ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Характеристика детского церебрального паралича 6
1.2. Особенности двигательного и психического развития у детей с ДЦП
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности игровой деятельности у детей с ДЦП дошкольного
возраста 19
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 28
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Обоснование применения разработанного комплекса игровых упраж-нений для детей с ДЦП дошкольного возраста 30
3.2. Оценка эффективности разработанных комплексов игровых
упражнений, направленных на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность. На сегодняшний день детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем в современной медицине и реабилитации. ДЦП - одно из самых тяжелых заболеваний, затрагивающее центральную нервную систему и ведущее к различным нарушениям. Среди них: отклонения в двигательной сфере, задержка психического и умственного раз-вития, а так же нарушения речевой, слуховой и зрительной деятельности [5].
По мнению Бортфельда С.А. и Рогачевой Е.И., «В настоящее время проблема профилактики, лечения и социальной помощи этим больным является одной из ведущих в невропатологии детского возраста» [6, стр. 3].
У детей, страдающих ДЦП, нарушаются многие функции, обеспечивающие дальнейшее формирование у ребенка нормальной двигательной деятельности. К таким функциям можно отнести: умение держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить. Из-за поражения ЦНС у детей нарушается работа мышечной схемы движений, что в дальнейшем приводит к основным трудностям в формировании двигательных умений. В связи с этим, современная реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена, в первую очередь, на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
Одно из ведущих мест в комплексной реабилитации детей с ДЦП занимает лечебная физическая культура с ее многообразием подходов и методов к лечению больных детским церебральным параличом [4]. Последнее время, в комплексе коррекционно - воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими такое заболевание, большое внимание уделяется игровой деятельности, как элементу социальной адаптации и коррекции имеющихся двигательных нарушений.
Среди множества средств лечебной физической культуры можно выделить игровую форму проведения занятий, с использованием различных игр и упражнений, которые будут способствовать увеличению как эмоциональной, так и двигательной сферы детей, а так же помогут решить важные коррекционные задачи.
На данный момент, существует недостаточное количество литературы, описывающей проведение игровых занятий с детьми ДЦП, которые бы способствовали развитию двигательных умений. Поэтому мы считаем, что данная тема будет актуальна.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование разработанных комплексов игровых упражнений повлияет на улучшение двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физической реабилитации, направленный на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста
Предмет исследования: влияние игровой деятельности на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
Цель исследования: обоснование влияния игровых упражнений для развития двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Оценить исходный уровень двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
2. Разработать комплексы игровых упражнений для развития двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
3. Оценить эффективность разработанных комплексов упражнений, направленных на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
Практическая значимость: мы предполагаем, что предложенные нами комплексы игровых упражнений могут быть использованы инструкторами по лечебной физической культуре в комплексе коррекционно - воспитательной работы с детьми ДЦП дошкольного возраста. Данные разработанные комплексы игровых упражнений будут способствовать развитию двигательных умений у детей с ДЦП.
Проанализировав данные подобранных нами литературных источников по выбранной теме исследования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем в современной медицине и реабилитации.
Поскольку ДЦП - это заболевание, затрагивающее центральную нервную систему, оно приводит не только к отклонениям в двигательной сфере, но и в других анализаторных системах. Нарушения всех этих функций, как психических, так и двигательных, в дальнейшем приводит к неправильному формированию всех жизненно важных умений и навыков (сидение, ползание, стояние, ходьба). В связи с этим, в современном мире, остро стоит вопрос о новых подходах и методах к лечению и реабилитации детей с церебральным параличом.
Лечебная физическая культура уже давно зарекомендовала себя, как один из наиболее популярных и действенных методов в реабилитации таких детей. В дошкольном возрасте, независимо от того, здоровый ребенок или имеет какое - либо отклонение, все же основным видом деятельности является игровая. Для детей с ДЦП игровая деятельность способствует повышению как эмоциональной, так и двигательной сферы, поэтому включение в занятия упражнений игрового характера или подвижных и малоподвижных игр будут положительно влиять на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1. В начале нашего педагогического исследования мы провели тестирования группы детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич, по шести показателям:
Тест №1. И. П. лежа на спине, сесть (кол-во раз);
Тест №2. Поворот на живот из положения, лежа на спине (с);
Тест №3. И. П. лежа на животе руки в упоре (с);
Тест №4. Стойка: - на четвереньках (на трех точках опоры); на ногах (без опоры) (с);
Тест №5. Ловить большой мяч (кол-во мячей);
Тест №6. Метание в цель (кол-во мячей).
Они показали, что двигательные умения у тестируемых детей находятся примерно на одинаковом уровне развития, что говорит о достоверности полученных результатов.
2. После первичного тестирования были разработаны комплексы
упражнений, включающие различные подвижные и малоподвижные игры, игровые упражнения, которые были направлены на развитие двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста. Экспериментальная группа занималась по данным комплексам, а контрольная продолжила заниматься стандартным комплексом упражнений лечебной физической культуры.
3. В конце педагогического эксперимента мы провели повторное тестирование по тем же шести контрольным испытаниям. Полученные данные показали, что динамика прироста показателей имеет положительный характер у обеих групп. Однако результаты повторного тестирования экспериментальной группы значительно улучшились по сравнению с контрольной, которая имеет более низкие результаты. Наибольший прирост отмечается:
в тесте №3 - И. П. лежа на животе руки в упоре, прирост показателя составил - 4,4 с.
в тесте №4 - стойка:
- на четвереньках на трех точках опоры, прирост составил - 5,4 с.
- на ногах без опоры, прирост составил - 5,2 с.
Таким образом, улучшение таких двигательных умений, как: удержание головы, перевороты, ползание, удержание позы, равновесие, координация движений, меткость, ловкость, подтверждает, что разработанные комплексы игровых упражнений являются эффективными в развитии двигательных умений у детей с ДЦП дошкольного возраста.
1. Антонюк С.Д. Влияние направленной игротерапии на формирование сенсомоторного интеллекта у детей с проблемами в развитии / Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н. // Адаптивная физическая культура. - № 4. - 2004. - С. 11-12.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные па¬раличи: учебное пособие. - К.: Здоровья, 1988. - 322 с.
3. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФК, невроло¬гия / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - М.: Книга по требованию, 2013. - 325 с.
4. Баранов А.А., Батышева Т.Т., Бурсагова Б.И., Змановская В.А. и др. Детский церебральный паралич (ДЦП): Клинические рекомендации / Баранов А.А. и др. - М.: Министерство здравоохранения РФ, 2015. - 18 с.
5. Батышева Т.Т. О детском церебральном параличе для родителей па¬циентов: Методические рекомендации. - Москва 2012. - 32 с.
6. Бортфельд С.А, Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и мас¬саж при детском церебральном параличе / Бортфельд С.А, Рогачева Е.И. - Л.: Медицина 1986. - 176 с.
7. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд. - М.: Меди¬цина, 1971. - 247 с.
8. Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - Москва. - Вып. 8. - 1997. - С. 175-186.
9. Дедюхина Г. В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический мас-саж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским цере-бральным параличом: Учебно-практическое пособие для логопедов и меди-цинских работников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 32 с.
10. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга / Глен Доман. - М.: Медиакит, 2013. - 413 с.
11. Дорофеева И.Е. Роль подвижных игр в воспитании детей дошколь¬ного возраста / И.Е. Дорофеева // Проблемы педагогики. - №1 (2). - 2015. - С. 47-49.
12. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: справочник / Епи-фанов В.А. - М.: Авторская академия, 2016. - 448 с.
13. Зиглинда Мартин. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП: по-собие для родителей и профессионалов. - М.: Рама Паблишинг, 2015. - 336 с.
14. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация де¬тей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Клочкова Е.В. - М.: Теревинф, 2014. - 288 с.
15. Котенко К.В., Епифанов А.В., Епифанов В.А., Корчажкина Н.Б. Ре¬абилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы / Котенко К.В. и др. - М.: Гэотар-Медиа, 2016. - 656 с.
16. Малашина Н. А. Использование игр и упражнений в развитии руч¬ных умений дошкольников с детским церебральным параличом (спастиче¬ская диплегия) / Малашина, Н. А. // Коррекц. педагогика. - 2015. - №5. - С. 55-62.
17. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
18. Нарзулаев С.Б. Подвижные игры в системе реабилитации детей с детским церебральным параличом: сибирский педагогический журнал. - № 2. - 2014. - 290 с.
19. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и кор-рекция когнитивных нарушений / Немкова С.А. - М.: Союз педиатров Рос-сии, 2012. - 60 с.
20. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. - М.: Медицина, 1979. - 120 с.
21. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. - М.: Теревинф, 2004. - 240 с.
22. Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, разви¬тие / Нэнси Р.- М.: Теревинф, 2014. - 336 с.
23. Савина М. В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом // Международный медицинский журнал.
- № 3. - 2014. - 15 с.
24. Семёнова Е.В., Е.В. Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачёва, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Семёнова Е.В. и др. - М.: Лепта Книга, 2018. - 584 с.
25. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских це¬ребральных параличах. М.: «Медицина», 1976. - 185 с.
26. Семенова К.А. Детские церебральные параличи / Семенова К.А. - М.: «Медицина». - 1968. - 250 с.
27. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослаблен¬ных детей / Страковская В.Л. - М.: «Медицина», 2013. - 178 с.