ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 12
1.1 Семейные ценности: сущность понятия, типология 12
1.2 Психофизиологические особенности детей 5-7 лет с задержкой
психического развития, позволяющие приобщится к семейным ценностям 17
1.3 Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 30
2.1 Выявление уровня приобщения к семейным ценностям детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.2 Апробация психолого-педагогических условий приобщения
детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям 45
2.3 Определение динамики уровня приобщения к семейным
ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение 80
Глава 1. Теоретические основы проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 12
1.1 Семейные ценности: сущность понятия, типология 12
1.2 Психофизиологические особенности детей 5-7 лет с задержкой
психического развития, позволяющие приобщится к семейным ценностям 17
1.3 Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к семейным ценностям 30
2.1 Выявление уровня приобщения к семейным ценностям детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.2 Апробация психолого-педагогических условий приобщения
детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям 45
2.3 Определение динамики уровня приобщения к семейным
ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития 56
Выводы по второй главе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение 80
Актуальность исследования. Среди многих педагогических проблем выделяется такая проблема как: подготовка младшего поколения к будущей семейной жизни. Особое внимание уделяется процессу приобщения детей с задержкой психического развития к семейным ценностям, что определяется состояниями их психического недоразвития, недостаточным опытом усвоения социального поведения и норм взаимоотношений в различных общественных ситуациях. Семья для ребенка с задержкой психического развития является опорой на протяжении всей жизни. Такие дети очень зависимы от своих родителей и близких людей. Именно поэтому у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством создания условий, включающих в себя психологические и педагогические аспекты необходимо формировать представления о семейных ценностях.
Суть проблемы формирования представлений о семье, семейных ценностей зафиксированы в работах известных психологов: Н.Д. Добрынина, В.В. Ильина, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Л.С. Выготского, в педагогике вопрос ценностного отношения к семье раскрывается в исследованиях И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева.
Современные исследователи говорят о том, что семья выполняет воспитательную и развивающую функцию, имеет решающее значение в формировании культурно-ценностных ориентаций. Т.А. Макарова, Г..Н. Гришина, Л.В. Загик называют семью «школой чувств» для ребенка, говорят о том, что в ней он впервые получает опыт того, что для человека является наиболее важным.
С самого первого года жизни ребенка те люди, которые его окружают, осознанно и неосознанно формируют его личность. От ближайшего окружения, то есть от матери с отцом, зависит, как ребенок будет относиться к старшему поколению. А именно оно в большинстве своем выполняет функцию трансляции семейных ценностей: из одного поколения в другое передаются совместные семейные праздники и традиции, реликвии семьи. Все это влияет на то, каким будет младшее поколение, какие ценности для него будут приоритетными.
Поскольку наше общество на данный момент своего развития претерпевает проблемы института семьи, а проще говоря - кризис семьи, то именно сейчас особо остро стоит вопрос в утверждении семейных ценностей. Для этого необходимо разрабатывать и вводить в практику современные психолого-педагогические методы и приемы, а также способы для изучения семейных ценностей старшими дошкольниками, а особенно - детьми с задержкой психического развития.
В процессе изучения исследований известных педагогов и психологов мы установили, что проблема рассматриваемого вопроса мало изучена, недостаточно описаны психолого-педагогические условия для реализации процесса приобщения к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обуславливается общественным интересом на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития, который имеет представления о семье, семейных ценностях. Острота рассматриваемого вопроса имеет большое значение в практической реализации дошкольной организации.
В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих приобщение к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определена тем, что вопрос приобщения детей к семейным ценностям отобразилась в работах иностранных и отечественных исследователей, которые представляют разные научные области. Однако, изучая работы психологов и педагогов по теме, мы установили, что исследований, которые посвящены данной проблеме недостаточно.
Исследования психолого-педагогических условий для детей с задержкой психического развития могли бы дополнить представления специалистов о проблемах приобщения к семейным ценностям в условиях отклоняющегося развития.
Актуальность темы на научно-методологическом уровне определена тем, что необходима научная разработка по реализации психолого-педагогических условий для приобщения к семейным ценностям детей с задержкой психического развития.
Вышесказанное позволяет обосновать актуальность и целесообразность изучения психологических и педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического разития к семейным ценностям.
Анализ литературных источников позволил нам выявить следующее противоречие: между необходимостью приобщения к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для приобщения к семейным ценностям детей с задержкой психического развития.
Учитывая выявленное противоречие, мы выбрали тему исследования, проблема которого выражена следующим образом: каковы психолого-педагогические условия приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Объект исследования: процесс приобщения к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что приобщение к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития возможна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития;
- оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы;
- включение в содержание работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития мероприятий, направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях;
- организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения в области приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
2. Изучить психофизиологические особенности детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать критериально-диагностический аппарат оценки уровня приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
4. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования стали следующие положения:
- теория С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о деятельностном и системном подходах к исследованию педагогических процессов и явлений;
- работы Т.А. Власова, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, Н.А. Менчинской, Н.Ю. Боряковой, Т.В. Егорова о философских, педагогических и психологических исследований по изучению детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- важнейшие тезисы О.Л. Алексеева, В.В. Коршунова, Л.И. Плаксиной, Б.К. Тупоногова о принципах систематичности и постепенности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста;
- главные тезисы Н.К. Акимова, Л.А. Дружинина, А.А. Кирсанова о индивидуально-дифференцированном подходе к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми, у которых выявлена задержка психического развития;
- работы И.А. Морозовой о коррекционно-развивающем обучение детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- основные положения К.А. Абульханова-Славской, В.И. Андреева, В.П. Тугаринова о формировании представлений о семье, семейных ценностях у ребенка;
- описание модели Л.В. Безрукова о личностном присваивании общечеловеческих ценностей;
- исследования О.В. Дыбиной, О.А. Еник, В.В. Щетининой, О.П. Болотниковой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, Л.А. Пеньковой, Е.А. Сидякиной, которые направлены на изучение процесса формирования направленности на мир семьи дошкольников.
Методами исследования для решения поставленных задач стали:
- теоретические: сравнительный и сопоставительный анализы
психолого-педагогических, методических и философских источников; классифицирование, анализ и прогнозирование;
- эмпирические: педагогический эксперимент, который включает в
себя «констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), метод наглядного представления
результатов» [50].
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного учреждения детского сада №200 «Волшебный башмачок» в Самарской области, г. Тольятти. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 12 человек (Приложение А).
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно (2016-2018 гг.).
Первый этап (сентябрь 2016 - июнь 2017 гг.) - рассмотрены и проанализированы философские, психолого-педагогические аспекты по изучаемой проблеме, сформулирован научный аппарат исследования, создана программа исследования, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента и обработка его результатов.
Второй этап (сентябрь 2017 - февраль 2018 гг.) - реализована
организация формирующего и контрольного этапов исследования; организована проверка результативности психолого-педагогических условий приобщения старших дошкольников с задержкой психического развития к семейным ценностям; выполнена обработка, проверка и классификация полученных результатов; проверены и уточнены научно-методические выводы, которые были получены в результате эксперимента; разработаны методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий по приобщению детей с задержкой психического развития к семейным ценностям для педагогов, организована их апробация в практической работе дошкольной организации.
Третий этап (март 2018 - июнь 2018 гг.) - был проведен анализ и сформулирован общий вывод результатов, которые были получены в процессе опытно-экспериментальной работы (выявлялась динамика в уровне приобщения детей с задержкой психического развития к семейным ценностям), уточнены теоретические положения, осуществлено текстовое оформление диссертационных материалов, сформулированы выводы.
Новизна исследования: выявлена возможность рассмотрения процесса приобщения детей 5-7лет с задержкой психического развития к семейным ценностям; изучены потенциальные возможности приобщения детей с задержкой психического развития к семейным ценностям и реализация по этапам представленного процесса.
Теоретическая значимость исследования: конкретизировалось
описание понятия «приобщение детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям», которое рассматривается как степень проявления дошкольником любви, заботы о близких людях, понимания друг друга, уважения к старшим, умения поддерживать друг друга в разных ситуациях.
Практическая значимость исследования представлена
апробированными на практике методическими рекомендации педагогам по выявлению уровня приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям. Также практическая значимость заключается в организации поэтапной работы по расширению представлений о семье, семейных ценностях.
Достоверность и обоснованность научных тезисов доказывается организацией исследований, основой которых являются философские, психолого-педагогические источники; отбором методов исследования, сформулированными целями и задачами, предметом и объектом исследования.
Апробация результатов исследования. Важнейшие аспекты и выводы экспериментальной работы выносились на обсуждение на педагогических советах дошкольной образовательной организации, научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ», научно-практической конференции с международным участием. По теме диссертационного исследования опубликовано пять статей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семейные ценности рассматриваются как одна из форм проявления детско-родительских взаимоотношений, а также отношений между старшим поколением и детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые включают в себя: проявление любви, желание заботиться о близких людях, понимание друг друга, проявление уважения к старшим, умение сострадать, умение поддерживать друг друга в разных ситуациях, быть честным, а также проявление искренности и умения доверять.
2. Приобщение детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям обеспечивается психолого-педагогическими условиями (реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с ЗПР; оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы; включение в содержание работы с детьми мероприятий, направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях; организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком; организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с ЗПР);
3. Показатели приобщения детей 5-7 лет с ЗПР описываются в соответствии со следующими компонентами. Наличие знаний о семье; наличие знаний о семейных ценностях; умение рассказывать о семейных ценностях - это когнитивный компонент. К эмоционально-мотивационному компоненту относится умение проявлять заботу о близких людях, то есть проявлять любовь и желание заботиться о близких людях, понимать друг друга, проявлять уважение к старшим, уметь сострадать, уметь поддерживать друг друга в разных ситуациях, быть честным, проявлять искренность, уметь доверять. Поведенческий компонент - умение осознанно принимать участие в семейных традициях.
Суть проблемы формирования представлений о семье, семейных ценностей зафиксированы в работах известных психологов: Н.Д. Добрынина, В.В. Ильина, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонова, Л.С. Выготского, в педагогике вопрос ценностного отношения к семье раскрывается в исследованиях И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева.
Современные исследователи говорят о том, что семья выполняет воспитательную и развивающую функцию, имеет решающее значение в формировании культурно-ценностных ориентаций. Т.А. Макарова, Г..Н. Гришина, Л.В. Загик называют семью «школой чувств» для ребенка, говорят о том, что в ней он впервые получает опыт того, что для человека является наиболее важным.
С самого первого года жизни ребенка те люди, которые его окружают, осознанно и неосознанно формируют его личность. От ближайшего окружения, то есть от матери с отцом, зависит, как ребенок будет относиться к старшему поколению. А именно оно в большинстве своем выполняет функцию трансляции семейных ценностей: из одного поколения в другое передаются совместные семейные праздники и традиции, реликвии семьи. Все это влияет на то, каким будет младшее поколение, какие ценности для него будут приоритетными.
Поскольку наше общество на данный момент своего развития претерпевает проблемы института семьи, а проще говоря - кризис семьи, то именно сейчас особо остро стоит вопрос в утверждении семейных ценностей. Для этого необходимо разрабатывать и вводить в практику современные психолого-педагогические методы и приемы, а также способы для изучения семейных ценностей старшими дошкольниками, а особенно - детьми с задержкой психического развития.
В процессе изучения исследований известных педагогов и психологов мы установили, что проблема рассматриваемого вопроса мало изучена, недостаточно описаны психолого-педагогические условия для реализации процесса приобщения к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обуславливается общественным интересом на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития, который имеет представления о семье, семейных ценностях. Острота рассматриваемого вопроса имеет большое значение в практической реализации дошкольной организации.
В настоящее время нет апробированных программ психолого-педагогического сопровождения, облегчающих приобщение к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определена тем, что вопрос приобщения детей к семейным ценностям отобразилась в работах иностранных и отечественных исследователей, которые представляют разные научные области. Однако, изучая работы психологов и педагогов по теме, мы установили, что исследований, которые посвящены данной проблеме недостаточно.
Исследования психолого-педагогических условий для детей с задержкой психического развития могли бы дополнить представления специалистов о проблемах приобщения к семейным ценностям в условиях отклоняющегося развития.
Актуальность темы на научно-методологическом уровне определена тем, что необходима научная разработка по реализации психолого-педагогических условий для приобщения к семейным ценностям детей с задержкой психического развития.
Вышесказанное позволяет обосновать актуальность и целесообразность изучения психологических и педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического разития к семейным ценностям.
Анализ литературных источников позволил нам выявить следующее противоречие: между необходимостью приобщения к семейным ценностям дошкольников с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для приобщения к семейным ценностям детей с задержкой психического развития.
Учитывая выявленное противоречие, мы выбрали тему исследования, проблема которого выражена следующим образом: каковы психолого-педагогические условия приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Объект исследования: процесс приобщения к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что приобщение к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития возможна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития;
- оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы;
- включение в содержание работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития мероприятий, направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях;
- организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения в области приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям.
2. Изучить психофизиологические особенности детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать критериально-диагностический аппарат оценки уровня приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
4. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования стали следующие положения:
- теория С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева о деятельностном и системном подходах к исследованию педагогических процессов и явлений;
- работы Т.А. Власова, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, Н.А. Менчинской, Н.Ю. Боряковой, Т.В. Егорова о философских, педагогических и психологических исследований по изучению детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- важнейшие тезисы О.Л. Алексеева, В.В. Коршунова, Л.И. Плаксиной, Б.К. Тупоногова о принципах систематичности и постепенности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста;
- главные тезисы Н.К. Акимова, Л.А. Дружинина, А.А. Кирсанова о индивидуально-дифференцированном подходе к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми, у которых выявлена задержка психического развития;
- работы И.А. Морозовой о коррекционно-развивающем обучение детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- основные положения К.А. Абульханова-Славской, В.И. Андреева, В.П. Тугаринова о формировании представлений о семье, семейных ценностях у ребенка;
- описание модели Л.В. Безрукова о личностном присваивании общечеловеческих ценностей;
- исследования О.В. Дыбиной, О.А. Еник, В.В. Щетининой, О.П. Болотниковой, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, Л.А. Пеньковой, Е.А. Сидякиной, которые направлены на изучение процесса формирования направленности на мир семьи дошкольников.
Методами исследования для решения поставленных задач стали:
- теоретические: сравнительный и сопоставительный анализы
психолого-педагогических, методических и философских источников; классифицирование, анализ и прогнозирование;
- эмпирические: педагогический эксперимент, который включает в
себя «констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования), метод наглядного представления
результатов» [50].
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного учреждения детского сада №200 «Волшебный башмачок» в Самарской области, г. Тольятти. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 12 человек (Приложение А).
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно (2016-2018 гг.).
Первый этап (сентябрь 2016 - июнь 2017 гг.) - рассмотрены и проанализированы философские, психолого-педагогические аспекты по изучаемой проблеме, сформулирован научный аппарат исследования, создана программа исследования, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента и обработка его результатов.
Второй этап (сентябрь 2017 - февраль 2018 гг.) - реализована
организация формирующего и контрольного этапов исследования; организована проверка результативности психолого-педагогических условий приобщения старших дошкольников с задержкой психического развития к семейным ценностям; выполнена обработка, проверка и классификация полученных результатов; проверены и уточнены научно-методические выводы, которые были получены в результате эксперимента; разработаны методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий по приобщению детей с задержкой психического развития к семейным ценностям для педагогов, организована их апробация в практической работе дошкольной организации.
Третий этап (март 2018 - июнь 2018 гг.) - был проведен анализ и сформулирован общий вывод результатов, которые были получены в процессе опытно-экспериментальной работы (выявлялась динамика в уровне приобщения детей с задержкой психического развития к семейным ценностям), уточнены теоретические положения, осуществлено текстовое оформление диссертационных материалов, сформулированы выводы.
Новизна исследования: выявлена возможность рассмотрения процесса приобщения детей 5-7лет с задержкой психического развития к семейным ценностям; изучены потенциальные возможности приобщения детей с задержкой психического развития к семейным ценностям и реализация по этапам представленного процесса.
Теоретическая значимость исследования: конкретизировалось
описание понятия «приобщение детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям», которое рассматривается как степень проявления дошкольником любви, заботы о близких людях, понимания друг друга, уважения к старшим, умения поддерживать друг друга в разных ситуациях.
Практическая значимость исследования представлена
апробированными на практике методическими рекомендации педагогам по выявлению уровня приобщения детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям. Также практическая значимость заключается в организации поэтапной работы по расширению представлений о семье, семейных ценностях.
Достоверность и обоснованность научных тезисов доказывается организацией исследований, основой которых являются философские, психолого-педагогические источники; отбором методов исследования, сформулированными целями и задачами, предметом и объектом исследования.
Апробация результатов исследования. Важнейшие аспекты и выводы экспериментальной работы выносились на обсуждение на педагогических советах дошкольной образовательной организации, научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ», научно-практической конференции с международным участием. По теме диссертационного исследования опубликовано пять статей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семейные ценности рассматриваются как одна из форм проявления детско-родительских взаимоотношений, а также отношений между старшим поколением и детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые включают в себя: проявление любви, желание заботиться о близких людях, понимание друг друга, проявление уважения к старшим, умение сострадать, умение поддерживать друг друга в разных ситуациях, быть честным, а также проявление искренности и умения доверять.
2. Приобщение детей 5-7 лет с задержкой психического развития к семейным ценностям обеспечивается психолого-педагогическими условиями (реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с ЗПР; оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы; включение в содержание работы с детьми мероприятий, направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях; организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком; организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с ЗПР);
3. Показатели приобщения детей 5-7 лет с ЗПР описываются в соответствии со следующими компонентами. Наличие знаний о семье; наличие знаний о семейных ценностях; умение рассказывать о семейных ценностях - это когнитивный компонент. К эмоционально-мотивационному компоненту относится умение проявлять заботу о близких людях, то есть проявлять любовь и желание заботиться о близких людях, понимать друг друга, проявлять уважение к старшим, уметь сострадать, уметь поддерживать друг друга в разных ситуациях, быть честным, проявлять искренность, уметь доверять. Поведенческий компонент - умение осознанно принимать участие в семейных традициях.
Проведенное исследование доказало правомерность выдвинутых положений, что позволило сформулировать следующие выводы.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность и значимость рассматриваемой проблемы. Изучение накопленного педагогического опыта позволяет в настоящее время обнаружить недостаток исследований по приобщению к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития, научного и методического оснащения данного процесса. Отсутствует системность педагогических воздействий, средств и комплексность условий, при которых обеспечивается в должной мере приобщения к семейным ценностям детей 5¬7 лет с задержкой психического развития
2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности у детей 5-7 лет с ЗПР приобщения к семейным ценностям. У данных дошкольников отсутствуют знания о семье, о ценностях семьи, о семенных делах. У них нет представлений о традициях, обычаи, передающие из поколения в поколение. Также эти дети с трудом отвечали на поставленные вопросы.
3. В ходе исследования определено и доказано, что приобщение к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития происходит успешно при реализации психолого-педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с ЗПР;
- оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы;
- включение в содержание работы с детьми мероприятий,
направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях;
- организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с ЗПР.
4. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о повышении уровня приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с ЗПР.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективой дальнейшей работы может быть изучение преемственности в работе детей младшего и среднего дошкольного возраста с проблемами в развитии в приобщении к семейным ценностям. Интерес представляет изучение проблемы формирования представлений о семье, семейных ценностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность и значимость рассматриваемой проблемы. Изучение накопленного педагогического опыта позволяет в настоящее время обнаружить недостаток исследований по приобщению к семейным ценностям детей 5-7 лет с задержкой психического развития, научного и методического оснащения данного процесса. Отсутствует системность педагогических воздействий, средств и комплексность условий, при которых обеспечивается в должной мере приобщения к семейным ценностям детей 5¬7 лет с задержкой психического развития
2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности у детей 5-7 лет с ЗПР приобщения к семейным ценностям. У данных дошкольников отсутствуют знания о семье, о ценностях семьи, о семенных делах. У них нет представлений о традициях, обычаи, передающие из поколения в поколение. Также эти дети с трудом отвечали на поставленные вопросы.
3. В ходе исследования определено и доказано, что приобщение к семейным ценностям у детей 5-7 лет с задержкой психического развития происходит успешно при реализации психолого-педагогических условий:
- реализация индивидуального подхода при разработке содержания и реализации работы с детьми 5-7 лет с ЗПР;
- оснащение коррекционно-развивающим материалом предметно-пространственной среды группы;
- включение в содержание работы с детьми мероприятий,
направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях;
- организация работы с родителями, направленной на принятие особенностей ребенка и обучение их приемам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- организация работы со специалистами, реализующими психолого-педагогическую работу с дошкольниками с особыми потребностями, направленной на повышение их знаний о семейных ценностях у детей 5-7 лет с ЗПР.
4. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о повышении уровня приобщения к семейным ценностям у детей 5-7 лет с ЗПР.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспективой дальнейшей работы может быть изучение преемственности в работе детей младшего и среднего дошкольного возраста с проблемами в развитии в приобщении к семейным ценностям. Интерес представляет изучение проблемы формирования представлений о семье, семейных ценностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая компьютерная игра как средство познавательного развития дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательная работа с детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Организация воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Изучение различий в показателях развития нравственного сознания у старших дошкольников из семей с разными социально-демографическими характеристиками
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Формирование этнокультурных ценностей студентов профессиональной образовательной организации средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



