Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение большевистской власти к Российской Православной Церкви в первые месяцы после революции - информационные предпосылки к изданию «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (Перервинская Духовная Семинария Русской Православной Церкви)

Работа №119681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религия и мифология

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Большевистская власть и Православная Российская Церковь в конце 1917 – начале 1918 г.
1.1. Политическая обстановка в России в октябре 1917 г. – январе 1918 г.
1.1.1. Захват ленинской партией власти в столицах и на местах………10
1.1.2. Большевики в борьбе за диктатуру14
1.1.3. Разгон Учредительного собрания………15
1.1.4. Декреты Советской власти…………16
1.2. Первые шаги большевистской власти против Церкви в конце 1917 - начале 1918 г. …17
Глава 2. Церковная тема на страницах газет Известия ВЦИК и Правда в первые месяцы после Октябрьской революции
2.1. Газеты «Известия ВЦИК» и «Правда» - центральные органы большевистской печати
2.1.1. Известия ВЦИК………………
2.1.2. Правда……………………………………………………………….26
2.2. Общая характеристика публикаций антицерковной тематики…………31
2.3. Анализ содержания………………………37
Заключение …….…………51
Приложение…………………………………………………………………………57
Список источников…………………………93
Список литературы……………………94

Истории отношений государства и Церкви советского периода посвящено немало работ, опубликованных в три последних десятилетия. Обилие публикаций было вызвано не только особой актуальностью темы, но, в первую очередь, появлением новых источников, недоступных по понятным причинам в советский период – рассекреченных архивных материалов, зарубежных публикаций. Такое расширение круга источников позволило исследователям воссоздать гораздо более объективную, без советских пропагандистских искажений, картину взаимоотношений Православной Церкви и советского государства в XX веке. Естественно, в новой картине, до завершения которой еще очень далеко, одни периоды истории отношений Церкви и государства получили более подробное освещение, другие – менее, одни стороны проблемы проработаны достаточно тщательно, другие – нет. Поэтому актуальными задачами для исследователей указанной темы остаются: во-первых, детализация уже описанных этапов отношений большевиков к РПЦ - последние 30 лет исследования истории преследования Русской Православной Церкви являются основными направлениями отечественной церковно-исторической науки, мы это видим по тому, как много новых прославленных святых ежегодно включаются в сонм Новомучеников и исповедников Российских. Эта область требует всё большего внимания к деталям и обстоятельствам трагедии, в картине которой не должно быть белых пятен. Во-вторых, поиск новых ракурсов, неизвестных граней отношения власти к Церкви.
Внести свою небольшую лепту в решение подобного рода задач предполагает и автор настоящей дипломной работы. Она посвящена более подробному описанию и более тщательному анализу процесса становления отношения большевистской власти к Российской Православной Церкви в первые месяцы после революции, а именно исследованию информационных предпосылок к изданию такого документа как «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» по материалам главного печатного органа большевиков - газет «Известия» и «Правда».
Новизна нашей работы состоит в том, что мы изучаем обычно игнорируемый большинством исследователей период с начала большевистской революции до издания «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», когда новая власть получила весомый инструмент давления на Церковь. Изучение этого короткого периода призвано явственно открыть начальные подлинные опасения большевиков задевать Православную Церковь, что проявляется в нейтральном статусе начальных публикаций в их официальных органах печати. И также - дальнейшую подготовку общественности к изданию известного Декрета на страницах указанных газет.
Диалог между Церковью и государством в этот период находился в стадии становления, стороны еще не вполне понимали, в каком ключе он будет развиваться далее и будет ли развиваться вообще. Со стороны большевистской власти, а также и со стороны Церкви, степень готовности к диалогу была слабой. Новая власть никак не могла рассматривать как стратегического партнера – Церковь, в силу идеологических установок – атеистических, материалистических, антицерковных, но в рассматриваемый период тактика борьбы за власть вполне допускала возможность если не сотрудничества, то мирного сосуществования, на определенных условиях. Церковь же, наоборот, стратегически была готова проявить полную лояльность власть предержащим, по апостольскому слову «всяка душа властям предержащим да повинуется» (Рим.13, 1), при условии восстановления порядка и закона, однако, когда Церковь столкнулась с вопиющими случаями грабежа церковного достояния и самого жестокого террора на местах в первые же месяцы после октябрьского переворота, отвергала всякую мысль о возможности компромисса.
Но непредвзятый взгляд не может обойти вниманием то, что тяжкие преступления против Православной Церкви, именно мирян и духовенства, происходившие чаще на периферии, чем в центре, имели место в первую очередь из-за недостатка власти как таковой, и только лишь во вторую, из-за того, что власть принадлежала советам. Как известно, подобных эксцессов не происходило во второй половине 20-х годов, когда советская власть полностью контролировала положение на местах. Тактические шаги центральной власти по пути претворения в жизнь ленинских стратегических планов создания советского безбожного общества, в первые месяцы после революции 1917 года, при всей их явной антицерковной направленности, следует оценивать как осторожные. Такая оценка обосновывается в данной работе в контексте политической ситуации через анализ публикаций центральной большевистской прессы – газет «Правда» и «Известия ВЦИК» за период с 25.10.1917 по 31.01.1918. Последняя дата – это дата выхода «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от церкви» плюс 10 дней. Эта последняя декада чрезвычайно показательна для характеристики отношения государства к Церкви в начале советского периода. Она является кратким интервалом перехода от одного типа отношений к другому: от настороженно выжидательных к бескомпромиссно конфронтационным. Этим интервалом закрывается тот недолгий период, когда перспектива более конструктивных отношений между государством и Церковью казалось теоретически возможной. По крайней мере, в контексте исторического опыта прошедшего XX века.
Другая сторона рассматриваемой темы – реакция Церкви на антирелигиозные действия большевистского правительства с точки зрения ответа на вопрос: Почему в январе 1918 г. появилось послание святейшего патриарха Тихона с «анафемой безбожникам», а не документ аналогичный Декларации Сергия митрополита Нижегородского от 1927 г., в котором он говорит: «Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения» . Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден и даже отчасти отражен в самой «Декларации» - митрополит Сергий пишет, что Церковь поначалу не осознавала «основательности происшедших перемен» и поэтому относилась к новому правительству, как к явлению временному и проходящему. Тем не менее, в церковно-исторической литературе эта проблема не получила нужного освещения.
Наконец, немаловажным представляется знание и понимание тех обвинений и упреков, по большей своей части прямо клеветнических, отчасти содержащих ложь, смешанную с правдой, которые власть обращала к Церкви и обществу через свои печатные органы – газеты «Правда» и «Известия ВЦИК». Главная цель этих обвинений – подорвать огромный авторитет Православной Церкви, создать такую информационную атмосферу, в которой репрессии против нее будут казаться обществу закономерными и справедливыми. Следует отметить, что антицерковная информационная война в рассматриваемый период только начиналась, в первые два месяца ее атаки не носили системного характера и скорее принимали форму спонтанных реакций на текущие события. Однако затем, возросшее количество и качество антицерковных публикаций можно уже характеризовать как целенаправленную против Православной Церкви газетную кампанию. Содержание и особенности информационной кампании против Церкви на материале центральных большевистских газет конца 1917 - начала 1918 г. исследуются во второй части дипломной работы.
Источники по рассматриваемой теме можно разделить по следующим категориям: 1) нормативные акты и декреты советских высших исполнительных и законодательных органов власти (ВЦИК и СНК РСФСР); 2) документы и материалы органов церковной власти; 3) церковная и светская периодика; 4) мемуары и воспоминания советских политических деятелей, участников антибольшевистского сопротивления, духовенства и мирян Всероссийской Православной Церкви. Указанные источники всех категорий достаточно хорошо изучены, большинство опубликовано в тематических сборниках документов , многотомных мемуарных изданиях , тематических сборниках и отдельных томах воспоминаний . Советская периодика сохранилась хорошо (в частности, полный комплект газет «Правда» и «Известия ВЦИК» за исследуемый период) и представлена широким спектром изданий, церковная и антибольшевистская периодика сохранилась гораздо хуже и, часто, в виде разрозненных экземпляров.
В историографии темы превалируют работы обзорного характера, важнейшими из которых являются исследования протоиерея Владислава Цыпина , Д.В.Поспеловского , М.В.Шкаровского . Эти маститые авторы не выделяют рассматриваемый в этом дипломном исследовании временной отрезок в отдельный период и характеризуют его как подготовительный к началу антицерковного террора и к выходу «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от церкви». Светские историки, разрабатывающие тему отношений церкви и государства в период советской власти также указывают на то, что в последние месяцы 1917 г. и в начале 1918 г. выпускались декреты и проводились мероприятия, большевистской властью, направленные против имущественных и других прав Православной Церкви, которые получили юридическое закрепление и оформление 21 января 1918 г. с введением «Декрета об отделении Церкви». Среди их работ центральными являются: вышедшая одной из первых в постсоветский период, но до сих пор не потерявшая актуальности работа Алексеева В. А. («Иллюзии и догмы». М.,1991) и наиболее полно раскрывающая тему церковно-государственных отношений этого периода монография А.Н.Кашеварова (Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005). Определенную ценность для более детального изучения темы представляют работы: Льва Регельсона (Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М.,1996), протоиерея Георгия Митрофанова (История Русской Православной Церкви 1900-1927, Спб.,2002), Владимира Степанова (Русака) (Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. М.,1980. Ч.1), священника Дмитрия Румянцева (Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов ). В статьях А.Кравецкого и профессора Гюнтера Шульца вопросы взаимоотношения Церкви и государства в 1917-1918 гг. рассматриваются в очень близких задачам настоящего дипломного исследования плоскостях. Все вышеперечисленные работы имеют общую, с небольшими вариациями, точку зрения на церковно-государственные отношения исследуемого периода. Диаметрально противоположный взгляд большевистской исторической и антирелигиозной литературы на тот же предмет в работе не разбирается по причине ярко выраженного пропагандистского характера подобной литературы.
Итак, объектом исследования дипломной работы является становление позиции большевиков к Церкви в период с 25.08.1917 по 31.01.1918. Предметом исследования – религиозная политика большевистской власти и ее отражение на страницах центральной большевистской печати в указанный период. Целью данного исследования является изучение изменения позиции большевиков по отношению к Церкви в период с октября 1917 по январь 1918 г., отраженное на страницах официальных большевистских средств массовой информации. Для достижения поставленной цели в ходе работы решались следующие задачи:
- определение места рассматриваемого периода в истории отношений между Церковью и государством в советской эпохе;
- изучение основных характеристик издательский политики, направлений редакторской работы и личности главных редакторов газет «Правда» и «Известия ВЦИК»;
- описание информационной политики советской власти в области церковно-государственных отношений, ее этапов, характера, особенностей через анализ публикаций в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК».
Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, приложения с текстами всех статей церковной тематики в газетах «Правда» и «Известия» исследуемого периода, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Отношение большевистского государства к Церкви за короткий период с октября 1917 по январь 1918 г., прошло несколько этапов. Такое разделение не покажется искусственным или излишним, если зафиксировать весь этот период в трех ракурсах – общественно-политическом, церковном и информационно-пропагандистском.
Первый дает нам представление о положении в стране, насущных задачах большевиков на этом временном отрезке, открывает нам образ действий советского руководства в разных ситуациях и разоблачает его тактику.
Мы видим, что власть оказалась в руках большевиков совсем не случайно, так как политику они понимали в первую очередь политику как бой без правил, где победитель всегда прав и получает все. Соперников с аналогичным звериным инстинктом власти на политической сцене в то время не было. Хотя бы в силу этого обстоятельства надежды недоброжелателей большевиков, в том числе из церковной среды, на временный характер их власти были наивными – однажды взяв власть, «революционный пролетариат» упускать ее не собирался. Тактику, которую ленинская партия использовала во время борьбы за власть - «действовать нагло, но осторожно», провоцировать противника на сопротивление в невыгодных для того условиях, обманывать и прятаться за чужими спинами - с тем же успехом большевики использовали в других ситуациях, в частности во взаимоотношениях с Православной Церковью.
Захватив власть под демократическими лозунгами, большевики сразу включились в борьбу с вчерашними соратниками-социалистами за собственную диктатуру. Любое общественное движение, имевшее хоть толику самостоятельности, будь то крестьянские советы или профсоюзы, тут же разорялось советской властью, если до этого не было разными махинациями приведено к одному общему большевистскому знаменателю. Существование сильной и независимой Церкви в этих условиях было, естественно, невозможно.
Однако, стремясь контролировать все, большевистский тоталитаризм на первых порах, по крайней мере, давал пробуксовку. Отсюда, при сильных властных амбициях, - фактическое безвластие и неразбериха во многих областях жизни. Знаменитые первые советские декреты подчас принимались без ведома руководства, людьми, которые даже не были членами большевистского кабинета министров – Совнаркома. Поэтому оценивая действия большевистского правительства, особенно в сфере политики в отношении к Церкви, никогда нельзя забывать, что в определенных ситуациях их правая рука не знала, что делала левая. Однако, надо отдать должное деловой хватке Ленина и его соратников, они очень быстро оценивали свои выгоды в любой ситуации, и, если те или иные действия были им выгодны, они сначала действовали, потом тут же издавали декрет, это действие узаконивавший. Так знаменитый «Декрет о печати» объяснил и оправдал погромы в типографиях и закрытия неугодных газет.
Одной из воистину дьявольских черт большевистского владычества было сознательное стравливание разных слоев населения под маркой классовой борьбы. Большевики сознательно подталкивали граждан к запредельной жестокости, когда человека с ярлыком контрреволюционера уже не считали человеческим существом, а голой абстракцией, которую легко вычеркнуть из жизни. Антицерковная кампания началась с обвинения духовенства в симпатии к контрреволюции, и затем продолжилась уже с обвинениями в контрреволюционном заговоре.
Головной болью большевиков на определенном этапе было Учредительное Собрание. Большевики знали, что не смогут получить в нем большинства даже совместно с левыми эсерами. Знала это также вся российская общественность. Вероятно, поэтому большая часть жителей Российской республики считала правительство Ленина таким же Временным, как правительство Керенского. Учредительное Собрание было обязано положить ему конец, однако вышло, наоборот. Осторожная популистская тактика большевиков, больше всех ратовавших за созыв Учредительного Собрания до начала выборов, сменилась наглой, насильственной после выборов - были запрещены: партия кадетов, частные совещания делегатов Учредительного Собрания и т. д. Наконец, после дня работы, ночью с 5 на 6 января, Учредительное Собрание было распущено. Именно эта дата стала поворотной и для отношений между государством и церковью. Через неделю после того, как распустили Учредительное Собрание была предпринята попытка захвата Александро-Невской Лавры. Если же сопоставить дату выборов в Учредительное Собрание (12 ноября 1917 г.) с датами резких посланий Поместного Собора в связи с артиллеристским расстрелом Кремля и погребением красногвардейцев на Красной Площади (11 и 17 ноября 1917 г.), то, возможно, относительно спокойная реакция советского руководства на них уже не покажется удивительной. 5 и 9 января 1918 г. демонстрации в защиту Учредительного Собрания были расстреляны большевиками. Бесы красного террора были выпущены на свободу, и ближайшей целью для них была Церковь.
И если первое время Совнарком не принимал декретов, напрямую касающихся Церкви, или считая этот вопрос на данном этапе незначительным, или не чувствуя пока за собой сил, чтобы решать его, то после 9 января 1918 г. появление антицерковного декрета было делом ближайших дней.
Второй ракурс периода – церковный, дает понимание почему, как и когда Православная Российская Церковь из господствующей стала гонимой.
Распространенное в церковной среде мнение, что с первых дней своего владычества большевики проводили целенаправленную антицерковную политику, представляется неверным. Действительно, декреты во множестве, выпускавшиеся Совнаркомом, часто ущемляли имущественные и иные права Церкви, отменяли прежние привилегии. Но все мысли руководства большевиков в данный период были не об уничтожении Церкви, но о сломе старой государственной машины. Из-за того, что при царском самодержавии Православная Церковь являлась идейным оплотом и базой российской государственности, то, естественно, радикальная смена форм жизни, как в государстве, так и в обществе не могла не затронуть и Церковь. Хотя вряд ли есть сомнения, что через какое-то время борьба с Церковью вышла бы первым пунктом в повестку дня советского переустройства жизни. Пролетарское государство имело официальной идеологией атеизм, следовательно, рано или поздно конфликт с Церковью все же был неизбежен.
Сценарий, по которому разворачивались события, определяли не только лишь идеология и практика советского государственного строительства, но и спонтанные реакции Церкви и советской власти на разные события.
Обстрел Кремля артиллерией в начале ноября 1918 г., когда власть в Москве была захвачена большевиками - был одним из таких ключевых событий. В ходе боевых действий были разрушены храмы Кремля, захоронены на Красной площади люди, виновные в этом разрушении, это вызвало негодование среди духовенства и мирян Русской Церкви. Это недовольство было выражено Всероссийским Поместным Собором в посланиях к большевистскому руководству. Эти резкие послания, а также принятое на Поместном Соборе в тех же числах определение о правовом положении Церкви могли подтолкнуть руководство большевиков к форсированному решению церковного вопроса. Вскоре «Совнарком также обсудил вопрос «О мерах по ускорению отделения церкви от государства», создав комиссию для выработки проекта декрета» . После обсуждения этого вопроса созданная комиссия должна была выработать проект декрета, а чуть позже в газетах, этот проект был опубликован.
Следующее событие, стало поворотным пунктом в отношениях между Церковью и советским государством, они вступили в новую фазу – репрессивную.
Повлекшая смерть протоиерея Петра Скипетрова попытка захватить Александро-Невскую Лавру, повлекла за собой возмущения всего православного народа, крестные ходы, обращения и заявления к новой большевистской власти, которые руководство расценило как контрреволюционное выступление.
19 января 1918 г. Святейший Патриарх Тихон выпустил послание с анафемой на творящих беззаконие. Поместный Собор расценил события в Петрограде как начало открытых гонений на Российскую Православную Церковь. Верные своей провокационной тактике большевики сначала вызвали острую реакцию на свои, действительно, возмутительные действия, а затем использовали эту реакцию как повод для применения насилия. За насилием последовал и антицерковный декрет (опубликован в «Известиях» 21 января 1918 года). Теперь для воплощения его в жизнь, руки советского руководства были развязаны. Церковь воспринималась, как противник, который должен либо капитулировать, либо умереть.

Последний, информационно-пропагандистский ракурс периода – это своего рода документальные свидетельства, подтверждающие оценки и выводы, сделанные на основании первых двух.
Газеты «Правда» и «Известия ВЦИК» - официальные печатные органы советского правительства и большевистской партии, соответственно. Появление определенных материалов и публикаций на их страницах было глубоко не случайно. На основании их анализа можно сделать вывод, какие практические задачи решало в тот момент большевистское руководство и какие действия предпринимало для введения и формирования окончательного текста документа известного как «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».
Не случайно игнорирование большевиками церковной темы на страницах этих изданий на протяжении первого месяца у власти. А первая серьезная публикация по этой теме – М.Галкина, с тезисами к новому декрету о Церкви, появляется в газете «Правда» 3 декабря 1917 г., на следующий день после принятия Поместным Собором определения о правовом положении Церкви, конечно, тоже не случайно. Осознанным элементом редакционной политикой является и временное самоустранение редакции от высказываний на церковные темы. Газета лишь предоставляет место для размещения мнений читателей. Последние, естественно, крайне критичны в отношении Церкви. Негативные отклики откладываются в сознании читателей и создают необходимый руководству большевиков информационный фон. Который, в свою очередь, должен подготовить общественность к появлению антицерковного декрета. 13 января, в день, когда начались попытки захвата Александро-Невской Лавры в «Известиях», появляется первый антицерковный редакционный материал. Дальше вал антицерковных публикаций будет только нарастать. Информационная подготовка к появлению на свет «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» закончится 21 января 1918 г. и начнется его информационное сопровождение. В ход будут пущены все виды клеветы, провокаций, пропагандистской обработки. Много усилий, с присущей большевикам патологической способностью возбуждать вражду между людьми, будет положено на разрушение внутреннего единства Церкви. Советские властители хотели бы и внутри Церкви разжечь войну классов. Когда же это не удастся, последним приемом информационной войны против Церкви станет объявление ее врагом Советской власти и народа, черным воинством, готовящим контрреволюционный удар. С этого момента заканчивается история начального этапа отношений между государством и церковью и начинается собственно история гонений советской власти на Православную Церковь.



1. Сборник документов. Подг. С.Н. Валк и др. Декреты Советской власти. В 2 т. Т. 1. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. Ленинград, Государственное издательство политической литературы, 1957. – 626 с.
2. Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства в СССР. : полный сб. декретов, ведомств. распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и др. сов. соц. республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбек. и Туркм. М., 1926.
3. Большая Советская Энциклопедия. Режим доступа: https://bse.slovaronline.com
4. Советская историческая энциклопедия / под редакцией Е.М.Жукова. В 16 томах. Том 10 — М., «Советская энциклопедия», 1967 — 534с.
5. Священный собор православной Российской церкви. Деяния. Кн. 6. Вып. 1. М., 1918.
6. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М.,1994
7. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. 2-е изд. — М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994.
8. Георгий (Шавельский), протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота: В 2-х т. Т 1. — 414 с.; Т. 2. — 412 с.. — Репринт. — М., 1996.
9. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви / Сост. М. А. Бабкин. М., 2006.
10. В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Переписка, доклады, документы. М., 1971. Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/lenin-i-lunacharskij
11. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922—1925 г. — М. — Новосибирск, 1997. – 594 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917—1941 гг. М., 1996.
2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). /Составитель Г. Штриккер. М., 1995.
3. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.,1991.
4. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
5. Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. – 439 с.
6. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви, 1917-1997//История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Кн.9.
7. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1925 гг. М., 1995.
8. Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Православная Церковь в новейший период.1917-1999 гг. //ПЭ. РПЦ. М., 2000.
9. Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1900-1927). С-пб., 2002
10. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
11. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: ББИ, 1996 — 403 с.
12. Поспеловский Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание. М.: ББИ, 2003.
13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Лепта,  2010.
14. Регельсон Лев. Трагедия Русской Церкви. М.,1996.
15. Кравецкий А.Г. К истории появления «Декрета об отделении церкви от государства»// Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Первая сессия. М., 2002.
16. Шульц Г. 1914-1918 гг. как поворотный пункт в церковной истории России./ Церковно-исторический вестник. 2001, №8.
17. Ричард Пайпс. Русская революция. Книга 2 «Большевики в борьбе за власть», 1917–1918. — М., 2005.
18. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 768 с. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=119456
19. Н.Д. Ерофеев. Политические партии России: история и современность./ Под ред. проф. А.И. Зевелева, проф. Ю.П. Свириденко, проф. В.В. Шелохаева. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. Режим доступа: http://russiabgu.narod.ru/pages/themes/txt/pol_partii.pdf
20. Дмитрий Румянцев. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/knizhnaya_polka/rumiancev/rumiancev_istoriya_russkaya_pravoslavnaya_cerkov-all.shtml
21. Синельников С. П. Религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг.: постановления советского правительства и определения Священного Собора и Патриарха. Статья. Часть 1. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1241299.html
22. Епископ Нестор Камчатский. Расстрел Московского Кремля. Составитель Н.С. Малинин. Изд. "Столица". - М.: - 1995. Режим доступа: http://www.hrono.ru/dokum/191_dok/191712kreml.php
23. Мельгунов С. П. Как большевики захватили власть. Айрис-Пресс. – М.: — 2007.
24. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004. – 383 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ