Проведен педагогический эксперимент.
База исследования: сборная команда по лёгкой атлетике Ульяновского государственного педагогического университета.
Выборка: Экспериментальная группа (10 человек в возрасте от 18 до 23 лет), контрольная группа (10 человек в возрасте от 18 до 23 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………….………………3
ГЛАВА I.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……...6
1.1. Влияние горных условий на организм человека…………………………...6
1.2. Физическая работоспособность и особенности построение тренировочного процесса в горной местности……………………12
1.3. Физическая работоспособность в период деадаптации………….…….…20
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……..…22
2.1. Методы исследований……………………………………22
2.2. Организация исследования……………………24
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОК ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА 200 И 400М..26
3.1. Экспериментальная методика тренировок легкоатлетов в условиях среднегорья, специализирующихся в беге на 200 и 400м.26
ВЫВОДЫ………………………………………………………………...……...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..……………………………………….39
Актуальность. В подготовке бегунов на средние и длинные дистанции особое место занимает тренировочный процесс в условиях среднегорья, который проводится с целью повышения эффективности соревновательной деятельности, перед главным стартом года. Такая подготовка в сложных климатических условиях среднегорья и высокогорья прочно вошла в систему тренировок легкоатлетов. Не случайно в различных странах мира построены специальные тренировочные базы на высотах 1600-2500 м над уровнем моря
Тренировки в условиях среднегорья достаточно эффективны как для начинающих, так и для опытных и квалифицированных спортсменов, специализирующихся на средних и длинных дистанциях. Проведение тренировочного процесса в таких условиях может создать дополнительную нагрузку на деятельность одних систем, активизируя их, и облегчить работу других [30, 35].
В условиях среднегорья (1600-2500м над уровнем моря) значительно повышается:
выносливость;
абсолютная сила;
скоростно-силовые способности спортсмена;
быстрота;
происходит более быстрое овладение новыми более тонкими нервно-мышечными координациями, способствующими преодолению "скоростного барьера". Такие изменения наступают к 12-14 дню адаптации в новых условиях.
Более подробно об острых и продолженных реакциях спортсменов на пребывание и тренировку в условиях среднегорья рассмотрено в (Приложение 1).
Проблема исследования.
Проблема поддержания высокого уровня скоростной выносливости у бегунов на средние и длинные дистанции является одной из наиболее актуальных в период подготовки спортсменов перед главным стартом сезона. Многие авторы, такие как Железняк Ю.Д. (2006г); Жилкин А.И., Кузьмин В.С. (2005г), обращают внимание на сущность и построение этапов предсоревновательной подготовки. Правильное построение тренировочного процесса в условиях среднегорья, приводят к заметному росту скоростной выносливости легкоатлетов, их общей и специальной физической подготовленности. В связи с вышесказанным, представленная проблема исследования является актуальной.
Цель исследования: заключается в экспериментальном обосновании методики совершенствования скоростной и общей выносливости легкоатлетов в условиях среднегорья и определении её влияния на спортивный результат.
Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов в условиях среднегорья.
Предмет исследования: изучить теоретические и методические аспекты тренировки легкоатлетов в условиях среднегорья.
Гипотеза исследования: тренировочный процесс легкоатлетов в условиях среднегорья, способствует:
-развитию общей физической и психологической подготовленности спортсменов;
- повышению общей и специальной выносливости;
- развитие потребности и уверенности в соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу развития скоростной выносливости и общефизической подготовленности легкоатлетов, при проведение тренировочных занятий в условиях среднегорья.
2. Разработать методику развития скоростной выносливости и повышение уровня общей физической подготовленности у легкоатлетов в условиях среднегорья.
3. Экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики в тренировочном процессе легкоатлетов.
1. Анализ научно-методической литературы по вопросу развития скоростной выносливости и общефизической подготовленности легкоатлетов, с помощью внедрения в годичный план тренировок выездные сборы, тем самым проведение тренировочных занятий в условиях среднегорья, позволил сделать нам определенные выводы.
В системе подготовки легкоатлетов в беге на средние и длинные дистанции важную роль занимает подготовка в условиях среднегорья. Рост спортивных результатов тесно связан с непрерывным повышением тренировочных и соревновательных требований. Чтобы выполнить эти требования, легкоатлеты могут идти двумя путями:
-увеличивать внешние параметры нагрузки, вызывающие соответствующие сдвиги и перестройки в морфофункциональных системах организма;
-улучшать спортивный результат за счет применения мероприятий и процедур, влияющих на эти системы, затрудняющих и облегчающих их деятельность.
Тренировка в условиях горного климата дает возможность одновременно идти обоими путями, используя суммарное воздействие на организм спортсменов затрудненных климатогеографических факторов, рельефа местности и различных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок. Хорошо известно, что для достижения высоких спортивных результатов в беге на средние дистанции, спортсмены должны иметь высокую работоспособность, хорошо развитую выносливость и скорость. Подготовка в среднегорье помогает добиться всего этого при грамотном подходе к тренировочному процессу на этапе спортивных сборов. Такие тренировки проводятся с целью повышения спортивных достижений в соревнованиях после возвращения в привычные равнинные условия.
2. Проведенное исследование показало, что соблюдение в экспериментальной группе на учебно-тренировочных занятиях в условиях среднегорья этапов адаптации к горным условиям, небольшого объема, коротких и средних рабочих отрезков в тренировочном процессе, существенно влияет на повышение скоростной выносливости у 18-23 летних спортсменов, не нанося при этом никакого вреда тренирующимся.
3. В ходе проведения эксперимента результаты исследования показали, что в экспериментальной группе замечено улучшение времени преодоления дистанции на 200 и 400м, так же наблюдалось повышение показателей общей физической подготовленности спортсменов. Разница между контрольной и экспериментальной группой составила 5 %, что наглядно доказывает эффективность использования данного метода.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что методика тренировок в условиях среднегорья помогает повышать скоростную выносливость и улучшать соревновательную эффективность, не нанося вреда для здоровья спортсменов.
1. Айдаралиев A.A., Кононенко O.E. Клинико-физиологическое исследование работоспособности человека в горах //Материалы II съезда терапевтов Таджикистана. - Душанбе, 2017г. 4-6 с.
2. Айдаралиев A.A. Физиологические механизмы адаптации и пути повышения резистентности организма к гипоксии. - Фрунзе.: Илим, 2018г. 144 с.
3. Антонов В.И. Дыхательная характеристика митохондрий правого и левого желудочков сердца кроликов при адаптации к условиям высокогорья //Физиология и патология адаптаций к природным факторам среды: Тез. докл. Всесоюз. конф. - Фрунзе: Илим, 2017г. 356 с.
4. Алипов Д.А., Омузраков Д.С. Среднегорье и спортивная тренировка. - Фрунзе: Мектеп, 2019г. 122 с.
5. Ахмедов К.Ю., Шукуров Ф.А. Взаимосвязь параметров сердечного ритма с физической работоспособностью людей при адаптации к высокогорной гипоксии //Физиология человека. – 2019г. 56с.
6. Акимова Н.И., Довженко Ж.В. Изменение параметров красной крови в условиях среднегорья и высокогорья у спортсменов-легкоатлетов //Педагогические и медико-биологические аспекты физвоспитания и спортивных тренировок. науч. конф. - Фрунзе, 2017г. 35 с.
7. Агаджанян H.A., Елфимов А.И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. - М.: Медицина, 2018г. 178 с.
8. Ананьева Т.Г., Терентьева Н.Н., Корсун С.Н. и др.// Адаптационые изменения функционального состояния велосипедистов к различным нагрузкам в условиях. //Педагогические и медико-биологические аспекты физвоспитания и спортивных тренировок: Материалы Респ. Науч. Конф. - Фрунзе, 2019г. 144 с.
9. Агапов Ю.А. Сборник таблиц по газообмену. - М.: Медицина, 2018г. 155 с.
10. Барбашова З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы. - М.- Л.: АН СССР, 2019г. 4-5 с.
11. Василенко, А.А. Контроль и коррекция нагрузки силового характера на основе оценки параметров вариабельности сердечного ритма спортсменов. / А.А. Василенко// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Малаховка, 2018г. 12-14 с.
12. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфо биомеханический подход): науч.-методич. пособие / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2021г. 54 с.
13. Зима А.Г, Макогонов А.Н, Иванов А.С и др. Аэробная производительность и состояние внешнего дыхания у квалифицированных горнолыжников /Теория и практика физ. культуры. – 2020г. 166 с.
14. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2021г. 110 с.
15. Левшин, И.В. Физиологические закономерности гипоксических воздействий на функциональное состояние системы внешнего дыхания спортсменов в спорте высших достижений / И.В. Левшин, СМ. Ашкинази, В.Л. Пашута, А.Н. Поликарпочкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019г. 58 с.
16. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. - Москва, 2017г. 274 с.
17. Орлов Р.В. Легкая атлетика / Р.В. Орлов. - М.: Книга по Требованию, 2017г. 145 с.
18. Поликарпочкин, А.Н. Гипербарическая оксигенация, как способ улучшения качества адаптации спортсменов к физическим нагрузкам /А.Н. Поликарпочкин // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. – 2018г. 111 с.
19. Поликарпочкин А.Н. Зависимость выбора тренирующих воздействий различной направленности от физиологических особенностей энергообеспечения организма / А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, Н.В. Поликарпочкина // Системные и клеточные механизмы в физиологии двигательной системы и мышечной деятельности. - М.: ФФМ МГУ, 2017г.
123 с.
20. Поликарпочкин, А.Н. Использование интегрального показателя уровня работоспособности в детско-юношеском спорте / А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, В.А. Поликарпочкин // Матер. III Всерос.с междунар. уч. конф. по управлению движением. - В. Луки, 2017г. 256 с.
21. Питер Д.Ж. Томпсон Л. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. - М.: Человек, 2020г. 348 с.
22. Панова О.С. Целесообразные направления совершенствования методических основ системы подготовки спортивного резерва в спринтерских дисциплинах легкой атлетики / О.С Панова // Теория и практика общественного развития. – 2020г. 255 с.
23. Рыбалова С.И, Рыбалов Ю.В. Учебно-методическое пособие по легкой атлетике. Часть 1. - Сураж, 2018г. 84 с.
24. Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие. - Москва, 2017г. 78 с.
25. Сидорова Е.Н., Николаева О.О. Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики. - Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т., 2018г. 156 с.
26. Саватенков В.А. Методика анализа и оценки тактических действий спортсменов в беге на выносливость / В.А. Саватенков, В.С. Якимович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019г. 249 с.
27. Солодков А.С. Физиологические механизмы и закономерности восстановительных процессов в спорте в различных климатических и географических условиях // Экология человека / А.С. Солодков – 2019г. 210 с.
28. Тамбовский А.Н. Некоторые положения проблемы использования последствий применения восстановительно-стимулирующих средств и методов в процессе подготовки спортсмена // Матер. XVIII Междунар.науч. конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех», Алматы, 2019г. 310 с.
29. Фатьянов И.А. Целесообразное тактическое построение соревновательной деятельности квалифицированных бегунов на средние дистанции/ И.А. Фатьянов, В.П. Черкашин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019г. 218 с.
30. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов. - М.: Советский спорт, 2018г. 145 с.
31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений- 8-е изд. Издательский центр «Академия», 2010г. 145 с.
32. Халанский Ю. Н., Ситкевич Г. Н., Прокопов О. В. Легкая атлетика и методика преподавания. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2017г. 258 с.
33. Ципин Л.Л. Критерии оптимизации специальных упражнений бегунов на средние дистанции / Л.Л. Ципин // Российский журнал биомеханики. – 2016г. 355 с.
34. Ципин Л.Л. Теоретические аспекты оптимизации упражнений специальной силовой направленности в подготовке квалифицированных спортсменов / Л.Л. Ципин // Глобальный научный потенциал. – 2017г. 189 с.
35. Якимович В.С. Тренировочная нагрузка и ее ключевые характеристики // Современные стратегии развития легкоатлетического спорта в России : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. (г. Волгоград, 19-20 октября 2017 г.). - Волгоград, 2017г. 133 с.