Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности организации физкультурно-спортивных занятий для гимнасток с нарушением осанки

Работа №119621

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Понятие об осанке и анатомо-физиологических особенностях развития
позвоночника у детей 8
1.2. Характеристика видов нарушений осанки 15
1.3. Причины и виды нарушений осанки у гимнасток 20
1.4. Особенности организации физкультурно-спортивных занятий при
нарушении осанки у гимнасток 22
Выводы по главе 29
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 38
Выводы по главе 39
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДНИЕ 41
3.1. Обоснование применения разработанной методики для коррекции
нарушений осанки у юных гимнасток 41
3.2. Оценка эффективности разработанной методики, направленной на
коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток 54
Выводы по главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72


Актуальность. В связи с современными условиями жизни и снижением физической активности, нарушение осанки различной степени занимает одно из первых мест среди заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей [7]. На фоне сегодняшней экологической обстановки, неблагоприятных социально-гигиенических условий и интенсификации учебного процесса, дети более всего подвержены риску появления таких отклонений, как нарушение осанки или сколиоз. А ведь осанка играет немаловажную роль в физическом развитии детей, поскольку она является не только характеристикой привычного положения тела, но и показателем здоровья человека, и в свою очередь, вопрос исправления осанки представляет одну из наиболее актуальных проблем детского здоровья.
Дети, имеющие какую-либо степень нарушения осанки, отстают как в физическом развитии, так и в физической подготовленности от детей, не имеющих этих нарушений. У них отмечается повышение утомления, уменьшение подвижности суставов и выносливости мышц спины, ухудшается общее самочувствие ребенка, а также может страдать дыхательная и сердечно-сосудистая система [13]. В работах ряда авторов [8, 12, 14] отмечено, что около 40 % детей именно младшего школьного возраста страдают различными нарушениями осанки и сколиозами. Около 15 % детей имеют деформацию во фронтальной плоскости и около 1,5-2 % сколиозы различной степени.
Но помимо нарушений осанки по причине недостаточной физической активности детей и неблагоприятными санитарно-гигиеническими фактора-ми, эта патология затрагивает так же детей, ведущих активный образ жизни и занимающихся различными видами спорта. Связано это, прежде всего, с высоко интенсивной тренировочной нагрузкой или выполнением определенных движений, характерных для данного вида спорта и приводящих к проблемам с опорно-двигательным аппаратом.
Среди таких видов спорта, в которых возрастает риск к развитию различных отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата, относится художественная гимнастика. Одной из причин, по которой нужно уделять большое внимание осанке - это астеническое телосложение и гипермобильность суставов у девочек, отбираемых в данный вид спорта. Это состояние возникает при дисплазии соединительной ткани, которая и является причиной формирования нарушений осанки и искривлений позвоночника.
Степень развития подвижности позвоночника также играет роль для начинающей гимнастки. Уже на начальном этапе в учебно-тренировочном процессе большое внимание уделяется развитию гибкости спины. Значительные нагрузки на организм девочек, особенно в юном возрасте могут способствовать возникновению ряда проблем со здоровьем, в частности нарушению состояния позвоночника.
Поэтому мы предположили, что организация специфической профилактики изменений в состоянии позвоночника, дозированная физическая нагрузка на тренировках, в комплексе с лечебной физической культурой, будет способствовать коррекции уже имеющихся отклонений и снижению частоты возникновения патологической осанки у юных гимнасток.
Объект исследования: процесс физкультурно-спортивных занятий, направленный на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.
Предмет исследования: организация физкультурно-спортивных занятий для коррекции нарушений осанки у юных гимнасток.
Цель исследования: коррекция нарушений осанки у юных гимнасток с использованием специально-организованных физкультурно-спортивных занятий.
Гипотеза исследования состоит в том, что если в содержание физкультурно-спортивных занятий будут включены специально подобранные комплексы лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, то они повлияют на коррекцию осанки у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи исследования:
1. Оценить исходный уровень осанки у юных гимнасток
2. Организовать физкультурно-спортивные занятия с использованием специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, направленных на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.
3. Оценить эффективность влияния физкультурно-спортивных занятий с использованием специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды различных отечественных и зарубежных авторов и ученых в области физической и адаптивной физической культуры по вопросам об осанке: ее общая характеристика, причины и виды нарушений осанки, особенности развития позвоночника в различные возрастные периоды, влияние занятий художественной гимнастикой на состояние опорно-двигательного аппарата юных гимнасток, а так же особенности организации физкультурно¬спортивных занятий при нарушениях осанки у гимнасток.
Базовыми для настоящего исследования явились также работы отечественных и современных авторов, таких как Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2005.- 592 с., Шамардин А. И., Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением: учебное пособие / В.Д. Фискалов, Ю.А. Зубарев, В.П. Черкашин; под общ. ред. В.Д. Фискалова. - М.: Советский спорт, 2013. - 464 с., Круглова Т.Э. Спортивный менеджмент: учебно¬методическое пособие / Т.Э. Круглова: СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: (б.и.), 2006. - 164 с. и др.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Проведение контрольных тестов.
4. Метод педагогического эксперимента.
5. Метод математико-статической обработки данных, полученных при исследовании.
Опытно-экспериментальная база исследования: универсальный
спортивный комплекс (г. Тольятти), филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (ЦСК ВВС г. Самара).
Научная новизна заключается в положительном влиянии правильно организованных физкультурно-спортивных занятий с использованием специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, направленных на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.
Теоретическая значимость нашего исследования заключатся в раскрытии вопросов об осанке, причинах и видах нарушений осанки у гимнасток, а также организации физкультурно-спортивных занятий в комплексе с лечебной физической культурой, хореографическими упражнениями и лечебным плаванием, которые будут влиять на коррекцию осанки у юных гимнасток.
Практическая значимость заключается в организации тренерами и инструкторами-методистами физкультурно-спортивных занятий с применением специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, направленных на коррекцию имеющихся нарушение осанки у юных гимнасток. Кроме того, правильно организованные занятия могут быть использованы инструкторами по лечебной физической культуре в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение осанки различной степени.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались с помощью статистических методов анализа, проведенных с юными
гимнастками с использованием специально подобранных тестов.
Количественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались с помощью компьютерной программы математической статистики.
Личное участие автора организации исследования, проведении педагогического эксперимента, проведении контрольных испытаний до и после педагогического эксперимента, в организации физкультурно-спортивных занятий с применением специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, направленных на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- IX ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕН-ЦИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ" в Тольяттинском государственном университете, г. Тольятти, ноябрь 2019 г.
На защиту выносятся:
1. Учет индивидуальных анатомо-физиологических особенностей и уровня физической подготовленности юных гимнасток в процессе организации физкультурно-спортивных занятий будет способствовать более эффективной коррекции нарушений осанки.
2. В результате нашего исследования было установлено, что правильно организованные физкультурно-спортивные занятия с использованием специально подобранных комплексов лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания способствуют коррекции нарушений осанки у юных гимнасток.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1. Перед началом педагогического эксперимента нами были проведены тестирования для выявления исходного уровня нарушений осанки у юных гимнасток.
При оценке физического развития использовались 2 метода - это соматоскопия и определение антропометрических параметров.
1) при соматоскопии мы использовали тестовую карту, содержащую 10 вопросов с формой ответа «да», «нет». При помощи этого теста производился внешний осмотр, и изучались особенности осанки.
2) второй метод оценки физического развития, использующийся в нашем исследовании - антропометрические данные. В нашем исследовании оценивалась длина тела (рост), вес (масса тела) и объем грудной клетки.
Для оценки уровня физической подготовленности были проведены тестирования функционального состояния позвоночника и функционального состояния мышечного корсета спины и брюшного пресса:
3) Подвижность позвоночника вперед из положения, стоя (см).
4) Подвижность позвоночника при наклоне назад из положения, стоя (см).
5) Статическая выносливость мышц спины (с).
6) Статическая выносливость мышц брюшного пресса (с).
По результатам тестирований всех показателей до педагогического эксперимента достоверных различий выявлено не было, показатели у девочек экспериментальной группы незначительно отличались от девочек из контрольной группы, поэтому можно говорить о том, что контрольная и экспериментальная группы были сформированы правильно.
2. После проведения первичных тестирований были подобраны комплексы лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания, которые использовались в организации физкультурно-спортивных занятий с юными гимнастками из экспериментальной группы, имеющих нарушение осанки. Контрольная группа продолжила заниматься по стандартной программе тренировок, но с использованием упражнений только лечебной физической культуры.
3. После проведения педагогического эксперимента были проведены повторные тестирования исследуемых показателей.
По результатам соматоскопического тестирования у некоторых девочек из экспериментальной группы было отмечено улучшение в состоянии позвоночника. Уменьшилось количество гимнасток с выраженными нарушениями (2 человека), количество девочек, не имеющих видимых нарушений, не изменилось. У девочек из контрольной группы результаты практически не улучшились и остались на том же уровне.
По результатам данных тестирований антропометрических показателей можно сказать, что прирост произошел в обеих группах, но в экспериментальной группе они незначительно выше, чем у контрольной. Наибольший прирост наблюдается в объеме грудной клетки (ОГК) у экспериментальной группы - на 1,77 см.
Динамика показателей физической подготовленности также оказалась положительной как у контрольной группы, так и у экспериментальной, но все же результаты ЭГ были значительно выше по сравнению с КГ. Наибольшая динамика наблюдается в тесте «Статическая выносливость мышц спины (с)», где прирост ЭГ составил - 38,6 с. и в тесте «Статическая выносливость мышц брюшного пресса (с)», где прирост составил - 13,5 с.
Таким образом, положительная динамика говорит о том, что правильно организованные физкультурно-спортивные занятия с использованием специально подобранных комплексов упражнений лечебной физической культуры, хореографических упражнений и лечебного плавания эффективно влияют на коррекцию нарушений осанки у юных гимнасток.



1. Аикина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений: учебное пособие. Омск: ОГИФК, 2014. 35 с.
2. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 25 с.
3. Артамонова, Л. Л. Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адап-тивно-оздоровительная физическая культура. М.: Владос-Пресс, 2010. 777 с.
4. Битюкова А.А. Методика лечебной физической культуры в ортопе-дии: учебное пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2015. 68 с.
5. Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С., Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования. М.: Человек, 2014. 120с
6. Власов В. Н. Возрастная морфология: практикум по практ. занятиям для студентов фак. физ. культуры и спорта. ТГУ; Фак. физ. культуры и спор-та; каф. "Адаптивная физ. культура"; ТГУ. Тольятти: ТГУ, 2011. 118 с.
7. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культу¬ра в школе. 2014. С. 10-12
8. Дугина, В.В. Терминология в гимнастике: учебное пособие. Са¬ранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. 88 с.
9. Елисеев А.Г., Шилов В.Н., Гитун Т.В.; и др. Большая медицинская энциклопедия. М.: Эксмо, 2013. 145 с.
10. Елисеев Ю. Ю. Заболевания позвоночника: полный справочник. М.: Эксмо, 2017. 608 с.
11. Железняк, Ю.А., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Академия, 2006. 272с.
12. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов ле- чеб. физкультуры, воспитателей и родителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. 112 с.
13. Костюченкова В.Н. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста // Традиционные и нетрадиционные ме-тоды оздоровления детей. №3. 2009. С. 40-43.
14. Круглова Т.Э. Спортивный менеджмент: учебно-методическое по-собие. СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. М.: СПб, 2018. 124 с.
15. Ловейко И.Д. ЛФК у детей при деформации осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982. 143 с.
16. Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение. Ростов н/д: Феникс, 2016. 192с.
17. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. СПб.; Сова; М.: ЭКСМО, 2013. 98 с.
18. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нару-шении осанки у детей. М.: Эксмо; СПб; Сова, 2016. 7 с.
19. Попов С.Н. Физическая реабилитация: учебник для студентов выс-ших учебных заведений. Ростов н/Д, 2005. 592 с.
20. Рудницкая Л. Лечебная гимнастика для позвоночника. Изд-во: СПб, 2010. 8 с.
21. Савко Л. Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза. М.: Питер, 2011. 11 с.
22. Семенова, Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий раз-личными видами спорта: учеб. пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 104с.
23. Скиндер Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осан-ки и сколиозом: учебно-методическое пособие. Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина; Брест: БрГУ, 2012. 210 с.
24. Сычева Л. В. Организация двигательной активности на занятиях с целью формирования правильной осанки // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 10. С. 30-35.
25. Транквилитати А. Н., Попов С.Н. ЛФК при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. М., 2015. 120 с.
26. Фирсов З. П. Оздоровительное плавание для всех //Ежегодник. Пла-вание. М. 2017. №2. С. 35-42.
27. Храмцов, П.И. Сухарев А.Г. Методология коррекции осанки у детей и подростков // Вестник РАМН. 2003. № 8. С. 14-19.
28. Черная Н. Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 156 с.
29. Шамардин А. И. Организационные аспекты управления физкуль-турно-спортивным движением: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2013. 464 с.
30. Шлык Н. И., Шумихина И.И., Жужгов А.П. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский универ-ситет», 2014. 168 с.
31. Приказ МЗ РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму N° 292/257 от 1996 г.
32. When flexibility is not necessarily a virtue: a review of hypermobility syndromes and chronic or recurrent musculoskeletal pain in children, Cattalini, M., Khubchandani, R. & Cimaz, R., Pediatr Rheumatol, 2015. 40 р.
33. Generalized joint hypermobility in childhood is a possible risk for the development of joint pain in adolescence: a cohort study, Sohrbeck-Nohr, O., Kris¬tensen, J. H., Boyle, E. et al., BMC Pediatr, 2014. 302 р.
34. Lumbar Spine Injuries in Sports: Review of the Literature and Current Treatment Recommendations, Ball, J. R., Harris, C. B., Lee, J., Sports Med-Open, 2019. 26 р.
35. Stretching the Spines of Gymnasts: A Review, Sands, W. A., McNeal, J. R., Penitente, G., Sports Med 46. 2016. Р. 315-327
36. Wood C., Hall, K. Physical education or playtime: which is more effec-tive at promoting physical activity in primary school children? Carly Wood, Katie Hall, BMC Res Notes, 2015. 12 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ