ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 7
1.1. Исследования конфликтных ситуаций в теории и педагогике. 7
1.2 Психологические особенности условия возникновения конфликтных ситуаций. 10
1.3. Психологические основы разрешения конфликтных ситуаций в спортивной команде 16
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ. 20
2.1. Цель и задачи методических программ по разрешению конфликтных ситуаций в спортивной команде. 20
2.2 Содержание программы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Успешная диагностика и управление социальными случаями требует уточнения термина "конфликтная ситуация". Это связано с тем, что данные методики в основном используются для индивидуальных и взвешенных ситуаций. Изучая литературу по теме исследования конфликтов, можно указать на уместные и во многом взаимосвязанные проявления конфликтных ситуаций:
1. как минимум две стороны, живущие в контакте друг с другом.
2. взаимозависимость сторон. Это побуждает стороны играть определенную роль в содействии конфликту, без чего у сторон нет шансов выйти из конфликта.
3.несовместимость (полная или частичная) целей и ценностей конфликтующих сторон. Обычно это проявляется, когда у двух субъектов нет возможности заключить одну и ту же сделку, или когда ресурсы, те или иные интересы, общим эквивалентом которых обычно являются деньги, находятся в дефиците.
4.взаимодействие с нулевым конфликтом. Это означает, что в каком-либо деле выгоды одной стороны равны потерям другой, и что один участник готов приобрести что-то для себя за счет другого.
С этой точки зрения дело может быть назначено, например, из обсуждения вопросов, по которым специалисты владеют различными и не совместимыми мнениями и оценками.
5.взаимодействие с целью "приятель-друга". Это важный симптом в диагностике случая. Он отличает реальный случай от не проявляющегося внешне в поведении или действиях психического конфликта (например, неприятие, понимание несовместимости целей и ценностей), например, конкуренции.
6.понятия "конфликт" и "конкуренция" тесно взаимосвязаны и иногда отождествляются. Однако то, что отличает инцидент от конкуренции, - это восприятие его членами противоречий между приятелями и направленность их поведения.
7.последний вариант давления-это использование давления или силы. Давление может быть разного рода - психологическим, финансовым или физическим-и может быть реализовано в виде опасности или практических действий. Применение давления, особенно силового, может придать инциденту ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, которая имеет тенденцию усиливаться по мере нарастания давления и применения более жестких форм давления. Стоит отметить, что вышеперечисленные симптомы относятся не только к конфликтным историям, но и ко всем формам проявления социальных инцидентов. Для того чтобы более четко определить и описать парадоксы истории конфликта, необходимо рассмотреть другие характеристики (атрибуты).
В первую очередь, социальная значимость. Конфликтные ситуации- это не обычные, едва заметные эпизоды в межличностных отношениях между людьми. Это социальный парадокс, в котором их установки, мотивы и поведение предстают в накопленном и укорененном обличье. Конфликтные ситуации- это кульминация напряженности в отношениях между людьми.
Пространственная и временная локализация. Конфликтные ситуации ограничены, с одной стороны, местом межличностного взаимодействия (например, место взаимодействия, количество участников), а с другой-временем прохождения (возникновение, усиление, затухание и т.д.).
Третье-конгруэнтность беспристрастного и личного в содержании конфликтной истории. Эта конгруэнтность характерна для социальных событий в целом, но более выражена в истории конфликта по следующим причинам
Личностный компонент, в котором часто доминирует восприятие человеком истории и своего места в ней. Степень корреляции между типом истории конфликта и реальностью может быть различной. Таким образом, существует четыре варианта- Конфликтные ситуации присутствуют в реальности, но не признаются и не осознаются членами организации. Инцидент как социально-психологическое событие отсутствует.-Существует объективная конфликтная ситуация, и стороны признают историю как конфликт, но есть то или иное значительное отклонение от реальности (в случае не правильного конфликта)-Не существует объективной конфликтной ситуации, но, по крайней мере, проблемы сторон неправильно признаются как конфликт (в случае ложного конфликта)-Существует объективная конфликтная ситуация, и основные участники правильно определены в соответствии с их основными характеристиками - существует беспристрастная конфликтная ситуация. Такие случаи могут быть правильно названы признанными инцидентами.
В-четвертых, они бывают реактивными и инициирующими. Конфликтные ситуации имеют возможность возникнуть, с одной стороны, как реакция человека на влияние других, а с другой- начать играть провоцирующую роль в эскалации межличностной напряженности.
В- пятых, существует двойное определение. Решения в истории конфликта имеют два значения-более глубокое, связанное с расхождением интересов и позиций взаимодействующих сторон, и поверхностное, связанное с конкретными жизненными обстоятельствами, создающими предлог для инцидента. В связи с этим рекомендуется различать основания и предлоги для возбуждения дела.
В-шестых, разно направленный характер конфликтного взаимодействия. Горизонтальные конфликты- это те, в которых участники занимают равный социальный статус, вертикальные-те , в которых участники находятся в разных социальных слоях, а смешанные- те, в которых сочетаются эти два признака и выделяются.
Смешанный конфликт- это сочетание этих двух характеристик и наиболее распространен в организациях.
Седьмое-динамизм. Выделение этого признака не означает, что другие проявляющиеся формы социального конфликта лишены динамизма. Таких форм просто не существует. Динамизм наиболее присущ конфликтным ситуациям, поскольку он "не нарушается" инерционными и консервативными эффектами многочисленных внутренних и внешних отношений, присущих другим формам проявления конфликта.
В-восьмых, не линейность. Этот признак выражает тенденцию конфликтных ситуаций к саморазвитию и автономности. Потеря первоначального объекта спора означает, что конфликт, начавшийся из-за объекта спора, перерастает в более глобальный конфликт, в котором первоначальный объект спора уже не играет главной роли. Конфликт становится независимым от причин, которые его вызвали, и продолжается после того, как они утратили свою актуальность. Таким образом, конфликтные ситуации характеризуются социальной значимостью, пространственной и временной локализацией, объективными субъективным единством, реактивностью и провокационностью, двойной детерминацией, разнонаправленностью конфликтного взаимодействия, динамичностью и нелинейностью.
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах его спортивного мастерства играет его тренер.
Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.
В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях.
Успех в спорте зависит от многих факторов, но один из наиболее важных заключается в передаче опыта и знаний следующим поколениям. В этом смысле задача передачи культуры физической культуры и спорта играет важнейшую роль, так как это позволяет обеспечить наиболее эффективное использование имеющихся знаний и опыта. Это включает в себя передачу знаний по технике выполнения упражнений, особенностям различных видов спорта, привычкам, связанным со здоровым образом жизни, а также навыков, позволяющих достигнуть наилучших спортивных результатов. Таким образом, цель передачи культуры физической культуры и спорта заключается не только в формировании правильного поведения спортсмена, но и в обеспечении его возможностей для совершенствования результатов во всех аспектах спортивной деятельности.
Тренерство в спорте является важной областью, которая имеет огромное значение для развития спортсменов. Согласно исследованиям, тренер должен настраиваться на индивидуальность каждого спортсмена, учитывая его уникальный характер и возможности. Однако, это не означает, что тренер должен просто поддерживать спортсмена в существующем состоянии. Он должен уметь искать новые методы тренировок и другие индивидуальные подходы, которые позволят спортсмену продвигаться дальше в своей карьере.
Кроме того, тренер должен учитывать психологические аспекты тренировок и не становиться диктатором, который насилует своих подопечных установленными нормами. Он должен уважать личность каждого спортсмена и не использовать методы подавления воздействия на формирование индивидуальности. Каждый тренирующий процесс должен быть основан на взаимодействии и диалоге между тренером и спортсменом, а также на поиске креативных решений, которые бы учитывали индивидуальные особенности спортсмена и не ограничивали его свободу действий.
Таким образом, можно заключить, что тренировки – это процесс развития спортсмена, который основывается на индивидуальном подходе, взаимодействии и поиске новых путей. Тренер играет важную роль в этом процессе, и его задача заключается в том, чтобы быть не просто диктатором, но скорее наставником и ориентиром, который помогает спортсмену достигать лучших результатов, сохраняя при этом его собственное индивидуальное своеобразие.
В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика, включающая инновационные методы технологии передачи знаний, педагогику сотрудничества и психологию ценностного общения. При таком подходе личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями.
Психологические составляющие эффективного профессионального контакта.
Взятые вместе инновационная педагогика и гуманистическая психология - направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.
Стремление человека к выявлению и развитию своих личностных возможностей предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий, которые в большей степени способствуют профессиональному общению и общению с другими людьми, ибо развивать свои личностные качества без общения невозможно.
Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением, в частности тренерам.
Вот здесь и хотелось бы поговорить о методах, формирующих педагогическое общение, языках и дистанциях психологического общения.
Дистанции общения — важнейшие составляющие педагогического мастерства. В общении изменение дистанции сильно влияет на взаимопонимание и взаимодействие собеседников. Правильно выбранная дистанция - это 90% успеха любого диалога. У каждого человека есть собственный психологический комфорт. У каждого - свой комплекс переживаний, и каждый сам выбирает психологическую дистанцию. Это один из наиболее важных аспектов педагогического общения. Выделяют три основные дистанции: физическую, пространственную и вертикальную. Если во время разговора со спортсменом у вас мелькают другие мысли (не относящиеся к диалогу), то это нарушает единое психологическое пространство.
Эффективное профессиональное общение, с одной стороны, единое, равное, но это не значит, что надо быть на равных со своим подопечным. Плоскость контакта может быть вертикальна и горизонтальна. Надо понять эффективность этого общения не на равных.
Вертикальное общение (тренер - спортсмен) осложняет жизнь и мешает в общении, если тренер не использует приема "пристройка сверху" и не находит общей психологической дистанции. Работая со спортсменом, надо использовать в общении все три составляющие эффективного психологического контакта.
Надо помнить не только о спортивных результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если не учитывать дистанции общения.
Инновационные методы общения на различных возрастных уровнях могут помочь тренерам в формировании у молодого поколения благоприятного отношения к спорту, принципиальных убеждений, к приобретению социально значимых моральных качеств, а также приемлемых моделей поведения спортсменов.
Решение задач психологической подготовки в современной технологии осуществляется в основном педагогическими средствами - путем моделирования соревновательных условий в учебно-тренировочном процессе. Оптимально высокий уровень физической и технической избыточности, а также турнирной выносливости значительно снижает действие сбивающих стресс- факторов на соревнованиях и тренировках.
Как воспитательный институт, спортивная команда (секция) – сгусток межличностных противоречий. Тренеру приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений – с спортсменами, их родителями, коллегами, администрацией. Нередко, катализатором в решении некоторых педагогических задач выступает конфликт, так как независимо от того, каким будет исход, конфликт подразумевает под собой последующие отношения на значительно новом уровне. Главные составляющие конфликта: взаимные отрицательные отношения, даже если и временные. Особенность же педагогического конфликта заключается в том, что отрицательные отношения возникают между тренером, как вполне сформировавшейся личностью, и спортсменом, ещё не способным трезво и адекватно оценивать ситуацию в силу своей неопытности.
Полностью исключить конфликт из тренировочного процесса невозможно, поскольку он является его неотъемлемой частью. Сталкиваясь с конфликтом, спортсмен размышляет, делает определённые выводы. Однако его вывод в аналогичной ситуации может быть как одинаков, так и непредсказуемо противоречив. Зависит это от исхода конфликта, а исход, в свою очередь, от действий тренера, который, в большинстве случаев, должен быть инициатором разрешения конфликта. В любом случае, как в интересах тренера, так и в интересах спортсмена, конфликт не должен быть продолжителен, так как несёт большую эмоциональную нагрузку на обе конфликтующие стороны, негативно влияя на все сферы жизнедеятельности.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы конфликтов в педагогической теории и практике. В частности, изучена сущность понятия «конфликтная ситуация» в тренировочном процессе, проанализированы особенности социально-психологического климата в спортивном коллективе. В практической части работы определили основные пути и способы разрешения конфликтных ситуаций, а также изучили уровень проявления конфликтности на тренировках (спортивных секциях).
Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. С конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Выяснили, что существует достаточно широкий перечень литературы по данному вопросу, однако единого определения конфликта найти не смогли, поэтому исследовать конфликт и его связи можно до бесконечности.
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998
2. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.
3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982
4. Константинов Н. А. История педагогики: Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1974.
5. Макаренко А. С. О Воспитании. М., 1988
6. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979
8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
10. Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 2008
11. Гришина Н. В. Психология конфликтов и способы их преодоления. М., 2002.
12. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001. С. 234-238.
13. Давлетшин М. Г. Национальная учебная программа и проблемы совершенствования преподавания психологии в высшей школе // Научные основы применения педагогических технологий в образовательном процессе высших педагогических и учебных достижений: материалы конференции. Ташкент, 2000.
14. Орлова Е. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. М.: Прогресс, 2004
15. Воронин И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: Дис. канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 236 с.
16. Горбачев А.И. Психологические основы физического воспитания и спорта. - Ленинград, 1972. - С. 118-126.
17. Неверкович С.ДПедагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича. -М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.
18. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов; Учебное пособие. – Краснодар: КГИФК. 1995, - 176 с.
19. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
20. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2002. – 288 с.
21. Назарова Н.Н. Безопасные уроки физической культуры // Физическая культура в школе. – 2005. - №3. – С.50
22. Котляровский-Зубченко А.А Все начинается с урока // Физическая культура в школе. – 2005. - №8. – С.28.
23. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоровья, 1985. - 128 с.
24. Кульневич С.Ф., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – М.: Просвещение, 1998. – С.3-11.
25. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2001. – 480 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - М.: Педагогика, 1989. - 460 с.
28. Пидкасистый И.П. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1996. – С.362.
29. Плахтиенко В.А., Блудив Ю.М. Надежность я спорте. - М.: ФиС, 1983. - 176с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. – М, 1999. – С.128.
31. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: ФиС, 1983 - 112 с.
32. Родионов А.В. Психофизическая тренировка - М.: ТОО "ДАР", 1995. - 64 с.
33. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984. 472 с.
34. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1985. - 255 с.
35. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: ФиС, 1986. - 159 с.
36. Хаупшев М.Х. Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов 13 — 16 лет: Автореф. канд. дис. — М.,1995. - 29 с.
Цзен H.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте, - М.: ФиС, 1985. - 160с.
37. Худолеева О.В. Как повысить интерес к занятиям // Физическая культура в школе . – 2005. - №3. – С.41.
38. Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. – 2005. - №4. – С.29.
39. Гугин А.А. Уроки физической культуры в I-III Кл. – М.: Просвещение, 1977.
40. Деркач А.А., Исаев А А.. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. - 238 с.