Проведен констатирующий эксперимент.
Выборка: 14 учеников 5-6 класса .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 7
1.1 Основные направления работы по развитию лаконичной речи школьников 7
1.2 Сжатое изложение как способ работы над точностью и лаконичностью речи 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анализ учебников на предмет выявления работы по написания сжатого изложения 23
2.1.1 Методика работы с изложением (пересказом) в 5 классах 23
2.1.2 Методика работы с изложением (пересказом) в 6 классах 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по обучению школьников написанию сжатого изложения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность. В рамках школьного образования в процессе формирования умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное важную роль играет работа над сжатым изложением текста.
В современном мире умение говорить кратко и ясно – это необходимый навык, который поможет достичь успеха во всех сферах жизни. Именно поэтому обучение сжатому изложению является одним из важнейших инструментов развития речи у школьников 5-6 классов.
Сжатое изложение – это способ передачи информации в наиболее краткой и ясной форме. Он требует от ученика умения выделить главное из текста, описать его максимально точно и лаконично. Такой подход к изложению помогает не только улучшить навыки письма, но и развивает умение анализировать тексты, выделять ключевые моменты и формулировать свои мысли.
Обучение сжатому изложению в 5-6 классах может проходить в форме игр, упражнений и конкурсов. Например, можно проводить соревнования, в которых ученики будут составлять самые краткие и точные изложения текстов или рассказов. Это не только поможет им улучшить свои навыки, но и создаст дополнительный интерес к учебному процессу.
Кроме того, обучение сжатому изложению может быть очень полезным для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Ведь на многих таких мероприятиях требуется не только знание материала, но и умение передать его максимально ясно и кратко.
Таким образом, обучение сжатому изложению – это не только улучшение навыков речи, но и важный элемент развития логического мышления. Он помогает ученикам стать более уверенными в себе и успешными во всех сферах жизни.
Уже давно известно, что в системе развития связной речи значимое место занимает изложение, а такие методисты, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, определили его важность. В школьной практике изложение является стандартным видом деятельности для учащихся. Однако учителя редко обращаются или вообще не используют сжатое изложение, так как оно требует сложной подготовки. Это указывает на необходимость дополнительных методических исследований и теоретического и практического обоснования в методике обучения этому виду изложения.
Актуальность нашего исследования определяется не только ошибками, допускаемыми учащимися в письменных работах, но и затруднениями младших школьников в выделении главного в тексте и неоправданным многословием. Сжатые изложения учащихся также содержат много ошибок, связанных с неточностью употребления слов и повтором слов. В связи с этим, гипотезой нашего исследования является то, что систематическая работа по обучению сжатому изложению может повысить уровень сформированности связной речи учащихся 5-6 классов при условии использования соответствующей методической системы и упражнений, основанных на необходимых теоретических сведениях о сокращенной передаче информации.
Цель исследования – рассмотреть и апробировать особенности методики обучения младших школьников написанию сжатого изложения как средства развития речи.
Объектом исследования является процесс развития речи младших школьников.
Предмет исследования–методика работы над сжатым изложением в в школе.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению могла бы повысить уровень сформированности связной речи учащихся 5-6 классов при соблюдении следующих методических условий: во-первых, если в основу разработанной нами методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращенной передаче информации; во-вторых, в процессе обучения будет использоваться соответствующая формируемым коммуникативно-речевым умениям система упражнений.
Поставленная цель, предмет исследования предполагает решение следующих задач.
1. В теоретическом аспекте рассмотреть основные направления работы по развитию речи младших школьников.
2. Раскрыть сжатое изложение как вид речевого упражнения.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для школы на предмет выявления методики обучения младших школьников написанию сжатого изложения.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников написанию сжатого изложения.
Деятельностный подход к проблеме порождения высказывания в рамках теории речевой деятельности (разработанный учеными, такими как Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Зимняя И.А., Колшанский Г.В., Леонтьев А.А. и другими) является методологической основой исследования, коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подход к процессу обучения младших школьников связной речи в рамках методики преподавания русского языка (Архипова Е.В., Баранов М.Т., Демидова Н.И., КапиносВ.И., Климанова Л.Ф., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Пленкин Н.А., Политова Н.И., Рамзаева Т.Г., Соловейчик М.С., Фомичева Г.А., ЧижоваТ.И., Щеголева Г.С. и др.).
Данное исследование имеет практическую значимость, так как упражнения, предложенные в нем, могут быть использованы в процессе развития речи младших школьников. Кроме того, был разработан специальный материал, который поможет улучшить эффективность обучения сжатому изложению и формированию краткости связной речи.
Дипломная работа изложена на 50 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников литературы.
Развитие речи является одним из важнейших аспектов образования ребенка. Особенно важно начинать работу над этим с детей 5-6 классов, когда они находятся в периоде активного формирования своей личности и учатся выражать свои мысли и чувства более точно и грамотно.
В данной работе мы рассмотрели, почему развитие речи так важно для учеников 5-6 классов, какие методы и приемы помогают развивать навыки речевой деятельности, а также какие препятствия могут возникнуть на пути к успешному освоению этого навыка. Мы также определили полезные советы для учителей, которые помогут эффективно работать над развитием речи детей.
Развитие речи является важным аспектом обучения в школе, особенно в 5-6 классах. В этом возрасте дети находятся на стадии развития своей личности и формирования своего мнения о мире. Правильное развитие речи помогает им выразить свои мысли и чувства, понимать окружающий мир и устанавливать контакты со сверстниками.
Важность развития речи для учебного процесса неоспорима. Дети, которые хорошо говорят и понимают речь, более успешны в учебе. Они легче усваивают новый материал, готовы к ответам на вопросы учителя и способны выражать свое мнение на дискуссии.
Кроме того, правильное развитие речи способствует интеллектуальному развитию детей. Разговор с другим человеком требует от него концентрации внимания, памяти и логического мышления. Также это помогает расширять словарный запас и повышать культуру речевого общения.
Важно отметить также социальную значимость развития речи. Хорошо развитая речь помогает детям устанавливать контакты с другими людьми, открывает перед ними новые возможности для общения и расширения круга общения.
Хотелось бы подчеркнуть необходимость систематического подхода к развитию речи в школе. Учителя должны использовать различные методы и приемы для улучшения говорения учеников, а также стимулировать их интерес к чтению и письму. Например, можно проводить с детьми игры на развитие словарного запаса или тренировки на правильное произношение звуков. Также полезно организовывать классные часы по теме "Культура речевого общения" или "Профилактика заикания".
Таким образом, правильное развитие речи является ключевой задачей для успешного учебного процесса и социальной адаптации детей. Это требует от учителей специальных знаний и методических навыков, а также поддержки со стороны родителей и всего общества.
По итогу, проведя исследование выпускной квалификационной работы, мы вынесли следующие выводы: существует несколько приемов для сокращения текста, включая исключение повторов, вводных слов, синонимов, однородных членов предложения, уточняющих и поясняющих конструкций, однотипных примеров, риторических вопросов и восклицаний, цитат, деталей, не влияющих на ход авторской мысли, пояснений, рассуждений, описаний, слов, предложений, фрагментов предложений. Данные приемы позволяют удалить из текста элементы, которые несущественны для содержания и не влияют на авторскую мысль.
В тексте описываются различные способы упрощения и обобщения текстов. Для обобщения можно использовать замену однородных членов на обобщающее наименование, замену предложения или его части отрицательным или определительным местоимением с обобщающим значением, а также обобщение парцеллированных предложений, ряда предложений и конкретных фактов и явлений. Для упрощения можно слияние нескольких предложений в одно, замену предложения или его части указательным местоимением, замену сложноподчиненного предложения на простое и замену фрагмента предложения синонимичным выражением.
Основное содержание уроков по развитию речи включает работу над правильным произношением и выразительностью устной речи, обогащением словаря, точностью и правильностью употребления слов, составлением словосочетаний и предложений, связной речью и орфографически грамотным письмом. В процессе развития речи все эти направления развиваются параллельно, но находятся в подчинительных отношениях друг к другу. Словарная работа дает материал для составления словосочетаний и предложений, а связная речь школьника подготавливает его к написанию связанных рассказов и сочинений, которые в свою очередь выступают средством обогащения словаря и других языковых навыков.
Для развития речи используются специальные методические средства и различные виды упражнений, но наиболее важными являются упражнения связанной речи. Они способствуют развитию всех видов речевых умений на лексическом, синтаксическом уровнях, логических и композиционных умений. Чтобы овладеть сжатым изложением, необходима специальная логическая работа над текстом. До начала систематической работы над сжатым изложением важно научить школьников приемам компрессии текста на подготовительных упражнениях. Основная задача сжатого изложения - научить кратко и обобщенно передавать воспринятую информацию.
Для определения уровня развития связанной письменной речи младших школьников при написании сжатого изложения был проведен констатирующий срез, в котором участвовали 14 учеников пятых и шестых классов, обучающихся по программе "Школа России". В начале учебного года в классе В были проведены уроки развития речи, на которых школьники писали сжатые изложения. В результате анализа письменных работ были выявлены типичные ошибки учащихся, а также затруднения, которые они испытывают при самостоятельном составлении письменного краткого пересказа.
В ходе анализа методической литературы выявили на специальные коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания сжатых текстов
1. Умения выделять главное в информации;
2. Умение сокращать текст разными способами;
3. Умение правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
4. Умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Актуальность тематической работы над формированием и развитием коммуникативных речевых умений была подтверждена результатами констатирующего эксперимента, который выявил низкий уровень сформированности необходимых для создания сжатого текста умений, а также отметил недостаток таких качеств, как точность, в речи. Основная цель экспериментального обучения учащихся пятых-шестых классов состояла в том, чтобы научить каждого ребенка создавать сжатые тексты, правильно, точно и лексически грамотно.
В рамках исследования была разработана система упражнений по обучению сжатому изложению, целью которой являлось формирование и развитие точности связанной речи у школьников. На основе этого был повышен уровень сформированности точности связанной речи. Эффективность методической системы была доказана результатами исследования, которые подтвердили гипотезу о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению способствует повышению уровня сформированности точности и краткости связной речи учащихся 5-6 классов при соблюдении соответствующих методических условий.
Для успешного освоения новой методической системы необходимо получить достаточный минимум теоретических знаний о сокращенной передаче информации. В процессе обучения будут применяться упражнения, соответствующие формируемым коммуникативно-речевым умениям.
1. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2014. - 134 с.
2. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка / М.Т. Баранов. - Москва, 2005. - 135 с.
3. Бадина, И. А. Особенности организации работы по изучению текста на уроках развития речи в 5-6 классах ООШ / И. А. Бадина // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 14–15 апреля 2021 года / Отв. за выпуск Ю.А. Ястремская, ред. Ю.А. Ястремская, Ю.А. Семенова. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. – С. 346-350. – EDN UEPYYP.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2016. - 115с.
5. Воскресенская, А.И. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе / А.И. Воскресенская, М.Л. Закожурникова. - Москва, 2011. - 426 с.
6. Демидова, Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников / Н.И. Демидова. - Рязань: РГПИ, 2012. - 106 с.
7. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением / М.Т. Елисеева Начальная школа. - 2011. - №5. - 26 - 28 с.
8. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н.И. Жинкин. - Москва:Знание, 2014. - 204с.
9. 3акожурникова, М.Л. Обучениеизложению и сочинению кору в начальной школе / М.Л. Закожурникова. - Москва, 2013. - 208 с.
10. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. для 5 кл. В 2 ч. Ч. 2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва:Просвещение, 2019. - 150 с.
11. Зимняя, H.A. Лингвопсихология речевой деятельности / Н.А. Зимняя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2020. - 432 с.
12. Ивченков, П.Ф. Обучающие изложения / П.Ф. Ивченков. - Москва:с Просвещение, 2022. -300с.
13. Каноныкин, Н.П. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова. - Санкт-Петербург, 2015. - 490 с.
14. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - Москва:Линка-Пресс, 2014. - 196 с.
15. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова. - Начальная школа. - 2015. - №7. - 7-11 с.
16. Колшанский, Г.В. Текст как единица коммуникации: Проблемы общего и германского языкознания / Г.В. Колшанский. - Москва: Наука, 2013. - 150 с.
17. Кустарева, В.А. Система обучения связной письменной речи / В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский. - Москва, 2020. - 160 с.
18. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - Москва:Просвещение, 2018. - 256 с.
19. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев Советская педагогика. - 1996. - №4. - 34 - 44 с.
20. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в 5-6 классах. - / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 2021. - 104 с.
21. Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения / М.Е. Львова. - Начальная школа. - 2019. - №3. - 32 - 36 с.
22. Макеева, С.Г. Воспитательные возможности урока русского языка. - Проблемы развития речит учащихся начальных классов. / С.Г. Макеев. - Москва, 2015. - 566 с.
23. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - Москва, 2021. - 324 с.
24. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения / И.Д. Морозова. - Москва, 2014. - 32 с.
25. Пирманова, Н. И. Использования творческих заданий при изучении лексики в школе: методический аспект / Н. И. Пирманова // Научный альманах. – 2023. – № 3-1(101). – С. 128-131. – EDN VFVTUI.
26. Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста / Н.А. Пленкин. - Санкт-Петербург:Питер, 2019. - 234 с.
27. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - Москва:Аспект пресс, 2014. - 456 с.
28. Полякова, А.В. Русский язык. 1-4 класс. Учебники / А.В. Полякова. - Москва:Просвещение, 2020.
29. Полякова А.В. Учебник по русскому языку. 2 класс / А.В. Полякова. - Москва:Просвещение, 2018.
30. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 2019. - 520 с.
31. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2019. - 112 с.
32. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 5 кл.: В 2 ч. Ч. 1 / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2019. - 146 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 3 кл. В 2 ч. Ч.2 / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2019. - 166 с.
34. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб.рбатодля 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Г. Рамзаева. - Москва: Дрофа, 2019. - 158 с.
35. Редозубов, С.П. Методика русского языка для средней школы / С.П. Редозубов. - Москва, 2020. - 314 с.
36. Рябухина, Е. А. Основы методики взаимосвязанного развития умений чтения и говорения (5-6 класс) / Е. А. Рябухина, В. А. Савельева // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. – № 8. – С. 18-26. – DOI 10.24412/2712-827X-2021-8-18-26. – EDN BXFFPI.
37. Соловейчик, М.С. Как повысить эффективность изложений / М.С. Соловейчик. - Начальная школа, 2019. - №1. - С. 12-14.
38. Солодовникова, Е. П. Школьная газета как средство развития письменной речи обучающихся 5-6 классов / Е. П. Солодовникова // Аллея науки. – 2020. – Т. 2, № 11(50). – С. 657-663. – EDN IZKYVD.
39. Фомичёва, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / Г.А. Фомичева. - Москва: Аспект пресс, 2021. - 345 с.
40. Чижова, Т.И. Понятие «текст», «стиль», «тип речи» в школьном преломлении / Т.И. Чижова. - Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. – Ленинград ЛГПИ, 1982. - 23¬31 с.
41. Черемисина, Н.А. Как подготовить сжатое изложение / Н.А. Черемисина. – Начальная школа. - 2014. - №1. - 46-51 с.
42. Щеголева, Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников / Г.С. Щеголева. - Санкт-Петербург, 2019. - 269 с.
43. Яковлева, В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах / В.И. Яковлева. - Москва: Просвещение, 2020. - 234 с.
44. Юртаев, С.В. Обучение третьеклассников сжатому изложению / С.В.
Юртаев. - Начальная школа. - 2019. - №7. - 12 - 14 с.