ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В СПОРТЕ 6
1.1. Кинематические характеристики
спортивно-технического мастерства 6
1.2. Динамические характеристики, определяющие
проявления высшего спортивно-технического мастерства 9
1.3. Основные факторы, лимитирующие проявления спортивно-технического мастерства и особенности их мешающего влияния 12
1.4. Научные предпосылки к решению проблемы
программирования и организации тренировочного процесса 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 23
2.3. Методика оценки значимости основных показателей подготовленности баскетболистов, определяющих успешность их игровой деятельности 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.26
3.1. Исследование игровых действий баскетболистов 26
3.2. Пути повышения эффективности совместной деятельности баскетболистов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Актуальность исследования. Анализ спортивной практики показывает, что соревновательная деятельность в спорт высших достижений - необходимый элемент процесса управления. В баскетболе этой проблеме уделяется самое пристальное внимание. В отечественной и зарубежной литературе предложен ряд методов изучения соревновательной деятельности баскетболистов, основанных на математической обработке данных педагогических наблюдений за игрой [1,2,3,11]. Однако, эти методы не обладают достаточной степенью информативности, что не позволяет получить точные количественные характеристики соревновательной деятельности.
Объектом исследования является - моделирование соревновательной деятельности баскетболистов.
Предмет исследования. Пути и средства повышения эффективности совместной деятельности баскетболистов.
Целью исследования. Оптимизация процесса подготовки баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного года и соревнований.
Гипотеза. Предполагаем, что факторная структура подготовленности баскетболистов при различных сроках отдаления от соревнований позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех
контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой.
Новизна. Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций баскетболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивного соперничество. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технике - тактических взаимодействий в этих условиях.
Практическая значимость работы. Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.
Задачи исследования.
1. Установить критерии эффективности совместной деятельности баскетболистов и уровень адекватности оперативных игровых образов.
2. Изучить информативность показателей, определяющих успешность игровых действий баскетболистов.
3. Выявить факторы, определяющие успешность игровых действий баскетболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям и проверить их эффективность на практике.
1. В результате экспериментальных исследований установлено, что специфика предъявляет баскетболистам каждого игрового амплуа разные требования практически во всех элементах игры, особенно в бросках в кольцо.
2. Данные сравнительного анализа игровой деятельности, баскетболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях бросков мяча в кольцо:
а) способы выполнения бросков и участки площадки, с которых они водятся, производятся, различны у баскетболистов, выполняющих разные функции;
б) квалифицированные баскетболисты используют в основном определенный комплекс специализированных бросков (двумя - тремя способами с двух-трех участков площадки).
3. Выявленная модель нападающего в соответствии игровой функцией в команде предусматривает использование определенного арсенала способов и позиций атакующих действий, с которых они реализуются в соревновательных условиях.
4. Сравнение факторной структуры подготовленности баскетболистов при различных сроках отдаления от соревнований позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-й или из 2-го в 1-й). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности.
Для успешного завершения атаки баскетболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча как у всей команды в целом, так и у отдельных спортсменов, используют относительно определенное число бросков с различных мест.
Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов бросков и мест, с которых они производятся, нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных бросков.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие рекомендации.
На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере применения к соревнованиям (за 45 дней) возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений баскетболистов. На завещающем этапе, за 10-12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно- дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию баскетболистов в игровых ситуациях.
Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку баскетболистов на протяжении всего учебно-тренировочного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.
Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций баскетболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивного соперничество. Исходя из этого, учебно - тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технике - тактических взаимодействий в этих условиях.
1. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. - М.: ФиС, 2006, - 156 с.
2. Айрапетянц Л. Р., Годик М. А. Тренажеры и тренажерные устройство в спортивных играх. - М., ФиС, 2003 - 114 с.
3. Айриянц А.Г. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: ФиС, 2006, - с. 269.
4. Годик М. А. Критерии оценки физических нагрузок квалифицированных футболистов. М., ФиС, 1990. - 178 с.
5. Донченко Н. А. Тренажеры и тренажерные устройство в спорте. - М., ФиС, 2000, - 117 с.
6. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. М., ФиС, 1979, 244 с.
7. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 2008, 128 с.
8. Железняк Д. С. Подготовка юного волейболиста - М.: ФиС, 2001. - 216 с.
9. Железнова Д. С. Уроки баскетбола. - М.: ФиС, 2005, - 198 с.
10. Игнатьева И.В. Гандбол. // Очерки по биомеханике и методике тренировки. М.: ФиС, 2011. - с. 145.
11. Калинин Г.В. Антиципация нападающих ударов в боксе. - М., ФиС, 2008, - 113 с.
12. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 2004, - 91 с.
13. Коваленко В.А. Средства и методы психологической подготовки баскетболистов. В сб.: спортивные игры. М.: ФиС, 2007, с. 22-29.
14. Клещев Ю.Н. Волейбол. // учеб. для ифк. М.: Фис, 2004, - с. 263.
15. Кон И.С. Открытие "Я". М.: ФиС, 2001, 156 с.
16. Косарев П.Б. Специальная физическая подготовка баскетболиста. М.: ФиС, 2009, - 189 с.
17. Карпман В.Л. Спортивная медицина. - М., ФиС, 1988, - 246 с.
18. Карпман В.Л. Тесты в спортивной медицине. М.: ФиС, 1994, - 189 с.
19. Мартиросов А.В., Туманян С.К. Телосложение и спорт. - М., ФиС, 1987, - 128 с.
20. Сирис П.З., Левадо М.С. Отбор и прогнозирование в спорте. - М., ФиС, 2007, - 137 с.
21. Степанов Г.Ф. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболистов. ТиПФК, 3/2009, с. 15-17.
22. Степанов Г.Ф., Годик М.А. Контроль за координационной сложностью нагрузки в волейболе. ТиПФК, №1/ 2008, с. 15-17.
23. Сергеев П.А. Юный баскетболист. - М., ФиС, 2006, 91 с.
24. Сучилин А.А. Совершенствование системы подготовки баскетболистов на этапе углубленной спортивной специализации //Теория и методика физ. культуры. - 2007. - №5. - с. 11-13.
25. Шамардин В.Н. Гандбол: Учеб. пособие. - Днепропетровск: Пороги, 2007. - 238 с.
26. Щукин В.И. Параметры тренировочной нагрузки спортивной направленности у квалифицированных баскетболисток //баскетбол. - М.: ФиС, 2007. - с. 20-22.