Проблемы и перспективы реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами
|
Проведен анализ обращения с отходами в г Севастополе
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 6
1.1. Нормативно-правовая база обращения с отходами 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами 13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 24
2.1. Особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя 24
2.2. Анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя 32
2.3. Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году 35
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 44
3.1. Предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе 44
3.2. Перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ 6
1.1. Нормативно-правовая база обращения с отходами 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами 13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 24
2.1. Особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя 24
2.2. Анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя 32
2.3. Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году 35
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В Г. СЕВАСТОПОЛЕ 44
3.1. Предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе 44
3.2. Перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Среди техногенных нагрузок серьезную проблему для России представляют отходы. На территории страны за последние десятилетия накоплены десятки миллиардов тонн твердых и коммунальных отходов производства и потребления, свалки в том виде, в котором они сегодня существуют, должны быть ликвидированы или преобразованы в современные хранилища.
Исчерпание природных ресурсов для функционирования производственных процессов и удовлетворения нужд населения приводят к экологическим проблемам. Одной из центральных проблем экологии является проблема устойчивости и стабильности экосистем. Долго существовать могут лишь устойчивые системы. С другой стороны, пределы устойчивости устанавливают те максимальные нагрузки на нее, превышение которых приведет к разрушению экосистемы. Этот аспект приобретает особую актуальность в связи с усилением антропогенного влияния [1, 2], в том числе за счет воздействия отходов, образующихся на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), на экосистемы. В теории управления часто отмечают системы, которые содержат случайные изменения параметров и структур в процессе их функционирования, связанные с влиянием внутренних факторов, присущих системе, или внешних, обусловленных воздействием среды. Есть объективная необходимость рассмотрения задач, определяемых «условиями неопределенности», под которыми понимаются параметрическая и структурная нестабильность (непредсказуемая изменчивость системы, а также недостаток или отсутствие информации о статистических характеристиках возмущающих воздействий).
Одной из проблем отсутствия эффективной ресурсосберегающей системы обращения с отходами является отсутствие обоснованной классификации, типологизации образующихся вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов по материальному составу и направлениям повторного использования, их категорирования по признакам, кодификации и каталогизации вторичного сырья. На основе сопоставительного анализа широкого спектра информационных источников проведена оценка компонентного состава отходов жизнеобеспечения населенных пунктов с целью определения потенциально возможных направлений дальнейшего использования ресурсной составляющей.
Целью работы является исследование проблем и перспектив реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи, определившие логику работы и ее структуру:
— исследовать нормативно-правовую базу обращения с отходами;
— изучить зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами;
— определить особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя;
— провести анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя;
— исследовать реализацию системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году;
— разработать предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе;
— определить перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе.
Объектом исследования является система обращения с твердыми коммунальными отходами в г. Севастополе.
Предметом исследования процесс реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Информационной основой настоящей работы являются актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, и ряда азиатских стран, материалы конференций и сборники статей, статистические материалы, сформированные государственными источниками, а также независимыми исследованиями. Теоретическая база исследования преимущественно представлена научно-методическими, практическими и учебными работами российских и зарубежных ученых и специалистов в области экологии.
Исчерпание природных ресурсов для функционирования производственных процессов и удовлетворения нужд населения приводят к экологическим проблемам. Одной из центральных проблем экологии является проблема устойчивости и стабильности экосистем. Долго существовать могут лишь устойчивые системы. С другой стороны, пределы устойчивости устанавливают те максимальные нагрузки на нее, превышение которых приведет к разрушению экосистемы. Этот аспект приобретает особую актуальность в связи с усилением антропогенного влияния [1, 2], в том числе за счет воздействия отходов, образующихся на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО), на экосистемы. В теории управления часто отмечают системы, которые содержат случайные изменения параметров и структур в процессе их функционирования, связанные с влиянием внутренних факторов, присущих системе, или внешних, обусловленных воздействием среды. Есть объективная необходимость рассмотрения задач, определяемых «условиями неопределенности», под которыми понимаются параметрическая и структурная нестабильность (непредсказуемая изменчивость системы, а также недостаток или отсутствие информации о статистических характеристиках возмущающих воздействий).
Одной из проблем отсутствия эффективной ресурсосберегающей системы обращения с отходами является отсутствие обоснованной классификации, типологизации образующихся вторичных ресурсов, извлекаемых из отходов по материальному составу и направлениям повторного использования, их категорирования по признакам, кодификации и каталогизации вторичного сырья. На основе сопоставительного анализа широкого спектра информационных источников проведена оценка компонентного состава отходов жизнеобеспечения населенных пунктов с целью определения потенциально возможных направлений дальнейшего использования ресурсной составляющей.
Целью работы является исследование проблем и перспектив реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи, определившие логику работы и ее структуру:
— исследовать нормативно-правовую базу обращения с отходами;
— изучить зарубежный и отечественный опыт управления твердыми коммунальными отходами;
— определить особенности правового регулирования в области обращения с отходами на территории г. Севастополя;
— провести анализ территориальной схемы обращения с отходами г. Севастополя;
— исследовать реализацию системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году;
— разработать предложения по улучшению территориальной схемы обращения с отходами в г. Севастополе;
— определить перспективы развития системы обращения с отходами в г. Севастополе.
Объектом исследования является система обращения с твердыми коммунальными отходами в г. Севастополе.
Предметом исследования процесс реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Информационной основой настоящей работы являются актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, и ряда азиатских стран, материалы конференций и сборники статей, статистические материалы, сформированные государственными источниками, а также независимыми исследованиями. Теоретическая база исследования преимущественно представлена научно-методическими, практическими и учебными работами российских и зарубежных ученых и специалистов в области экологии.
В результате исследования выявлено, что Россия в значительной степени отстает от развитых стран в части регулирования обращения с бытовыми отходами, повсеместно используются методы захоронения, появляются несанкционированные свалки. Во всем мире приоритет отдается программам переработки и вторичного использования сырья, и это должно стать приоритетным путем и для России.
Основными инструментами финансирования в системе твердых коммунальных отходов в России являются тарифные платежи населения и компаний, единые для всех регионов, необходимо внедрять программы экономического стимулирования переработки мусора. Для физических лиц это должны быть льготные тарифы на вывоз отсортированного мусора, по опыту передовых зарубежных стран. Важно, что политика отходов не должна вести к росту стоимости коммунальных услуг. Для юридических лиц также должны быть созданы экономические стимулы использования методов высоких ступеней обращения с отходами по иерархии Лансинка за счет тарифов, штрафов, налоговых льгот, льготного кредитования.
Одними из наиболее востребованных в России по опыту западных и азиатских стран должны стать механизмы привлечения внебюджетных средств в сферу переработки мусора, а именно механизмы государственно-частного партнерства и частной финансовой инициативы. В работе проведен анализ мировых практик утилизации отходов, в том числе с использований контрактов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами.
Сделаны выводы о необходимости создания в России эффективной системы раздельного сбора мусора, без чего невозможна его дальнейшая утилизация и переработка. Помимо стимулирующей тарифной политики в отношении населения и компаний, направленной на поощрение сортировки мусора, и более широкого использования механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами не только в крупных городах и областях, но и в малых городах и населенных пунктах, необходимы просветительские программы для работы с населением. Полезны социально-психологические методы, образовательные мероприятия.
Научная оценка международного опыта может быть использована при формировании комплексной политики управления отходами в России.
Обращение с отходами на территории г. Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 25 ноября 2021 года № 669-ЗС «Об отходах производства и потребления в городе Севастополе» (с изменениями на 5 октября 2022 года).
Закон регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления на территории города Севастополя в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В целом, анализ основных объектов сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополь выявил наличие проблем, требующих решения: целесообразно внедрить комплексную систему, которая будет базироваться на применении современных методов сбора и вывоза коммунальных отходов с использованием широкой гаммы неизменяемых и изменяемых мусоросборных контейнеров; кузовных и контейнерных уборочных мусоровозов различных классов грузоподъемности. В виду увеличения объемов образования отходов необходима реконструкция существующих объектов размещения ТКО и строительство комплекса по сортировке и утилизации ТКО.
С февраля 2023 г. Севастополь присоединился к процессу, запущенному по стране в 2019 году и получившему название «мусорной реформы». Новые контейнеры для раздельного сбора мусора в ближайшие дни появятся на 27 контейнерных площадках города.
Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году регулируется Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2022 № 204-ПП об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Севастополя.
Необходимо осуществлять сортировку отходов в объеме 100 процентов, что обеспечивает достижение целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по обращению с ТКО в части обработки ТКО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
До 2030 года в Севастополе объемы отходов, направляемых на полигоны необходимо сократить в 1,6 раза, что незначительно ниже целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по снижению объемов отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474.
Строительство экотехнопарка на данный момент становится особенно необходимым. В условиях нарастающего кризиса отходов и проблемы с их утилизацией, экотехнопарк может быть площадкой для разработки и внедрения устойчивых методов управления отходами, включая переработку и повторное использование материалов. Таким образом, строительство экотехнопарка представляет собой важный шаг в борьбе с экологическими проблемами и создании более устойчивого будущего.
Основными инструментами финансирования в системе твердых коммунальных отходов в России являются тарифные платежи населения и компаний, единые для всех регионов, необходимо внедрять программы экономического стимулирования переработки мусора. Для физических лиц это должны быть льготные тарифы на вывоз отсортированного мусора, по опыту передовых зарубежных стран. Важно, что политика отходов не должна вести к росту стоимости коммунальных услуг. Для юридических лиц также должны быть созданы экономические стимулы использования методов высоких ступеней обращения с отходами по иерархии Лансинка за счет тарифов, штрафов, налоговых льгот, льготного кредитования.
Одними из наиболее востребованных в России по опыту западных и азиатских стран должны стать механизмы привлечения внебюджетных средств в сферу переработки мусора, а именно механизмы государственно-частного партнерства и частной финансовой инициативы. В работе проведен анализ мировых практик утилизации отходов, в том числе с использований контрактов государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами.
Сделаны выводы о необходимости создания в России эффективной системы раздельного сбора мусора, без чего невозможна его дальнейшая утилизация и переработка. Помимо стимулирующей тарифной политики в отношении населения и компаний, направленной на поощрение сортировки мусора, и более широкого использования механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с твердыми коммунальными отходами не только в крупных городах и областях, но и в малых городах и населенных пунктах, необходимы просветительские программы для работы с населением. Полезны социально-психологические методы, образовательные мероприятия.
Научная оценка международного опыта может быть использована при формировании комплексной политики управления отходами в России.
Обращение с отходами на территории г. Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 25 ноября 2021 года № 669-ЗС «Об отходах производства и потребления в городе Севастополе» (с изменениями на 5 октября 2022 года).
Закон регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления на территории города Севастополя в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В целом, анализ основных объектов сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополь выявил наличие проблем, требующих решения: целесообразно внедрить комплексную систему, которая будет базироваться на применении современных методов сбора и вывоза коммунальных отходов с использованием широкой гаммы неизменяемых и изменяемых мусоросборных контейнеров; кузовных и контейнерных уборочных мусоровозов различных классов грузоподъемности. В виду увеличения объемов образования отходов необходима реконструкция существующих объектов размещения ТКО и строительство комплекса по сортировке и утилизации ТКО.
С февраля 2023 г. Севастополь присоединился к процессу, запущенному по стране в 2019 году и получившему название «мусорной реформы». Новые контейнеры для раздельного сбора мусора в ближайшие дни появятся на 27 контейнерных площадках города.
Реализация системы раздельного сбора ТКО в г. Севастополе в 2023 году регулируется Постановлением Правительства Севастополя от 26.05.2022 № 204-ПП об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Севастополя.
Необходимо осуществлять сортировку отходов в объеме 100 процентов, что обеспечивает достижение целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по обращению с ТКО в части обработки ТКО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
До 2030 года в Севастополе объемы отходов, направляемых на полигоны необходимо сократить в 1,6 раза, что незначительно ниже целевого показателя национальной цели развития Российской Федерации по снижению объемов отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474.
Строительство экотехнопарка на данный момент становится особенно необходимым. В условиях нарастающего кризиса отходов и проблемы с их утилизацией, экотехнопарк может быть площадкой для разработки и внедрения устойчивых методов управления отходами, включая переработку и повторное использование материалов. Таким образом, строительство экотехнопарка представляет собой важный шаг в борьбе с экологическими проблемами и создании более устойчивого будущего.
Подобные работы
- Оценка эффективности системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Калужской области
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Государственное управление в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Реформа по утилизации ТКО: проблемы и перспективы реализации на региональном уровне
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Эффективность обращения с твердыми коммунальными отходами в больших городах Российской Федерации на пути перехода к циклической
экономике
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Анализ эффективности утилизации твердых коммунальных отходов в Ленинградской области
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ТКО В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2025 - Решение проблем с твёрдыми коммунальными отходами на территории Любанского городского поселения
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДА ТЮМЕНИ)
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020



