Введение 3
Глава 1 Теоретические основы процесса проектирования модели цифровой образовательной платформы для школ республики Таджикистан 10
1.1 Цифровизация в сфере образования как проблема исследования 10
1.2 Проектирование модели цифровой образовательной платформы для учащихся 6 -х классов школ республики Таджикистан 31
Глава 2 Экспериментальная работа по проектированию модели цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан 37
2.1 Выявление уровня готовности детей и педагогов школ республики Таджикистан к реализации модели цифровой образовательной платформы 37
2.2 Содержание работы по проектированию модели цифровой образовательной платформы для учащихся 6 классов школ республики Таджикистан 51
2.3 Оценка динамики в уровне готовности детей и педагогов школы к реализации модели цифровой образовательной платформы 59
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Готовность детей к организации деятельности на цифровой платформе 79
Приложение Б Фрагмент анкеты для учителей 80
Приложение В Содержание цифровой образовательной платформы 82
Эдвард Ли Торндайк ещё в 1912 году размышлял о будущем, в котором чудесные механические машины могли бы выполнять работу преподавателя. С того времени идея о том, что машины смогут заменить учителей и реорганизовать школьное обучение возникала снова и снова по мере того, как каждая последующая волна технологии «обучающих машин» формировалась, поднималась и в конечном итоге разбивалась о мощный институт школьного образования. В последние десятилетия практика хорошо показала, что обучающие машины не заменят учителей, а станут для них хорошими помощниками.
«Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики» [1].
Проблему цифровизации образования ученые начали поднимать в своих исследованиях совсем недавно, примерно с 2018 года. Это работы Л.М. Андрюхиной, Н.В. Днепровской, С.Г. Евсюкова, В.А. Егоровой, В.М. Гребенниковой, О.В. Калимуллиной, Т.В. Никулина, Т.В. Новиковой, И.Н. Погожиной, Н.О. Садовниковой, М.В. Сергеевой, Е.Б. Стариченко, И.В. Троценко, Е.В. Устюжаниной и других.
Безусловно, в последние годы происходит эволюционное проникновение цифровых технологий, цифровых платформ, сервисов и образовательных решений и в школу стран Центральной Азии (конкретно в школы республики Таджикистан). При этом, подавляющее большинство решений ориентируются не на переосмысление самого учебного процесса и взаимодействия его участников, а на создание удобных инструментов обучения с целью использования их в рамках имеющейся классно-урочной системы.
На основе анализа рынка цифровых образовательных сервисов и ресурсов, стратегий их использования в образовательном процессе, влияния на качество результатов обучения, можно утверждать, что российская школа по сравнению со школами стран Центральной Азии двигается в правильном направлении. В российских школах наблюдается уверенная, но не торопливая экспансия новых технологических решений.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий:
• потребностью социума республики Таджикистан в реализации дистанционной формы обучения и отсутствием ресурсов, инструментов и сервисов для организации комфортной и продуктивной работы в цифровой среде;
• признанием цифровой образовательной платформы эффективным инструментом развития образовательного взаимодействия и отсутствием теоретической и практической базы цифровой платформы (инструменты и сервисы) для учащихся школ республики Таджикистан;
• важностью внедрения цифровой образовательной платформы и недостаточной готовностью учителей и учащихся школ республики Таджикистан к её реализации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть модель цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан?
В рамках данной проблемы сформулирована тема исследования «Проектирование модели цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан».
В настоящее исследование вводится ограничение, работа будет осуществляться на примере учащихся 6-х классов образовательного учреждения № 5 г. Хорог республики Таджикистан.
Цель исследования: спроектировать и апробировать модель цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан.
Объект исследования: процесс проектирования цифровых образовательных платформ для школ.
Предмет исследования: проектирование модели цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что проектирование модели цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан возможно, если:
• определены виды цифровых инструментов и сервисов, соответствующих образовательным задачам учащихся 6 классов;
• выделены этапы работы с цифровой образовательной платформой, её содержательные характеристики и процессуальные особенности;
• сформирована готовность преподавателей и учащихся к использованию цифровой образовательной платформы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы проектирования модели цифровой платформы для учащихся школ;
2. Выявить уровень готовности учителей и учащихся 5-8 классов к использованию модели цифровой образовательной платформы.
3. Разработать и апробировать модель цифровой платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан.
4. Выявить динамику в уровне готовности учителей и учащихся 6 классов к использованию цифровой образовательной платформы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• системный подход, как форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем (В.Г. Афанасьев, С.А. Валуев, Е.П. Голубков, А.И. Пригожин, Б.А. Райзберг, Б.С. Рапопорт и другие);
• процессный подход, как ключевая концепция управления (П. Лоуренс,Р. Майер,С.В. Маклаков, А. Шматалюк и другие);
• информационный подход, как способ описания и изучения информационного аспекта функционирования и структурообразования сложных информационных связей и отношений (Р.Ф. Абдеев, Ю.М. Горский, А.Д. Урсул, В.И. Штанько и другие);
• положения теории моделирования, как общенаучных методов познания (О.А. Петухов, А.В. Морозов, Е.О. Петухова);
• работы ученых по современным технологиям обучения в образовательных учреждениях (А.А. Чурилов, Ю.Н. Егорова, М.Н. Морозов, В. К. Кириллов);
• исследование специалистов по проблемам цифровых образовательных платформ (И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов);
• работы исследователей (Д.С. Ермакова, П.Н. Кириллова, Н.И. Корякиной, С.А. Янкевича).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, изучение планов работы учителей).
Экспериментальная база исследования: 20 учащиеся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 5 в городе Хороге Таджикистана.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проходило с сентября 2020 г. по июнь 2022 года и осуществлялось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2020 гг.) - поисковый: обоснование выбора направления исследования; определение темы исследования; определение актуальности исследования, разработка методологического аппарата; подбор диагностического инструментария и осуществление диагностики готовности учителей и учащихся к использованию цифровой образовательной платформы.
Второй этап (2020-2021 гг.) - экспериментальный: в ходе научного исследования осуществлялась проверка основных положений гипотезы: содержательных характеристик и процессуальных особенностей цифровой образовательной платформы; выявлялась полученная динамика в уровне готовности преподавателей и учащихся к использованию цифровой образовательной платформы.
Третий этап (2021-2022 гг.) - обобщающий: корректировка модели, обобщение полученных результатов, формулировка выводов, оформление материала диссертации.
Научная новизна исследования лежит в:
• получении новых данных о состоянии проблемы исследования в науке и педагогической практике;
• определении этапов, содержательных характеристик и процессуальных особенностей проектирования модели цифровой образовательной платформы для учащихся 6-х классов школ Таджикистана;
• разработке аппарата педагогической диагностики готовности учителей и учащихся 6-х классов к реализации модели цифровой образовательной платформы.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании возможности в дальнейшем будущем реализовать цифровой продукт для школ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, а также подобранный диагностический инструментарий могут быть использованы работниками других школьных образовательных организаций в процессе проектирования моделей цифровых образовательных платформ.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, использованием разнообразных методик количественной и качественной оценки результатов, качественным анализом экспериментальных данных, повторяемостью, сверяемостью, сходимостью и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе всей работы над исследованием. Положения и результаты исследования апробировались в образовательном учреждении № 5 г. Хорог республики Таджикистан.
Результаты проводимого исследования докладывались на заседаниях педагогических советов.
Результаты исследований представлены в 2 публикациях автора.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов состоит: в определении проблемы; в выявлении критериев уровня готовности учащихся и педагогов школ республики Таджикистан к реализации модели цифровой образовательной платформы; в проектировании модели цифровой платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан; в опытно-экспериментальной работе по реализации процесса обучения учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан на цифровой платформе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проектирование модели цифровой образовательной платформы означает подготовительный этап деятельности по созданию «цифровой среды с набором функций и сервисов (программно-аппаратный комплекс), обеспечивающей потребности потребителей и производителей, а также реализующей возможности прямого взаимодействия между ними» [2].
2. Модель цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан, представленная видами цифровых инструментов и сервисов, соответствующих образовательным задачам учащихся; этапами работы с цифровой образовательной платформой, её содержательными характеристиками и процессуальными особенностями.
3. Комплекс оценочных средств, для выявления уровня готовности учителей и учащихся 6-х классов к реализации модели цифровой образовательной платформы.
Структура и объём исследования обусловлены логикой научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источник) и 3 приложения. Для иллюстрации текста используется 19 рисунков, 9 таблиц. Основной текст работы изложен на 78 страницах.
На основе результатов исследования теоретического аспекта проблемы проектирования модели цифровой образовательной платформы для учащихся 5-8 классов школ республики Таджикистан, а также проведения опытно-экспериментальной работы мы подтвердили верность гипотезы исследования и сделали следующие выводы.
1. Теоретический анализ проведенных исследований позволил установить, что учащимся нужны хорошо продуманные онлайн-возможности для накопления и создания знаний, поэтому исследователи должны уделить первоочередное внимание разработке высококачественной среды дистанционного обучения для всех учащихся.
Рассмотрев различные научные подходы к толкованию понятий проектирование и моделирование было решено, что под проектированием модели цифровой образовательной платформы будем понимать подготовительный этап деятельности по «созданию цифровой среды с набором функций и сервисов (программно-аппаратный комплекс), обеспечивающий потребности потребителей и производителей, а также реализующий возможности прямого взаимодействия между ними» [38].
2. В ходе экспериментальной работы была спроектирована модель цифровой образовательной платформы для учащихся 6-х классов образовательного учреждения № 5 г. Хорог республики Таджикистан. Модель цифровой образовательной платформы «Asicool» для учащихся 6-х классов образовательного учреждения № 5 представлена:
• цифровыми инструментами и сервисами, подобранными в соответствии с образовательными задачами учащихся 6 классов;
• описанием основных этапов работы с цифровой платформой (на примере учителя);
• спроектированным личным кабинетом учащегося, который несет в себе информацию о расписании, успеваемости, заданиях и другое.
3. Для оценки уровня готовности детей и педагогов школы к реализации модели цифровой образовательной платформы был разработан комплекс оценочных средств, представленный авторскими анкетами:
• «мотивационная готовность детей к организации деятельности на цифровой платформе»;
• «когнитивный компонент готовность детей к организации деятельности на цифровой платформе»;
• «оценка готовности педагогов к работе на цифровой платформе»,
• «заинтересованность родителей к организации деятельности детей на цифровой платформе»;
• самодиагностика с использованием теста «Готовность учителей к организации образовательной деятельности на цифровой платформе».
Положительная динамика в уровне готовности детей и педагогов, а также уровне заинтересованности родителей в обучении детей на цифровой образовательной платформе на контрольном этапе, свидетельствует, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Задачи исследования решены, а цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
1. Аналитический доклад RAEX: рейтинг лучших вузов и школ России 2019. М., 2019 г. https://raex-a.ru/media/uploads/bulletins/pdf/2019_vuz_bul.pdf
2. Анахов С. В. Цифровые платформы: аспекты развития в научно-образовательной сфере // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2020. № 3. С. 6-14.
3. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О, Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука, № 22. 3 (172), С. 116-147.
4. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 120-127. URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 25.05.2022).
5. Буриева М. К вопросу о компьютеризации образования в республике Таджикистан в период с1992 по 2018 гг. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. Выпуск 11 (827).
6. Википедия: Свободная энциклопедия. Фонд Викимедиа, Inc. Онлайн- энциклопедия.
7. Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования // Историческая и социально-образовательная мысль, 2019. С. 158-165.
8. Гузеев В. В. От методик - к образовательной технологии // Народное образование. № 7-8. С. 84-91.
9. Давыдов В. В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. М. : НИУ ВШЭ, 1978. С. 295-316.
10. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. № 4 (16).
11. Дружило С. А. Соискатели ученой степени в современной России: социально-психологическое эссе // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 74-90.
12. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. № 22 (3), С. 61-73.
13. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара : Изд-во СамГПИ, 1994.
14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.
15. Кутепова Н. И. Социальные проблемы наукоградов и подходы к их решению// Экономика. Налоги. Право. № 6, 2015.
...