Технология укрупнения дидактических единиц как средство систематизации и обобщения знаний (на примере темы «Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости»)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ КАК СРЕДСТВА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ 10
§1. Понятие технологии укрупненных дидактических единиц в школьном курсе математики 10
§2. УДЕ — технология наиболее эффективная для достижения поставленных целей на уроках математики 15
§3. Укрупненные дидактические единицы как педагогические средства систематизации и обобщения знаний_в школьном курсе математики 25
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 36
§4. Укрупнения дидактических единиц как особенность обучения 36
§5. Реализация педагогических условий применения УДЕ для систематизации и обобщения знаний на уроках математики 47
§6. Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Организация учебной деятельности на уроках геометрии в рамках укрупнения дидактических единиц модели образовательного процесса» 64
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В основе реформирования современной образовательной системы лежит нормативная и законодательная база созданная в последние годы: закон Российской Федерации «Об образовании» [22; 38], «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» [38]. Эти документы содержат повышенный уровень требований, которые предъявляются к профессионализму и учителей, а также к сами выпускникам школ.
Анализ генезиса школы показывает, что она практически всегда ориентирована была на потребности общества, государства и за редким исключением - на интересы учеников. В наше время идеями гуманистической педагогики, основанными на работах по психологии Василия Давыдова [9]; Абрахама Маслоу [67; 68]; Бориса Ананьева [1], охвачено большое количество педагогов и ученых - новаторов. Самых лучших результатов добились именно такие концепции, основное внимание которых сосредоточено на личности ребенка: развитие различных способностей и становление внутреннего мира ребенка.
В Российской Федерации в практику широко внедряют концепции развивающего образования в условиях начальной школы (работы педагогов- психологов Л.В. Занкова [12]; В.В. Давыдова [9], идеи проблемно-развивающего воспитания (М.И. Махмутова [26]; Я.И. Лернера [23]), идеи педагогов новаторов, описывающие сотрудничество учителей и учащихся.
Каждый неравнодушный педагог, заинтересованный в позитивных результатах своего труда, ломает голову над тем, каким образом педагогический процесс сделать более доступным, при этом эффективным и нацеленным на развитие индивидуальности ребенка наряду с воспитанием и нравственных и прочих качеств.
Н.И. Шевченко отмечает, что «в современной школе существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы ребенок мог решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. А как сделать процесс обучения доступным, эффективным, нацеленным на развитие индивидуальности ребенка вместе с воспитанием моральных и других качеств? Школьный процесс предусматривается значительный объем навыков, знаний, умений, современный школьник подвергается огромным перегрузкам. Возникают проблемы, связанные с неуспеваемостью, снижением мотивации в обучении. И тогда перед учителем встает проблема: как уменьшить время обучения, не уменьшая количества информации? Найти ответ не просто, даже несмотря на то, что существуют десятки методики технологий» [51].
Практические результаты подтверждают, что более с большей быстротой эффективностью овладевает предполагаемым ему объемом знаний тот обучающийся, который имеет более высокую обучаемость.
Свойство это имеет характер динамический, а изучение его, таким образом позволяет не только констатировать наличное состояние, но и до определенной степени спрогнозировать темпы, направление и характер последующего продвижения ученика.
Исследованиям проблем развития у ребенка обучаемости большое внимание уделялось: В.И. Загвязинским [14]; И.П. Подласым [33]; Л.Д. Столяренко [42]; А.И. Зимней [16]; Б.В. Зейгарником [15]; З.И. Калмыковой [18]; Н.А. Менчинской [27]; Б.Г. Ананьевым [1] и др. Тем не менее проблемы диагностики педагогической обучаемости являются недостаточно изученными, также довольно мало имеется исследований на эту тему развития обучаемости детей в подростковом и младшем подростковом возрасте.
Определено, что «традиционной подход не делает достаточный акцент на организацию учебной деятельности школьников су четом их собственной активности, нацеленной на систематизацию получаемого знаний, его усвоение и обобщение. Универсальные принципы, в соответствии с которыми организуется деятельность, схемы, способы и приемы действий, которые заложены в предполагаемых задачах, остаются неосознанными и неосмысленными для ребенка. Учениками не вырабатываются соответствующие критерии, правила, которыми впоследствии можно будет пользоваться в процессе выработки тактики, стратегии при решении новых задач, у них не развиваются навыки самоанализа, сам контроля образовательной деятельности» [51, с. 12].
Чтобы решить данную проблему в настоящее время в школьной практике всё чаще находит применение технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), которую разработал и обосновал Пюрвя Эрдниев [56]. Она способствует активизации учебного процесса, помогает развить навыки самостоятельной работы, познавательного интереса к изучаемому предмету. Имеющийся опыт применения технологии УДЕ показал огромные возможности к развитию творческого мышления обучающихся. При использовании УДЕ происходит заметное улучшение качества получаемых знаний, при этом в сравнении с действующими нормами время учебное в среднем уменьшается на величину порядка 20%».
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что активные процессы информатизации (процессы широкомасштабной трансформации методов, содержания образовательного процесса, его организационных форм, обеспечивающие эффективную социализацию (подготовку) ученика к жизни в информационном обществе) перед педагогической наукой ставят задачу создания новой технологии обучения, которая обеспечивала бы не просто передачу имеющегося потенциала накопленных умений и знаний, но в первую очередь формирование у ребенка способностей, которые позволят ему активно овладевать такими знаниями.
Существующие исследования А.К. Марковой [25], З.И. Калмыковой [18] что невысокий уровень прогресса обучаемости препятствует достижению в обучении желаемого результата. Требуется технология такая, которая направляла бы развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, способности усваивать знания и способы образовательной деятельности, развитие навыков работать самостоятельно и позволяла повысить объёмы изучаемых материалов при уменьшении нагрузки на учащегося.
Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена:
• осознанием необходимости уменьшения нагрузки на школьников в условиях стремительно растущего информационного потока, а также недостаточной изученностью педагогических методов, дающих возможность, без снижения объемов информации, сократить время на усвоение требуемого объема навыков, знаний, умений;
• потребностью развития обучаемости учеников и недостаточной разработанностью педагогических приемов, методов и средств развития обучаемости детей школьного возраста;
• практикой применения технологии УДЕ в целях интенсивного обучения и не разработанностью педагогических условий, которые стимулировали бы реализацию в педагогическом процессе всех потенциальных возможностей технологии УДЕ по развитию обучаемости.
Цель исследования: раскрыть возможности и педагогические условия УДЕ и обосновать их применение как эффективного средства обобщения и систематизации геометрических знаний.
Объектом исследования является процесс обучения школьников геометрии.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие реализации возможностей технологии УДЕ в целях обобщения и систематизации знаний учеников.
Гипотеза исследования: процесс обучения школьников обобщению и систематизации геометрических знаний, усваиваемых школьниками будет эффективным, если в нем технология УДЕ будет рассматриваться как одна из целей педагогического процесса.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза исследования потребовали выполнения следующих задач:
• уточнение сущности технологии УДЕ как средства обобщения и систематизации знаний в структурно-содержательном контексте обучения;
• обоснование потенциальных возможностей технологии УДЕ для развития обобщения и систематизации получаемых знаний;
• разработки и обоснования педагогических условий, способствующие
• реализации потенциальных возможностей технологии УДЕ в целях развития процесса обучаемости;
• опытной проверки воздействия условий педагогических внедрения технологии УДЕ на степень развития обучаемости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения технологии УДЕ П.М. Эрдниева [56]; А.З. Ахметшиной [5]; С.Н. Дорофеева [10] и дифференцированного обучения математике В.А. Гусева [8].
Базовыми для настоящего исследования явились также: основные положения теории и методики обучения решению геометрических задач В.А. Гусева [8]; С.Н. Дорофеева [10]; Р.А. Утеевой [44].
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; изучение опыта учителей математики по данной теме исследования; сравнительный анализ учебников и учебных пособий; систематизация и обобщение материала по теме.
Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве базы исследования были выбраны средние классы общеобразовательной школы №3 г. Истра Московской области (7 классы, 76 учащихся).
Теоретическая значимость проведенного исследования:
• дана характеристика технологии УДЕ как средства, позволяющего систематизировать и обобщать знания, и цель педагогического процесса, структурированная с использованием набора факторных и ключевых характеристик;
• с теоретической точки зрения рассмотрены принципы, на которых построена методика УДЕ. Исследование способствует устранению пробелов в педагогики, связанных с реализацией потенциала развития, заложенного в методике УДЕ.
Проведенное исследование имеет следующую практическую значимость:
• разработана система укрупненных заданий по диагностике методики УДЕ, позволяющая систематизировать знания при преподавании математики в средней школе;
• для учителей с общепедагогических принципов сформулированы положения, система, структура проведения занятия, построенного на методике УДЕ.
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап, информационный - проведение анализа педагогического опыта, педагогической и психологической литературы на исследуемую тематику, разработка актуальности настоящего исследования.
Второй этап, диагностический - продолжение анализа научной литературы, определение возможностей технологии УДЕ в процессе систематизации и обобщения знаний, проведение педагогического эксперимента, исследование уровня развития школьников.
Третий этап, прогностический - систематизация и обобщение данных эмпирического и теоретического исследований, осуществление литературного оформления диссертационной работы.
На защиту выносятся положения:
1. Технология УДЕ - это эффективное средство систематизации и обобщения знаний в учебном процессе, эмпирическая характеристика индивидуальных показателей умственных способностей школьников к усвоению получаемой информации, к запоминанию учебного материала, решению разных задач, к выполнению различных видов учебного контроля и самоконтроля.
2. Важными показателями уровня готовности школьников к систематизации и обобщению усвоенных знаний является степень готовности школьников к выбору и сочетанию различных методов решения геометрических задач, что в свою очередь характеризует степень развития интеллектуальных качеств.
3. Методические рекомендации по применению УДЕ - технологии как средства систематизации и обобщение знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении методических рекомендаций по разработке УДЕ - технологии как средства систематизации и обобщение знаний обучающихся по математике в общеобразовательной школе, методов и критериев оценивания результатов обучения; в описании результатов экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе МОУ «Истринской СОШ №3» (Московской области г. Истра). Теоретические выводы и практические результаты исследования докладывались на заседаниях методического объединения учителей математики, педагогическом совете МОУ «Истринская СОШ №3» (г. Истра, Московская обл.); на городских заседаниях методического объединения учителей физики, информатики, математики, педагогическом совете г. Истра; на научно-практической городской конференции «Педагогическое образование в Московской области: история, перспективы развития и сотрудничества» (Истра, 2019).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, содержит 3 таблицы, 19 рисунков, список используемых источников (69 источников). Основной текст работы изложен на 83 страницах.
На основании вышеизложенного можно предположить, педагогические условия представляют собой:
• качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности;
• совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, и обеспечивающих решение поставленной педагогической задачи;
• комплекс мер, способствующих повышению эффективности процесса формирования универсальной ключевой компетентности: о информационные;
• технологические (способы, этапы, примеры, методы, средства, формы, организации образовательной деятельности; процессуально- методическая основа педагогического процесса);
• личностные (общение, деятельность, поведение, качества личностные субъектов образовательного процесса);
• психологические основания образовательного процесса.
Проведенное исследование показало, что технология УДЕ подходит для всех педагогических условий и способствует формированию способности к систематизации и обобщению знаний, повышает уровень самостоятельности. Также применение разных видов свертывания учебного материала помогает усвоить учебный материал, запомнить его, системно усвоить, поскольку образы воспринимаемые зрительно из памяти вызывают нужные ассоциации, опорное знание, являются инструментами совершенствования продуктивного мышления, а также способствуют развитию общего интеллектуального уровня учеников.
Результаты исследований подтверждают, что экспериментальная технология, которая была разработана и апробирована позволяет учащимся глубоко усвоить теоретический материал курса, а также помогает систематизации и обобщение знаний, формированию логического и пространственного мышления.
Установлено, что при внедрении разработанной нами методики обучения систематизация и обобщение знаний проходит эффективнее, что связано с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых и исходного уровня сформированности пространственных представлений.
Предлагаемая технология укрупненных дидактических единиц активизирует деятельность обучающихся благодаря своим характерным особенностям и нацелена на развитие потенциала личности учеников в ходе выполнения заданий, основанных на мотивационной установке на освоение изучаемых материалов.
Следовательно, УДЕ находит применение в образовательном процессе в качестве способа, обеспечивающего системность получаемого знания, в качестве важного дидактического приема интеграции знания и интенсификации его освоения.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд- во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 272 с.
2. Атанасян Л.С. Геометрия, 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: Просвещение, 2015. - 383 с.
3. Атанасян Л.С. Геометрия, 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Ахметшина А. 3. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения // Научно-теоретический журнал «Школьные технологии». - 2002. - N6. - С 158-162.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Научно-теоретический журнал, учредитель ООО "Педагогика". - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 136 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
10. Дорофеев С.Н. УДЕ как метод подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности / С.Н. Дорофеев // Гуманитарные науки и образование. МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - №1, 2013. - С.14-17.
11. Дьюи Д. Педагогика Детства От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. Издательство: Карапуз, 2009. - 352 с.
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
13. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. №5. - 1997. - С. 3-6.
14. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
15. Зейгарник Б.В. Мотивы мышления. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С.34-38.
...