Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 2 группы студентов по 20 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Сущность и психологическое содержание экстремизма 7
1.2. Понятие киберэкстремизма и его основные характеристики 16
1.3. Проявление киберэкстремизма у молодежи 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ПРОЯВЛЕНИЯМ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА У СТУДЕНТОВ 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Результаты и интерпретация отношения к проявлениям киберэкстремизма у студентов 38
2.3. Рекомендации по результатам исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность темы. Одна из острейших проблем, с которой столкнулось мировое сообщество в XXI веков, - это проблема экстремизма, межкультурных войн и междоусобиц, связанная с растущей интолерантностью современного общества, подогреваемой идеями псевдопатриотизма и призывами борьбы с «иными», «чужими» с целью сохранения собственной идентичности. Стоит отметить, что основные причины формирования экстремистских установок и идей в молодежной среде сохраняются с начала 1990-х гг и в современном цифровом мире переросли в киберэстремизм.
В последние годы ситуация серьезно осложнилась вследствие проникновения международных экстремистских движений и групп в пространство Интернета. В последние годы как в России, так и за рубежом случилось несколько знаменательных событий, которые показали, что молодежь в различных странах уязвима перед интернет-воздействием экстремистского характера. Киберэкстремизм в последние годы приобретает глобальный характер, посредством современных информационно-коммуникационных технологий транслируется по всему миру, в том числе и в России.
Проблема молодежного киберэкстремизма видится нам также в том, что большинство конфликтов последних лет начинались именно с происшествий в молодёжной среде и широко освещались в Интернете, комментировались, поддерживались агрессивные тенденции, особенно в русле этнических или политических аспектов межличностного взаимодействия. Современная ситуация, в том числе и связанная с проведением СВО РФ на территории Украины заострила многие вопросы коммуникации в сети Интернет, развив совершенно новый уровень проявления киберэкстемизма и особенностей отношения к нему, повысив толерантность молодежи к явным экстремистским высказываниям и предложениям, что создает общественную угрозу формирования кибертерроризма в Российской Федерации.
Обозначая основные проблемные аспекты развития интернет-пространства и возникновения экстремистских направлений в данном контексте, необходимо выделить специфику молодежного возраста как наиболее подверженного социально-психологическим изменениям современного мира в виртуальной реальности. Социальная система на общественном и государственном уровне оказывается не готова к последствиям развития киберэкстремизма у молодежи в ракурсе адекватных и быстрых оперативных действий реакции на угрозы и вызовы.
Степень разработанности. Вопросы молодежного экстремизма в своих исследованиях рассматривают много отечественных и зарубежных исследований. Отметим монографическое исследование Ю.С. Бузыкиной «Отношение к экстремизму: региональный аспект», которое в своих тезисах можно представить именно в компонентной модели современного киберэкстремизма и отношения студентов к его проявлениям, также отметим диссертационное исследование Е.Н. Молодчей, раскрывающей политологический аспект противодействия кибертерроризму в современной России. Значимым в изучаемой сфере являются также и публикации D. E. Denning, S. Krasavin, раскрывающие понятие «кибертерроризм».
Однако, несмотря на достаточную разработанность темы в то же время наблюдается фрагментарность ее исследования, в выделении отдельных аспектов, и недостаточно представленные психологические особенности личности, положительно относящейся к киберэкстремизму.
В настоящее время наблюдается и ряд противоречий, которые актуализируют рассматриваемую нами проблему: противоречие между потребностью в развитии и совершенствовании системы профилактики положительного отношения к проявлениям киберэкстремизма у студентов и отсутствием комплексных мероприятий в образовательной практике ВУЗов.
Гипотеза – Отношение к проявлениям киберэкстремизма у студенческой молодежи детерминировано определенными социально-психологическими характеристиками личности.
Объект исследования – социально-психологические характеристики
личности и ее отношение к проявлениям киберэкстремизма.
Предмет исследования – отношение к проявлениям киберэкстремизма у студентов.
Цель исследования – эмпирически изучить отношение к проявлениям киберэкстремизма у студентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и психологическое содержание экстремизма.
2. Охарактеризовать понятие киберэкстремизма и его основные характеристики.
3. Проанализировать проявление киберэкстремизма у молодежи.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей отношения к проявлениям киберэкстремизма у студентов.
5. Разработать рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование;
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни.
Методики диагностики:
1. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма Давыдова Д.Г., Хломова К.Д.
2. Методика агрессивности Басса-Дарки. Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой).
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
4. Тест на определение степени внушаемости Е. Мерзляковой, являющийся модификацией одноименного теста С.В. Клаучека и В.В. Деларю.
5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым и Л.А. Шайгеровой.
Выборку исследования составили студенты ВУЗа в количестве 40 человек.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения
В ходе теоретического обзора по проблеме отношения к проявлениям киберэкстремизма у студентов было выявлено, что:
Сущность и психологическое содержание экстремизма отличается преимущественным употреблением не только в рамках научной доктрины, но и в практическом функционировании. При этом сложности формирование представлений о данном понятии связаны с отсутствием универсальной дефиниции. Определение причин, предопределяющих экстремистское поведение субъектов, обуславливает потребность сосредоточения внимания на двух группах вариативных факторов, а именно: социокультурных, с одной стороны, и психофизиологических, с другой. В общей совокупности последних, в свою очередь, наибольшей значимостью характеризуются эмоционально-чувственные аспекты, а также нравственно-психологические. Данное понятие по психологическому содержанию представляет собой поведенческие акты субъекта (а равно сформированных у такого лица убеждений, присутствующих отношений и пр.), не соответствующие традиционным бытовым. В случаях развития конфликтных ситуаций, такой человек отдает предпочтение в пользу демонстрации со своей стороны жестких форм его преодоления.
Понятие киберэкстремизма и его основные характеристики представлены в большей мере в том же ракурсе, как и экстремизм в чистом виде, однако с условием цифровизации. Это форма экстремистской деятельности в информационном пространстве. Т.е. речь идет уже о криминальном использовании технологий приема, обработки, передачи, хранения и распространения информационных сообщений экстремистского характера, содержащей оскорбления в адрес каких-либо социальных (прежде всего, этнических и религиозных) групп, призывы к насилию над ними. Его основными характеристиками является форма изъявления – технологическая и диалектическая.
Проявление киберэкстремизма у молодежи в форме дестабилизации существующего положения вещей в пользу собственного «идейного» в информационном пространстве характеризуется определенными тенденциями нарастания за последние годы. В основе причин таких проявлений киберэкстремизма лежат экономические, культурные и политические причины.
В ходе эмпирического исследования был подобран диагностический инструментарий, позволяющий изучить психологические особенности студентов, которые положительно и отрицательно относятся к киберэкстремизму. Результаты исследования позволили выявить то, что у студентов, которые положительно относятся к проявлениям киберэкстремизма в структуре личности и поведения доминируют диспозиции насильственного экстремизма, в отличие от студентов, которые относятся отрицательно к проявлениям киберэкстремизма. Такие студенты допускают осуществление насилия и личную готовность совершить его. Сдержанная агрессия обычно «смещается», направляется не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой объект, например, мигрантов, бездомных и т. д. Диспозиция интолерантности характеризуется стремлением к однозначности образа мира, неприятием отличий других людей, отрицанием возможности инакомыслия и стремлением навязать окружающим свои взгляды любой ценой. Также среди личностных особенностей у таких студентов выявлен повышенный фон агрессивности, враждебности, внушаемости и низкой степени толерантности.
Таким образом, выявив основные психологические доминанты личности студентов, формирующие положительное отношение к проявлениям киберэкстремизма были предложены рекомендации педагогам ВУЗа, направленные на профилактику киберэкстремизма и снижение/ликвидация положительного отношения к данному социальному и опасному для общества феномену. Рекомендации представлены в теоретических положениях программы профилактики экстремизма в образовательных условиях.
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в городе Шанхай 15.06.2001 года) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. Ст. 3947.
2. Абидов Р.Р. Глобализация информационного пространства, как ресурсная база кибертерроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 116-119.
3. Антонова Е.Ю. Детерминанты инцидентов на почве ненависти (предубеждений) и преступлений экстремистской направленности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2017. - № 4 (41). - С. 32-39.
4. Беженцев А. А., Лебедев В. Р. Экстремизм и экстремистская деятельность: терминологические дискуссии // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 36-40.
5. Бочкарева Е. В. Распространение криминальной антикультуры в молодежной среде // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 144-150.
6. Бузыкина Ю.С. Отношение к экстремизму: региональный аспект: Монография. М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО ПГУ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 93 с.
7. Бычков В. В. Дети и молодежь как объект киберэкстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 48-53.
8. Бычков В. В. Информационно-телекоммуникационные сети как средство совершения преступлений экстремисткой направленности // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3. С. 43-46.
9. Бычков В. В. Протестные акции как форма проявления экстремизма // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 4. С. 57-62.
10. Гедгафов М.М. Развитие кибертерроризма в условиях глобализации информационного пространства // Образование и право. 2021. № 6. С. 304-308.
11. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма // Психологическая диагностика 2017. Том 14. № 1. C. 78—97.
12. Дорошенко О.М. Экстремизм как актуальная проблема современности: социально-педагогическая сущность. Вестник экономической безопасности. 2019, № 2. С. 322-325.
13. Зверева Е.Б. Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, меры противодействия и профилактики // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 35-37.
14. Молодчая, Е. Н. Политика противодействия кибертерроризму в современной России: политологический аспект : дис. ... канд. полит. наук / Молодчая Е. Н. -М., 2011. 188 с.
15. Муленков Д.В., Филина Н.В. Понятие, формы и виды экстремизма // Журнал прикладных исследований, 2023. № 1. С. 146-149.
16. Нечевин Д. К., Колодкин Л. М. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 53-60.
17. Новиков А.В., Нилова Л.А., Кулакова С.В. Психологические особенности осужденных за экстремистскую деятельность как объект пенитенциарного исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 4А. С. 107-117.
18. Погорельцев В. И. Зарождение и развитие экстремизма в мире и в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 32 (42). С. 178-184.
19. Политический экстремизм: основные тенденции и причины эскалации: информационно-аналитический вестник / под ред. А.П. Кошкина. Вып. 8. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. - 96 с.
20. Сарычева И.В. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений экстремистской направленности // Общество и право. 2014. № 3 (49). С. 220-224.
21. Факов А.М. Кибертерроризм в социальных сетях как реальная угроза безопасности государства // Евразийский юридический журнал. 2020. № 5 (144). С. 445-446.
22. Хамурзов А.Т. Кибертерроризм: новые вызовы и меры борьбы // Журнал прикладных противодействий. 2021. Т. 2. № 3. С. 74-77.
23. Хачидогов Р.А. Кибертерроризм в глобальном информационном пространстве: новые вызовы и меры противодействия // Образование и право. 2021. № 6. С. 362-366.
24. Человек и общество. СПб.: Изд-во С. петерб. ун-та, 1996. Вып. 28: Молодежный экстремизм / А. А. Козлов, В. Н. Томалинцев, Т. Э. Петрова и др; под ред. А. А. Козлова. 1996. 140 с.
25. Черкесов А.Ю. Глобализационные факторы, благоприятствующие распространению информационного экстремизма и терроризма: проблемы и пути противодействия // Образование и право. 2021. № 6. С. 367-371.
26. Шалагин А.Е., Идиятуллов А.Д. Предупреждение событий в окружной цифровизации // Державинские чтения: сб. ст. XVI Междунар. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 385-387.
27. Verton, D. Black Ice: The Invisible Threat of Cyber-Terrorism / D. Verton. - N. Y. : McGraw-Hill Osborne Media, 2003. - 273 p.
28. Brimacombe, T., Kant, R., Finau, G., Tarai, J., Titifanue, J. (2018.) ‘A New Frontier in Digital Activism: An Exploration of Digital Feminism in Fiji, ‘Asia Pacific Policy Study: 1–14.
29. Juris, JS 2012 'Reflections on #Occupy Everywhere: Social media, public space, and emerging logics of aggregation', American ethnologist, vol. 39, no. 2, pp. 259–279.
30. Davydov, Denis and Khlomov, Kirill, Методика Диагностики Диспозиций Насильственного Экстремизма (Diagnostics of Dispositions of Violent Extremism) (January 5, 2017). Психологическая диагностика [Psychological diagnostics], 2017, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3585091
31. Denning, D. E. Is Cyber Terror next? / D. E. Denning // SSRC - Social Science Research Council. - URL: http://essays.ssrc.org/sept11/essays/denning.htm (дата обращения: 16.03.2023).
32. Krasavin, S. What is Cyber-terrorism? / S. Krasavin // Computer Crime Research Center (CCRC). - URL: http://www.crime-research.org/library/Cyber-terrorism.htm (дата обращения: 16.03.2023).
33. Picart, C. (2015) “’Jihad Cool/Jihad Chic’”: The Roles of the Internet and Imagined Relations in the Self-Radicalization of Colleen LaRose (Jihad Jane)”, Societies, 5 (2): 354-383
34. Jereza, R. (2021), Revisiting social media as far-right modality. Soc Anthropol, 29: 352-354. https://doi.org/10.1111/1469-8676.13059