Введение 5
1 Анализ состояния вопроса 8
1.1 Влияние и функции высшего образования 8
1.2 Анализ структуры ВУЗов и история их становления в России 10
1.3 Сущность понятия визуальной концепции и айдентики 16
и роль для образовательной организации 16
1.4 Брендбук как часть фирменного стиля 23
1.5 Влияние визуальной идентификации на развитие ВУЗов 25
2 Анализ исходных данных проекта 28
2.1 ТГУ: история и специфика 28
2.2 АСИ как структурная единица ТГУ 32
2.3 Образовательная деятельность института 34
2.4 Коммерческая деятельность института 35
2.5 Социально-общественная деятельность института 35
2.6 SWOT-анализ 36
2.7 Анализ преимуществ проекта 41
2.8 Анализ целевой аудитории 42
2.9 Анализ заинтересованных сторон 44
2.10 Анализ конкурентной среды 48
2.11 Анализ аналогов в сфере образования и в сфере коммерческих услуг
архитектуры и строительства 49
3 Описание и обоснование проектного предложения 52
3.1 Первичные концептуальные предложения 52
3.2 Финальное концептуальное предложение 55
3.3 Программа реализации дизайн-проекта 56
3.4 Сценарий перформанса: дизайн-продукт в реальности 57
3.5 Описание готовых дизайн-продуктов 59
4 Экономическое обоснование проекта 62
4.1 Анализ текущего состояния проекта 62
4.2 Затраты на проект 62
4.3 Расчет затрат на материалы 67
Раздел 5. Безопасность и экологичность технического объекта
5.1 Конструктивно-технологическая характеристика технического объекта с точки зрения его безопасносных и экологических характеристик
5.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных профессиональных рисков, возникающих при производстве, эксплуатации и конечной утилизации технического объекта данного проекта 69
5.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков 70
Заключение 76
Список используемых источников 77
Приложение А Разработки по теме проекта 80
Главным вызовом в развитии высших учебных заведением в современное время является цифровизация как учебного процесса, так и механизмов взаимодействия между целевой аудитории и университетом. С помощью цифровизации в интернете становятся доступны курсы как высшего, так и дополнительного образования, а также возрастает посещаемость интернет-ресурсов, принадлежащим университетам. Это требует повышения качества подачи информации. Также вектор развития ВУЗов направлен в сторону коммерции и сотрудничества с различными фирмами. В данный момент наблюдается рост конкуренции образовательных услуг, широкое использование информационных технологий и средств коммуникации. Каждый ВУЗ стремится стать узнаваемым и конкурентоспособным, быть привлекательным для целевой аудитории (абитуриентов, студентов, инвесторов и тд). Главным решением этой задачи и вышеперечисленных является создание запоминающегося бренда, чем и пользуются на данный момент ведущие ВУЗы не только России, но и всего мира. Стоит отметить даже, что Российские ВУЗы в этом вопросе отстают, потому как количество достойных брендов на порядок меньше чем за рубежом. А так как ВУЗы работают не только с отечественными компаниями, но и заинтересованы в плодотворном сотрудничестве с зарубежными фирмами и привлечении иностранных студентов, разработка бренда как всего университета, так и отдельных институтов на данный момент особенно актуальна.
Актуальность темы проекта:
Строительная отрасль всегда пользуется спросом на мировом рынке и с каждым годом конкретные методы, специфика работ прогрессируют и развиваются, так что можно назвать Архитектурно-строительный институт ТГУ особо востребованной платформой для обучения востребованных специалистов с высшим образованием на мировом рынке труда, и потому особо остро нуждается в разработке уникального бренда.
Проблема: Архитектурно-строительный институт ТГУ оказывает услуги различных направлений. Данная структура осуществляет образовательную деятельность по различным направлениям обучения. Помимо этого, институт активно участвует в социально-общественной жизни города и региона. А также, АСИ оказывает различные коммерческие услуги и сотрудничает с рядом коммерческих организаций. Проблема состоит в «безликости» института. По этой причине привлекает меньшее количество заинтересованных лиц, чем потенциально мог бы привлекать. Отсутствие полноценной визуальной идентификации института приводит к его неузнаваемости на конкурентном поле.
Цель дизайн-проекта: Создание уникальной визуальной концепции АСИ с помощью современных средств, выявляющих идентификацию института на поле конкурентной среды.
Цель дизайн-продукта: Создание института как точки притяжения для абитуриентов и партнеров.
Объект исследования: образовательные учреждения в современном мире.
Предмет исследования: методы продвижения организации с точки зрения визуальной идентификации
Анализ исходных данных:
- анализ АСИ как структурной единицы университета: её специфика, деятельность, целевая аудитория;
- анализ продуктов для продвижения и выделения современных образовательных учреждений, и организаций идентичных по сфере деятельности на конкурентном поле, объекты их идентичности;
- анализ исходной ситуации визуальной концепции, вывод о том, в каких разработках нуждается АСИ;
- анализ конкурентной среды: институты и коммерческие предприятия с похожей спецификой с разработанной визуальной концепцией, примеры, вывод;
- актуальные тенденции брендов образовательных организаций, тренды;
- тренды, применимые к разработке концепции визуальной идентификации АСИ.
Цели и задачи:
- ознакомление с профессиональной деятельностью дизайнеров в условиях действующего предприятия, организации;
- приобщение к социальной среде предприятия, организации, приобретение социально-личностных компетенций;
- приобретение опыта практического решения профессиональных задач, самостоятельно и в составе коллективов исполнителей;
- развитие, закрепление полученных теоретических знаний и профессиональных умений;
- подбор материалов для выполнения студенческих НИР, проектных работ, подготовки выпускной квалификационной работы.
Создание уникального бренда Архитектурно-строительного института, направленного на повышение его узнаваемости и привлекательности для различных групп целевых аудиторий, направлено на развитие как института, так и университета в целом. Грамотно спроектированная визуальная концепция, учёт аспектов проведенного анализа и следование главным целям института поможет повысить его имидж в конкурентной среде, получить собственный характер и эстетическое оформление средств коммуникации между институтом и целевой аудиторией.
В данной работе было проведено исследование Архитектурно-строительного института ТГУ, его структуры, миссии, ценностей и задач; проанализированы исходная ситуация, конкурентные организации; сегментирована целевая аудитория проекта, проведён трёхуровневый анализ и рассмотрены аналоги. Благодаря полученным данным, работа над проектной задачей будет отвечать всем требованиям заказчика и отражать философию организации в полной мере.
Таким образом, на основе проделанной работы можно отметить достижение следующих целей:
- ознакомление с профессиональной деятельностью дизайнеров в условиях действующего предприятия, организации;
- приобщение к социальной среде предприятия, организации, приобретение социально-личностных компетенций;
- приобретение опыта практического решения профессиональных задач, самостоятельно и в составе коллективов исполнителей;
- развитие, закрепление полученных теоретических знаний и профессиональных умений;
- подбор материалов для выполнения студенческих НИР, проектных работ, подготовки выпускной квалификационной работы.
1. Goldsmiths University of London [Электронный ресурс]:
https://www.creativeboom.com/inspiration/baxter-and-bailey-help-goldsmiths- university-of-london-to-attract-the-brightest-and-best/ (Дата обращения:
20.04.2021)
2. Roche University [Электронный ресурс]: https://www.behance.net/gallery/71191515/ROCHEUNIVERSITY?tracking_sourc e=search_projects_recommended (Дата обращения: 20.04.2021)
3. SMK / Университет прикладных социальных наук [Электронный
ресурс]: https://www.behance.net/gallery/68521117/SMK-University-of-applied- social-sciences?tracking_source=for_you_published (Дата обращения:
20.04.2021)
4. University of the Arts Helsinki [Электронный ресурс]:
https://bpando.org/2013/10/01/logo-university-of-the-arts-helsinki/ (Дата
обращения: 20.04.2021)
5. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. - М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2001. - 86 с.
6. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в СанктПетербурге / А.Ю. Андреев // Отечественная история. - 1998. - № 5. - С. 62-73.
7. Задонская И.А. История развития университетского образования / Философский век. Альманах. Вып. 29. История университетского образования в России и международные традиции просвещения // Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб., 2005. - Т. 2. - 142 с.
8. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. - М.: Фонд «Новое Тысячелетие», 1994. - 206 с.
9. Как брендинг выводит ВУЗ на новый уровень [Электронный
ресурс]: https://endylab.ru/blog/how-branding-brings-the-university-to-a-new-
level (Дата обращения: 20.04.2021)
10. Каунасский технологический университет [Электронный ресурс]: https://www.behance.net/gallery/14303867/Kaunas-University-of- Technology?tracking_source=search_projects_recommended%7Cuniversity%20br andbook (Дата обращения: 20.04.2021)
11. Кафедра дизайна [Электронный ресурс]: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=71&m=440(Дата обращения: 25.12.2020)
12. Налетова И.В. Две волны дифференциации высшего образования / IX Державинские чтения. - Тамбов, 2004. - 137 с.
13. Онокой Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Дис. д-ра социол. наук. - М., 2004. - 292 с.
14. Положение об институте [Электронный ресурс]: https://www.tltsu.ru/sveden/struct/Pologenie_ob_Institute_96_22.11.2012.pdf(Дата обращения: 20.04.2021)
15. Программа развития ТГУ на период 2017-2021 год [Электронный ресурс]:
https: //www.tltsu.ru/about_the_university/transformation/Programma_razvitiya201 7.pdf (Дата обращения: 20.04.2021)
16. Самарский Политех [Электронный ресурс]: https://samgtu.ru/(Дата обращения: 20.04.2021)
17. Стивен Хеллер, Гейл Андерсон. Idea book/Графический дизайн / СПБ.: Питер, 2017 / 8-117 с.
18. Структура и органы управления образовательной организацией
[Электронный ресурс]: https://www.tltsu.ru/sveden/struct/ pdf (Дата
обращения: 20.04.2021)
19. Тольяттинский Государственный Университет [Электронный
ресурс]:
https: //ru.wikipedia. org/ wiki/Т ольяттинский_государственный_университет
(Дата обращения: 20.04.2021)
20. Что такое ВУЗ? [Электронный ресурс]:
https://sites.google.com/site/vuzyvrossii/home(Дата обращения: 20.105.2021)