Проведен анализ обращения с отходами в г Севастополе
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 6
1.1. Нормативно-правовая база обращения с отходами 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами 13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 24
2.1. Особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя 24
2.2. Анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя 32
2.3. Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году 35
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 44
3.1. Предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе 44
3.2. Перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Среди техногенных нагрузок серьезную проблему для России представляют отходы. На территории страны за последние десятилетия накоплены десятки миллиардов тонн твердых и коммунальных отходов производства и потребления, свалки в том виде, в котором они сегодня существуют, должны быть ликвидированы или преобразованы в современные хранилища.
Исчерпание природных ресурсов для функционирования производственных процессов и удовлетворения нужд населения приводят к экологическим проблемам. Одной из центральных проблем экологии является проблема устойчивости и стабильности экосистем. Долго существовать могут лишь устойчивые системы. С другой стороны, пределы устойчивости устанавливают те максимальные нагрузки на нее, превышение которых приведет к разрушению экосистемы. Этот аспект приобретает особую актуальность в связи с усилением антропогенного влияния [1, 2], в том числе за счет воздействия отходов, образующихся на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), на экосистемы. В теории управления часто отмечают системы, которые содержат случайные изменения параметров и структур в процессе их функционирования, связанные с влиянием внутренних факторов, присущих системе, или внешних, обусловленных воздействием среды. Есть объективная необходимость рассмотрения задач, определяемых «условиями неопределенности», под которыми понимаются параметрическая и структурная нестабильность (непредсказуемая изменчивость системы, а также недостаток или отсутствие информации о статистических характеристиках возмущающих воздействий).
Одной из проблем отсутствия эффективной ресурсосберегающей системы обращения с отходами является отсутствие обоснованной классификации, типологизации образующихся вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов по материальному составу и направлениям повторного использования, их категорирования по признакам, кодификации и каталогизации вторичного сырья. На основе сопоставительного анализа широкого спектра информационных источников проведена оценка компонентного состава отходов жизнеобеспечения населенных пунктов с целью определения потенциально возможных направлений дальнейшего использования ресурсной составляющей.
Целью работы является исследование проблем и перспектив реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи, определившие логику работы и ее структуру:
— исследовать нормативно-правовую базу обращения с отходами;
— изучить зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами;
— определить особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя;
— провести анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя;
— исследовать реализацию системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году;
— разработать предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе;
— определить перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе.
Объектом исследования является система обращения с твердыми коммунальными отходами в г. Севастополе.
Предметом исследования процесс реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Информационной основой настоящей работы являются актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, и ряда азиатских стран, материалы конференций и сборники статей, статистические материалы, сформированные государственными источниками, а также независимыми исследованиями. Теоретическая база исследования преимущественно представлена научно-методическими, практическими и учебными работами российских и зарубежных ученых и специалистов в области экологии.
В результате исследования выявлено, что Россия в значительной степени отстает от развитых стран в части регулирования обращения с бытовыми отходами, повсеместно используются методы захоронения, появляются несанкционированные свалки. Во всем мире приоритет отдается программам переработки и вторичного использования сырья, и это должно стать приоритетным путем и для России.
Основными инструментами финансирования в системе твердых коммунальных отходов в России являются тарифные платежи населения и компаний, единые для всех регионов, необходимо внедрять программы экономического стимулирования переработки мусора. Для физических лиц это должны быть льготные тарифы на вывоз отсортированного мусора, по опыту передовых зарубежных стран. Важно, что политика отходов не должна вести к росту стоимости коммунальных услуг. Для юридических лиц также должны быть созданы экономические стимулы использования методов высоких ступеней обращения с отходами по иерархии Лансинка за счет тарифов, штрафов, налоговых льгот, льготного кредитования.
Одними из наиболее востребованных в России по опыту западных и азиатских стран должны стать механизмы привлечения внебюджетных средств в сферу переработки мусора, а именно механизмы государственно-частного партнерства и частной финансовой инициативы. В работе проведен анализ мировых практик утилизации отходов, в том числе с использований контрактов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами.
Сделаны выводы о необходимости создания в России эффективной системы раздельного сбора мусора, без чего невозможна его дальнейшая утилизация и переработка. Помимо стимулирующей тарифной политики в отношении населения и компаний, направленной на поощрение сортировки мусора, и более широкого использования механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами не только в крупных городах и областях, но и в малых городах и населенных пунктах, необходимы просветительские программы для работы с населением. Полезны социально-психологические методы, образовательные мероприятия.
Научная оценка международного опыта может быть использована при формировании комплексной политики управления отходами в России.
Обращение с отходами на территории г. Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 25 ноября 2021 года № 669-ЗС «Об отходах производства и потребления в городе Севастополе» (с изменениями на 5 октября 2022 года).
Закон регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления на территории города Севастополя в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В целом, анализ основных объектов сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополь выявил наличие проблем, требующих решения: целесообразно внедрить комплексную систему, которая будет базироваться на применении современных методов сбора и вывоза коммунальных отходов с использованием широкой гаммы неизменяемых и изменяемых мусоросборных контейнеров; кузовных и контейнерных уборочных мусоровозов различных классов грузоподъемности. В виду увеличения объемов образования отходов необходима реконструкция существующих объектов размещения ТКО и строительство комплекса по сортировке и утилизации ТКО.
С февраля 2023 г. Севастополь присоединился к процессу, запущенному по стране в 2019 году и получившему название «мусорной реформы». Новые контейнеры для раздельного сбора мусора в ближайшие дни появятся на 27 контейнерных площадках города.
Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году регулируется Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2022 № 204-ПП об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Севастополя.
Необходимо осуществлять сортировку отходов в объеме 100 процентов, что обеспечивает достижение целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по обращению с ТКО в части обработки ТКО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
До 2030 года в Севастополе объемы отходов, направляемых на полигоны необходимо сократить в 1,6 раза, что незначительно ниже целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по снижению объемов отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474.
Строительство экотехнопарка на данный момент становится особенно необходимым. В условиях нарастающего кризиса отходов и проблемы с их утилизацией, экотехнопарк может быть площадкой для разработки и внедрения устойчивых методов управления отходами, включая переработку и повторное использование материалов. Таким образом, строительство экотехнопарка представляет собой важный шаг в борьбе с экологическими проблемами и создании более устойчивого будущего.
1. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон № 89-ФЗ : [принят Государственной думой 22 мая 1998 года : одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года]. – Москва : Ось-89, 2008. – 30 с. ; 20 см. – ISBN 978-5-98534-964-1. – Текст : непосредственный.
2. Постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 года N 698-ПП «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами города Севастополя» // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2019.
3. Цховребов, Э. С. Новейшая история развития природоохранной деятельности в России / Э. С. Цховребов, А. Н. Лебин, В. Г. Белоусов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 192 - 196.
4. Суздалева, А. Л. Экологическая глобалистика и устойчивое развитие на этапе техногенной трансформации биосферы / А. Л. Суздалева // Геоэкология. инженерная геология. гидрогеология. Геокриология. – 2020. – № 1. – С. 6 - 11.
5. Флеминг, У. Оптимальное управление детерминированными и стохастическими системами / У. Флеминг, Р. Ришел. – Москва: Мир, 1978.
6. Пугачев, B. C. Теория случайных функций и ее применение к задачам автоматического управления / B. C. Пугачев. – Москва: Физматгиз, 1962.
7. Орловский, С. А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации / С. А. Орловский. – Москва: Наука, 1981.
8. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изменениями и дополнениями на 28 апреля 2023 года : [принят Государственной думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Москва : Эксмо, 2023. – 669 с. ; 20 см. – (Законы и кодексы). – 4000 экз. – ISBN 978-5-04-160450-9. – Текст : непосредственный.
9. Костарев, С. Н. Статистически оптимальное управление процессом биодеструкции твёрдых бытовых отходов на полигоне захоронения / С. Н. Костарев // Автоматизация и современные технологии. – 2009. – № 3. – С. 6 - 8.
10. Владимиров, С. Н. Проблемы переработки отходов строительной индустрии / С. Н. Владимиров // Системные технологии. – 2016. – № 19. – С. 101-105.
11. Лунев, Г. Г. Развитие методологии комплексного использования вторичных строительных ресурсов / Г. Г. Лунев. – Москва: Научтехлитиздат, 2019. – 284 с.
12. Российская газета : портал. – Москва, 2018. – URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2018/12/19.html (дата обращения: 12.03.2023).
13. Толстокорова О. Н. Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Правила взаимодействия с региональным оператором // Экология производства. Научно-практический журнал. 2019. № 2. С. 21–22.
14. Мусорный тариф опустили ниже урны // Коммерсанть : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3850175 (дата обращения: 15.03.2023)
15. Улащик, Е.А. Опыт обращения с коммунальными отходами в Федеративной Республике Германия / Е.А. Улащик, И.А. Ровенская, В.М. Мисюченко // Труды БГТУ. Серия 2: Химические технологии, биотехнология, геоэкология. – 2020. – № 2 (235). – С. 199-204.
16. Российская газета : портал. – Москва, 2018. – URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2018/12/21.html (дата обращения: 21.03.2023).
17. Пушкарева А. С. Эффективные методы переработки мусора. Швеция // Молодой ученый. 2019. № 2. С. 77–78.
18. У Путина связали количество мусора с падением доходов населения // Московский Комсомолец : сайт. – URL: https://www.mk.ru/economics/2022/08/02/u-putina-svyazali-kolichestvo-musora-s-padeniem-dokhodov-naseleniya.html (дата обращения: 15.03.2023)
19. Актуальные вопросы политики обращения с отходами в России / М.С. Байнова, Ю.Б. Надточий, А.В. Петров [и др.] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология.. – 2021. – Т. 21, № 3. – С. 274-282.
20. Ховавко, И.Ю. Экономический анализ «мусорных конфликтов» (на примере современной России) / И.Ю. Ховавко // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 1 (88). – С. 55-67.
21. Татаренко, В.И. Мусорная реформа: новые подходы к формированию и возникающие проблемы / В.И. Татаренко, Н.В. Петрова, Д.Н. Лоницкая // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – С. 169-182.
22. Управление твердыми отходами // Всемирный банк : сайт. – URL: https://www.worldbank.org/en/topic/urbandevelopment/brief/solid-waste-management (дата обращения: 14.04.2023)
23. Реформа системы обращения с отходами I и II классов опасности: текущее состояние // ГАРАНТ.РУ : сайт. – URL: https://www.garant.ru/article/1583903/ (дата обращения: 05.05.2023)
24. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года N 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2020.
25. Современный экотехнопарк планируют создать в Севастополе // Правительство Севастополя. Официальный портал органов государственной власти: сайт. – URL: https://sev.gov.ru/info/news/152567/ (дата обращения: 23.05.2023)
26. ИТС 17-2021. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Размещение отходов производства и потребления. [Электронный ресурс]: утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2021 г. № 2965 // СПС «КонсультантПлюс».
27. ИТС 9-2020. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами. [Электронный ресурс]: утвержден приказом Росстандарта от 23.12.2020 г. № 2181 // СПС «КонсультантПлюс».
28. ИТС 15-2021. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов). [Электронный ресурс]: утвержден приказом Росстандарта от 22.12.2022 г. № 2964 // СПС «КонсультантПлюс».