Объект исследования - ООО «Рациональ» (г. Саратов).
Основной вид деятельности – розничная и оптовая продажа товаров собственного производства (полуфабрикатов, колбас, мясных деликатесов).
Проведен анализ финансового состояния за 2020-2022 годы.
Разработана информационная система с помощью управления базами данных Microsoft Access.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Понятие и сущность автоматизации процессов управления компанией.
1.2 Показатели эффективности деятельности торговой компании
1.3 Влияние информационных технологий в повышении экономической эффективности деятельности компании
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая характеристика торгового предприятия ООО «Рациональ»
2.2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней среды предприятия
2.4 Анализ эффективности информационных технологий используемых на предприятии……
2.5 Отраслевые особенности предприятия………
3 РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Разработка базы данных ООО "Рациональ"………………………..………
3.2 Мероприятя направленные на повышение эффективности деятельности торгового предприятия на основе информационных технологий
3.3 Рассчет эффективности от предложенных мероприятий…………...…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
С переходом российской экономики к рыночным условиям и повышением динамичности окружающей среды и рыночной конъюнктуры, инновационная деятельность стала одним из главных направлений развития компаний.
В последние годы предприятия различных секторов экономики столкнулись с необходимостью проведения существенных изменений своих бизнес-процессов для сохранения рыночной доли и увеличения конкурентоспособности путём их перестройки, оптимизации и внедрения инновационных идей и разработок.
Основой для функционирования бизнес-процессов в организациях выступает стратегическое планирование, которое представляет собой особый вид плановой работы, состоящий в разработке оптимальных стратегических решений и использующий инновации для обеспечения эффективности бизнес- процессов и функционирования организации в целом, что позволит ей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Одной из основных причин низкой конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке является низкая эффективность использования собственного инновационного потенциала по сравнению с развитыми странами. Для повышения эффективности деятельности в организациях применяются различные инновационные процессы, направленные на создание конкурентоспособной продукции и совершенствование процесса производства, что позволяет обеспечивать конкурентные преимущества и максимизировать потенциальную прибыль.
Реализация инновационной деятельности позволяет организациям повышать конкурентоспособность своей продукции, а затем и самой организации в целом, создавая возможность отечественным предприятиям конкурировать с зарубежными производителями, что в условиях глобализации и интернационализации приобретает особую актуальность.
Целью исследования в данной выпускной квалификационной работе является выявление и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности торгового предприятия на примере ООО «Рациональ».
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность эффективности деятельности коммерческой организации, а также роль информационных технологий в деятельности компании для повышения эффективности коммерческой организации;
- рассмотреть методические подходы к оценке влияния информационных технологий на эффективность деятельности коммерческой организации;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Рациональ»;
- провести анализ финансового состояния ООО «Рациональ»;
- оценить экономическую эффективность организации с учетом применения информационных технологий в ООО «Рациональ»;
- предложить направления использования информационных технологий в повышении эффективности деятельности ООО «Рациональ»
Объектом исследования является ООО «Рациональ».
Предметом исследования являются информационные технологии как фактор повышения эффективности деятельности организации.
При написании данной работы использовались результаты практических исследований в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, материалы исследования российских и европейских научно-исследовательских организаций, монографии по теме исследования, публикации в средствах массовой информации, включая сеть Интернет и региональные издания, а также труды таких авторов, как: Абдикеев Н.М., Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Володина О.А., Елиферов В.Г., Железко Б.А., Исаев Р. А., Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е., Кузнецов Б.Т., Мясникович М.В., Портер М. Е. и др.
В качестве эмпирической базы исследования были взяты материалы бухгалтерской и финансовой отчётности ООО «Рациональ»
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена перманентными инновационными процессами и изменениями рыночной ситуации, в результате чего существует необходимость переосмысления теоретических и практических аспектов использования информационных технологий с целью повышения эффективности деятельности организаций.
Практическая значимость результатов исследования выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения разработанных практических рекомендаций по использованию информационных технологий в повышении эффективности деятельности ООО «Рациональ».
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: классификация, сравнение, сопоставление, анализ и синтез теоретического и практического материала, монографический, абстрактно- логический и экономико-статистический методы, методы экономико- математического моделирования и экономического анализа, а также анализ литературных источников и информационных данных.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список использованных источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также показывает теоретическую и практическую значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические и методические аспекты использования информационных технологий с целью повышения эффективности деятельности коммерческой организации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы анализируются общие сведения о ООО «Рациональ», в том числе организационно- экономическая характеристика деятельности и финансовое состояние. Так же данная глава включает в себя оценку экономической эффективности организации с учетом применения информационных технологий ООО «Рациональ».
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассматриваются и анализируются возможные направления использования информационных технологий в повышении эффективности деятельности ООО «Рациональ», а также предлагаются практические рекомендации по использованию информационных технологий в повышении эффективности деятельности ООО «Рациональ».
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме выпускной квалификационной работы.
В настоящее время использование информационных технологий является неотъемлемой частью любого бизнеса, в том числе и торговых предприятий. Повышение эффективности деятельности торгового предприятия на основе информационных технологий может привести к существенному улучшению показателей и конкурентоспособности компании.
Исследуемое предприятие – ООО «Рациональ» г. Саратов специализируется на производстве, реализации мясных полуфабрикатов, Доля ООО в 2022 г. по Саратовской области составила 15,2%, не смотря на трудный финансовый год. ООО наряду с такими компаниями как компания ООО «Дубки», ООО «Мясокомбинат Зоринский», является лидером рынка г. Саратова. Достижению данных позиций способствует мобильная ценовая политика, качественная продукция, активная сбытовая политика завода, оптимизация ассортиментного портфеля в соответствии с рыночными трендами. В 2022 г. выручка ООО составила 6220 тыс. руб., что на 17,21% меньше чем в 2021 г. и на 9,62% меньше чем в 2020 г. Предыдущий год был тяжелым в целом для предприятия, однако на общем фоне спада объемов производства на 8,4%, руководство ООО нашло нужные инструменты для не критичного уровня падения производства и продажи продукции, а также изыскало резервы для их наращивания. Так на 1 вложенный рубль реализованной продукции ООО в 2014 г. получило прибыль в размере 49 коп., что больше аналогичного показателя за предшествующий период на 28,9%. 50 Финансовое состояние завода характеризуется долей собственного капитала за 2022 год в 43,49% от общей величины всех источников средств и доля привлеченного капитала 56,51%. При этом показатели платежеспособности ООО в больше степени не достигают оптимальных значений, а значит, могу возникнуть трудности с погашением, как текущей задолженности, так и общей суммы задолженности за счет собственных активов. Эффективность использования ресурсов ООО достаточно высока. Так, на 1 рубль затраченных ОПФ приходится 1,34 руб. выручки, однако темп износа ОПФ выше процента их обновления. На 1 рубль материально-производственных запасов – 3,76 руб., что обеспечивается за счет гибкой системы выбора поставщика. Производительность труда на заводе равна 111,63 тыс. руб./чел. или 1446 тыс. руб. выручки от реализации на чел. Кроме того, отмечена положительная тенденция данного показателя, однако в сравнение с анализом фонда оплаты труда, можно сказать, что он используется неэффективно по ряду направлений. В целом деятельность ООО можно считать рентабельной. Рентабельность продаж за отчетный - 2022 г. составила - 12,32%. Уменьшение рентабельности продаж на 5,35% в 2022 по сравнению с 2021 г. произошло за счет уменьшения операционной прибыли на 6,53%, а снижение за счет изменения выручки на 1,18%, однако не все производственные мощности и сбытовые возможности были реализованы.
В рамках данной дипломной работы были разработаны мероприятия по повышению эффективности деятельности торгового предприятия ООО "Рациональ" на основе информационных технологий.
Было рассмотрено внедрение онлайн-продаж с помощью создания удобного и интуитивно понятного интернет-магазина, интеграции с платежными системами и продвижения в социальных сетях, системы управления отношениями с клиентами (CRM), специализированного программного обеспечения для управления заказами и доставкой, мобильных приложений для сотрудников доставки и системы автоматической идентификации товаров.
Экономические расчеты показали, что внедрение этих мероприятий может привести к улучшению показателей эффективности деятельности предприятия и увеличению прибыли.
Таким образом, внедрение информационных технологий в деятельность торговых предприятий является актуальной задачей и может привести к существенному повышению эффективности и конкурентоспособности компании.
1. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: Эксмо. - 2018. - 590 c.
2. Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 300 с.
3. Володина О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. - М.: Academia. - 2019. - 446 c.
4. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2018. - 319 c.
5. Железко Б.А. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / Б.А. Железко, Т.А. Ермакова, Л.П. Володько // под ред. Б.А. Железко. - Изд. 2-е., испр. - Минск: Книжный дом «Мисанта». - 2021. - 216 с.
6. Исаев Р. А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2021. - 160 с.
7. Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: Уч. пос. для студ. вузов, обуч. по направлению подготовки «Экономика» / Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е. - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2020. - 351 с.
8. Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: Юнити - Дана. - 2020. - 364 с.
9. Майкл Хаммер и Джеймс Чампи Реинжиниринг корпорации. - 2021. - 288 с.
10. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. - Минск: ИООО Право и экономика. - 2022. - 280 с.
11. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Портер М.Е., - 6-е изд. - Москва: Альпина Пабл. - 2021. - 453 с.
12. Рудакова О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2019. - 343 c.
13. Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес- процессами. Методология и технология: Учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Фёдоров. - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2020. - 176 c.
14. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность [Текст] / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2019. - 295 с.
15. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология [Текст] / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2021. - 799 с.
16. Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика. - 2022. - 464 c.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. - М.: Прогресс. - 2020. - 455 с.
18. Якобсон А.Я. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / А.Я. Якобсон, Т.К. Кириллова. - М.: Омега - Л. - 2019. - 192 c.
19. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2018. - № 19. - с. 16-18.
20. Алексеенко А.А. Выбор стратегии управления предприятием на основе SWOT-анализа // Социальные науки. - 2018. - № 1. - с. 63-66.
21. Аникина И.Д. Стимулирование инновационной деятельности предприятий региона: выбор финансовых инструментов [Текст] / И.Д. Аникина, А.В. Гукова, А.А. Чекалкина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - Вып. 1-2. - с. 43.
22. Астафьева Л.И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - № 5. - с. 59-62.
23. Баландин Е.А. Конкурентоспособность и качество товаров / Е.А. Баландин // Маркетинг. - 2021. - № 5. - с. 32-37.
24. Безносова А.С. Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2022. - № 4. - с. 121-124.
25. Блинов О.А., Яшева Г.А. Реинжиниринг бизнес-процессов как управленческая инновация современных организаций: методологический аспект // Вест. Витебск. гос. технолог. ун-та. - 2021. - № 26. - с. 147-160.
26. Буряк Т.В. Современные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов в компании // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. - с. 9- 15.
27. Веретенникова О.Б., Шеина Е.Г. Сущность и классификация инноваций и инновационной деятельности // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - № 5 (37). - с. 148-154.
28. Верховцев Н.М. Экономические аспекты конкурентоспособности современных предприятий / Н.М. Верховцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - № 7. - с. 15-19.
29. Демченко С.М. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования / С.М. Демченко // Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 10. - с. 25-36.
30. Дубинина В.В. Управление бизнес-процессами предприятия // Вестник Самарского государственного университета. - 2020. - № 5 (127). - с. 39- 47.
31. Жуланов Е.Е. Инновационный подход к управлению внешнеэкономической деятельностью в промышленности //Экономика в промышленности. - 2020. - № 2. - с. 25-30.
32. Златкина А.А. Методология реинжиниринга бизнес-процессов и типовые приёмы её применения / А.А. Златкина, Е.Т. Гегечкори // Омский научный вестник. - 2018. - № 1. - с. 117-120.
33. Капитонов С.В. Предпосылки возникновения стратегии управления организациями (предприятиями) // Основы экономики, управления и права. - 2022. - № 2. - с. 64-66.
34. Карпенко М.О. Современные подходы к понятию и классификации инноваций / Карпенко М.О. // Вестник Брянского государственного университета. - 2021. - № 3. - с. 129-132.
35. Киреева Н.А., Луценко А., Инновационная деятельность организаций в агропродовольственной системе России: оценка, проблемы, пути решения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2020. - № 1 (107). - c. 8.
36. Коряков А.Г., Логинов, А.А. Инновационные экономические подходы к анализу условий устойчивого развития предприятий, Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2020. - № 7. - с. 123-127.
37. Кудашкин В.Н., Дикунова, М.С. Государственные закупки в цифровой экономике / В.Н. Кудашкин, М.С. Дикунова // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики материалы XI Международной научно- практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. - Санкт-Петербург. - 2019. - с. 25-27.
38. Купричев М. А. Особенности развития инновационной инфраструктуры в России и за рубежом // Перспективы экономического развития и современные методы управления: I Междунар. научн.-практ. конф., Москва, 27 марта 2018 г.: сб. материалов. - Научный центр НАУКА ПЛЮС Москва. - 2018. - с. 74-79.
39. Лесина Т.В. Эффективность реинжиниринга. Финансовые и нефинансовые показатели для оценки // Вестник НГИЭИ. - 2019. - № 4. - с. 129- 136.
40. Леснова Л.А. Диагностика и совершенствование бизнес-процессов / Л.А. Леснова // tops BI. - 2020. - № 9. - с. 8-12.
41. Логинов, А.А., Коряков, А.Г., Тумин, В.В. Анализ условий устойчивого развития предприятий в контексте инновационной экономики, Микроэкономика. - 2021. - № 6. - с. 60-63.
42. Медведева М.Б. Формирование цены на инновационные разработки как инструмент управления инновационной деятельностью предприятия // Интеграл. - 2021. - № 3. - с. 32-34.
43. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. - 2022. - № 1. - с. 293-296.
44. Петровская Е.Н. Реализация маркетинговых программ лидерами рынка молочных продуктов в России / Е.Н. Петровская, Ф.К. Абдразаков / Инновационный маркетинг и менеджмент: теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов: КУБиК. - 2019. - с. 55-58.
45. Плотников А.П., Попков В.В. Развитие теории анализа инновационной деятельности промышленных предприятий и инновационной деятельности как объекта анализа // Вопросы экономических наук. - 2018. - № 6 (22). - с. 38-41.
46. Побирченко В.В., Шутаева Е.А. Особенности инвестиционного процесса в России на современном этапе / В.В. Побирченко, Е.А. Шутаева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2018. - № 3 (44). - с. 66-74.
47. Прущак О.В. Критерии оценки эффективности инновационных процессов предприятия // Методы и технологии учёта, анализа и управления: сборник научных статей участников конференции «Перспективы учета, анализа и налогообложения в странах-членах СНГ». Составители Н.Н. Горбачёв, Л.М. Корчагина. - 2018. - с. 200-203.
48. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность малых и средних инновационных предпринимательских структур в России и зарубежный опыт стимулирования инновационного предпринимательства // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. - 2021. - № 6. - с. 206-209.
49. Родцевич О.Н. Определение понятия «бизнес-процесс»: история возникновения и современное представление // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2020. - № 13. - с. 40-48.
50. Росляков Ф. А. Методы количественной оценки рисков инновационных проектов на промышленных предприятиях / Ф. А. Росляков // Финансовый менеджмент. - 2018. - № 4. - с. 81-86.
51. Чайковская, Н.В., Панягина, А.Е. Сущность инноваций: основные теоретические подходы / Чайковская Н.В., Панягина А.Е. // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2020. - № 4. - с. 47-57.
52. Шеваль А.В. Сущность понятия «инновация» как экономической категории / Шеваль А.В. // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. - 2022. - № 10 (58). - с. 93.
53. Якушева В. В. Разработка стратегии развития организации [Текст] // Молодой ученый. - 2020. - № 51. - с. 201-204.
54. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью. – [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Агарков А.П., Голов Р.С. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дашков и К., 2018. – 208 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85633.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 27.05.2021)
55. АО «РВК» Государственный фонд фондов, Институт развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]: https://www.rvc.ru/ (дата обращения 14.05.2021)
56. Белякова Г.Я. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия / Г.Я. Белякова, Е.В. Сумина // Исследовано в России: электронный журнал, 2019. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-kak-osnova-ustoychivogo- konkurentnogo-preimuschestva-predpriyatiya (дата обращения 21.05.2021)
57. Бобров В.Н. Стратегическое планирование развития организации. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe- planirovanie-razvitiya-organizatsii (дата обращения 23.05.2021)
58. Бусаркина В.В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки // Проблемы современной экономики. - 2019. - № 4 (24). – [Электронный ресурс]: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1660 (дата обращения 11.05.2021)
59. Валигурский Д.И. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка. – [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Валигурский Д.И. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дашков и К., 2019. – 300 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85409.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 15.05.2021)
60. Глобальный инновационный индекс 2020, Россия. – [Электронный ресурс]: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения 13.05.2021)
61. Гульпенко К. В. Актуальные проблемы калькулирования в отраслях экономики: учебное пособие / К. В. Гульпенко, Н. В. Тумашик. – Москва, 2020. – 239 с. – ISBN 978-5-392-23808-8. – [Электронный ресурс]: – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/150373 (дата обращения 21.05.2021)
62. Джолдабаева Г.К. Инновация как основой фактор повышения эффективности производства. – [Электронный ресурс]: https://blog.iteam.ru/innovatsiya-kak-osnovnoj-faktor-povysheniya-effektivnosti- proizvodstva/ (дата обращения 19.05.2021)
63. Жудро, М. К. Экономика организаций. – [Электронный ресурс]: практикум: учебное пособие / М. К. Жудро, М. М. Жудро. – Минск: Высшая школа, 2018. – 319 с. – ISBN 978-985-06-2866-4. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/111320 (дата обращения 23.05.2021)