Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами 9
1.1 Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей 3-4 лет 19
1.3 Роль специальных тренажеров и фиджетов в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста 26
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами 36
2.1 Выявление уровня развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук 36
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами 48
2.3 Определение динамики развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук 59
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Актуальной проблемой в настоящее время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет: от нее будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребенка. «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считал Л.С. Выготский. Развитие «ручной умелости» - одна их важных задач дошкольного образования. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. У значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки, плохо сформированы умения использовать ручку и карандаш в качестве рабочего инструмента.
В педагогической литературе проблеме развития мелкой моторики рук уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Так С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать» пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь», указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все авторы ссылаются на исследования М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.
Современные дошкольники становятся активными пользователями игрового и другого развлекательного цифрового контента начиная с младшего дошкольного возраста. При этом опосредованный характер восприятия, отсутствие реальных перцептивных действий при взаимодействии с гаджетами, невозможность целостного познания сенсорных признаков на основе тактильных ощущений обедняет сенсомоторный опыт детей. В настоящее время в педагогике все больше начинают применять инновационные инструменты и средства для развития мелкой моторики детей. Одним из таких инструментов является фиджет.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия между необходимостью обновления средств для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста и недостаточным внедрением нетрадиционных средств и оборудования, в частности, фиджетов, повышающих эффективность игровых упражнений.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каковы возможности фиджетов в развитии у детей 3-4 лет мелкой моторики рук?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами.
Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры с фиджетами как средство развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что повышение качества показателей развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами возможно, если:
• осуществлен отбор фиджетов в соответствии с возрастными особенностями и задачами развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет;
• подобраны и разработаны игры с фиджетами для развития показателей мелкой моторики рук детей 3-4 лет;
• игры с фиджетами включены в непрерывную образовательную деятельность воспитателя с детьми, а также в совместную деятельность в режимных процессах.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; обосновать роль возможности фиджетов в развитии мелкой моторики рук.
2. Выявить уровень развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами.
4. Определить динамику развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
• учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБДОУ НАО «Детский сад п. Харута». В исследовании принимали участие 20 детей 3-4 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны и разработаны игры с нетрадиционным оборудованием (фиджетами) для развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации положений отечественной дошкольной педагогики относительно использования игр с фиджетами как средства развития у детей мелкой моторики рук.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные игры с фиджетами могут быть использованы воспитателями и родителями для развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Текст работы иллюстрирован 2 рисунками, 11 таблицами. Текст работы изложен на 69 страницах.
Результаты нашей экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения проблемы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
В процессе изучения теоретических основ исследуемой проблемы было установлено, что в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и процессы, такие как внимание, восприятие, мышление, речь, двигательная и зрительная память. В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всестороннего представления об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.
Мы пришли к выводу, что традиционное содержание работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук необходимо дополнить специально отобранными и разработанными играми с нетрадиционными средствами - фиджетами.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, показали преобладание у детей, как экспериментальной, так и контрольной групп среднего уровня развития мелкой моторики рук. Дети могут осуществлять движения кистью и пальцами рук, опираясь на зрительный и тактильный образец, однако затрудняются самостоятельно выполнить задания, требующие координации движений левой и правой руки. Полученные результаты констатирующего эксперимента обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами.
Нами было экспериментально доказано, что повышение качества показателей развития у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами возможно, если:
• осуществлен отбор фиджетов в соответствии с возрастными особенностями и задачами развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет;
• подобраны и разработаны игры с фиджетами для развития показателей мелкой моторики рук детей 3-4 лет;
• игры с фиджетами включены в непрерывную образовательную деятельность воспитателя с детьми, а также в совместную деятельность в режимных процессах.
В результате проведения контрольного эксперимента нами было установлено, что в экспериментальной группе индикатор высокого уровня развития мелкой ручной моторики стал выше на 30%, индикатор среднего уровня является прежним, индикатор низкого уровня уменьшился на 10%, что отражает эффективность проведенной нами работы с использованием фиджетов.
Делая вывод по результатам проведенной работы по развитию у детей 3-4 лет мелкой моторики рук в процессе игр с фиджетами, можно отметить ее результативность и возможность применения материалов исследования в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Беззубцева Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. М. : Академия, 2016. 125 с.
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЕК», 2011. 126 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. : ТЦ Сфера, 2016. 76 с.
4. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи. М. : Дефектология, 2018. 99 с.
5. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМОПресс, 2012. 455 с.
6. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. М. : Юрайт, 2020. 152 с.
7. Гаврина С. Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2017. 158 с.
8. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб. : Питер, 2010. 144 с.
9. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие мелкой моторики руки у детей 5-6 лет // Развитие речи детей 5-6 лет. М. : [Б. и.], 1997. С. 168-184.
10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2011. 434 с.
11. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. М. : ВЛАДОС, 2017. 173 с.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник. М. : Academia, 2017. 288 c.
13. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. : Педагогика, 2013. 143 с.
14. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. М. : Просвещение, 2019. 158 с.
15. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы. М. : Юрайт, 2013. 174 с.
...