Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме психологических детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенности жизнью 7
1.1 Теоретические подходы к содержанию понятия «удовлетворенность жизнью 7
1.2 Теоретические подходы к понятию карьерные ориентации как части подструктуры направленности личности 15
1.3 Понятие психологических детерминант карьерных ориентаций 25
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационных детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенности жизнью (на примере Самарской таможни) 48
2.1 Организация и методы исследования 48
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования мотивационных детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенности жизнью работников таможни (на примере Самарской таможни) 52
Заключение 84
Список используемой литературы 87
Приложение А. Результаты исследования по методике ИЖУ 92
Приложение Б. Результаты исследования по методике по методике Э. Шейна «Якоря карьеры» 93
Приложение В. Результаты исследования склонности к риску по методике Г. Шуберта 94
Приложение Г. Результаты исследования уровня мотивации достижения цели и успеха (методика Т. Элерса) 95
Приложение Д. Результаты исследования уровня мотивации избегания неудачи (методика Т. Элерса) 96
В современном обществе построение успешной карьеры человеком является одним их условий, определяющих его удовлетворенность жизнью. Развитие карьеры - это сложный, длительный и индивидуальный для каждого человека процесс. Карьера рассматривается как профессиональное развитие, восхождение по карьерной лестнице, с одной стороны, и путь самореализации личности, с другой. Карьерные ориентации индивида рассматриваются в качестве направленности на становление в профессиональной сфере, а также планирование путей осуществления этого процесса, в течение которого происходит и личностного развитие человека. Если человек успешно человек проявляет себя в профессиональной деятельности, ставит перед собой цели и реализует их, достигает профессиональных высот, то, скорее всего, он будет доволен своей жизнью в целом. Закономерным является вопрос о том, существует ли взаимосвязь между двумя этими явлениями: карьерные ориентации и удовлетворенностью жизнью, и какова она.
Цель работы: исследование взаимосвязи между детерминантами карьерных ориентаций и удовлетворенностью жизнью.
Объект исследования: карьерные ориентации.
Предметом исследования являются психологические детерминанты в контексте удовлетворенности жизнью.
Гипотеза исследования: склонность к риску и мотивация достижения/избегания неудач служащих связаны с типом карьерных ориентаций и удовлетворенностью жизнью. Выраженная карьерная ориентация «служение» приводит к удовлетворенности жизнью в случае ее соответствия мотивационным личностным детерминантам.
База исследования: Самарская таможня.
Достоверность выводов предполагается обеспечить следующими условиями: методологической обоснованностью научных позиций, соответствием методов и методик поставленным целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, качественным и количественным анализом эмпирических данных.
Методы и методики исследования:
1. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной, изучающий субъективное чувство удовлетворенности жизнью.
2. Методика Э. Шейна «Якоря карьеры» (адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) позволит выявить нам карьерные ориентации: «служение», «предпринимательство», «менеджмент», «стабильность места работы», «стабильность места жительства», «профессиональная компетентность», «интеграция стилей жизни».
3. Для исследования склонности к риску менеджеров в нашей работе мы будем использовать опросник Г. Шуберта.
4. Методика Т. Элерса для определения уровня мотивации достижения цели и успеха.
5. Методика Т. Элерса для определения уровня мотивации избегания неудачи.
Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования обусловлена высокой значимостью для современного человека удовлетворенности качеством его жизни, а также важностью построения успешной профессиональной деятельности. На уровень удовлетворенности жизнью оказывает влияние профессиональная сфера деятельности человека, в которой индивид способен реализовывать свою систему карьерных ориентаций, что ведет к саморазвитию личности. Таким образом, возможность реализации личностью своих карьерных ориентаций может улучшить субъективную оценку своей жизни и, следовательно, повысить уровень удовлетворенностью жизнью.
Проблема. Проблема настоящего исследования заключается в том, что профессиональная реализация человека понимается как одно из значимых условий, которое влияет на общую удовлетворенность жизнью. Однако вопрос о взаимном влиянии психологических детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенностью жизнью (в разрезе отдельных критериев) остается мало разработанным как в теории, так и на практике в отношении отдельных индивидов, часты случаи, когда при индивидуальном консультировании не отработан механизм индивидуальных, образовательных и профессиональных траекторий.
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что существует множество исследований, показывающих связь взаимного влияния психологических детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенностью жизнью, полученные данные исследования могут расширить представления об удовлетворенности жизнью в настоящее время и механизмах формирования карьерных ориентаций, способствующих удовлетворенности жизнью. Полученные в результате исследования данные могут быть применены на практике для определения доминирующей карьерной ориентации служащих, склонности к риску, мотивации достижения цели и успеха, мотивации избегания неудачи, удовлетворенности жизнью.
Теоретическая значимость исследования. Задачи изучения психологических детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенностью жизнью служащих высокую теоретическую и практическую значимость, так как так как важно наблюдать и исследовать данные изучаемые категории в современных условиях жизни и труда, претерпевающих постоянные изменения.
Практическая значимость работы. Предполагаемая практическая значимость работы в возможности использования ее результатов в практике определения доминирующей карьерной ориентации субъекта, склонности к риску, мотивации достижения цели и успеха, уровня удовлетворенности жизнью. Полученные данные возможно будет использовать для построения методик индивидуальных, образовательных и профессиональных траекторий, а также при разработке рекомендаций профилактического и коррекционного характера по профессиональной деятельности и профессионального выгорания, способствующих повышению удовлетворенности жизнью.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ 2020».
Положения, выносимые на защиту:
1. Для работников таможни важными мотиваторами являются якоря карьеры «профессиональная компетентность», «автономия», «стабильность места жительства».
2. Для государственных служащих характерно сочетание среднего уровня мотивации к достижению успеха, высокого уровня мотивацию к избеганию неудач, низкой и средней склонности к риску, что говорит о достаточной нацеленности на успех и одновременном нежелании терпеть неудачу и рисковать результатами своего труда.
3. Существуют корреляционные связи между склонностью к риску и «профессиональной компетентностью», обратная зависимость с карьерной ориентацией «служение», прямая связь с «интеграцией стилей жизни» и мотивацией к успеху, «вызовом», «предпринимательством», что подтверждает гипотезу о связи карьерных ориентаций с такими особенностями личности как склонность к риску, направленность на достижение успеха и избегание неудачи.
4. Существует тенденция к прямой зависимости удовлетворенности жизнью и карьерного якоря «стабильность места работы», и обратная зависимость со «стабильностью места жительства» подтверждает на статистическом уровне тенденции гипотезу о связи карьерных ориентаций и удовлетворенности жизнью.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, содержит 12 рисунков, 3 таблицы, список использованной литературы (43 источника), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 91 страницах.
Первую главу исследования мы посвятили рассмотрению теоретических основ понятий карьерные ориентации, мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, склонность к риску и удовлетворенность жизнью и провели их анализ.
Эмпирическое исследование мы направили на изучение карьерных ориентаций, детерминант карьерных ориентаций, а также связи их связи с удовлетворенностью жизнью. Оно было проведено на базе Самарской таможни в 2019 году путем опроса 31 государственного служащего. В ходе исследования мы провели следующие этапы:
1. Подобрали и обосновали применение методов и методик исследования;
2. Провели исследование карьерных ориентаций, мотива к достижению успеха, мотива к избеганию неудач, склонности к риску, удовлетворенности жизнью государственных служащих;
3. Проанализировали и интерпретировали результаты эмпирического исследования.
Свое исследование мы провели с применением следующих психодиагностических методик: опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной), методика Э. Шейна «Якоря карьеры» (адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова), опросник Г. Шуберта, методика Т. Элерса для определения уровня о достижения цели и успеха, методика Т. Элерса для определения уровня мотивации избегания неудачи.
Результаты эмпирического исследования выявили степень удовлетворенности жизнью государственных служащих и особенности структуры показателя удовлетворенность жизнью. Во-первых, высокая и средняя удовлетворенность характерна для большей половины респондентов, низкий уровень удовлетворенности присущ примерно одной трети государственных служащих. Во-вторых, структура удовлетворенности респондентов с низким и средним уровнем выявила снижение интереса к жизни, отсутствие воодушевления, а также неверие в свои силы и возможность успешного претворения намеченных важных целей в реальность. Эти данные, могут быть использованы для индивидуальной консультационной работы, а также разработки коррекционной программы по улучшению переживания удовлетворенности жизнью государственных служащих.
Структура карьерных предпочтений государственных служащих показала, что наиболее выбираемыми являются «интеграция стилей жизни», «служение», «стабильность места работы», менее значимыми - «профессиональная компетентность», «автономия», «стабильность места жительства». Это показывает, что в целом для государственных служащих имеет большую ценность постоянная работа в выбранной организации и реализация своего профессионального потенциала в качестве служения интересам государства, людей, и при этом в сочетании с другими своими жизненными предпочтениями. Интересно отметить, что «стабильность места жительства» менее значима по сравнению со «стабильностью места работы». Это дает основания предположить, что в случае территориальной перестройки структуры организации многие респонденты предпочтут сохранить свою сферу деятельности, даже путем переезда в другой город. Примечателен тот факт, что «профессиональная компетентность» выбрана приоритетной лишь половиной респондентов. Мы предполагаем, что причина этого в достижении высокого уровня профессиональных умений и невозможности получения соответствующего ему статуса и, как следствие, потери интереса к профессиональному росту, либо в нестабильности государственной службы из-за частых реорганизаций, которая для людей с ярко выраженным якорем «стабильность места работы» является дестабилизирующим фактором. Причины могут быть различными, они не были предметом нашей работы, но выявление их важно в целях усиления ориентации государственных служащих на профессиональный рост и интерес к развитию в служебной деятельности.
Результаты исследования мотивации достижения цели и успеха выявили, что практически все респонденты имеют средний и умеренно высокий ее уровень. Это выражается в адекватном чувстве ответственности и опасения наказания, что увеличивает мотивацию в деятельности и способствует повышению успехов, принятию реалистичных решений и взвешенному риску. Низкую и высокую мотивацию к успеху имеет незначительная часть государственных служащих.
Для исследуемой выборки характерно сочетание среднего уровня среднего значения мотивации к достижению успеха и высокого уровня среднего значения мотивации к избеганию неудач, что соответствует государственной службе, где часто важно действовать осмотрительно, не допускать отрицательных последствий в работе. В сочетании с низким и средним уровнями склонности к риску, рассмотренные выше мотивационные детерминанты, говорят о желании достичь успеха и тенденции обойти неудачные последствия своего труда.
Анализ корреляционных связей исследуемых переменных выявил зависимость между склонностью к риску, мотивацией к успеху, мотивацией избегания неудач и карьерными ориентациями, что подтвердило нашу гипотезу.
Статистически значимой зависимости между удовлетворенностью жизнью и детерминантами карьерных ориентаций не выявлено. Таким образом, необходимо продолжение исследования детерминант карьерных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Взаимосвязь на невысоком уровне найдена между удовлетворенностью жизнью и карьерными якорями «стабильность места работы», и «стабильность места жительства», что дает основания рассматривать гипотезу нашего исследования как подтвержденную на статистическом уровне тенденции.
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2009. 428 с.
2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М. : Мысль, 1989. с. 192.
3. Андреенкова А.В., Андреенкова Н.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью в России и Европе: сравнительный анализ. // Социологические исследования // Дискурс. 2019. №5 (1). С. 67-81.
4. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. №5 (99). С. 189-215.
5. Арбузова Е.Н. Особенности применения методик исследования мотивации человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. №1 URL: htpps://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-metodic-issledovaniya-cheloveka (дата обращения 07.04.2020).
6. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. : Прогресс- традиция, 2000. 383 с.
7. Буравцова Н.В. Современные подходы к карьере и карьеризму // СМАЛЬТА. 2014. №1. С. 39-42.
8. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб. : Речь, 2006. 458c.
9. Виноградова Г.А. Субъективное благополучие и развитие адаптационных способностей взрослых людей в условиях социально-экономического кризиса // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016 №2. С. 83-86.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М. : Харвест, 1998. 290 с.
11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл, 2006. 336 с.
12. Горелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости // Изд- во С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 1997. 239 с.
13. Дементий Л.И., Жирикова А.В. Ценности как детерминанта выбора карьерных ориентации студентами будущими предпринимателями // Вестник Омского университета. 2007. № 2. С. 4-10.
14. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2008. 20 с.
15. Зарковский Г.М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие. М. Смысл, 2009. 320 с.
...