Объект исследования - компания «Wildberries». Это самый крупный маркетплейс в нашей стране.
Есть приложение.
Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты поддержания репутации организации с использованием современных информационных технологий……………..7
1.1 Репутация: понятие и специфика формирования…………………..7
1.2 Специфика поддержания репутации организации с помощью современных информационных технологий……………14
1.3 Особенности современных информационных технологий по формированию и поддержанию репутации компании, используемых на сайте организации и в социальных сетях…………………….21
Глава 2. Анализ использования современных информационных технологий для поддержания репутации компании «Wildberries»…….25
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности компании «Wildberries»……25
2.2 Сравнительный анализ работы «Wildberries» и его основных конкурентов45
2.1.2 Информационно-коммуникационный аудит…………46
2.1.3 SWOT-анализ……………………...49
Глава 3. Рекомендации по поддержанию и укреплению репутации компании «Wildberries» с использованием современных информационных технологий……52
3.1 Формирование стратегии и разработка рекомендаций, направленных на поддержание и укрепление репутации компании «Wildberries»….52
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций………59
Заключение……………………………………………...62
Список литературы………………………….64
Приложения……………………………………..70
В последнее время активно развивается платформенная экономика – экономическая деятельность, которая осуществляется с помощью платформ для онлайн продаж, а также технологических платформ. На сегодняшний день тяжело представить современную российскую экономику без таких крупных платформ, как Wildberries, Авито, Тинькофф, ВТБ, Сбер, Яндекс и др.
Практически каждый современный человек когда-либо пользовался услугами маркетплейсов. В условиях повышенной загруженности современного гражданина, постоянной нехватки времени, появление возможности купить необходимую вещь «в несколько кликов» без отрыва от работы или выполнения каких-либо домашних дел, стало настоящим спасением. Для людей, имеющих ограничения в передвижении, появление интернет - магазинов так же сильно облегчило жизнь.
Особенную популярность интернет - продажи приобрели в 2020 году во время пандемии и вынужденной самоизоляции населения России. Так по данным Росстата в апреле - июне 2020 года на платформе маркетплейса «Wildberries» прирост потенциальных покупателей стал больше примерно на 6 миллионов человек. С 2020 года по 2023 год аудитория зарегистрированных пользователей интернет - магазина выросла с 30 до 92 млн. человек.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что современным специалистам важно уметь правильно формировать и поддерживать репутацию организации с помощью современных информационных технологий, т.к. репутация компании определяет отношение потребителей и поставщиков к ней.
Целью работы является разработка рекомендаций по дальнейшему поддержанию и укреплению внешней и внутренней репутации интернет-магазина «Wildberries» с использованием современных информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть основные понятия по управлению репутацией, описать механизм по поддержанию репутации;
2. проанализировать специфику поддержания репутации организации с помощью современных информационных технологий;
3. обозначить особенности современных информационных технологий по формированию и поддержанию репутации компании, используемых на сайте организации и в социальных сетях;
4. установить целевую аудиторию «Wildberries» и изучить ее потребности в улучшении работы компании;
5. проанализировать и дать оценку работе SMM ORM, SERM ORM, SEO ORM, Crisis ORM сервисов по поддержанию репутации маркетплейса «Wildberries»;
6. выявить конкурентоспособную среду маркетплейса «Wildberries», провести сравнительный анализ работы «Wildberries» и его основных конкурентов;
7. предложить стратегию по поддержанию и укреплению репутации интернет-магазина.
Объектом исследования является репутация торговой организации.
Предметом исследования является внешняя и внутренняя репутация компании «Wildberries».
Теоретическую базу исследования составили работы Балдина К.В., Трубецкого А.Ю. , Пономарева Н.Ф. , Тендит К.Н. , Бердникова И.П. , Гриффина Э. , Сальниковой Л. С. , Медведевой Т.А., Байковой К.Д., Евич Л.Н. и др.
В работе были использованы следующие методы:
• теоретические (мониторинг и анализ научной литературы).
• эмпирические (анкетирование, анализ собранных данных, метод сравнения, метод наблюдения, маркетинговый анализ).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность работы, определяются цель и задачи, обозначаются объект и предмет исследования, описывается теоретическая база работы и ее структура.
В первой главе раскрывается понятие репутации компании, описывается механизм поддержания репутации, излагается специфика поддержания репутации организации с помощью современных информационных технологий. Так же здесь дается характеристика социальных сетей как коммуникационного канала формирования репутации компании. В конце главы представлены краткие выводы.
Во второй главе дается характеристика маркетплейса «Wildberries», анализируется его целевая аудитория, определяются наиболее востребованные товары, изучается потребность покупателей в тех или иных улучшениях работы «Wildberries». Проводится подробный анализ сервисов, работающих для поддержания репутации компании, осуществляется сравнительный анализ работы организации «Wildberries» и ее основных конкурентов. В конце главы представлены краткие выводы.
В третьей главе на основании проанализированного материала составляется концепция PR – программы, направленной на поддержание и укрепление внешней и внутренней репутации интернет - магазина «Wildberries» с использованием современных информационных технологий. Данный раздел содержит план – график мероприятий проекта, инструментарий PR – коммуникаций в рамках проекта. А так же проводится оценка эффективности предложенных мероприятий. В конце главы представлены краткие выводы.
В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются рекомендации.
В списке используемой литературы представлены научная, учебная литература, публикации российских и зарубежных СМИ, интернет – ресурсы, к которым я обращалась при написании теоретической и эмпирической частей работы.
В рамках исследования вопроса эффективности поддержания репутации маркетплейса «Wildberries» с использованием информационных технологий была разработана анкета для потенциальных покупателей интернет-магазина. Опрос проводился в период с 30 апреля по 8 мая 2023 года с целью определения уровня удовлетворенности магазином среди его целевой аудитории и потребностей покупателей в улучшении его работы.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы определяется разработкой актуальных рекомендаций по поддержанию и укреплению репутации компании «Wildberries» с использованием современных информационных технологий.
Интернет-магазин разработан для максимального удобства приобретения товаров «не выходя из дома». В условиях жесткой конкуренции успешность интернет-магазина напрямую зависит от его репутации в глазах потребителей, поставщиков и конкурентов.
Поддержание положительной репутации значительно сложнее, чем ее формирование. Любое неаккуратное действие в социальных сетях или неправильное взаимодействие со СМИ может привести компанию к убыткам.
Выбор определенной стратегии является средством поддержания и укрепления репутации маркетплейса. Знания особенностей использования рекламных мероприятий в сфере электронной торговли являются отличными помощниками в решении таких управленческих задач, как предоставление владельцам бизнеса информации о том, какое мнение об их организации бытует у потребителей; готовность интернет-магазина к различным изменениям, кризисным ситуациям, атакам конкурентов за счет мониторинга и анализа тенденций на рынке товаров и услуг; разработка ответных шагов.
В выпускной квалификационной работе была предложена ORM-стратегия, включающая в себя ряд действий по усовершенствованию работы бизнес-аккаунтов компании в социальных сетях, работы по нивелированию негативных отзывов, а также был разработан ряд PR-мероприятий по поддержанию и укреплению внешней и внутренней репутации интернет-магазина «Wildberries».
Главными шагами разработки рекомендаций были анализ внешней и внутренней репутации компании, обозначение целей, групп общественности, выбор медиа пространств и порядка работы с ними, определение затрат и оценка результатов.
Проведенный анализ внутренней и внешней репутации компании «Wildberries», ее целевой аудитории и сравнительный анализ работы организации с работой ее основных конкурентов показал, что маркетплейс имеет как сильные, так и слабые стороны, оказывающие прямое влияние на
его успешность в сфере интернет-торговли.
В качестве самых действенных каналов поддержания и укрепления репутации маркетплейса «Wildberries» должны будут использоваться следующие мероприятия: конкурс среди работников, доработка сайта организации, изменение контента в сообществах социальных сетей, праздничное мероприятие, усиление работы ORM-сервисов.
Реализация разработанных мероприятий рассчитана на 3 календарных месяца.
Запланированные результаты реализации предложенных рекомендаций по поддержанию и укреплению репутации магазина являются конкретными, достижимыми, ограниченными по времени. Можно сказать, что разработанные мероприятия для маркетплейса «Wildberries» могут иметь успех, покажут эффективность в плане поддержания и укрепления положительной репутации организации, вследствие чего в последующем смогут принести высокие финансовые показатели.
Итоговая сумма затрат на предложенные мероприятия составила 978 900 руб.
1. Балдин К.В. Информационные технологии в менеджменте : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / К. В. Балдин. — М. : Academia, 2018. — 203 с.
2. Бердников И.П. PR-коммуникации: практ. Пособие – М.: Дашков и К, 2016. – 208 с.
3. Борисов Б. Технологии рекламы и PR. Издательство: Фаир – Пресс, 2013 – 624 с.
4. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент. Практикум: учебное пособие / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов, С.П. Киселева. - М.: КНОРУС, 2011. - 328 с.
5. Гриффин Э. Управление репутационными рисками: Стратегический подход: пер. с англ. / Эндрю Гриффин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. — 237 с.
6. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Ерёмин. — М: КНОРУС, 2013. — 656 с.
7. Иванов Л.В. Маркетинговый конвейер– М.: ООО «Иванов и партнеры», 2020. – 300 с.
8. Кошелев А. Н. PR-проектирование. От идеи до воплощения в реальность [Текст] / А.Н. Кошелев. М.: Дашков и Ко, 2014. - 105 с.
9. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. Издательство: Аспект – Пресс, 2013 – 300с.
10. Липсиц И.В. Основы маркетинга [Текст]: Учебник / И.В.Липсиц, М.Н Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014 г. – 208 с.
11. Мейерсон М. Основы интернет-маркетинга. Все, что нужно знать, чтобы открыть свой магазин в интернете [Текст]: Учебник / М.Мейерсон, М.Скарборо. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 320 с.
12. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы [Текст] / В.Л. Музыкант. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 124 с.
13. Пашенцев Е.Н. Связи с общественностью [Текст] / Е.Н. Пашенцев. - М.: Дело, 2014. - 288 с.
14. Платформенная экономика в России: потенциал развития : аналитический доклад / П37 Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, А. В. Демьянова и др.; под ред. Л.М.Гохберга, Б. М. Глазкова, П. Б. Рудника, Г. И. Абдрахмановой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023 – 72 с.
15. Повелитель SMM Вселенной: как завоевать признание аудитории. – Москва ООО «ИГД» / Ingate, 2014. – С.37
16. Пономарев, Н. Ф. Связи с общественностью. / Н. Ф. Пономарев. – М.: Питер, 2010. – 208 с.
17. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг [Текст] / Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 189 с.
18. Пряникин Н.П. Маркетинг и реклама в сфере услуг, — М.: Олма-пресс, 2013. — 213 с.
19. Сайтел Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз / Пер. с англ.– 8-е изд. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2013. – 339 с.
20. Сальникова Л. С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для бакалавров / Л.С. Сальникова. — М.: Юрайт, 2013. – 105 с.
21. Соловьев Б.А. Маркетинг [Текст]: Учебник/ Б.А.Соловьев – М.: ИНФРА - М, 2013 – 383 с.
22. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2014. – 315 с.
23. Тендит К.Н. Основы репутационного менеджмента: учеб. пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 85 с.
24. Толкачев А.Н. Организуя PR своего бизнеса [Текст] / А.Н. Толкачев. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 148 с.
25. Трубецкой А.Ю. Психология репутации / А.Ю.Трубецкой. — М.: Наука, 2015. — 291 с.
26. Успенский И.В. Интернет-маркетинг[Текст]: Учебник / И.В. Успенский. - СПб.: СПГУЭиФ, 2013. – 267 с.
27. Антон Алексеев. ИСТОРИЯ КОМПАНИИ WILDBERRIES. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://uznayvse.ru/company/wildberries.html (дата обращения: 07.05.2023).
28. В Wildberries прокомментировали санкции Украины против компании // Риа новости. – 2021. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ria.ru/20210727/wildberries-1743151839.html (дата обращения: 13.05.2023).
29. ВКонтакте [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВКонтакте (дата обращения: 03.05.2023).
30. В Нижнем Новгороде полиция проверяет инцидент с ребенком в пункте Ozon. Реакция компании // Нижний Новгород онлайн. – 2023. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nn.ru/text/incidents/2023/01/16/71979203/ (дата обращения: 14.05.2023).
31. Внутри. Бизнес наизнанку: отзывы о работодателях. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vnutri.org/wildberries/ (дата обращения: 12.05.2023).
32. Дарья Гольдман. «Вы просто сдохнете»: Дневник сотрудника Wildberries // Life/ - 2022. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://life.ru/p/1524906 (дата обращения: 12.05.2023).
33. Дарья Чебакова. «Невидимая забастовка», «рэкет» и другие версии скандала в Wildberries // RBK. – 2023. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/20/03/2023/64142dad9a7947669e314ecb (дата обращения: 12.05.2023).
34. Евгений Новиков. Как работает реклама и бесплатное продвижение на Wildberries: обзор для новичков // Маркетинг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://skillbox.ru/media/marketing/kak-rabotaet-reklama-i-besplatnoe-prodvizhenie-na-wildberries-obzor-dlya-novichkov/ (дата обращения: 10.05.2023).
35. Егор Перегожин. От учительницы до миллиардерши: Кто может стоять за основательницей Wildberries Татьяной Бакальчук // Life. – 2021. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://life.ru/p/1431067 (дата обращения: 07.05.2023).
36. Закрыто на протест. Почему Wildberries обречен на конфликты с работниками // Аргументы и факты. – 2023. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://aif.ru/money/company/zakryto_na_protest_pochemu_wildberries_
obrechen_na_konflikty_s_rabotnikami (дата обращения: 07.05.2023).
37. Ирина Мишина. Маркетплейс Вайлдберриз снова оказался в центре скандала. Насколько оправданы претензии, которые предъявляют в последнее время этому интернет-магазину поставщики и покупатели? // Новые известия. – 2023. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://newizv.ru/news/2022-11-09/wildberries-okazalsya-pod-ognem-kritiki-ot-postavschikov-i-pokupateley-370293 (дата обращения: 07.05.2023).
38. История развития и успеха компании Wildberries. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dasreda.ru/learn/blog/article/1956 (дата обращения: 07.05.2023).
39. Как начать продавать на Wildberries: условия сотрудничества, требования к партнерам, инструкция по выходу на Вайлдберриз // inSalts. – 2023. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-prodavat-na-wildberries (дата обращения: 07.05.2023).
40. Кирилл Стрельников. За скандалом вокруг Wildberries скрывается более масштабная проблема // РИА новости. – 2023. – Режим доступа: https://ria.ru/20230317/problema-1858414611.html (дата обращения: 07.05.2023).
41. Корпоративная репутация: почему она не менее важна, чем качество услуг компании // VC.RU. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/216064-korporativnaya-reputaciya-pochemu-ona-ne-menee-vazhna-chem-kachestvo-uslug-kompanii (дата обращения: 02.05.2023).
42. Мария Лисицина. Зеленский ввел санкции против Wildberries и
Самой богатой женщины России // Телеканал Pro. – 2021. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/23/07/2021 /60fb054e9a7947e6fce13272 (дата обращения: 13.05.2023).
43. Медведева Т.А., Байкова К.Д., Евич Л.Н. Современные информационные технологии для управления и продвижения бизнес аккаунтов // Молодой исследователь Дона. – 2021. - №1 (28). – С. 127. [Электронный ресурс] - Режим доступа: mid-journal.ru (дата обращения: 03.05.2023).
44. На непонятные штрафы от начальства жалуются сотрудники Wildberries // KAZANFIRST. – 2022. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kazanfirst.ru/news/589323 (дата обращения: 04.05.2023).
45. Одноклассники. [Электронный ресурс] Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Одноклассники (дата обращения: 04.05.2023).
46. Ответы на негативный и положительный отзыв Вайлдберриз примеры // Сделайкомп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sdelaicomp.ru/interesno/otvety-na-negativnyj-i-polozhitelnyj-otzyv-vajldberriz-primery.html (дата обращения: 10.05.2023).
47. Отзовик. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://otzovik.com/review_14465712.html?&capt4a=5931684147775886 (дата обращения: 11.05.2023).
48. Отзывы о работе, советы руководству. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rabotaotzyvy.ru/wildberries-otzyvy-sotrudnikov.html (дата обращения: 13.05.2023).
49. Правда сотрудников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravda-sotrudnikov.ru/company/vayldberriz (дата обращения: 11.05.2023).
50. Telegram. [Электронный ресурс] Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Telegram (дата обращения: 04.05.2023).
51. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2023).
52. Чугунова Н.Ю., Королева И.В. Официальный сайт как инструмент продвижения компании // Научный журнал КубГАУ. – 2017. - №130 (06). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru (дата обращения: 03.05.2023).
53. Яндекс Маркет. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://market.yandex.ru/ (дата обращения: 11.05.2023).
54. Ozon. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ozon.ru/ (дата обращения: 11.05.2023).
55. Wildberries. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wildberries.ru/ (дата обращения: 03.05.2023).
56. Cornelissen J., Thorpe R. Measuring a Bussiness School's Reputation: Perspectives, Problems and Prospects // European Management Journal. – 2013. – Vol.20, No. 2. – Р. 172–178.
57. Fombrun C., Van Riel C. The Reputation Landscape. – Corporate Reputation Review. – Vol.1, Num.1 and 2. – Р. 5–13.
58. Fombrun C.J., Nielsen K.U., Trad N.G. Saving Face for Corporate Value // Communication Director. – 2013. – No.1. – Р.80—84.
59. Smaiziene Ingrida, Jucevicius Robertas. Corporate reputation: Multidisciplinary Richness and Search for a Relevant Definition // Inzinerine Ekonomika. – 2013. – Nr. 2. – Р. 91–100.
60. Woodfin Glen. Online Reputation Management Top Tips DIY [Электронный ресурс] / Glen Goodfin. – URL: http://www.glenwoodfin.com/seo/online-reputation-management-top- tips-diy/.