Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности жизнестойкости и защитных механизмов у людей ранней и поздней взрослости (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №119661

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 100 человек, из них 25 мужчин в возрасте 20-30 лет и 25 мужчин старше 50 лет, 25 женщин в возрасте 20-30 лет и 25 женщин старше 50 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования жизнестойкости и защитных механизмов личности 4
1.1. Понятие жизнестойкости как фактора психологической устойчивости 4
1.2. Понятие защитных механизмов личности в психологии и их классификации 12
1.3. Психологические особенности периода ранней взрослости 19
1.5. Психологические особенности личности в период поздней взрослости 19
Выводы по первой главе. 20
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование жизнестойкости и защитных механизмов личности у людей ранней и поздней взрослости 22
2.1. Программа исследования и обоснование методик 22
2.2. Описание результатов жизнестойкости и защитных механизмов у людей ранней и поздней взрослости 22
2.3. Сравнительный анализ жизнестойкости и защитных механизмов у людей ранней и поздней взрослости 22
Выводы по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Приложение 1 32
Приложение 2 33

Цель исследования: выявить особенности жизнестойкости и защитных механизмов личности у людей ранней и поздней взрослости.
Объект исследования: жизнестойкость и защитные механизмы личности.
Предмет исследования: жизнестойкость и защитные механизмы личности у людей ранней и поздней взрослости.
Гипотезы исследования: у людей ранней и поздней взрослости различается уровень жизнестойкости и выраженность определенных защитных механизмов. Предполагается, что у пожилых жизнестойкость выше, нежели у молодежи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к жизнестойкости личности в психологической науке.
2. Интегрировать подходы к понятию защитных механизмов личности в психологии.
3. Эмпирически изучить особенности жизнестойкости и защитных механизмов личности у людей ранней и поздней взрослости.
Методики исследования: опросник Платчика-Келлермана, тест жизнестойкости Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева
Эмпирическая база и характеристика выборки: 25 мужчин в возрасте 20-30 лет и 25 мужчин старше 50 лет, 25 женщин в возрасте 20-30 лет и 25 женщин старше 50 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из всего описанного и перечисленного в предыдущих главах, остается только заключить объективные результаты эмпирического исследования по выборке.
Мы выяснили, что у людей поздней взрослости сильнее развит уровень общей жизнестойкости, и что данная возрастная группа чаще использует немного другие защитные механизмы, нежели группа ранней взрослости.
В целом, по итогам данной работы можно выделить следующие пункты:
Жизнестойкость – это структура личности, включающая такие взаимосвязанные характеристики как приверженность жизни/вовлеченность в жизнь, контроль и способность принимать риск, которые функционируют как ресурс сопротивления при столкновении со стрессовыми условиями, где:
• приверженность жизни - склонность к вовлечению в жизненную деятельность и наличие подлинного интереса и любопытства к окружающему миру;
• контроль - склонность полагать и действовать так, как будто можно влиять на происходящие вокруг себя события собственными усилиями;
• склонность к принятию риска - вера в то, что изменения, а не стабильность, являются нормальным образом жизни и представляют собой мотивирующие возможности для личностного роста, а не угрозу безопасности.
Все вместе эти черты обеспечивают смелость и мотивацию, необходимые для превращения стрессовых обстоятельств из потенциальных бедствий в возможности для личного роста.
Жизнестойкость считается важным фактором психологической устойчивости и оказывает благотворный эффект на здоровье и производительность. Люди с высокой жизнестойкостью склонны рассматривать стрессовые обстоятельства в перспективе и интерпретировать их менее угрожающе. В результате таких оценок снижается значимость влияния стрессовых событий, и они с меньшей вероятностью негативно влияют на здоровье человека.
Стиль совладания, который чаще всего ассоциируется с жизнестойкостью — это трансформационное совладание, включающее в себя поведение, способствующее укреплению здоровья, а также привлечение или адекватное использование социальных ресурсов, что превращает стрессовые события в менее стрессовые.
Жизнестойкость имеет некоторые заметные сходства с другими личностными конструктами психологии, а именно: локусом контроля, самоэффективностью и диспозиционным оптимизмом.
Как видно из вышесказанного, жизнестойкость тесно связана с копинг-стратегиями, которые являются, по сути, взаимодействием индивида с внутренними проблемами и вызовами внешней среды. Но целью нашего исследования было выявить взаимосвязь жизнестойкости и психологических защитных механизмов. На наш взгляд, копинг-стратегии можно рассматривать как разновидность психологических защит, о чем будет сказано в следующей главе. Однако, среди исследователей нет однозначной позиции насчет того как соотносятся и чем отличаются такие понятия как «копинг» и «защитный механизм». С большей или меньшей однозначностью можно говорить лишь о степени осознанности копинг-стратегий и защитных механизмов, где первые бессознательны, а последние – осознаются полностью или частично.
В психологии под психологической защитой понимают систему регуляторных механизмов, направленных на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. В широком смысле любое поведение, помогающее устранить психологический дискомфорт может рассматриваться как психологическая защита.
у людей поздней взрослости механизмы защиты работают более эффективно, поскольку в их жизни, по сравнению с жизнью людей ранней взрослости происходило намного больше печальных событий (болезни, потеря друзей и собственных родителей, конфликты с детьми-подростками и сепарация детей, разводы и пр.). Кроме того, осознание того, что впереди осталось значительно меньше времени, чем позади, а также того, что тело уже не будет служить как прежде, что когнитивные способности (в первую очередь память) также будут ухудшаться заставляет людей поздней взрослости находить способы отвлечения от подобных мыслей, особенно, учитывая, что обратить процесс старения вспять невозможно. Следовательно, можно только приноровиться к нему.
Так же, по всей видимости, жизнестойкость у людей поздней взрослости, наблюдается довольно сильно выше, чем у людей ранней взрослости, скорее всего, по тем же причинам.
Другое предположение, которое могло бы объяснить более высокий уровень вовлеченности людей поздней взрослости, заключается в том, что больший жизненный опыт предполагает бОльшую уверенность в своей компетентности, своем авторитете, что подразумевает и бОльшую степень уверенности в себе. Эта гипотеза подтверждается другими исследованиями. Однако, необходимо отметить, что выдвинутые гипотезы не противоречат, а взаимодополняют друг друга.



1. Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. ... канд. психол. наук. – Кемерово, 2004. – 207 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб. : Евразия, 2000. — 320 с. — ISBN 5-8071-0040-9.
3. Березкина О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. дис. … канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 305 с.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —200 с.
5. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования, 2013. № 10-4. С. 875-878.
6. Исаева Е. Р. Механизмы психологической адаптации личности: современные подходы к исследованию копинга и психологической защиты. – Вестник СПбГУ. Психология. Социология. Педагогика. – Серия 12, выпуск 2, 2008 – С. 40-47
7. Конюхова Е.Т., Конюхова Т.В. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства/ Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6, С. 110-114
8. Леонтьев Д.А., Е.И. Рассказова. Тест жизнестойкости. — Москва: Смысл, 2006. — 63 с. — ISBN 5-89357-228-9).
9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала/ Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.)
10. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 6. – С. 19–22).
11. Мельник С.Н. Психология личности: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 96 с.
12. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 296 с.
13. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. – М.: София,2006. – 368 с.
14. Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция совладающего поведения. – Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлёва, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М, 2008. – С. 67-84.
15. Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестн. Том. гос. ун-та, 2009. № 323. С. 336-342).
16. Ялтонский В. М., Н. А. Сирота. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы. – Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлёва, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М, 2008. – С. 21-55
17. Bartone, P. T. (2006). "Resilience under military operational stress: Can leaders influence hardiness?". MilitaryPsychology. 18: S131–S148. CiteSeerX 10.1.1.529.7394. doi:10.1207/s15327876mp1803s_10)
18. Bhojani, Zahra; Kurucz, Elizabeth C. (2020), "Sustainable Happiness, Well-Being, and Mindfulness in the Workplace", The Palgrave Handbook of Workplace Well-Being, Springer International Publishing, pp. 1–25, doi:10.1007/978-3-030-02470-3_52-1, ISBN 978-3-030-02470-3, S2CID 216344603
19. Carlson, Neil R.. "Chapter 14." Psychology: the science of behaviour. Fourth Canadian Edition ed. Toronto, Ont.: Pearson Education Canada Inc., 2010. 456. .
20. Carver, Charles S.; Connor-Smith, Jennifer (2010). "Personality and Coping". Annual Review of Psychology. 61: 679–704. doi:10.1146/annurev.psych.093008.100352. PMID 19572784.
21. Clark, L. M., & Hartman, M. (1996). "Effects of hardiness and appraisal on the psychological distress and physical health of caregivers to elderly relatives". Research on Aging. 18 (4): 379–401. doi:10.1177/0164027596184001;
22. Di Giuseppe M., Perry J.C., Conversano C., Gelo O.C.G., Gennaro A. Defense mechanisms, gender, and adaptiveness in emerging personality disorders in adolescent outpatients. J. Nerv. Ment. Dis.. 2020;208(12):933-941
23. Florian, V., Mikulincer, M., &Taubman, O. (1995). "Does hardiness contribute to mental-health during a stressful real-life situation: The roles of appraisal and coping". Journal of Personality and Social Psychology. 68 (4): 687–695. doi:10.1037/0022-3514.68.4.687. PMID 7738771
24. Folkman, Susan; Lazarus, Richard S. (March 1988). "Coping as a mediator of emotion". Journal of Personality and Social Psychology. 54 (3): 466–475. doi:10.1037/0022-3514.54.3.466. PMID 3361419
25. Folkman, Susan; Moskowitz, Judith Tedlie (February 2004). "Coping: Pitfalls and Promise". Annual Review of Psychology. 55 (1): 745–774. doi:10.1146/annurev.psych.55.090902.141456. PMID 14744233.
26. Hock, Roger R. "Reading 30: You're Getting Defensive Again!" Forty Studies That Changed Psychology. 7th ed. UpperSaddle River: Pearson Education, 2013. 233–38.
27. Hystad, S. W., Eid, J., Laberg, J. C., Johnsen, B. H., &Bartone, P. T. (2009). "Academic stress and health: Exploring the moderating role of personality hardiness". Scandinavian Journal of Educational Research. 53 (5): 421–429. doi:10.1080/00313830903180349).
28. Jimenez, B. M., Natera, N. I. M., Munoz, A. R., &Benadero, M. E. M. (2006). "Hardy personality as moderator variable of burnout syndrome in firefighters". Psicothema. 18 (3): 413–418. PMID 17296065)
29. Kantz, Mary Kay (2005). The Freeing and Healing Nature of Reconciliation. The Spirituality of Aging. Nov 9, 2005.
30. Klag, S., & Bradley, G. (2004). "The role of hardiness in stress and illness: An exploration of the effect of negative affectivity and gender". British Journal of Health Psychology. 9 (Pt 2): 137–161. doi:10.1348/135910704773891014. PMID 15125801
31. Kobasa, S. C., Maddi, S. R., &Puccetti, M. C. (1982). "Personality and exercise as buffers in the stress-illness relationship". Journal of BehavioralMedicine. 5 (4): 391–404. doi:10.1007/BF00845369. PMID 7154062
32. Kobasa, S. C., &Puccetti, M. C. (1983). "Personality and social resources in stress resistance". Journal of Personality and Social Psychology. 45 (4): 839–850. doi:10.1037/0022-3514.45.4.839. PMID 6631665
33. Kobasa, S. C., Maddi, S. R., Puccetti, M. C., & Zola, M. A. (1985). "Effectiveness of hardiness, exercise and social support as resources against illness". Journal of Psychosomatic Research. 29 (5): 525–533
34. Koenig, H. G., King, D. & Carson, V. B. (2012). Handbook of religion and health. Oxford University Press USA.
35. Lang, A., Goulet, C., &Amsel, R. (2003). "Lang and Goulet hardiness Scale: Development and testing on bereaved parents following the death of their fetus/infant". Death Studies. 27 (10): 851–880. doi:10.1080/716100345. PMID 14610777.
36. Lilienfeld, S. O., Lynn, S. J., Ruscio, J. &Beyerstein, B. L. (2011). 50 great myths of popular psychology: Shattering widespread misconceptions about human behavior. John Wiley &Sons.
37. Maddi, S. R. (1967) "The existential neurosis". Journal of Abnormal Psychology. 72 (4): 311–325. doi:10.1037/h0020103. PMID 6058470)
38. Maddi, S. R. (1999). "The personality construct of hardiness: I. Effects on experiencing, coping, and strain". ConsultingPsychology Journal: Practice and Research. 51 (2): 83–94. doi:10.1037/1061-4087.51.2.83.
39. Maddi, S. R. (2006). "Hardiness: The courage to grow from stresses". Journal of PositivePsychology. 1 (3): 160–168. doi:10.1080/17439760600619609
40. Maddi, S. R., Wadhwa, P., & Haier, R. J. (1996). "Relationship of hardiness to alcohol and drug use in adolescents". American Journal of Drug and AlcoholAbuse. 22 (2): 247–257. doi:10.3109/00952999609001657. PMID 8727058.
41. Mansurnejad, Z. &Kajbaf, M. B. (2012). The relationship of religious orientation (intrinsic, extrinsic) and gender with death anxiety among students. Research of Cognitive and Behavioral Sciences, 2 (1), 55-64.
42. Martin, Rod A. (2001). "Humor, laughter, and physical health: Methodological issues and research findings". PsychologicalBulletin. 127 (4): 504–519. doi:10.1037/0033-2909.127.4.504. PMID 11439709.
43. McWilliams, Nancy (2011). Psychoanalytic Diagnosis: Understanding Personality Structure in the Clinical Process, Second Edition. New York, NY: The Guilford Press. pp. 60, 63, 103. ISBN 978-1609184940.
44. Nimrod, G. & Ben-Shem, I. (2015). Successful aging as a lifelong process. EducationalGerontology, 41(11), 814-824.
45. Oxhandler, H. K. &Ellor, J. W. (2017). Christian Social Workers’ Views and Integration of Clients’ Religion and Spirituality in Practice. Social Work&Christianity, 44(3), 3-24
46. Plutchik, R., Kellerman, H., & Conte, H. R. (1979). A structural theory of ego defences and emotions. In C. E. Izard (Ed.), Emotions in personality and psychopathology (pp. 229–-257). New York: Plenum Press.
47. Roth, D. L., Wiebe, D. J., Fillingim, R. B., & Shay, K. A. (1989). "Life events, fitness, hardiness, and health – A simultaneous analysis of proposed stress-resistance effects". Journal of Personality and Social Psychology. 57 (1): 136–142. doi:10.1037/0022-3514.57.1.136. PMID 2754600
48. Scheier, M. F., & Carver, C. S. (1985). "Optimism, coping, and health – Assessment and implications of generalized outcome expectancies". Health Psychology. 4 (3): 219–247. doi:10.1037/0278-6133.4.3.219. PMID 4029106)
49. Sderstrom, M., Dolbier, C., Leiferman, J., & Steinhardt, M. (2000). "The relationship of hardiness, coping strategies, and perceived stress to symptoms of illness". Journal of BehavioralMedicine. 23 (3): 311–328. doi:10.1023/A:1005514310142. PMID 10863680.
50. Sirois, Fuschia M.; Kitner, Ryan (July 2015). "Less Adaptive or More Maladaptive? A Meta–analytic Investigation of Procrastination and Coping". European Journal of Personality. 29 (4): 433–444. doi:10.1002/per.1985. ISSN 0890-2070.
51. Stallman, Helen M; Beaudequin, Denise; Hermens, Daniel F; Eisenberg, Daniel (January 2021). "Modelling the relationship between healthy and unhealthy coping strategies to understand overwhelming distress: A Bayesian network approach". Journal of AffectiveDisorders Reports. 3: 100054. doi:10.1016/j.jadr.2020.100054
52. Vaillant, George (1994). "Ego mechanisms of defense and personality psychopathology" (PDF). Journal of AbnormalPsychology. 103 (1): 44–50. doi:10.1037/0021-843X.103.1.44. PMID 8040479.
53. Vaillant, George E. (2012). Triumphs of experience: the men of the Harvard Grant Study. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press. p. 262.
54. Westman, M. (1990). "The relationship between stress and performance: The moderating effect of hardiness". HumanPerformance. 3 (3): 141–155. doi:10.1207/s15327043hup0303_1
55. Wiebe, D. J., & McCallum, D. M. (1986). "Health practices and hardiness as mediators in the stress-illness relationship". Health Psychology. 5 (5): 425–438. doi:10.1037/0278-6133.5.5.425. PMID 3757991
56. Wiebe, D. J. (1991). "Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms". Journal of Personality and Social Psychology. 60 (1): 89–99. doi:10.1037/0022-3514.60.1.89. PMID 1995836.
57. Weiten, W. & Lloyd, M.A. (2008). Psychology Applied to Modern Life (9th ed.). WadsworthCengage Learning. ISBN 0-495-55339-5
58. Westerhof, G. J. & Webster, J. D. (2017). Innovations in Interventions for Reminiscence and Life Review. Innovation in Aging, 1(suppl_1), 746-746

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ