Введение 4
1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности организации ... 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 7
1.2 Факторы и методы повышения конкурентоспособности
организации 12
2 Оценка конкурентоспособности предприятия АО «СК «Стерх» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «СК «Стерх»20
2.2 Анализ конкурентоспособности организации и выявление проблем 30
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия АО «СК «Стерх» 39
Мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности АО «СК «Стерх» 39
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 43
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложения
В условиях экономической нестабильности, изменений в среде конкуренции для поддержания прибыльной и стабильной деятельности предприятия должно уделяться особое внимание повышению его конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность предприятия состоит во временном выгодном положении в условиях определенного рынка на протяжении известного временного периода по отношению к компаниям-конкурентам, его способности заполнять определенную нишу рынка в отрасли и быть прибыльным.
Интеграция отечественного бизнеса в экономическое международное пространство обязывает российские предприятия рассматривать проблему увеличения уровня из конкурентоспособности с новых позиций. Постепенный рост конкуренции на потребительском рынке, наблюдающийся во многих странах, изменение предложения и спроса на различные товары обуславливают потребность формирования в структуре предприятий системы управления конкурентоспособностью компаний, которая способна реагировать адекватным образом на воздействие внутренней и внешней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. В связи с этим обоснование теоретических основ формирования методических подходов в анализе конкурентных преимуществ страховщиков становится особенно важно и является актуальной научной задачей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических мероприятий по повышению конкурентоспособности страховых организаций.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность конкурентоспособности;
- исследовать факторы и методы повышения конкурентоспособности предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности на предприятии;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования выступает страховая компания АО «СК «Стерх».
Предметом работы являются социально-экономические отношения, возникающие в ходе формирования конкурентоспособности.
Изучению вопросов оценки конкурентных преимуществ страховых компаний посвящены работы как российских экономистов и ученых, так и зарубежных: С.Б. Авдашева, Ю.Т Ахведиани, Ю.В. Грызенкова, И.Н. Жук, С.Г. Журавин, А.А. Зернов, Н.В. Кириллова, Ю.А. Сплетухов, К.Е. Турбина, А.А. Цыганов, Р.Т. Юлдашев.
Однако, целый ряд актуальных проблем, которые связаны с оценкой конкурентоспособности российских страховых компаний, остается недостаточно изученным. Также существует необходимость анализа повышения конкурентоспособности страховой услуги АВТОКАСКО.
Для достижения цели решения поставленных задач в работе использованы различные методы научного исследования: сравнения, систематизации и обобщения, морфологического анализа, группировки. экспертных оценок и эмпирического исследования, системного подхода сравнительного анализа, графический метод, методы анализа и синтеза.
Информационную базу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых, материалы периодических изданий, статистическая информация, результаты экспертных исследований, экономические обзоры, информация учетной, финансовой и управленческой отчетности АО «СК «Стерх», Интернет-ресурсы, а также нормативно¬правовые акты органов государственной власти.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы и содержащиеся в выпускной квалификационной работе рекомендации ориентированы для использования страховыми компаниями в России при планировании своей деятельности и принятии управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности компании. Указанные рекомендации и выводы высшие учебные заведения могут использовать как материалы для изложения проблем по обеспечению конкурентных преимуществ страховых компаний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект и предмет исследования. Основная часть посвящена раскрытию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
В современной конкурентной среде каждое отдельное предприятие должно правильно оценивать текущую ситуацию на рынке, чтобы правильно разработать и применить эффективные средства конкуренции, которые были бы эффективны в отрасли для предприятия.
Особое внимание уделяется проблеме конкурентоспособности предприятия в контексте экономического кризиса и санкций. Такие действия заставляют нас искать способы поддержания и улучшения конкурентного состояния предприятия. Важную роль играет совершенствование рекламной политики, так как привлечение новых клиентов зависит от умения информировать, рассказывать о преимуществах продуктов.
В представленной выпускной квалификационной работе была исследована тема «Пути повышения конкурентоспособности страховой компании (на примере АО «СК «Стерх»)».
При изучении выбранной темы была поставлена конкретная цель — раскрыть содержание темы в теоретическом и практическом аспекте и провести анализ полученных материалов и сведений. В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:
- изучено понятие и сущность конкурентоспособности;
- исследованы факторы и методы повышения конкурентоспособности предприятия;
- проведена оценка конкурентоспособности на предприятии;
- разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
В данной выпускной квалификационной работе, исходя из поставленной цели проанализированы рыночные позиции фирмы и разработаны механизмы повышения ее конкурентоспособности; проведен комплексный анализ, конкурентов, сильных и слабых сторон предприятия на основе SWOT - анализа, проведен анализ конкурентоспособности страховой услуги АВТОКАСКО и разработаны практические рекомендации по совершенствованию страхового продукта.
Таким образом, цель исследования, которая заключалась в разработке предложений по совершенствованию конкурентоспособности в АО «СК «Стерх», была успешно достигнута.
Анализ теоретических основ конкурентоспособности предприятия позволяет сделать следующие выводы:
- основным фактором, напрямую влияющим на конкурентоспособность предприятия, являются работники;
- критерием конкурентоспособности предприятия является доля рынка предприятия;
- оценка конкурентоспособности предприятия может проводиться с учетом интегрального показателя его конкурентоспособности, который определяется на основе суммы комплексных показателей товаров с учетом доли товаров на рынке и их доля в объеме продаж предприятия.
АО «СК «Стерх »является одной из ведущих компаний на российском страховом рынке, специализирующейся на массовых видах страхования в розничном сегменте и в сегменте малого и среднего бизнеса.
По объему собранных страховых премий по всем видам страхования (кроме ОМС) Общество вышло на 56 место в РФ из 225 компаний (в 2017 г. 82 место).
Конкуренты предлагают аналогичный спектр услуг, с небольшими различиями по качеству и цене, что является значительной угрозой деятельности АО «СК «Стерх».
Сильными сторонами страховой компании АО «СК «Стерх» являются ее финансовая устойчивость, большой опыт работы, качество обслуживания, гибкое ценообразование. Эти качества делают компанию
конкурентоспособной и позволяют ей занимать лидирующие позиции среди дальневосточных страховых компаний. Рынок страхования растет, он непредсказуем (из-за нестабильности законодательства), однако, у компании есть возможность, разрабатывая и запуская новые программы, получать хорошую прибыль. Слабыми сторонами деятельности компании АО «СК «Стерх» являются слабая политика продвижение услуг, низкий уровень профессионализма сотрудников, небольшой охват территории.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию в АО «СК «Стерх», проанализировав основные показатели его деятельности и изучив деятельность компании, нами разработаны рекомендации для улучшения ситуации, более эффективного функционирования АО «СК «Стерх», а также введения нового страхового продукта «GAP».
Также было проанализирован результат ввода нового продукта, который виден из следующих показателей:
- рентабельность продукта составила 40,86%;
- экономическая рентабельность - 83,51%;
- чистая прибыль - 525240,2 тыс. руб.
Следовательно, осуществления мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности АО «СК «Стерх» экономически оправдано.
Теоретические выкладки и практические рекомендации могут быть интересны исследуемому предприятию АО «СК «Стерх» для усиления
конкурентоспособности. Результаты анализа и разработанные на его основе рекомендации приняты компанией к рассмотрению в качестве
консультационной помощи.
1. Алиев А.М. Современные стратегии развития и повышения конкурентоспособности страховых организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/31/111242.
2. Арнаут И.П. Исследование подходов относительно дефиниции конкурентоспособности предприятия // Инновационная экономика. 2017. №3. С.111-114.
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы / М.П. Афанасьев. - М.: Издательский центр "Книга", 2016. 304 с. ISBN: 5¬7166-0084-0.
4. Беляев О.С. Анализ методов оценки конкурентоспособностью предприятий // Экономика и управление. 2017. №2. С.94- 99.
5. Белякова Е.И., Перминова Г.А. Реинжиниринг бизнес-процессов в области страхования / Е.И. Белякова, Г.А. Перминова // Экономика и предпринимательство. 2017. №3 (ч. 2). С. 989-991.
6. Борозна А.С. Экономическая сущность понятия
«конкурентоспособность предприятия» // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Выпуск 11(81). Экономические науки: Экономика и управление, Финансы и налогообложение, Бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности, Логистика. - Новополоцк: ПГУ, 2016. С.266-268.
7. Бурлакова Л.А. Развитие креативных факторов
конкурентоспособности компании // Российское предпринимательство. 016. № 15 (213). С. 32-38.
8. Бурматова А.Н. Анализ конкурентоспособности страховых
компаний на российском рынке [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://sibac.info/archive/economy/4(52).pdf .
9. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. С. 85- 87.
10. Галиуллин И.Р. Инновационная модель эффективного управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: от теории к практике // Микроэкономика. 2018. № 3. C.31-35.
11. Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций // Пробл. теории и практики управл. - 2015. № 5. С.117-124.
12. Герчикова М.А. Практический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2015. 408 с. ISBN: 5-85173-039-0.
13. Горбашко Е.А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева; под ред. Е.А. Горбашко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. 447 с. ISBN: 978-5-534-03257-4.
14. Ермолаева А.С. Исследование особенностей формирования ключевых показателей деятельности страховой компании в целях повышения ее конкурентоспособности // Синергия. 2016. №6. С. 19-26.
15. Ермолаева А. С. Повышение конкурентоспособности страховой компании на основе формирования ключевых показателей // Социально-экономическое развитие современной России: проблемы, решения и уроки глобализации. / Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Августовские чтения - 2015». - 2015. С. 187-194.
16. Жамойда А.А. Методические особенности определения конкурентоспособности промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики. 2017. №1. С.10-18.
17. Жук И.Н. Построение рейтинга конкурентоспособности
страховых компаний // Страховое дело. 2019. №1. С. 27-31.
18. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. 430 с. ISBN: 978-5-222-14005-5.
19. Князева Е.Г. Страховой рынок России: современные вызовы развития / Е.Г. Князева, Л. И. Юзвович, Е. А. Смородина, А. Ю. Павленко // Фундаментальные исследования. 2015. №3. С. 181-186.
20. Кожемяко А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. 176 c. ISBN: 978-5-4257¬0265-4.
21. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 640 с. ISBN: 978-5¬9916-1540-2.
22. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА - М, 2016. 320 с. ISBN: 5-86225-378-5.
23. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2015. 224 с. ISBN: 5-88275042-7.
24. Москалева Е.Г., Канаева О.Ю. Методические подходы к анализу конкурентоспособности страховой компании // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. С. 89¬91.
25. Москалёва Е. Г., Грибанова Н. В. Анализ конкурентоспособности страховых компаний, функционирующих в Республике Мордовия // Молодой ученый. 2015. №4. С. 391-395.
26. Печенкин А.Н. Конкурентоспособность продукции и производителя // Надежность и контроль качества. 2015. №10. С.21-22.
27. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности организации // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2015. Т. 16, 1. С. 205 - 211.
28. Портер М. Конкуренция: учебник / М. Портер. - М.:
Издательский дом «Вильямс». - 2017. 608с. ISBN: 5-84590-794-2.
29. Савельева Н.А., Каваджа А.Н. Оптимизация бизнес-процессов страховой компании как механизм повышения конкурентоспособности организации (на примере «Росгосстрах») // Экономика и сервис: от теории к практике. / Материалы V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 70-74.
30. Смирнов С.А. Конкурентоспособность страховых компаний: проблемы и пути их решения // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. №12. С. 119-125.
31. Стаценко Е.В., Терехова Н.А. Механизм определения уровня конкурентоспособности предприятия // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 4. С. 223-225.
32. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. 576 с. ISBN: 5-85173-059-5.
33. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2016. 264 с. ISBN: 5-7357-0181¬9.
34. Угольникова О.Д. К вопросу о конкурентоспособности страховых компаний: инновационная деятельность в страховании // Евразийский союз ученых. 2016. №6-1 (27). С. 83-85.
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Дело, 2014. 448 с. ISBN: 5-87057-081-6.
36. Федеральный закон 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/.
37. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер. - М.: Изд-во Бином. Лаборатория знаний, 2014. 541 с. ISBN: 5-94774-220-9.
38. Хомченко А.Г. Рыночная конкуренция / А.Г. Хомченко. - М.: Экономика, 2015. 236 с. ISBN: 978-5-7996-1098-2.
39. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2014. 799 с. ISBN: 978-5-238-01439-5.
40. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. университета, 2014. 192 с. ISBN: 5-8265-0568-0.
41. Шувалова Г. Основы предпринимательства: Учебник. -
Караганда: КарГТУ, 2017. 106 с. ISBN: 978-5-9916-4993-3.
42. Экономика для бакалавров: учебное пособие / Под ред. Л.С. Гребнева. - М.: Логос, 201 240с. ISBN: 978-5-98704-655-5.
43. Экономика фирмы: учебник / В.Я. Горфинкель [и др]; под ред. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 485 с. ISBN: 978-5-238-01201-8.
44. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2014. 240 с. ISBN: 5-296-00076-5.