования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании 7
1.1 Понятие и сущность системы дошкольного и общего образования 7
1.2 Факторы и условия, влияющие на систему дошкольного и общего образования в муниципальном образовании 18
2. Анализ основных показателей развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании (на примере муниципального образования город Салехард)»……………………25
2.1 Современное состояние системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард………25
2.2 Тенденции развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард ………….. 33
3 Совершенствование развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард 46
3.1 Проблемы развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард……………………….46
3.2 Направления совершенствования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард 54
Заключение………………………………………………………………. 77
Список использованных источников ……80
Актуальность темы исследования. Образование - один из важнейших критериев муниципального образования, который определяет его конкурентоспособность привлекательность с точки зрения инвестиций. В современном мире значение образования увеличивается, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня.
Система образования, являясь важнейшим элементом жизни общества в целом и одной из приоритетных характеристик муниципального образования, требует особого контроля и значительных финансовых затрат. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения в области образования. Управление развитием системы дошкольного и общего образования на муниципальном уровне представляет особый интерес по следующим причинам:
Во-первых, уровень местного самоуправления является основой для управления развитием муниципальной политики в целом. Поэтому именно здесь формируются основные направления образовательной политики конкретного муниципального образования.
Во-вторых, управление развитием системы дошкольного и общего образования на муниципальном уровне является одним из элементов системы регионального образовательного пространства, которое составляет в свою очередь часть общеобразовательной систему Российской Федерации. Одним словом, муниципальный уровень системы образования является как бы завершающим элементом управления образованием государства в целом.
В-третьих, при передаче полномочий в области управления образованием федеральными органами органам местного самоуправления в их компетенцию переходят и организационное, финансово-экономическое и кадровое обеспечение образовательного процесса.
Цель исследования: изучить систему дошкольного и общего образования в муниципальном образовании и выработать направления её совершенствования.
Объект исследования: система дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард.
Предмет исследования: организация управления системой образования в муниципальном образовании.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании
2. Провести анализ основных показателей развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании (на примере муниципального образования город Салехард)»
3. Выявить основные направления совершенствования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард.
Нормативно-правовой базой исследования явились Конституция Российской Федерации, а также действующие законы Российской Федерации в области образования.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности применения разработанных рекомендаций, позволяющих оптимизировать деятельность системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании.
Структура исследования включает в себя введение, теоретическую, аналитическую и проектную главы, заключение, список использованных источников (45) и включает в себя 6 рисунков, 2 таблицы.
В первой главе «Теоретические основы исследования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании» рассмотрены понятие и сущность государственного управления в сфере образования. Изучены проблемы управления системой образования на муниципальном уровне.
Во второй главе Анализ основных показателей развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании (на примере муниципального образования город Салехард)» рассмотрены основные показатели развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард. Описана программа развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард.
В третьей главе «Совершенствование развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард» описаны проблемы развития системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард. Рассмотрены направления совершенствования системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард. Разработаны рекомендации по развитию системы дошкольного и общего образования в муниципальном образовании г. Салехард.
В ходе исследования определено, что система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно–воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.
Как удалось выяснить, муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной образовательной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной образовательной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В ходе выполнения поставленных задач выяснилось также, что когда речь заходит об образовательном заведении того или иного вида, необходимо знать следующее. Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные заведения могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации. В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.
Сегодня муниципальная образовательная политика направлена на то, чтобы структуру и содержание образования привести в соответствие с требованиями инновационной экономики.
При помощи нормативно-правовой базы стало возможным узнать что, образовательная система г. Салехард реформируется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Программой развития образования город Салехард «Развитие образования» на 2022-2026 годы». Что начат переход к личностно ориентированной модели образования и технологиям развивающего обучения.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что деятельность по формированию и предоставлению образовательных услуг в г. Салехарде является эффективной так как, в системе образования автономного округа обеспечено доступное качественное образование для всех категорий населения округа. Так, охват дошкольным образованием обеспечен путём расширения вариативных и альтернативных форм, а также уплотнения функционирующих дошкольных групп, перепрофилирования помещений, открытия частных, корпоративных мини–детских садов. Повышение доступности общего образования на всех уровнях его развития, профессионального и дополнительного образования детей достигнуто на основе разных форм деятельности, в том числе и за счёт применения дистанционного обучения.
Созданы необходимые условия для развития, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов; составлен реестр предоставляемых им образовательных услуг. Продолжена работа 6 центров дистанционного образования детей–инвалидов. В результате предпринятых мер в округе отсутствуют здания, находящиеся в аварийном состоянии. В целом в течение года в региональной системе образования осуществлялась целенаправленная работа по всем направлениям модернизации российской системы образования, направленная на системные изменения в сфере общего, дополнительного и профессионального образования Ямала с учётом стратегических направлений социально–экономического развития автономного округа.
Региональные инновационные и стажировочные площадки в образовательных учреждениях Салехарда являются местом освоения педагогических инноваций: интерактивных технологий, продуктивных моделей обучения, методик, форм, средств деятельностной педагогики, системы повышении квалификации педагогических кадров автономного округа. На сегодняшний день они значительно расширяют инновационные процессы в системе образования автономного округа. Следуя из этого, можно предположить, что достижения в сфере образования позволят вывести регион на новый уровень развития.
Анализ деятельности департамента образования муниципального образования г. Салехарда дал возможность убедиться, что управленческая работа в вопросах регулирования и контроля деятельности образовательных организаций организована должным образом. Выполнение федеральных образовательных стандартов на достойном уровне: многие показатели, характеризующие качество знаний на уровне областных. Но, несмотря на множество позитивных направлений в системе управления образованием актуальными все остаются вопросы:
необходимость разгрузки педагогов образовательных организаций от бумажной работы, повышая уровень профессионального мастерства и качества обученности;
совершенствование воспитательной работы в учреждениях города;
повышение профессионального уровня руководителей образовательных организаций;
повышение общедоступности дошкольного образования – устранение очереди в детские сады, создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
На основании вышеизложенного мы можем констатировать, что и цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Российской газете. – 1993. – №237.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Текст]: Постановление Правительства РФ №1642 от 26 декабря 2017 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290016.
3. Об образовании в Российской Федерации[Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012 . – №53 (часть I). – ст. 7598.
4. Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования» [Текст]: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа №1132–П // Официальный Интернет–сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 05.01.2014.
5. Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе [Текст]: Закон Ямало-Ненецкого автономного округ №55–ЗАО //Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 01.07.2013
6. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Салехард «Развитие образования» на 2022-2026 годы [Текст]: Постановление №1658 от 28 июня 2022 года //Официальный Интернет-сайт муниципального образования город Салехард http://www.salekhard.org, 28.06.2022.
7. О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года [Текст] Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа №478 от 24.06.2021 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021.
8. Об утверждении Порядка обеспечения питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Салехарда [Текст]: Постановление Администрации муниципального образования город Салехард от 22 апреля 2021 года № 1142 // Официальный Интернет-сайт муниципального образования город Салехард http://www.salekhard.org, 22.04.2021.
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года[Текст]: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г.№ 204 // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 20 ст. 2817.
10. Арутюнова, А.Е. Характеристика организации общего образования в Российской Федерации [Текст] / А.Е. Арутюнова, Е.В. Смирнова, К.О. Тернащенко // Международный журнал. – 2023. – №1. – С.378-384.
11. Балтатарова, С. Б. Государственное управление в сфере образования [Текст] / С.Б. Балтатарова. // Молодой ученый. – 2020. – № 32 (322). – С. 69-70.
12. Бурганова, Л.А. Теория управления: учебное пособие [Текст] / °Л.°А.°Бурганова. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 160 с.
13. Волхонская, К. В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами [Текст]/ К. В. Волхонская // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 124-126.
14. Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами [Текст]/ С.В. Воробьева. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
15. Дворякина, Е.Б. Управление муниципальной системой образования в современных реалиях [Текст] / Е.Б. Дворякина, О.Е. Сергеева //Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – №6. – С.20–27.
16. Дедкова, А. Ю. Совершенствование системы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе [Текст] / А. Ю. Дедкова. // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 42-44.
17. Дементьев, А. В. Дошкольное образование в составе муниципальной системы образования [Текст] / А.В. Дементьев // Экономика и социум. – 2020. – №8. – С142-147.
18. Зиновьева, Е.Г. Анализ эффективности управления состоянием и развитием системы образования на муниципальном уровне [Текст] / Е.Г. Зиновьева, М.В. Кузнецова, Н.С. Шкурко // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 1. – С. 350-356.
19. Карнаух, А.А. Государственное управление системой образования как инструмент социально-экономического развития России [Текст] / °А.°А. Карнаух, Л.В. Коваленко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №1. – С.33-36.
20. Корнева, Н. Ю. Содержание понятий «качество образования», «управление качеством образования» на современном этапе развития образования [Текст]/ Н.Ю. Корнева, Н.Е. Брановец //Инновационные тенденции модернизации педагогического образования в условиях глобализации. – 2021. – № 2. – С.202 –204.
21. Коротина, К.С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование [Текст]/ °К.°С. Коротина. // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 4 (11). – С. 10–12.
22. Коротков, Э.М. Управление качеством образования [Текст]/ °Э.°М.°Коротков. – М.: Академический проспект, 2017. – 320 с.
23. Крылова, Н.Б. Проблема индивидуализации ребенка в образовании: преодоленные и не преодоленные барьеры [Текст]/ Н.Б. Крылова// Новые ценности образования – 2017. – №1 – С.183 – 198.
24. Куролович, С. В. Анализ муниципальных программ развития как элемента механизма реализации системы управления муниципальным образованием [Текст] / С.В. Куролович // Студенческий форум. – 2022. – №20. – С. 23–26.
25. Малофеев, А. И. Вопросы оптимизации управления муниципальной системой образования [Текст] / А.И. Малофеев // Общество, экономика, управление– 2020. – №4. – С.80-88.
26. Марченко, А.Р. Развитие муниципальной системы образования [Текст]/ °А.°Р.Марченко // Вестник науки. –2023. – № 1. – С.119 – 125.
27. Мачхелян, Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в Российской Федерации [Текст]/ Г. Г. Мачхелян // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – №19. – С. 47-60.
28. Москвин, С.Н. Управление проектами в сфере образования[Текст]: учебное пособие для вузов/ С.Н.Москвин. – М.: Юрайт, 2020. – 139 с.
29. Новиков, А.М. Качество образования: система внутренних и внешних оценок [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков //Народное образование. –2016. – № 4. – С.147 – 156.
30. Обревко, Е.Д. Оценка качества общего образования как государственная проблема в Российской Федерации [Текст]/ °Е.°Д.°Обревко, С.Ю. Сергеева. // Молодой ученый. – 2019. – № 38. – С. 169-172.
31. Овсепян, С. И. Сфера образования как объект муниципального управления: проблемы реализации полномочий [Текст]/ С. И. Овсепян // Молодой ученый. – 2021. – № 20 (362). – С. 267-269.
32. Орлова, Т.В. Управление образовательными системами [Текст]/ °Т.°В.°Орлова. – М.: Академия, 2016. – 368с.
33. Панасюк, В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы [Текст]/ °В.°П. Панасюк //Образование и наука. – 2017. – №2. – С.72–85
34. Прыткова, Е. С. Совершенствование системы муниципального управления сферой образования [Текст] / Е. С. Прыткова, Э.Н. Щеголева // Oeconomia et Jus. – 2020. – №2. С 31-36.
35. Публичный доклад департамента образования Администрации муниципального образования города Салехард. – Салехард, 2022. – 88 с.
36. Пушкарева, Ю. В. Особенности муниципального управления развитием системы образования и его нормативно-правовое регулирование [Текст]/ Ю.В.°Пушкарева. // Молодой ученый. – 2022. – № 43 (438). – С. 262-265.
37. Регион: Государственное и муниципальное управление. Теория и практика [Текст] / под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2022. – 880 с.
38. Рубленко, Т. В. Стратегия развития дошкольного образования в России: основные принципы [Текст] / Т. В. Рубленко. // Молодой ученый. – 2023. – № 15 (462). – С. 371-373.
39. Руднев, К.И. Проблемы современной системы школьного образования [Текст]: / К.И. Руднев // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №12. – С.284-288.
40. Саломов, Ш. Н. Проблемы качества образования в педагогической теории и практике: анализ терминов «качество образования» и «качество профессионального образования [Текст] / Ш. Н. Саломов // Вестник педагогического университета. – 2020. – №1. – С.101–107.
41. Сарапулов, В.А. Опытно–экспериментальная работа в практике современного образования: от идеи до результата [Текст]/ °В.°А.°Сарапулов. – Чита: Экспресс–издательство, 2016. – 340 с.
42. Тавокин, Е.П. Управление – социальное управление – социология управления [Текст]: учебное пособие / Е.П. Тавокин. – М.: Юрайт, 2017. – 255 с.
43. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст]/Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
44. Prykina, L.V. Management of the municipal education system in the conditions of modernization[Text]/ L.V. Prykina, L.B. Osipova// Modern problems of science and education. – 2015. – No. 2. from 78-83.
45. Korotina, K.S. Features of municipal education management and its regulatory and legal regulation [Text] / K.S. Korotina. // Questions of Economics and management. – 2017. – № 4 (11). – Pp. 10-12.