ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК СЛАБОСЛЫШАЩИХ ФУТБОЛИСТОВ 12
1.1. Научные предпосылки к решению проблемы программирования и организации тренировочного процесса 12
1.2. Особенности оценки различных параметров тренировочной нагрузки слабослышащих футболистов 15
1.3. Учет тренировочных нагрузок слабослышащих футболистов 22
1.4. Анализ тренировочных нагрузок слабослышащих футболистов 26
1.5. Индивидуализация процесса занятия физической культурой и спортом с учетом уровня подготовки занимающиеся 31
1.6. Методические принципы применения тестов в спортивной практике 34
1.7. Физиология органов слуха и равновесия 37
1.8. Психофизические особенности детей с нарушениями слуха 41
Выводы по главе 46
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Задачи исследования 48
2.2. Методы исследования 48
2.3. Организация исследования 52
Выводы по главе 53
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
Управление перспективными возможностями слабослышащих футболистов на этапах предварительной и базовой подготовки 54
Выводы по главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования состоит в острой необходимости изучения проблемы спортивного отбора с учётом всех индивидуальных физиологических свойств и качеств детей, занимающихся тем или иным видом спорта. Решение данной проблемы неразрывно связано с условиями развития самого общества. В.В. Николаенко отмечает, что спортивный отбор рассматривается как проблема общества, основные концептуальные положения социального, экономического, этического и педагогического аспектов которой были сформулированы в трудах многих отечественных и зарубежных специалистов [35].
Современный уровень юношеского футбола для достижения высоких спортивных результатов постоянно требует увеличения тренировочной нагрузки. За последние 10 лет в существующую классификацию неоднократно вносились изменения, возрастали требования и снижался возрастной ценз выступающих по более высокому разряду. В настоящее время этап углубленной специализации у юных футболистов начинается уже с 8 - 10 лет.
Научные рекомендации, относящиеся к проблемам спортивного отбора детско-юношеского спорта, не успевают за практикой. Малое количество конкретных исследований, направленных на изучение влияния занятий футболом на организм юных спортсменов со слабым слуховым восприятием, привело к тому, что тренеры либо автоматически переносят объем нагрузки здоровых на детей, либо опираются на устаревшие понятия о хрупкости и ранимости детского организма. В то же время анатомо-физиологические особенности мальчиков 8 - 10 лет и возможности реализации ими двигательных способностей создают предпосылки при сравнительно малом росте и весе тела или нарушением сенсорного аппарата выполнять большие скоростно-силовые нагрузки с высокой координационной сложностью упражнений. Многих специалистов тревожит реальная угроза перегрузки сенсорного аппарата юных спортсменов. Мы считаем, что вследствие интенсификации нагрузки происходят значительные изменения сенсорного аппарата юных футболистов, приводящие к патологической перестройке слухового аппарата. Такое предпатологическое состояние тормозит рост спортивного мастерства и противоречит социальным функциям спорта [14].
Многочисленные исследования физиологов [19,10] показали, что сенсорная система обладает высокой степенью пластичности, благодаря чему под влиянием определенных физических нагрузок изменяются не только форма движения в пространстве, но и во времени, т.е. управление движением [1,3,8,11]. Спортивная педагогика, решая проблему «дети - спорт», доказывает возможность управления, адаптивными изменениями слуховой системы, длительно сохраняя биологическую надежность, предотвращая травмы и перенапряжения, тем самым раскрывает перед тренерами и специалистами пути подготовки слабослышащих юных футболистов к высоким специализированным нагрузкам. В литературе к слабослышащим детям относят тех, у которых слух нарушен частично [40].
Объект исследования. Управление перспективными возможностями слабослышащих детей-футболистов.
Предметом исследования выступают критерии оценки специальной физической подготовленности юных футболистов 10-11 лет со слабым слуховым восприятием.
Цель исследования. Оптимизация процесса управления перспективными возможностями слабослышащих футболистов 10-11 лет.
Гипотеза. Предполагается, что результаты исследования позволят охарактеризовать структуру специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием, если:
• это открывает возможности для усовершенствования методики тренировки, опираясь на знания о структуре подготовленности игроков, избирательно влиять на совершенствование отдельных ее компонентов;
• при этом можно оптимизировать тренировочные нагрузки, подчинив их требования соревновательной деятельности;
• учитывать некоторые особенности основных систем жизнедеятельности организма юных футболистов со слабым слуховым восприятием, обусловленные генетическими или средовыми факторами.
Задачи исследования.
1. Изучить двигательные возможности детей со слабым слуховым восприятием на этапах предварительной и базовой подготовки.
2. Выявить информативные критерии оценки двигательных возможностей футболистов 10-11 лет со слабым слуховым восприятием.
3. Разработать технологию управления двигательными возможностями детей со слабым слуховым восприятием на этапах предварительной и базовой подготовки и апробировать ее эффективность на практике.
Методы исследования. Для осуществления цели и задач диссертационной работы нами использовался комплекс гомогенных и гетерогенных педагогических технологий: научно комплексный системно-структурный подход для углубленного анализа и синтеза медикобиологических, педагогических и научно-методических материалов (фактов); методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Проблема исследования заключалась в выявлении оптимальных педагогических технологий активного и эффективного использования методов физической адаптации организма детей-футболистов со слабым зрительным восприятием. В основу организации исследований по проблеме был положен комплексный системный подход, предусматривающий изучение на разных уровнях реакций организма у детей в одних и тех же условиях жизнедеятельности (естественного эксперимента).
Методологической основой диссертационного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по современным проблемам физической адаптации. В них рассмотрены проблемы коррекции двигательной активности для слабослышащих детей. Так же нами были использованы справочные материалы, данные научных журналов.
В работе для решения проблемы исследования, а также проверки эффективности научной гипотезы применялось сочетание комплексов общепедагогических и медико-биологических методов на основе применения системно-структурного анализа и системно-структурного синтеза. Были проведены эмпирические исследования (наблюдение, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент, изучение медицинских карт, статистическая обработка данных), математический аппарат (методы математической статистики и обработки данных).
Теоретической основой исследования явились современные научные идеи о теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, научные данные по проблемам спортивного отбора и прогнозирования в спортивной тренировке, концепция современной системы спортивной подготовки, теории управления спортивной тренировкой, система контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке квалифицированных футболистов и др.
Эмпирическая база исследования. Для экспериментального исследования создавалась одна группа «экспериментальная». Исследование проводилось по пути оценки внутрииндивидуальных и межиндивидуальных характеристик слабослышащих детей, желающих заниматься футболом. (Метод сравнительного эксперимента был предложен В.М. Зациорским ещё в 1981 году) [22].
В данной экспериментально-исследовательской работе принимали участие 20 детей 10-11-летнего возраста со слабым слуховым восприятием, занимающихся футболом на этапе начальной подготовки.
Экспериментальное исследование проводилось в учебно-спортивном клубе «Арсенал Файтинг» города Тольятти в период с 2018 по 2020 год.
В организации исследования также принимали участие тренеры различных спортивных клубов города Тольятти по футболу со стажем тренерской работы более 10 лет и непосредственно сам автор исследования.
Данная научно-исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
На первом, обобщенно научно-педагогическом этапе исследования (с 15 сентября 2018 по 27 декабря 2018 года) изучались медико-биологические проблемы и проблемы педагогических наук; разрабатывалась тема и уточнялась научная проблема педагогического эксперимента, определялись цель и задачи; разрабатывались методы и методики исследования двигательных возможностей юных футболистов со слабым слуховым восприятием на различных этапах подготовки, ставшие основой последующего опытно-экспериментального исследования.
На втором, теоретико-проектировочном, этапе (с 15 января 2019 по 27 июня 2019 года) продолжалась обработка научно-педагогических источников по выявлению актуальности темы, определялись главные научно-теоретические положения, составляющие базис научного исследования. На этом этапе разрабатывались диагностические технологии и педагогическая модель двигательной деятельности занимающихся футболом слабослышащих детей. Слабослышащие дети занимались специальной физической и технической подготовкой, общей физической культурой и спортом для поддержания деятельности слухового анализатора.
На третьем, экспериментально-обобщающем этапе (с 15 сентября 2019 по 27 мая 2020 года) организовывалось опытно-экспериментальное исследование по выявлению и проверке рабочей гипотезы исследования; разрабатывалась модель двигательной деятельности юных футболистов со слабым слуховым восприятием, оценивались результаты их спортивных способностей, корректировался процесс тестирования; проводился анализ и синтез достоверности количественного материала, полученного в процессе педагогического наблюдения; устанавливались объективные характеристики проведенного исследования.
Научная новизна результатов исследования, изложенных в диссертационной работе, состоит в том, что развиваемое в данной работе представление о возможности применения математических моделей в тренировочном процессе и использования моделирования в теории и методике спорта и управлении вполне оправдано. Все полученные математические модели были апробированы нами в спортивной практике для отбора в спортивную группу детей со слабым слуховым восприятием. Результаты проведенных исследований легли в основу ряда методических рекомендаций.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что учение о спортивной тренировке дополняется новыми теоретическими данными о спортивном отборе и тренировке слабослышащих детей в группу футбола. Описанные в настоящей диссертационной работе методы оценки двигательных способностей и способы управления физическим состоянием слабослышащих детей, занимающихся футболом, лишь намечают пути успешного решения многих задач с применением количественных и качественных методов оценки, т.е. «Квалиметрии». Теоретические положения данной работы позволяют качественно осуществлять управленческие, экспериментальные и врачебно-педагогические наблюдения по изучению различных форм и методов отбора и прогнозирования двигательных способностей слабослышащих детей на этапах предварительной и базовой подготовки.
Практическая значимость данной диссертации заключается в том, что методологические подходы, описанные в данной диссертационной работе, позволяют оптимизировать тренировочные нагрузки, учитывать некоторые особенности основных систем жизнедеятельности организма юных футболистов со слабым слуховым восприятием, обусловленные генетическими или средовыми факторами. Результаты проведенного исследования указывают на эффективность практического применения знаний о взаимосвязи показателей физической работоспособности, обусловленных разными механизмами энергообеспечения организма слабовидящих детей, занимающихся в группе футбола. Наличие или отсутствие корреляции между показателями физической работоспособности в анаэробном, смешанном и аэробном режимах имеет принципиальное значение для формирования комплекса контрольных тестов с целью оценки состояния специальной работоспособности слабослышащих футболистов 10-11 лет.
Достоверность и обоснованность полученных экспериментальных данных представлена внедрением теоретико-методологических и концептуальных положений; использованием батареи объективных педагогических инструментарий в соответствии со структурой, целей и гипотезой исследования; полученными количественными объективными данными в ходе проведения сравнительного эксперимента; их рассмотрением и сопоставлением внутриклассовых характеристик.
Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментального исследования осуществлялись в учебно-спортивном клубе «Арсенал Файтинг» города Тольятти. Теоретическая значимость, методы наблюдения и полученные научные факты в ходе проведения исследования рассматривались на научно-практических семинарах студентов. Основные моменты и объективные данные отражены в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, обсуждались на научных семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма: Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: сб. научных трудов / VIII Всероссийская научно-практическая конференция (Тольятти, 22-23 ноября 2018 года) - (с. 25 - 32); (с. 32 - 36); Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: сб. научных трудов / IX Всероссийская научно-практическая конференция (Тольятти, 12-13 января 2020 года) - с. 32 - 38.
Всего по теме диссертационной работы опубликованы 2 статьи. Ещё одна статья готовится к публикации.
Основные положения, выносимые на защиту
Обосновывая количественные и качественные критерии оценки специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием разных возрастных групп, нами были выдвинуты следующие основные положения:
Во-первых, целесообразно разработать батарею контрольных информативных признаков, позволяющих оценивать состояние доминантных двигательных параметров, и способных создавать повышенную двигательную работоспособность юных футболистов со слабым слуховым восприятием в специальных условиях игровой деятельности.
Во-вторых, целесообразно обосновать систему оценки специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием на базе количественных и качественных критериев. Одновременное использование количественных и качественных критериев оценки подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием открывает новые дополнительные возможности для повышения объективности управленческих решений не только на этапе начальной подготовки, при отборе детей со слабым слуховым восприятием для занятий футболом, но и на последующих этапах многолетней подготовки.
В-третьих, целесообразно создать единую систему контрольных тестов количественных и качественных критериев для оценки специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием разного возраста и квалификации. Использование подобных шкал имеет свои неоспоримые преимущества, поскольку позволяет стандартизировать технологию контроля в целом на всем протяжении многолетней подготовки юных футболистов со слабым слуховым восприятием.
Личное участие автора в организации и проведении диссертационной работы состоит в постановке и проведении экспериментально-педагогических и физиолого-психологических исследований по выбранной теме. Автором были выполнены следующие виды работ: сбор и анализ соответствующей теме исследования научной и учебной литературы; обоснование актуальности темы, научной и практической значимости, определение цели и задач исследования; выбор научно-методических подходов, освоение, апробация и применение необходимых методов исследования; планирование и организация этапов исследования, получение первичного материала и формирование исходных баз данных; обоснование и формулировка гипотез; анализ результатов исследования, формулировка теоретических положений и выводов, а также написание работы.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация магистерского исследования состоит из 82 печатных страниц. Структуру работы составляют введение, три главы, заключение, список используемой научно-методической литературы состоит из 49 наименований. Имеется 13 таблиц.
Результаты данного исследования позволяют сделать объективный, имеющий прикладную значимость вывод о том, что для оценки состояния скоростно-силовых качеств начинающих футболистов со слабым слуховым восприятием совершенно нет необходимости использовать множество тестов, встречающихся в различных методических пособиях и программах, а можно воспользоваться, как минимумом из приведенных в таблице 5 тестов, руководствуясь при этом, прежде всего, логическими соображениями.
В исследовании установлено, что показатели мощности работы в относительных единицах в 15-, 60- и 240 - секундных тестах обнаруживали высокую взаимосвязь (г = 0,715 - 0,899), отражая общий уровень физических кондиций обследованных. Физически более развитые дети показали лучшие результаты во всех трех тестах.
Коэффициенты корреляции между этими показателями оказались статистически менее значимыми и колебались в пределах 0,573 - 0,613.
Отмечено, что высокая взаимосвязь обнаруживалась между показателями работы в эргометрическом тесте продолжительностью 240 с и способностью юных футболистов со слабым слуховым восприятием длительное время удерживать работоспособность в 60-секундном тесте (г = 0,702).
Также немаловажен факт того, что при тестировании жонглирования ногой правой (левой) и точности паса результаты характеризовались наиболее высокими коэффициентами корреляции, составлявшими 0,655 - 0,817. В данном случае используемые нами тесты наиболее убедительно отражают координационные способности начинающих юных футболистов.
Высокая способность детей во многом обусловлена теми же физиологическими механизмами, которые определяют высокую работоспособность в аэробном тесте продолжительностью 240 с. Свидетельством тому являются высокие парные коэффициенты корреляции между показателями потребления кислорода, легочной вентиляции и работы в аэробном режиме (0,814 - 0,902).
Нами было установлено, что разработанные количественные и качественные критерии специальной физической подготовленности юных футболистов со слабым зрительным восприятием можно адаптировать к решению многих актуальных вопросов и задач, стоящих на каждом этапе многолетней подготовки квалифицированных футболистов.
Итак, процесс спортивного отбора непосредственно связан с основным направлением подготовки спортсменов на каждом из этапов, начиная с детского возраста и заканчивая комплектованием национальных сборных команд из числа взрослых игроков.
Результаты нашего исследования позволяют более полно охарактеризовать структуру специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием. Структура специальной подготовленности юных футболистов со слабым слуховым восприятием открывает реальные возможности для усовершенствования методики тренировки занимающихся на высоком уровне.
В спортивной практике, опираясь на знания о структуре подготовленности игроков, можно избирательно влиять на совершенствование отдельных ее компонентов. При этом достигается возможность оптимизировать тренировочные нагрузки, подчинив их требования соревновательной деятельности с учётом всех особенностей основных систем жизнедеятельности организма юных футболистов со слабым слуховым восприятием, обусловленные, как генетическими, так и средовыми факторами.
Практическое значение настоящего исследования имеют полученные нами знания о взаимосвязи показателей работоспособности, указанных во всех трех тестах, и обусловленных разными механизмами энергообеспечения спортсменов. Наличие или отсутствие корреляции между показателями работоспособности в анаэробном, смешанном и аэробном режимах имеет принципиальное значение для формирования комплекса контрольных тестов с целью объективного оценивания состояния специальной работоспособности юных футболистов со слабым слуховым восприятием.
Вся имеющаяся в данной работе информация вполне может быть использована в системе многолетней подготовки футболистов в целях индивидуализации и повышения эффективности тренировочного процесса.
1. Варфоломеева, З.С., Воробьев, В.Ф., Подоляка, О.Б., Артеменко, А.А. Технологии научных исследований в физической культуре и спорте. /2-е изд. Учебное пособие для вузов. // Юрайт. 2020. С. 310.
2. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость. /Советский спорт. 2013. С. 80.
3. Воробьев, А.И., Солнцев, И.В., Осокин, Н.А. Анализ международного опыта развития футбола и его применение в России с учетом подготовки к чемпионату мира по футболу ФИФА-2018: /монография. //Инфра-М. 2017. С. 140.
4. Гончарова, М.Н., Гринина, А.В., Мирзоева, И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - /СПб.: Просвещение, 2011.-207с.
5. Граевская, Н.Д., Долматова, Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: /Учебное пособие. - М.: Медицина, 2014. - 304с.
6. Гридасова, Е.Г. Сравнительные характеристики акта стояния здоровых детей и больных детским церебральным параличом. //Тезисы II Всесоюзной конференции, посвященной медицинской реабилитации и социальной адаптации больных церебральным параличом. - М.: Медицина, 2012. - 80 с.
7. Гросс, Н.А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.// Научно-практический журнал «Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников». - М.: Физкультура и спорт, 2011.- С. 26-34.
8. Гросс, Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. / М.: Медицина, 2010.-235 с.
9. Губа, В.П., Лексаков, А.В. Теория и методика футбола. / Учебник. //Советский спорт. 2013. С. 536.
10. Годик, М.А. Основы физической подготовки футболистов. / М.: «Спорт». 2016. - 257 с.
11. Данилова, Е.Н., Вериго, Л.И. Мониторинг с элементами спортивной метрологии при занятиях физической культурой и спортом. / Учебное пособие. // Институт физической культуры спорта и туризма. 2016. С. 224.
12. Дмитриев, B.C. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: /Монография. / /М: ВНИИФК, 2013. С. 240.
13. Дубровский, В.И., Федорова, В.Н. Биомеханика: /учеб.для средн. и высш. учеб. заведений. // М.: Медицина, 2011. 700 с.
14. Дембо, А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Ленинград «Медицина». 1984. - 302 с.
15. Евсеев, С.П., Шапкова, Л.П. Адаптивная физическая культура. /М.: ВНИИФК, 2010. С. 238.
...