Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок» (Клиническая психология, Институт современной психотерапии и психологии)

Работа №119676

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере анализа клинического случая.
Есть приложения.

Введение 3
1. Теоретико-методологический анализ проблемы психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок» 10
1.1. Теоретический анализ проблемы страха 10
1. 2. Особенности психотерапии страхов детей раннего возраста в диаде «мать-ребенок» 14
2. Эмпирический анализ проблемы психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок» на примере клинического случая 22
2.1. Анализ клинического случая, результаты диагностики и их интерпретация24
Выводы 31
Заключение 32
Литература 33
Приложение 37

В психологическом консультировании родителей по-прежнему остается довольно востребованной проблема детских страхов и их преодоления. Наибольшее количество всевозможных страхов возникает именно в детстве, особенно, в дошкольном возрасте, когда много нового, часто непонятного, молниеносно входит в жизнь маленького человека (Дж. Боулби, Д.В. Винникот, Н.Г. Вологодина, А. И. Захаров, В.В. Лебединский, А. Макфарлейн, А.С. Спиваковская, А.Фрейд ). А.С. Спиваковская определяет страх как специфическое, острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации, то есть страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. В данной ситуации самыми близкими и важными становятся родительские фигуры, которые могут защитить ребенка и спасти его, вывести из ситуации страха, однако, бывает так, что родители, сами того не осознавая, создают ситуацию, где ребенок начинает испытывать страх.
Современные исследователи отмечают тенденцию появления феномена осознанного (осмысленного, ответственного) родительства, которое представляет собой проявление одного из двух видов родительства, а именно: немодальное родительство, в противовес традиционному, модальному родительству (Н.Н. Авдеева и др.). Под термином «ответственное родительство» мы понимаем активную деятельностную позицию родителей по отношению к воспитанию и развитию ребенка, стремление использовать тип воспитания без нарушений и прикладывание к этому определенных действий и усилий, принимая на себя ответственность за их исполнение, эмоциональную вовлеченность.
Феномен ответственного (или осознанного) родительства активно изучается и, помимо, позитивного эффекта в воспитании детей, несет в себе и скрытые факторы риска, которые постепенно обнаруживаются исследователями (Н.Н. Авдеева, Л.А. Николаева, С.Н. Майорова-Щеглова, А.Л. Янак и др.). Одним из таких факторов становится риск «преждевременного» формирования страхов и повышения тревоги у детей раннего возраста, родители которых стремятся ускоренно социализировать, развивать учебные навыки, интеллектуализировать воспитание, искусственно ускорять процесс развития, в ущерб близкому, интимному эмоциональному общению с ребенком в диаде «мать-ребенок». С другой стороны, родителям, практикующим ответственное родительство, может быть легче оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь, в связи с их большей заинтересованностью в гармонизации своих отношений с ребенком и их способностью более критично отнестись к нарушениям в воспитании и умением творчески разрешить возникающие трудности, чем родителям, «практикующим» модальное родительство. Помощь специалиста (психолога, психотерапевта) выстраивается как с учетом возрастных особенностей ребенка, его анамнеза, социального окружения, так и с позиции его диадных отношений с матерью (и типа привязанности) и ее отношений с ребенком, в том числе, связанных с ее личностными особенностями (Н.Н. Авдеева, Дж. Боулби, К. Бриш, И.В. Добряков, М.Е. Ланцбург, Н.В. Моторина, О. Степанов, О.В. Хухлаева, М.Эйнсфорт и др.). Можно предположить, что личностные особенности матери, которые «помогли» ей использовать в практике воспитания ребенка идеи ответственного родительства, на ряду с этим, смогли сформировать симптом у ребенка, с которым родители (как правило, матери) обращаются к психологу. Например, некоторые личностные черты матери имеют двоякое значение в ее жизни и общении с окружающими, привнося ей и много пользы в плане социального приспособления и много эмоциональных страданий (например, такие ее черты как перфекционизм, повышенная ответственность), но, опираясь именно на эти черты, психолог или психотерапевт может установить длительный контакт с родителями («удержать в терапии») и надеяться на выполнение матерью его рекомендаций относительно устранения симптома ее ребенка раннего возраста, в терапии которого важно использовать биопсихосоциальный подход, а также принципы систематичности, последовательности, повторяемости, «экологичности», организуя совместную работу с другими специалистами (врачи (неврологи, психиатры), педагоги, логопеды, нейропсихологи). С позиции психолога или психотерапевта могут использоваться такие подходы как поведенческая терапия (а также элементы КПТ), арт-терапия (сказкотерапия, рисование), игротерапия, песочная терапия, релаксационная терапия, с опорой на идеи отечественной психологии развития (теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая теория Л.С. Выготского), которые мы и будем рассматривать в качестве работы с клиническим случаем. Одновременно с этим, работа в диаде, подразумевает психотерапию матери ребенка, работу над выделенными ранее личностными чертами, анализ других ее трудностей, общения с супругом, анализ ее детских переживаний, более глубоких травм и др., что может быть сделано с использованием различных подходов в психотерапии. В нашем исследовании акцент будет сделан на полимодальном подходе с опорой на психодинамические концепции и семейную системную психотерапию. Данные соображения обуславливают актуальность проблемы исследования.
Научная новизна исследования связана с анализом страхов у детей раннего возраста и их преодолением в контексте диадных отношений «мать-ребенок» и в свете тенденций ответственного родительства с опорой на полимодальный подход в психотерапии.
Цель исследования – описать особенности психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок».
Объект исследования - страхи детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок».
Предмет исследования – особенности психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок».
Гипотеза исследования: психотерапия страхов детей раннего возраста может быть эффективной при работе с диадой «мать-ребенок».
Частные гипотезы исследования: 1) психотерапия страхов детей раннего возраста может быть эффективной при использовании с ребенком полимодального подхода с опорой на возрастные особенности и возможности, арт-терапию и привлечением дополнительных специалистов; 2) психотерапия страхов детей раннего возраста может быть эффективной при использовании с матерью (или другим замещающим взрослым) полимодального подхода с опорой на психодинамическое направление и семейную психотерапию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные исследования по проблеме психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок».
2. Провести эмпирическое исследование особенностей развития ребенка раннего возраста и личностных особенностей матери ребенка, особенностей семейной системы.
3. Разработать рекомендации для родителей ребенка раннего возраста, находящегося в диаде «мать-ребенок», по преодолению детских страхов.
4. Провести курс психотерапии (серию психологических консультаций), направленный на психотерапию диады «мать-ребенок» и преодоление страха у ребенка раннего возраста.
5. Оценить эффективность проведенного курса психотерапии.
Характеристика выборки исследования:
Исследование проведено в 2022 году в г. Москва на базе кабинета семейного психолога в образовательном центре «I like to study» и основано на анализе клинического случая. Состав выборки: 1 полная семья, включающая: 1 ребенок раннего возраста (2 г. 4 мес., девочка), 2 родителя (отец, 37 л., образование высшее, руководитель, и мать, 30 л., образование высшее, специалист, находится в декретном отпуске); проживают в отдельной квартире в г. Москва, прародители проживают отдельно, встречаются с ними несколько раз в месяц. Уровень психического развития детей и взрослых, участвующих в исследовании — в пределах возрастной нормы. Все участники дали свое согласие на использование данных (в измененном виде) для эмпирической части исследования.
Этапы исследования:
a. Теоретический этап – анализ проблемы в литературе.
b. Диагностический этап – осуществлялось эмпирическое исследование и анализ клинического случая.
c. Коррекционный этап – проводилась коррекционная работа по проблеме и повторная диагностика, формулировались выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи психодинамического направления, проблемы страха (Д. Винникот, Ф. Дольто, М. Кляйн, Н. Мак-Вильямс, А. Фрейд, З. Фрейд и др.); положения культурно-исторической и деятельностной теории и их идеи детского развития (Л.C. Выготский, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, А.Н. Леонтьев, А.С. Спиваковская и др.); исследования семейной системы и типов привязанности (Н.Н. Авдеева, Дж. Боулби, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.).
Методы исследования: теоретические методы – анализ научной психологической литературы; эмпирические методы исследования – метод опроса, тестирование, проективные методы, наблюдение, беседа, эксперимент.
Методики для оценки состояния ребенка:
Анкета для родителей «Психологический анамнез» (в модификации Ивановой Е.В.).
Клиническое интервью с матерью.
Наблюдение за ребенком на первичной консультации, в процессе совместной диагностической игры с психологом.
Диагностика развития познавательных процессов по экспресс-диагностике для детей раннего возраста по Н.Н. Павловой, Л.Т. Руденко: «Коробка форм» (сортер) (в адапт.по Л.А. Венгеру), доска Сегена, трехсоставная матрешка, игра «Парные картинки», «Разрезные картинки» (двухсоставные).
Методики для оценки состояния родителей (матери и отца):
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) (для матери и отца).
Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) (для матери и отца).
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) (для матери и отца).
Шкала депрессии Бека (для матери).
Клиническое интервью с матерью.
Беседа по результатам диагностики ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в апробации полимодального психотерапевтического подхода для коррекции и психотерапии страха у ребенка раннего возраста, основанного на одновременной психотерапевтической работе в диаде «мать-ребенок».
Теоретическая значимость исследования связана с попыткой найти точки соприкосновения различных психологических парадигм в практической работе с детскими страхами в диаде «мать-ребенок» (культурно-исторической - для ребенка и психодинамической парадигмы - для взрослого) и выстроить на этой основе психотерапевтические интервенции. Проделанная теоретическая работа является важной для области возрастной психологии, семейной психологии, клинической психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было описать особенности психотерапии страхов детей раннего возраста, находящихся в диаде «мать-ребенок» на примере клинического случая, что и было сделано. В заключении, важно отметить активное участие родителя в работе над страхом, умение родителя раскрыть свои творческие способности и подстроить их под потребности своего ребенка, помогая ему преодолеть возникающие жизненные трудности, возможность обратить вовлеченность и осознанность родителя в терапевтическое поле для усиления эмоциональной близости с ребенком, а не только обучение и развитие, а также снизить напряжение у самих родителей, раскрыть их творческий потенциал, сблизить их с ребенком (диада мать-ребенок) и помочь им услышать и понять друг друга. Согласимся со словами А. С. Спиваковской, которая обращается к родителям детей со страхами: «Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи».


1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологи. 1997. №4. с. 3-12.
2. Бадлина Е.С., Крысанова Т.В. Особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста, помещенными в реанимационное отделение в послеродовом периоде // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 135–147. doi:10.17759/psyedu.2018100312.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. – М., 1979. - №2. - С. 23.
4. Большой толковый психологический словарь / Пер. Чеботарева Е. Ю. – М., 2000.
5. Боулби Дж. Привязанность / Под ред. Г.В. Бурменской; пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 447 с.
6. Бриш К.Х. Терапия нарушения привязанности: от теории к практике / пер. с нем. – М.: «Когито-Центр». – 2012. – 316 с.
7. Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации: дис. … канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 232 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Перспектива, 2018. 224 с.
9. Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 72–86. doi:10.17759/chp.2020160408.
10. Галасюк И.Н., Митина О.В. Детско-родительское взаимодействие в период раннего детства: сравнительный анализ профилей родительской отзывчивости в диадах с типично и атипично развивающимися детьми // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 2. С. 119–144. doi:10.17759/cpp.2021290206.
11. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Под ред. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2002. 128 с.
12. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия. URL: https://www.psymama.ru/biblioteka/stati/voprosi-pp/perinatalnaya-semejnaya-psihoterapiya( дата обращения 10.07.2022).
13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
14. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.
15. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб., 2000.
16. Иванова, Е.В. Стоп страх! Что важно знать о детских страхах / Е. В. Иванова — Волгоград: Учитель, 2021. — 17 с.
17. Иванова, Е.В. Сказкотерапия детских страхов в совместной работе психолога и родителя в контексте развития эмоционального благополучия ребенка (случай из практики): Психология сказки и Сказка психологии: материалы XI междунар. сказкотерапевтического фестиваля / Е.В. Иванова. — Москва, 2019.
18. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
19. Ланцбург М.Е. Роль матери и отца в воспитании детей раннего возраста / Сборник статей «Формирование компетентного родительства» / Под редакцией В.И. Лопатиной. - М., 2008.
20. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М, 1987.
21. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2004.
23. Моторина Н.В. Особенности детско-материнского взаимодействия в первые годы жизни ребенка // Вестник науки и образования. 2014. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-materinskogo-vzaimodeystviya-v-pervye-gody-zhizni-rebenka (дата обращения: 13.07.2022).
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1996. 352 с.
25. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 1999.
26. Семейная психотерапия и клиническая психология семьи: традиции и современное состояние / Э.Г. Эйдемиллер, И.М. Никольская, И.В. Добряков [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 6(29) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 22.11.2017).
27. Симоненко И.А. Психотерапия ранней привязанности в детском возрасте // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 6(47) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
28. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2000. С 146.
29. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. – М., 1998. - № 2. - С. 43.
30. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2006.
31. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.
32. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 2000.
33. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
34. Шпиц Р.А. Первый год жизни / Пер. с англ. Л.Б. Сумм; под ред. А.М. Боковикова. М.: ГЕРРУС, 2000. 384 с.
35. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 186 с.
36. Wade M., Jenkins J.M, Venkadasalam V.P., Binnoon- Erez N., Ganea P.A. The role of maternal responsiveness and linguistic input in pre-academic skill development: A longitudinal analysis of pathways // Cognitive Development. 2018. Vol. 45. P. 125—140. DOI:10.1016/j.cogdev.2018.01.005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ