ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО -
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогический анализ научных понятий в области
развития знаний, умений и навыков рисования с натуры 11
1.2. Развитие навыков рисования в педагогике искусства в
историческом развитии 32
Выводы по I главе 60
ГЛАВА II. МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ В ДХШ
2.1. Модель развития навыков объемно-пространственного рисования
учащихся на уроке рисования в художественной школе (педагогическое условие модель и система)
2.2. Развитие навыков объёмно-пространственного рисования в 68 ДХШ...
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Приложения 92
Искусство, наряду с другими формами жизнедеятельности человека, является одним из средств познания окружающего мира. В процессе рисования человек внимательно изучает натуру или воспроизводит изображение по памяти, представлению или воображению, так или иначе, основанному на предыдущем восприятии объектов окружающей среды.
Художник, создавая свое произведение, не только изучает отдельные предметы средствами рисунка, он изучает мотивы окружающей действительности, относительно которых испытывает определенные эмоции, ищет и создает идею будущего полотна, обдумывает композицию, определяет необходимый цветовой строй своего произведения, продумывает технику написания картины, наилучшим образом передающую эмоциональный фон произведения.
Зритель, рассматривая предметы и явления окружающего мира в картинах, что также является непосредственным актом познания мира, созданного автором в художественном произведении, получает новые впечатления, произвольно или непроизвольно анализирует сюжет, композицию и цветовую гамму произведения и при этом воспринимает настроение картины и испытывает эмоции по отношению к увиденному.
Занятие рисованием является одним из ведущих форм познания мира не только для художников. Ребенок, рисуя с самого раннего детства, изучает мир с помощью непроизвольных изображений. Изобразительная деятельность помогает познавать окружающий мир, так как задействует рациональную и эмоциональную зоны познавательного процесса. Восприятие действительности характеризуется разнонаправленностью: наблюдается интерес ко многим сферам занятости, в том числе и вначале только графическим способом, в дальнейшем - с помощью цвета.
Познание окружающего мира детьми происходит различными способами и в различных формах. Рациональное познание раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность и законы развития (абстрактное мышление, логическое познание, понятия, суждения, умозаключения). Чувственное познание формирует целостный образ мира, дает представление о внешних сторонах вещей, формирует эмоции (созерцание, ощущение, восприятие, представление, память, сохранение чувственного образа). Совокупность форм познания дает знание человеку о мире.
Рисование с натуры это основной видом занятий по изобразительному искусству в течение изучения изобразительного искусства в школе. Рисование объектов действительности с натуры является важнейшим средством познания окружающей действительности, разнообразия её сторон и явлений. Следствием занятий рисованием является комплексное развитие познавательного процесса - рационального и эмоционально-чувственного.
Актуальность исследования диктуется необходимостью обобщения и актуализации историко-методологического опыта в области педагогики объемно-пространственного рисунка в системе дополнительного образования и обновления системы обучения объемно-пространственному рисованию с учетом современных условий и технологий в области художественной педагогики.
Широкое распространение цифровых технологий с современными графическими редакторами и электронными программами в значительной мере снижают интерес молодежи к «ручному» рисованию, к изучению объектов окружающего мира через собственное восприятие. Основное познание молодежью объектов природы с целью рисования осуществляется через окно монитора способом копирования или срисовывания с экрана. Несомненно, игнорировать прогрессивные тенденции и влияние их на изобразительное искусство и художественное образование в целом невозможно. Но также и нельзя изучать методы рисования, основываясь на копировании красивых электронных изображений. Такой подход во многом противоречит исторически сложившемуся классическому подходу к рисованию и к художественному обучению.
Вместе с тем, педагогу приходится непосредственно сталкиваться с проблемой развитости и умелости рук детей. На сегодняшний день проблема обучения рисованию в общеобразовательных школах очень актуальна, ведь в этом процессе получают развитие двигательные функции рук учеников. «Слова Аристотеля «Рука - это инструмент всех инструментов» актуальны и в современном обучении.
Мелкая моторика рук взаимодействует со всеми свойствами сознания - внимание, мышления, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики необходимо в жизни человека любого возраста. Любая профессия требует использования координированных движений кистей и пальцев и в бытовой деятельности необходимы развитые двигательные навыки кистей рук. Будущая профессия может быть непосредственно связана с изобразительным искусством или косвенно касаться этой деятельности. В очень многих профессиях требуется навыки изображения - это архитекторы, дизайнеры, скульпторы, конструкторы, модельеры; также широко востребованы навыки рисования и в современных профессиях, связанных с цифровыми технологиями и т.д.
Проблема исследования - актуализация исторических методов в современных условиях и поиск путей развития навыков объемно - пространственного рисования в современных условиях дополнительного художественного образования.
Существующее противоречие между требованиями к выпускникам учреждений дополнительного ХО и существующими педагогическими условиями организации учебного процесса по рисунку вызывает необходимость в разработке средств его решения.
Объект исследования - процесс развития навыков объемно-пространственного рисования детей среднего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования.
Предмет исследования - навыки объемно-пространственного рисования у детей среднего школьного возраста на занятиях по рисунку в системе дополнительного художественного образования в ДХШ № 1 г.
Тольятти Самарской области. Период исследования - 2016-2018 уч. гг.
Цель - научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка методической системы формирования развития навыков объемно-пространственного рисования детей среднего школьного возраста на занятиях рисунка в системе учебно-творческих задач в системе дополнительного художественного образования.
Гипотеза исследования - эффективное развитие навыков объемно-пространственного рисования у детей среднего школьного возраста на уроках рисунка возможно, если:
- разработана и внедрена в обучение обучающая модель системы заданий и упражнений, направленных на развитие навыков объемно - пространственного рисования;
- разработана система проверки и контроля результатов обучения, включающая критерии, показатели и уровни развития навыков объемно - пространственного рисования у среднего школьного возраста;
- разработаны и внедрены в обучение педагогические и материально - технические условия организации проведения занятий по рисунку.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты по проблеме научного исследования.
2. Изучить, проанализировать исторические системы применения различных форм и методов развития навыков объемно -пространственного рисования у учащихся среднего школьного возраста.
3. Определить методы развития навыков объемно -пространственного рисования у детей среднего школьного возраста на уроках рисунка в детской художественной школе.
4. Разработать и экспериментально проверить модель педагогической системы развития навыков объемно-пространственного рисования у учащихся среднего школьного возраста, включающую:
- комплекс педагогических технологий и методических средств,
- комплекс учебно-творческих заданий и педагогических условий реализации обучения;
- средства контроля и оценки навыков объемно-пространственного рисования.
5. Проверить эффективность предлагаемой модели методической системы в практике развития навыков объемно-пространственного рисования в условиях дополнительного художественного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования методы исследования:
- Анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, научных исследований в области методики изобразительной деятельности.
- Анализ программ по изобразительному искусству.
- Анализ и обобщение передового педагогического опыта, связанного с темой исследования.
- Наблюдение за процессами изобразительной деятельности детей на базе школ г. Тольятти и Самарской области, анализ их работы по развитию объемно-пространственного рисования.
- Анкетирование школьников и учителей школ.
- Диагностика учебно-творческой деятельности учащихся по выработке объемно-пространственного рисования.
- Исследовательская беседа.
- Изучение школьной документации.
-Педагогический эксперимент.
- Изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов- новаторов.
- Социологические методы исследования.
- Методы математической статистики;.
- Теоретический анализ педагогических идей и т.д.
Методологическая база исследования.
В теоретическом обосновании использовались научные выводы исследований 3 педагогов, психологов, философов.
Вопросами разработки, связанных с обучением в системе художественного образования и формированием графических навыков в процессе изобразительной деятельности занимались: М.А. Верб (55), Е Л Зеленина (72), Е.И. Игнатьев (79.80), Т.С. Комарова (100), Э.И. Кубышкина (106), В.С. Кузин (115110), Б.Ф Ломов (131), А.А. Медведев (136), В.С.Мухина (Ж), Е.Е.Рожкова (17), Н.Н. Ростовцев (180), С.П. Рощин ПбЗ), Н.П. Сакулина (167), Т.Я. Шпикалова (225), В.Ф. Шаталов, Н. Ильин, И.П. Волков, В.В. Колокольникова и др.
Исследованием процессов понимания, объяснение и ретрансляции семантических знаков искусства, рассматриваются с точки зрения определённых взаимодействий - А.В. Бакушинского (16,179. В.С. Кузина (С116), Ю.М. Лотмана (135), И.Я. Павлинова (154), Е.Е. Рожковой (1), К. Юнга (241).1
Теория изобразительного искусства разрабатывалась В.Г. Волковым (89), Н.В. Пьянковой (171), В.Ф. Сюзевой (202), А.С. Хворостовым (215), Т.Я. Шпикаловой.
Теоретическая значимость исследования: разработана и обоснована педагогическая модель формирования навыков пространственного рисования учащихся среднего школьного возраста в системе дополнительного художественного образования школе на занятиях по рисунку, в составе которой:
- педагогические условия, способствующие организации учебного процесса по развитию навыков пространственного рисования;
- система учебно-творческих заданий, развивающих навыки объемно - пространственного рисования;
- критерии оценки учебно-творческих работ учащихся.
Практическая значимость исследования:
Апробирована авторская педагогическая модель, показавшая положительную динамику формирования навыков объемно-пространственного рисования детей среднего школьного возраста.
Результаты проведенного исследования могут применяться, как в целом, так и частично, в разработке новых учебных программ и учебно-методических рекомендаций к выполнению заданий по объемно - пространственному рисованию в образовательном процессе художественных и общеобразовательных школ.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
- педагогическая модель развития навыков объемно-пространственного рисования в системе дополнительного художественного образования;
- система учебно-творческих задач (упражнений и заданий), формирующих и развивающих навыки рисования объемно-пространственного рисования учащихся среднего школьного возраста,
- педагогические условия процесса развития навыков объемно-пространственного рисования учащихся среднего школьного возраста,
- система диагностики и проверки результатов обучения, включающая критерии и показатели развития навыков объемно-пространственного рисования учащихся среднего школьного возраста.
Основные этапы исследования:
Первый этап - исследование теоретических аспектов разрабатываемой темы (2016-2017 год). На данном этапе осуществлялся поиск и анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования; проведено констатирующее исследование, показывающее состояние проблемы по теме исследования.
На этом этапе обосновано создание педагогической модели образовательной системы, позволяющей преподавателю выявить основные показатели развития навыков объемно-пространственного рисования учащихся среднего школьного возраста в художественной школе.
Определены критериальные показатели и уровни развития навыков объемно-пространственного рисования детей среднего школьного возраста.
Второй этап исследования - опытно-экспериментальный (2017-2018 год), в ходе которого были проведены формирующий этап и контрольный эксперимент.
На этапе формирования использована система заданий и упражнений по формированию навыков объемно-пространственного рисования.
Третий этап исследования - подведение итогов исследовательской работы, оформление результатов, формулирование выводов.
Исследование проходило на базе ДХШ № 1, г. Тольятти Самарской области в 4 классе.
В заключении, на основе психолого-педагогического анализа понятий, касающихся темы исследования, поставленных задач, результатов проведённого педагогического эксперимента, проверки гипотезы и модели методической системы развития навыков объёмно-пространственного рисования важно сделать вывод, что:
- существующие методы и исторические, и современные требуют систематизации и дополнения с учётом современных тенденций в художественном образовании.
- необходимо внедрять представленную систему учебно-творческих задач по рисунку в образовательный процесс, т.к. она востребована в областях профессиональной и художественно-эстетической деятельности в развитых навыках объемно-пространственного рисования. Основанием этому служило проведённое анкетирование и учащихся и учителей школы.
Развитие навыков учащихся в исследовании происходит средствами изучения и использования закономерностей и правил построения перспективы, изучения возможностей графических средств в рисовании, разнообразия и выразительности штриха, линии, пятна в изображении пространственных объектов окружающего мира в рамках комплекса педагогических условий и системы учебно-творческих заданий.
Внедрение авторской системы развития навыков объемно-пространственного рисования в учебный процесс художественных школ в рабочие программы позволяет делать обучение более осознанным, мотивированным, творческим благодаря использованию различных форм и педагогических технологий обучения.
Обозначены рекомендуемые формы занятий - коллективные, групповые формы проведения занятий, - индивидуальная работа учащихся, - урок-игра, урок-исследование, тренинг. Рекомендуемые технологии: практико-ориентированные, интегративные, технологии личностно - ориентированного обучения.
В ходе магистерского исследования разработана и включена в образовательный процесс модель педагогической системы, включающая педагогические условия и комплекс учебно-творческих заданий по рисунку, критериальный аппарат, направленные на овладение учащимися теоретических знаний, правил, понятий, умений и навыков объемно - пространственного рисования.
1. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию» Под ред. Комарова Т.С. М., Просвещение 1991г.
2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: педагогика искусства» Просвещение 2007г.
3. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». М., Академия, 2003г.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе/ Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение.-1985. - 207 с.
6. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. / А.В. Бакушинский. - Москва, 1925. 30 с.
7. Буланова, И. Коллективная изобразительная деятельность / И. Буланова // Искусство в школе. 2007.- №4.- С. 17
8. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение.- 2004.
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого.- Москва, 1984.
10. Изобразительное искусство в школе./ Под ред. В.В. Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975.- 96 с.
11. Илиев Балкански, Д. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности / Д. Илиев Балкански // Начальная школа. 2012. - №4.- С.63
12. Кардовский, Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию.- Пособие по рисованию / Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова.- М.: Госстройиздата, 1938.- 208 с.
13. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. Колякина -М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.
14. Кривоносова, Е.Г. Коллективные формы работы на уроках
изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Е.Г. Кривоносова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http ://festival. 1september.ru/articles/619092/, свободный. (Дата
обращения: 19.02.2015)
15. Кузин, В.С. Изобразительное искусство / В.С. Кузин - М.: Дрофа, 1995.-110с.
16. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 1 -4 классы: рабочие программы/ В.С. Кузин - М.: Дрофа, 2011.- 119с.
17. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.- 129с.
18. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1981.-253с.
19.Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе / О.В. Островская.- М.: ВЛАДОС.- 2003.
20. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. B.C. Кузина. - М.: Просвещение, 1975. - 151 с.
21. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы учителя / Е. Рожкова - М.: Просвещение 1980.- 118 с.
22. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советские школы рисунка / Н.Н. Ростовцев - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
23. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев - М.: Агар, 2000. -- 251 с.
24. Сапожников, А.П. Полный курс рисования / Под ред. Ларионова. - 4-е изд.- М.: Алев-В, 2003 .-160 с.
25. Тимофеева, Ж.В. Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти / Ж.В. Тимофеева // Начальная школа. 2012.- № 5.- С.66
26. Туро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников / И.Н. Туро. - Москва, 1980.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
(Стандарты второго поколения)
28. Цымбулов, В. Современные подходы к преподаванию
изобразительного искусства в школе / В.Цымбулов // Искусство в школе. 2011.- №2.- С. 13-15
29. Шпикалова, Т.Я., Ершова, Л.В., Поровская, Г.А. Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская- М.: Просвещение, 2013.- 193с.
30. Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. -- М.: Советский художник, 1959.- 235с.
31. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц - Мн.: Народная асвета, 1986.- 167 с.
32. Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству / В.В. Ячменева - М.: ВЛАДОС, 2004.- 184 с.
Ресурсы Интернета:
33. http ://www.orenipk.ru/kp/distant_vkZdoesZ2_2_1Zmetod_izo.html
34. http ://inf.yspu.org/ doeuments-open/dis/ 125/auto.pdf