Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология укрупнения дидактических единиц как средство систематизации и обобщения знаний (на примере темы «Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости»)

Работа №119697

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ КАК СРЕДСТВА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ 10
§1. Понятие технологии укрупненных дидактических единиц в школьном курсе математики 10
§2. УДЕ — технология наиболее эффективная для достижения поставленных целей на уроках математики 15
§3. Укрупненные дидактические единицы как педагогические средства систематизации и обобщения знаний_в школьном курсе математики 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 36
§4. Укрупнения дидактических единиц как особенность обучения 36
§5. Реализация педагогических условий применения УДЕ для систематизации и обобщения знаний на уроках математики 47
§6. Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Организация учебной деятельности на уроках геометрии в рамках укрупнения дидактических единиц модели образовательного процесса» 64
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В основе реформирования современной образовательной системы лежит нормативная и законодательная база созданная в последние годы: закон Рос­сийской Федерации «Об образовании» [22; 38], «Национальная доктрина об­разования РФ», «Концепция модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года» [38]. Эти документы содержат повышенный уровень тре­бований, которые предъявляются к профессионализму и учителей, а также к сами выпускникам школ.
Анализ генезиса школы показывает, что она практически всегда ориен­тирована была на потребности общества, государства и за редким исключе­нием - на интересы учеников. В наше время идеями гуманистической педа­гогики, основанными на работах по психологии Василия Давыдова [9]; Аб­рахама Маслоу [67; 68]; Бориса Ананьева [1], охвачено большое количество педагогов и ученых - новаторов. Самых лучших результатов добились имен­но такие концепции, основное внимание которых сосредоточено на личности ребенка: развитие различных способностей и становление внутреннего мира ребенка.
В Российской Федерации в практику широко внедряют концепции раз­вивающего образования в условиях начальной школы (работы педагогов- психологов Л.В. Занкова [12]; В.В. Давыдова [9], идеи проблемно-развивающего воспитания (М.И. Махмутова [26]; Я.И. Лернера [23]), идеи педагогов новаторов, описывающие сотрудничество учителей и учащихся.
Каждый неравнодушный педагог, заинтересованный в позитивных ре­зультатах своего труда, ломает голову над тем, каким образом педагогиче­ский процесс сделать более доступным, при этом эффективным и нацелен­ным на развитие индивидуальности ребенка наряду с воспитанием и нрав­ственных и прочих качеств.
Н.И. Шевченко отмечает, что «в современной школе существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы ребенок мог решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. А как сделать процесс обучения доступным, эффективным, нацеленным на развитие инди­видуальности ребенка вместе с воспитанием моральных и других качеств? Школьный процесс предусматривается значительный объем навыков, зна­ний, умений, современный школьник подвергается огромным перегрузкам. Возникают проблемы, связанные с неуспеваемостью, снижением мотивации в обучении. И тогда перед учителем встает проблема: как уменьшить время обучения, не уменьшая количества информации? Найти ответ не просто, да­же несмотря на то, что существуют десятки методики технологий» [51].
Практические результаты подтверждают, что более с большей быстро­той эффективностью овладевает предполагаемым ему объемом знаний тот обучающийся, который имеет более высокую обучаемость.
Свойство это имеет характер динамический, а изучение его, таким об­разом позволяет не только констатировать наличное состояние, но и до опре­деленной степени спрогнозировать темпы, направление и характер последу­ющего продвижения ученика.
Исследованиям проблем развития у ребенка обучаемости большое внимание уделялось: В.И. Загвязинским [14]; И.П. Подласым [33]; Л.Д. Сто­ляренко [42]; А.И. Зимней [16]; Б.В. Зейгарником [15]; З.И. Калмыковой [18]; Н.А. Менчинской [27]; Б.Г. Ананьевым [1] и др. Тем не менее проблемы диа­гностики педагогической обучаемости являются недостаточно изученными, также довольно мало имеется исследований на эту тему развития обучаемо­сти детей в подростковом и младшем подростковом возрасте.
Определено, что «традиционной подход не делает достаточный акцент на организацию учебной деятельности школьников су четом их собственной активности, нацеленной на систематизацию получаемого знаний, его усвое­ние и обобщение. Универсальные принципы, в соответствии с которыми ор­ганизуется деятельность, схемы, способы и приемы действий, которые заложены в предполагаемых задачах, остаются неосознанными и неосмысленны­ми для ребенка. Учениками не вырабатываются соответствующие критерии, правила, которыми впоследствии можно будет пользоваться в процессе вы­работки тактики, стратегии при решении новых задач, у них не развиваются навыки самоанализа, сам контроля образовательной деятельности» [51, с. 12].
Чтобы решить данную проблему в настоящее время в школьной прак­тике всё чаще находит применение технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), которую разработал и обосновал Пюрвя Эрдниев [56]. Она способствует активизации учебного процесса, помогает развить навыки са­мостоятельной работы, познавательного интереса к изучаемому предмету. Имеющийся опыт применения технологии УДЕ показал огромные возможно­сти к развитию творческого мышления обучающихся. При использовании УДЕ происходит заметное улучшение качества получаемых знаний, при этом в сравнении с действующими нормами время учебное в среднем уменьшает­ся на величину порядка 20%».
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что активные процессы информатизации (процессы широкомасштабной трансформации методов, содержания образовательного процесса, его организационных форм, обеспечивающие эффективную социализацию (подготовку) ученика к жизни в информационном обществе) перед педагогической наукой ставят за­дачу создания новой технологии обучения, которая обеспечивала бы не про­сто передачу имеющегося потенциала накопленных умений и знаний, но в первую очередь формирование у ребенка способностей, которые позволят ему активно овладевать такими знаниями.
Существующие исследования А.К. Марковой [25], З.И. Калмыковой [18] что невысокий уровень прогресса обучаемости препятствует достиже­нию в обучении желаемого результата. Требуется технология такая, которая направляла бы развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, способности усваивать знания и способы образовательной деятельности, раз­витие навыков работать самостоятельно и позволяла повысить объёмы изу­чаемых материалов при уменьшении нагрузки на учащегося.
Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена:
• осознанием необходимости уменьшения нагрузки на школьников в условиях стремительно растущего информационного потока, а также недо­статочной изученностью педагогических методов, дающих возможность, без снижения объемов информации, сократить время на усвоение требуемого объема навыков, знаний, умений;
• потребностью развития обучаемости учеников и недостаточной раз­работанностью педагогических приемов, методов и средств развития обучае­мости детей школьного возраста;
• практикой применения технологии УДЕ в целях интенсивного обу­чения и не разработанностью педагогических условий, которые стимулиро­вали бы реализацию в педагогическом процессе всех потенциальных воз­можностей технологии УДЕ по развитию обучаемости.
Цель исследования: раскрыть возможности и педагогические условия УДЕ и обосновать их применение как эффективного средства обобщения и систематизации геометрических знаний.
Объектом исследования является процесс обучения школьников гео­метрии.
Предметом исследования являются педагогические условия, способ­ствующие реализации возможностей технологии УДЕ в целях обобщения и систематизации знаний учеников.
Гипотеза исследования: процесс обучения школьников обобщению и систематизации геометрических знаний, усваиваемых школьниками будет эффективным, если в нем технология УДЕ будет рассматриваться как одна из целей педагогического процесса.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза исследования потребовали выполнения следующих задач:
• уточнение сущности технологии УДЕ как средства обобщения и си­стематизации знаний в структурно-содержательном контексте обучения;
• обоснование потенциальных возможностей технологии УДЕ для раз­вития обобщения и систематизации получаемых знаний;
• разработки и обоснования педагогических условий, способствующие
• реализации потенциальных возможностей технологии УДЕ в целях развития процесса обучаемости;
• опытной проверки воздействия условий педагогических внедрения технологии УДЕ на степень развития обучаемости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения технологии УДЕ П.М. Эрдниева [56]; А.З. Ахметшиной [5]; С.Н. Дорофеева [10] и дифференцированного обучения математике В.А. Гусева [8].
Базовыми для настоящего исследования явились также: основные положения теории и методики обучения решению геометрических задач В.А. Гусева [8]; С.Н. Дорофеева [10]; Р.А. Утеевой [44].
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; изучение опыта учителей математики по данной теме исследования; сравнительный анализ учебников и учебных пособий; систематизация и обобщение материала по теме.
Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве базы ис­следования были выбраны средние классы общеобразовательной школы №3 г. Истра Московской области (7 классы, 76 учащихся).
Теоретическая значимость проведенного исследования:
• дана характеристика технологии УДЕ как средства, позволяющего систематизировать и обобщать знания, и цель педагогического процесса, структурированная с использованием набора факторных и ключевых харак­теристик;
• с теоретической точки зрения рассмотрены принципы, на которых построена методика УДЕ. Исследование способствует устранению пробелов в педагогики, связанных с реализацией потенциала развития, заложенного в методике УДЕ.
Проведенное исследование имеет следующую практическую значи­мость:
• разработана система укрупненных заданий по диагностике методики УДЕ, позволяющая систематизировать знания при преподавании математики в средней школе;
• для учителей с общепедагогических принципов сформулированы положения, система, структура проведения занятия, построенного на методи­ке УДЕ.
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап, информационный - проведение анализа педагогического опыта, педагогической и психологической литературы на исследуемую тема­тику, разработка актуальности настоящего исследования.
Второй этап, диагностический - продолжение анализа научной литера­туры, определение возможностей технологии УДЕ в процессе систематиза­ции и обобщения знаний, проведение педагогического эксперимента, иссле­дование уровня развития школьников.
Третий этап, прогностический - систематизация и обобщение данных эмпирического и теоретического исследований, осуществление литературно­го оформления диссертационной работы.
На защиту выносятся положения:
1. Технология УДЕ - это эффективное средство систематизации и обобщения знаний в учебном процессе, эмпирическая характеристика инди­видуальных показателей умственных способностей школьников к усвоению получаемой информации, к запоминанию учебного материала, решению раз­ных задач, к выполнению различных видов учебного контроля и само­контроля.
2. Важными показателями уровня готовности школьников к системати­зации и обобщению усвоенных знаний является степень готовности школь­ников к выбору и сочетанию различных методов решения геометрических задач, что в свою очередь характеризует степень развития интеллектуальных качеств.
3. Методические рекомендации по применению УДЕ - технологии как средства систематизации и обобщение знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования со­стоит в определении методических рекомендаций по разработке УДЕ - тех­нологии как средства систематизации и обобщение знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе, методов и критериев оценивания результатов обучения; в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических ре­комендаций была осуществлена в период производственной практики и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математи­ческого образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МОУ «Истринской СОШ №3» (Московской области г. Истра). Теоретические выводы и практические ре­зультаты исследования докладывались на заседаниях методического объ­единения учителей математики, педагогическом совете МОУ «Истринская СОШ №3» (г. Истра, Московская обл.); на городских заседаниях методического объединения учителей физики, информатики, математики, педагогическом совете г. Истра; на научно-практической городской конфе­ренции «Педагогическое образование в Московской области: история, пер­спективы развития и сотрудничества» (Истра, 2019).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, содержит 3 таблицы, 19 рисунков, список используемых источников (69 источников). Основной текст работы изложен на 83 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного можно предположить, педагогические условия представляют собой:
• качественную характеристику основных факторов, процессов и яв­лений образовательной среды, отражающую основные требования к органи­зации деятельности;
• совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагоги­ческого процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образова­тельной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической за­дачи;
• комплекс мер, способствующих повышению эффективности процес­са формирования универсальной ключевой компетентности: о информацион­ные;
• технологические (способы, этапы, примеры, методы, средства, фор­мы, организации образовательной деятельности; процессуально- методиче­ская основа педагогического процесса);
• личностные (общение, деятельность, поведение, качества личност­ные субъектов образовательного процесса);
• психологические основания образовательного процесса.
Проведенное исследование показало, что технология УДЕ подходит для всех педагогических условий и способствует формированию способно­сти к систематизации и обобщению знаний, повышает уровень самостоя­тельности. Также применение разных видов свертывания учебного материала помогает усвоить учебный материал, запомнить его, системно усвоить, по­скольку образы воспринимаемые зрительно из памяти вызывают нужные ас­социации, опорное знание, являются инструментами совершенствования продуктивного мышления, а также способствуют развитию общего интеллек­туального уровня учеников.
Результаты исследований подтверждают, что экспериментальная тех­нология, которая была разработана и апробирована позволяет учащимся глу­боко усвоить теоретический материал курса, а также помогает систематиза­ции и обобщение знаний, формированию логического и пространственного мышления.
Установлено, что при внедрении разработанной нами методики обуче­ния систематизация и обобщение знаний проходит эффективнее, что связано с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых и исходного уровня сформированности пространственных представлений.
Предлагаемая технология укрупненных дидактических единиц активи­зирует деятельность обучающихся благодаря своим характерным особенно­стям и нацелена на развитие потенциала личности учеников в ходе выполне­ния заданий, основанных на мотивационной установке на освоение изучае­мых материалов.
Следовательно, УДЕ находит применение в образовательном процессе в качестве способа, обеспечивающего системность получаемого знания, в ка­честве важного дидактического приема интеграции знания и интенсифика­ции его освоения.


1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд- во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 272 с.
2. Атанасян Л.С. Геометрия, 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: Просвещение, 2015. - 383 с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия, 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творче­ской личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Ахметшина А. 3. Укрупнение дидактических единиц как техноло­гия обучения // Научно-теоретический журнал «Школьные технологии». - 2002. - N6. - С 158-162.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Научно-теоретический журнал, учредитель ООО "Педагогика". - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В. Давы­дова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 136 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
10. Дорофеев С.Н. УДЕ как метод подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности / С.Н. Дорофеев // Гуманитарные науки и образование. МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - №1, 2013. - С.14-17.
11. Дьюи Д. Педагогика Детства От ребенка - к миру, от мира - к ре­бенку. Издательство: Карапуз, 2009. - 352 с.
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педаго­гики, 1999. - 608 с.
13. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. №5. - 1997. - С. 3-6.
14. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
15. Зейгарник Б.В. Мотивы мышления. Психологические исследова­ния интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С.34-38.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ