Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «ДС «Радуга» г. Саратов».
Выборка: 13 старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ……………………..5
1.1 Феномен памяти в психологии……5
1.2 Развитие памяти в дошкольном возрасте………………………………………8
1.3 Особенности развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи…17
1.4 Методы диагностики памяти у старших дошкольников…………………….19
1.5 Развитие памяти у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации …………………………………………………….23
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ........27
2.1 Цель, задачи, содержание и организация эмпирического исследования…...27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента………………………………....28
2.3 Коррекционный курс...32
2.4 Результаты контрольного эксперимента36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……41
ПРИЛОЖЕНИЕ А………..………………...…………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..48
Исследования в области психологии доказали, что раннее начало целенаправленной психолого-педагогической работы помогает ослабить, а в некоторых случаях и преодолеть возможные отклонения у детей.
Актуальностью исследования является то, что в настоящее время актуальным стал вопрос развития когнитивных процессов у детей с нарушениями речи. Разработка новой стратегии развития личности детей предполагает тщательное изучение закономерностей всех психологических процессов, включая память, на ранних стадиях взросления ребенка.
Память позволяет сознательно вспоминать элементы прошлого, которые сформировали человеческое поведение и мысли или вовсе образ жизни. Все значения, которые придаются вещам, которые окружают, подкрепляются на основе предыдущего опыта, то есть благодаря памяти. В частности, элементы, изученные с течением времени и сохраненные в нашей памяти, выполняют функцию долговременной памяти.
Изучению памяти в психологии посвящены труды В.В. Нурковой, Т.П. Зинченко, С. Роуза, А. Брэдли, Л.М. Веккера, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Аллахвердова и ряда других.
Объект исследования – память детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Цель исследования - изучение особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи будет более успешным, если: изучить состояние памяти у данной категории детей; определить содержание коррекционно-развивающей работы по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен памяти в психологии.
2. Изучить развитие памяти в дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать программу развития и коррекции памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Оценить результативность программы развития и коррекции памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: анализ документов, беседа, наблюдение, эксперимент.
Экспериментальная база: МБДОУ «ДС «Радуга» г. Саратов»
Практическая значимость исследования заключается в том, что описание психолого-педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи помогут в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава состоит из пяти параграфов, в которых раскрыто понятие «память», ее классификация, свойства, а также особенности развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. Во второй главе проведено экспериментальное исследование, в ходе которого были проведены констатирующий, формирующий и контрольные этапы исследования долговременной, кратковременной и смысловой памяти у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.
Ключом к успеху во всех видах человеческой деятельности является развитие памяти, и психология предлагает множество методов, которые могут помочь как можно больше, в мельчайших деталях, запомнить полученную информацию и сохранить ее в долгосрочной перспективе. Естественно, что психология человека в детстве начнет закладывать основу для развития внимания и памяти, а также прочную основу для «Библиотеки знаний, накопленных во внешнем мире». Память детей дошкольного возраста лучше, чем в первые десять лет жизни, так как она более гибкая и цепкая. н
В человеческой психологии структура памяти обычно представляет собой трехступенчатую лестницу, ступени которой расположены в соответствии с иерархией временной составляющей.
На этапах хранения типы памяти принимают множество различных структур. Эти структуры имеют решающее значение для того, чтобы человеческая жизнь могла продолжаться более здоровой и эффективной.
Сенсорная память.
Кратковременная память.
Долговременная память.
Тактильная память.
Зрительная память.
Слуховая память.
Смысловая память и др.
Таким образом, мозг использует любую из этих разновидностей памяти, когда сочтет это необходимым. Это разновидности памяти, которые оцениваются в случае необходимости в зависимости от ситуации, в которой живет человек.
Во второй главе было проведено исследование для выявления развития долговременной, кратковременной и смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
В ходе констатирующего эксперимента все испытуемые дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеют память которая находится на среднем и низком уровнях развития.
Почти у всех детей было отмечено уменьшение объема памяти и точности запоминания. Дети повторяли только первые слова
На контрольном этапе высокого уровня никто из детей не показал, но заметно выросло количество детей, демонстрирующие средний уровень развития (9 детей), что составило 68% от общего количества всех детей, низкие значения были выявлены у 32%.
Показатели развития объема смысловой памяти также улучшились. У 60% детей был выявлен высокий уровень, у 40% средний уровень. 80% текста наизусть пересказали 8 детей, что характеризует высокому уровень развития памяти у данных детей. Им понадобились только небольшие подсказки от взрослого. Пятерым необходимы были дополнительные вопросы от взрослого, чтобы вспомнить конец рассказа.
Состояние уровня развития долговременной памяти: у 5 детей (40%) был выявлен низкий уровень, 60% детей показатель вырос до среднего уровня. Детям трудно было вспомнить слова после интерферирующих заданий. Но был отмечен хороший прирост количество детей, продемонстрировавших нормативные значения.
Таким образом, можно сделать вывод, что контрольный эксперимент продемонстрировал положительную динамику формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Использование предложенных методов и приемов позволило повысить уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. Адекова Е.В. Принципы коррекционной работы по формированию слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований, 2017.- С.5-7
2. Барсукова О.Н. Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / О.Н. Барсукова / Вестник науки и образования. – 2015.
3. Баскакова И.Л. Глухов В.П. Практикум по психолингвистике: учеб.пособие для студ. Пед. Вузов – Москва 2008
4. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. – 208 с.
5. Волковская Т.Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.
6. Выготский Л. С. Эйдетика Л.С. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Москва; АСТ, 2008.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Об.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
8. Давыцова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г.Давыцова, В.М. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - №1. – С.16.
9. Дубровина Т.И., Левченко И.Ю. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.И. Дубровина, И.Ю. Левченко// Дефектология. -2014.-№3. – С.45-52
10. Дубровина Т.И., Левченко И.Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи/ Т.И. Дубровина И.Ю. Левченко// Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013.
11. Емельянова Т.В. Показатели зрительной и слуховой памяти/ Т.В. Емельянова, Д.А. Малышев // Новые исследования. – 2011. - №27 (1). – С.34-42
12. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. -150с.
13. Иванова А.С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст]:/А.С. Иванова, Е.П. Андреева, 2016.
14. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. – Москва: Национальный книжный центр, 2016.-144 с.
15. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии.
16. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/А.Р.Лурия// Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст]/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва: АСТ, 2008. – 646 с.
17. Макарова, Л.Л. Проблемная ситуация и игра как психологические детерминанты развития памяти и мышления младшего школьника / Л.Л. Макарова. – Иркутск // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика : материалы VI Международной конференции, 12-13 сентября 2009 г.
18. Мельникова, О.А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников на основе формирования опосредованной памяти с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. О.А. Мельникова // Психология и психотехника. – 2012.-№3. –С.103-109
19. Москалец А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ А.В.Москалец // специальное образование: электронный журнал. – 2016. - %3.-4с.
20. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Р.С. Немов – 4-е изд.– Москва: ВЛАДОС, 2003. – 688.
21. Петрова О.Д. развиваем память / О.Д. Петрова. – Москва: ЭКСМО, 2006.-124с.
22. Тарасевич А. В. Психологические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ] / Тарасевич Александра Витальевна / / гуманитарный корпус: сборник научных статей по актуальным проблемам философии, культурологии, психологии, педагогики и истории. - Киев: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2017. – вып. 12 – С. 120-123