Введение 4
1 Теоретические аспекты планирования расходов в бюджетных
учреждениях 8
1.1 Особенности финансового механизма функционирования бюджетных
организаций 8
1.2 Сущность расходов бюджетного учреждения в контексте реализации
государственной политики в социально значимой сфере 13
1.3 Планирование расходов как основа финансового механизма
осуществления расходов бюджетных организаций 20
2 Практические основы планирования расходов бюджетного учреждения
на примере ОБУССОКО «Курский дом-интернат» 30
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ОБУССОКО «Курский дом-интернат» 30
2.2 Особенности процесса планирования расходов ОБУССОКО «Курский
дом-интернат» 35
2.3 Составление плана финансово-хозяйственной деятельности как
завершающий этап планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом - интернат» 45
3 Перспективы совершенствования процесса планирования расходов бюджетного учреждения на примере ОБУССОКО «Курский дом-интернат»... 54
3.1 Основные проблемы, возникающие в процессе планирования
расходов ОБУССОКО «Курский дом-интернат» 54
3.2 Анализ эффективности планирования расходов ОБУССОКО
«Курский дом-интернат» 59
3.3 Возможные направления совершенствования системы планирования
расходов ОБУССОКО «Курский дом-интернат» 64
Заключение 70
Список использованных источников (литературы) 74
Приложения 82
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что планирование расходов бюджетных организаций является основой для финансирования их деятельности. Планирование расходов бюджетных организаций призвано обеспечить их деятельность по оказанию бюджетных услуг необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать их эффективному и полному использованию.
В контексте того, что бюджетные учреждения функционируют в социально значимых сферах: образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, достаточность и объективность их финансирования имеет большое значение для общества, поскольку по сути означает финансирование оказываемых социальных услуг населения.
Проблемы планирования и финансирования предоставления услуг населению в свою очередь вызывают снижение качества их оказания и неудовлетворенность населения осуществляемыми мерами государственной политики в социальной сфере.
Говоря о степени исследованности изучаемой темы, отметим, что теоретические и методические аспекты планирования расходов бюджетных организаций являются недостаточно освещенными в научной литературе. Так, отсутствуют четкая формулировка данного понятия, не сформулирован четкий перечень методов планирования, используемых именно в отношении расходов бюджетных учреждений, до сих пор не выработан общепринятый подход к анализу эффективности планирования расходов бюджетных учреждений.
Кроме того, вопросы практического осуществления данного процесса бюджетными учреждениями и органами исполнительной власти в научной литературе также не освещены.
Цель бакалаврской работы состоит в моделировании процедуры планирования расходов бюджетных учреждений и разработке возможных направлений ее совершенствования. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- исследовать особенности финансового механизма функционирования бюджетных организаций;
- изучить сущность расходов бюджетного учреждения в контексте реализации государственной политики в социально значимой сфере;
- проанализировать содержание категории «планирование расходов бюджетных организаций» как основы финансового механизма осуществления расходов;
- дать общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности ОБУССОКО «Курский дом-интернат»;
- рассмотреть особенности осуществления планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом-интернат»;
- охарактеризовать процесс составления плана финансово - хозяйственной деятельности как завершающий этап планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом-интернат»;
- исследовать основные проблемы, возникающие в процессе планирования расходов бюджетных учреждений;
- провести анализ эффективности планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом-интернат»;
- выявить возможные направления совершенствования системы планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом -интернат».
Объектом данного исследования является ОБУССОКО «Курский дом- интернат». Предметом исследования является механизм осуществления планирования расходов бюджетного учреждения.
При написании бакалаврской работы использовались нормативно-правовые акты различной юридической силы (Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные закона «О некоммерческих организациях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»), постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства финансов Российской Федерации, Закон Курской области, нормативные правовые акты органов государственной власти Курской области.
В работе использовалась также учебная литература, которая дает высокий уровень теоретических знаний по вопросам определения сущности понятий «расходы» и «планирование расходов», в том числе «Финансы», «Финансы бюджетных организаций», «Бюджетная система», «Государственные и муниципальные финансы», таких авторов, как Г.Б. Поляк, М.П. Афанасьев, А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанги, В.В. Ковалев, В.А. Федосов, Л.М. Подъяблонская, И.А. Бедрачук, Е.В. Пивень, И.М. Мысляева, Н.В. Миляков, А.М. Годин, Е.Н. Гладковская, М.Л. Белоножко, И.М. Александров.
Вопросы планирования расходов бюджетных учреждений и финансового обеспечения их деятельности, а также совершенствования этих процессов рассматриваются на основе статей в специализированных периодических изданиях таких авторов, как М.М. Антипова, М.С. Антипов, М.Л. Васюнина, И.Ю. Гарнов, Д.В. Жигалов, Е.В. Зобова, А.Ю. Федорова, С.Н. Макарова, И.В. Сугарова, Е.А. Федченко, А.А. Уксуменко, Ф.А Мацыга.
Изучение особенностей современного правового статуса бюджетных учреждений осуществляется на основе исследований таких авторов, как И.И. Глотова, Е.П. Томилина, И.П. Воробьева, Е.В. Маркина, Р.А. Тория.
Для исследования методов, используемых для планирования расходов на современном этапе, использованы работы Д.П. Карповой, С.И. Карандасова, Е.Б. Крыловой, Н.А. Смирновой, М.В. Беляевой, А.И. Мастерова, О.Н. Чернышовой.
Источником использованной статистической информации по вопросам функционирования бюджетных учреждений в области послужила информация, полученная от органов исполнительной власти Курской области, данные о показателях государственного задания областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом- интернат ветеранов войны и труда» и показателях плана финансово - хозяйственной деятельности учреждения за период 2012-2017 годы получены на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.
Методика исследования основана на использовании системного подхода. В процессе работы использовались различные методы и приемы. Среди общенаучных методов можно отметить анализ и синтез, научную абстракцию, метод восхождения от абстрактному к конкретному, метод сравнения. К специфическим методам, использованным в данном исследовании, относятся горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный методы.
Подведем итоги проведенного исследования и выделим основные выводы. Во-первых, в последние годы законодатели провели большую работу по улучшению среды оказания бюджетных услуг государственными учреждениями. В рамках реформы все учреждения, ранее называвшиеся бюджетными, разделили на три типа, и наименование «бюджетное учреждение» стало соответствовать ограниченной группе учреждений, имеющих определенные особенности функционирования и финансирования.
В настоящее время бюджетное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее свою деятельность в некоммерческих целях, обусловленных оказанием бюджетных услуг населению в рамках проведения государственной политики в социальной сфере, за счет бюджетных средств и собственных доходов от платной деятельности. В результате проведенных изменений произошел переход от сметного финансирования бюджетных организаций к предоставлению им из бюджета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, возросла самостоятельность бюджетных учреждений в финансовом обеспечении своей деятельности, возникла большая заинтересованность бюджетных учреждений в результатах деятельности, а также появились стимулы к повышению качества оказываемых услуг.
Во-вторых, нами был проведен анализ определений понятия «расходы» применительно к государственному бюджету в целом, сформулированных разными авторами в научной литературе. В данной работе было сформулировано определение категории «расходы бюджетного учреждения».
По мнению автора, расходы бюджетного учреждения представляют собой денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня на финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения в рамках качественного и эффективного выполнения поставленных перед ним целей и задач в области социальной сферы. Кроме того, были рассмотрены различные подходы к классификации бюджетных расходов в целом и сформулированы выводы о применении данной классификации в отношении расходов бюджетных учреждений.
В-третьих, в ходе проведенного исследования сущности планирования расходов бюджетных учреждений было сформулировано определение данного понятия. Так, планирование расходов бюджетной организации можно определить как деятельность бюджетного учреждения и вышестоящих исполнительных органов власти по определению на основе соответствующих методов объемов финансовых ресурсов, необходимых для функционирования бюджетной организации в целях оказания социально значимых услуг.
Для раскрытия сущности планирования расходов бюджетных организаций были охарактеризованы основные его составляющие: объект и субъект планирования, цели и задачи планирования, методы планирования.
Отмечено, что на современном этапе планирования расходов бюджетных организаций наблюдается слияние программно-целевого, нормативного и балансового методов, чем обеспечивается планирование не просто объемов расходов, а планирование их результатов. Особо внимание было уделено изучению методов, непосредственно используемых для планирования расходов бюджетных учреждений: нормативного и балансового. Базовый метод программно-целевого планирования, несомненно, лежит в основе процесса планирования расходов бюджетной организации, но используется он больше для формирования общих принципов планирования расходов.
В-четвертых, для проведения исследования процесса планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом -интернат» нами были рассмотрены основные вопросы функционирования данного учреждения и дана общая характеристика механизмов его финансирования.
В-пятых, нами были рассмотрены методологические основы планирования объемов субсидии на обеспечение государственного задания ОБУССОКО «Курский дом-интернат» и объемов поступлений от оказания платных услуг. На практике было рассмотрено осуществление расчета субсидии на обеспечение государственного задания ОБУССОКО «Курский дом-интернат» на 2016 и 2017 годы, а также сформирована примерная модель расчета подушевых нормативов финансирования социальных услуг ОБУССОКО «Курский дом-интернат» на 2017 год.
В-шестых, были рассмотрены вопросы составления плана финансово-хозяйственной деятельности ОБУССОКО «Курский дом-интернат» на 2017 год, проанализированы запланированные показатели на данный период в сравнении с аналогичными показателями прошлых лет. В целом абсолютные показатели поступлений и выплат учреждений за период с 2013 года выросли, что свидетельствует о том, что, несмотря на существующие сложности достаточного финансового обеспечения учреждений бюджетной сферы, финансирование ОБУССОКО «Курский дом-интернат» осуществлялось с позиций приоритетов выполнения обязательств государства и необходимости развития материальной базы. Наличие остатков средств на начало года также свидетельствует о достаточном количестве средств, находящихся в распоряжении учреждения.
В-седьмых, отмечено, что процесс планирования расходов как ОБУССОКО «Курский дом-интернат», так и других бюджетных учреждений является сложной и комплексной системой, и в ходе его осуществления возникают определенные сложности, связанные прежде всего с хроническим недофинансированием социально сферы и одновременной ограниченностью доступных средств, как бюджетных, так и собственных.
Кроме этого, сохраняется необходимость уточнения методологии планирования бюджетных расходов бюджетных учреждений социального обслуживания населения в целях повышения качества оказываемых ими социальных услуг и решения проблемы, связанных с достаточностью планируемого объема финансирования, определяемого в строгом соответствии с утвержденными методиками.
В-восьмых, нами осуществлен анализ эффективности планирования расходов ОБУССОКО «Курский дом -интернат» на основе нескольких критериев. По всем критериям качество и эффективность планирования расходов данного бюджетного учреждения характеризуются как положительное, находящееся на должном уровне.
В-девятых, нами были исследованы основные возможности повышения качества планирования расходов бюджетных учреждений на примере ОБУССОКО «Курский дом-интернат». Отмечено, что процесс совершенствования должен осуществляться на двух уровнях: на уровне самого учреждения, непосредственно являющегося ответственным за результаты своей финансово-плановой деятельности, и на уровне учредителя учреждения, закрепляющего применяемые при планировании нормативные затраты и создающего мотивацию для учреждения качественно вести свою работу.
Основными направлениями совершенствования процесса планирования являются более полное использование возможностей плана финансово-хозяйственной деятельности для планирования расходов бюджетного учреждения, индивидуализация нормативных затрат, используемых при планировании расходов бюджетных учреждений, создание мотивации у бюджетных учреждений осуществлять более качественное планирование своих расходов на основе внедрения в практику механизма финансового обеспечения государственных услуг четкого определения условий предоставления средств бюджетным учреждениям и установления порядка сокращения субсидии при невыполнении государственного задания.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ. Web:http://www.consultant.ru/document.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный Закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ. Web:http://www.consultant.ru/document.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный Закон от 8 мая 2010 № 83-Ф3. Web:http://www.consultant.ru/document.
4. О бюджетной политике в 2010-2012 годах: Бюджетное послание Президента России Федеральному собранию от 20 мая 2009. Web:http://www.consultant.ru/document.
5. О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 № 1285. Web:http://www.consultant.ru/document.
6. О требованиях к плану финансово -хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28 июля 2010 № 81н.Web:http://www.consultant.ru/document.
7. Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области: Закон Курской области от 5 декабря 2014 № 94-ЗКО. Web:http://www.consultant.ru/document.
8. О введении новой системы оплаты труда работников областных
бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных комитету социального обеспечения Курской области: Постановление Правительства Курской области от 24 мая 2010 № 69-пп. Web:http://www.consultant.ru/
document.
9. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения
государственного задания: Постановление Правительства Российской
Федерации от 2 октября 2010 № 671. Web:http://www.consultant.ru/document.
10. О правовом положении областных государственных учреждений: Постановление Администрации Курской области от 31 декабря 2010 № 657-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
11. Об утверждении областной целевой программы «Повышение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» на 2011 - 2013 годы»: Постановление Администрации Курской области от 17 мая 2011 № 188-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
12. О порядке конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств областного бюджета: Постановление Администрации Курской области от 7 июля 2011 № 301-па. // Web:http://www.consultant.ru/document.
13. Об утверждении государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области»: Постановление Администрации Курской области от 17 октября 2013 № 742-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
14. Об утверждении государственной программы Курской области «Повышение энергоэффективности и развитие энергетики в Курской области»: Постановление Администрации Курской области от 21 октября 2013 № 757-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
15. О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании
подушевых нормативов финансирования социальных услуг: Постановление Администрации Курской области от 27 ноября 2014 № 772-па.
Web:http://www.consultant.ru/document.
16. Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг населению Курской области и порядка ее взимания: Постановление Администрации Курской области от 10 декабря 2014 № 811-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
17. Об утверждении программы по повышению эффективности
управления общественными финансами на период до 2018 года: Распоряжение
Администрации Курской области от 27
Web:http://www.consultant.ru/document.
18. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Администрации Курской области от 1 октября 2015 № 652-па. Web:http://www.consultant.ru/document.
19. Об утверждении Основных направлений бюджетной политики и Основных направлений налоговой политики Курской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Распоряжение Администрации Курской области от 4 октября 2016 № 358-ра. Web:http://www.consultant.ru/document.
20. Об утверждении методики планирования бюджетных ассигнований
областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Приказ комитета финансов Курской области от 7 ноября 2016 №91н.
Web:http://www.consultant.ru/document.
21. Об утверждении порядка составления и утверждения плана
финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, подведомственных комитету социального обеспечения Курской области: Приказ комитета социального обеспечения Курской области от 30 августа 2010 № 158. Web:http://www.consultant.ru/document.
22. Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания населения Курской области на 2017 год: Приказ комитета социального обеспечения Курской области от 30 декабря 2016 №392. Web:http://www.consultant.ru/document.
23. Устав областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда». Web:http://www.bus.gov.ru.
24. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
25. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
26. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
27. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
28. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
29. Государственное задание областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом - интернат ветеранов войны и труда» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Web:http://www.bus.gov.ru.
30. План финансово-хозяйственной деятельности областного
бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» на 2013 год. Web:http://www.bus.gov.ru.
31. План финансово-хозяйственной деятельности областного
бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» на 2014 год. Web:http://www.bus.gov.ru.
32. План финансово-хозяйственной деятельности областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» на 2015 год. Web:http://www.bus.gov.ru.
33. План финансово-хозяйственной деятельности областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» на 2016 год. Web:http://www.bus.gov.ru.
34. План финансово-хозяйственной деятельности областного бюджетного учреждения стационарного социального обслуживания Курской области «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» на 2017 год. Web:http://www.bus.gov.ru.
35. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации / И. М. Александров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
- 448 с.
36. Антипова, М. М. Планирование и учет в государственных бюджетных учреждениях / М. М. Антипова, М. С. Антипов // Известия ПГУПС.
- 2013. - №2. - С. 206-207.
37. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст. П. Афанасьев - В 2 т. - Т. 1. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 363 с.
38. Бедрачук, И. А. Финансы бюджетных организаций / И. А. Бедрачук, Е. В. Пивень. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 52 с.
39. Белоножко, М. Л. Государственные и муниципальные финансы / М. Л. Белоножко. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. - 208 с.
40. Васюнина, М. Л. Оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. - 2016. - № 6. - С. 14-25.
41. Васюнина, М. Л. Перспективы развития механизма субсидирования бюджетных учреждений / М. Л. Васюнина // Финансы и кредит. - 2011. - № 15.
- С. 46-51.
42. Ващенко, С. Н. Региональный бюджет: критерии эффективности планирования и исполнения / С. Н. Ващенко // Российское предпринимательство. 2011. - № 12. - С. 168-173.
43. Воробьева, И. П. Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной деятельности / И. П. Воробьева // Проблемы учета и финансов. 2012. - № 1. - С. 64-70.
44. Гарнов, И. Ю. Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2010 г. / И. Ю. Гарнов // Финансовая газета. - 2010. - 30 июня.
45. Гладковская, Е. Н. Финансы / Е. Н. Гладковская. - СПб.: Питер, 2012.
- 320 с.
46. Глотова, И. И. Реформирование бюджетных учреждений: основные направления и результаты работы / И. И. Глотова, Е. П. Томилина // Финансы и кредит. - 2013. - №3. - С. 56-66.
47. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации / А. М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 628 с.
48. Жигалов, Д. В. Механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий / Д. В. Жигалов // Руководитель бюджетной организации. - 2010. - №4. - С. 4-11
49. Зобова, Е. В. Особенности финансирования бюджетных учреждений / Е. В. Зобова, А. Ю. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №3-4. С. 101-108.
50. Карпова, Д. П. Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности государственных расходов / Д. П. Карпова, С. И. Карандасов // Финансы и кредит. - 2012. - № 5.
- С. 74-79.
51. Крылова, Е. Б. Методология планирования бюджетных расходов на оказание услуг в сфере общего образования / Е. Б. Крылова, Н. А. Смирнова, М. В. Беляева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - том 7. - № 4. - С. 190-193.
52. Макарова, С. Н. Принципы формирования и методика оценки выполнения государственного (муниципального) задания / С. Н. Макарова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. № 8. - С. 44-56.
53. Маркина, Е. В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных организаций / Е. В. Маркина // Вестник финансового университета. - 2014. - № 4. С. 23-32.
54. Мастеров, А. И. Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов / А. И. Мастеров // Финансы и кредит. - 2015. - С.22-34.
55. Миляков, Н. В. Финансы / Н. В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.
56. Мысляева, И. М. Государственные и муниципальные финансы / И. М. Мысляева - М: ИНФРА-М, 2007. - 360 с.
57. Подъяблонская, Л. М. Финансы / Л. М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 407 с.
58. Солянникова, С. П. Факторы, влияющие на результативность государственных расходов / С. П. Солянникова // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 5. - С. 26-32
59. Сугарова, И. В. Бюджетное планирование: теоретический и практический аспект / И. В. Сугарова // Журнал ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - №2. - С. 85-93.
60. Сугарова, И. В. Содержание бюджетного планирования расходов / И. В. Сугарова // TERRA ECONOMICUS. - 2013. - ,Том 11. - №3. - Часть 3. - С. 74-78.
61. Тория, Р. А. Особенности правового регулирования требований к
плану финансово-хозяйственной деятельности государственного
(муниципального) учреждения / Р. А. Тория // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 281-283.
62. Федосов, В. А. Бюджетная система Российской Федерации / В. А. Федосов. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.
63. Федченко, Е. А. Отражение плановых показателей бюджетных учреждений в бухгалтерском учете / Е. А. Федченко // Бухгалтерский учет вбюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 8. - С. 2-11
64. Финансы / В. В. Ковалев; под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 610 с.
65. Финансы / М. В. Романовский; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанги. - М.: Юрайт-М, 2004. - 504 с.
66. Финансы. / А. Г. Грязнова; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
67. Финансы. / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
68. Финансы бюджетных организаций. / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 363 с.
69. Чернышова, О. Н. Переход к программно-целевому принципу планирования бюджетных расходов в субъектах РФ: проблемы и перспективы / О. Н. Чернышова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №7. - С. 157-163.
70. Чугунов, В. И. Совершенствование планирования и финансирования расходов бюджетного учреждения / В. И. Чугунов, Т. В. Богданова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - №8. - С.346 - 351.
71. Уксуменко, А. А. Бюджетное планирование как инструмент реализации социально-экономической политики региона / А.А. Уксуменко, Ф.А. Мацыга // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №3. - С. 33-40.
72. Шмиголь, Н. С. Современные подходы к совершенствованию бюджетного процесса в зарубежных странах / Н. С. Шмиголь // Финансы и кредит. - 2015. - № 14. - С. 55-68
73. Ястребова, О. К., Цветкова, А. В. План финансово-хозяйственной деятельности: инструмент детального контроля или руководство к действию? / О. К. Ястребова, А. В. Цветкова // Бюджет. - 2012. - № 12. - С. 86-89.