Работа сделана на примере Централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей Центрального административного округа города Москва.
Рассмотрена деятельность за 2020-2023 годы.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Общие положения правового регулирования материнского (семейного) капитала 6
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития института «материнский (семейный) капитал» 6
1.2. Понятие и специфика института «материнский (семейный) капитал» в современном социальном государстве 14
Глава 2. Анализ реализации института «материнский (семейный) капитал» на примере функционирования централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей центрального административного округа города Москва 24
2.1. Анализ внутренней структуры Централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей Центрального административного округа города Москва 24
2.2. Специфика реализации института «материнский (семейный) капитал» на примере деятельности Централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей Центрального административного округа города Москва 29
2.3. Выявление и анализ проблемных аспектов реализации института «материнский (семейный) капитал». Предложение путей решения выявленных проблем 34
2.4. Проектная деятельность. Разработка брошюры «Материнский капитал - для семейного благополучия»…………………50
Заключение........51
Список использованных источников 57
Приложения 62
Для сбережения народа России необходимо применять и использовать все возможные меры для повышения рождаемости населения. Среди таких мер можно отнести государственные программы по поддержке семей, имеющих детей, которая получила название «материнский капитал». Материнский капитал является значимой поддержкой со стороны государства всем российским семьям. Согласно федеральному закону Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», материнский (семейный) капитал, подразумевает некую меру государственной поддержки для семей, имеющих гражданство Российской Федерации, в которых родился (или усыновлен) второй ребёнок (третий или последующий ребёнок) в период с 01 января 2007 года.
Актуальность вопроса дополнительной меры государственной поддержки семей, которые имеют детей — материнский (семейный) капитал, введенный с 1.01.2007, обоснована стимулированием повышения рождаемости в Российской Федерации. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми – вот две основные причины кризисной демографической ситуации в нашей стране.
Проблемы демографии, недостаточный жизненный уровень населения, обуславливают необходимость создания и реализации политики государства в социальной сфере, направленной на поддержку семьи, материнства и детства. В связи с этим, Правительство РФ развивает федеральные социальные программы, направленные на оказание помощи молодым семьям в материальных вопросах. Одни программы социального характера предполагают лишь косвенные меры, а другие непосредственно помогают как родителям, так и детям. Программы поддержки материнства и детства направлены на то, чтобы увеличить рождаемость, количество многодетных семей в РФ, и минимизировать последствия демографического кризиса в стране.
Институт материнского капитала представляет особую значимость исследований ввиду того, что, во-первых, он является одним из стимулирующих факторов повышения рождаемости, во-вторых, реализует государственную политику по поддержке материнства и детства, в-третьих, правовое регулирование получения и использования материнского капитала вызывает ряд трудностей практического характера, что, безусловно, требует совершенствования правового регулирования.
Целью исследования является анализ проблем теории правового регулирования и правоприменительной практики прав на получение материнского капитала.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть исторические аспекты возникновения и развития института «материнский (семейный) капитал»;
- рассмотреть понятие и специфика института «материнский (семейный) капитал» в современном социальном государстве;
- проанализировать внутреннюю структуру Централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей Центрального административного округа города Москва;
- определить специфику реализации института «материнский (семейный) капитал» на примере деятельности Централизованной клиентской службы государственной поддержки семей, имеющих детей Центрального административного округа города Москва;
- выявить и провести анализ проблемных аспектов реализации института «материнский (семейный) капитал», а также предложить пути решения выявленных проблем.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и использованием материнского капитала.
Предметом исследования послужили правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере предоставления и использования материнского капитала, а также практика их применения.
Методологическая основа представлена общими и специальными методами исследования, которые использовались в процессе выполнения выпускной квалификационной работы, а именно: анализ литературы по теме исследования, исторический метод, систематизация и обобщение полученных результатов.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и рекомендации, сделанные по итогам данной работы, могут быть использованы на практике, с целью улучшения качества реализации института материнского (семейного капитала).
Структура работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время наиболее значимым инструментом государственной финансовой поддержки семей, воспитывающих детей, остается материнский капитал.
Материнский (семейный) капитал нельзя продать, обменять, передать по наследству, разделить между супругами или «обналичить», поскольку это целевая выплата. Любые схемы «обналичивания» материнского (семейного) капитала являются противоправными действиями, квалифицируются как мошенничество и преследуются уголовным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время средства материнского (семейного) капитала можно использовать полностью или частично по следующим направлениям:
– «на улучшение жилищных условий семьи;
– на получение образования ребенком (детьми);
– на формирование накопительной пенсии матери;
– на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
– получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Наиболее востребованным направлением его использования было и остается улучшение жилищных условий семей с детьми, поскольку из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи наиболее важным является приобретение собственного жилья. Только 25 % граждан в Российской Федерации имеют собственную квартиру или дом со всеми удобствами, площадь которых соответствует нормативу на одного члена семьи (18 кв.м). Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые семьи, имеющие детей, и многодетные семьи.
Однако, несмотря на то, что, несомненно, сама идея материнского (семейного) капитала, достаточно позитивна, целесообразна, предполагает дополнительную помощь гражданам, имеющим детей, следует отметить, что существует ряд проблем, связанных с реализацией законодательства о материнском (семейном) капитале.
Одной из первых таких проблем является расширение направлений по использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала. Так, возможно те семьи, которые не воспользовались своим правом на материнский (семейный) капитал, хотели бы использовать данную выплату на другие направления, например, на покупку автомобиля, лечение и оздоровление детей и родителей, образование родителей и т. п. Направление средств материнского (семейного) капитала на оплату образования одного из супругов позволит гражданам найти более высокооплачиваемую работу, а, следовательно, улучшить финансовое благосостояние своей семьи.
Еще одной важной проблемой на сегодняшний день является получение членами семьи быстрого и эффективного лечения, поскольку с каждым годом количество больных в стране увеличивается, впрочем, как и стоимость лекарств и самих медицинских услуг по диагностике и лечению различных заболеваний.
Немаловажной проблемой является и отсутствие возможности использовать материнский (семейный) капитал по некоторым направлениям сразу после рождения ребенка, а не ждать достижения ребенком возраста 3-х лет.
Очень важно, чтобы семьи с детьми могли воспользоваться предоставленными им выплатами «здесь и сейчас», а не ждали наступления события, связанного с возрастом ребенка. Законом предусмотрены случаи, когда возможно использовать средства материнского (семейного) капитала до достижения ребенком, в связи с которым возникло право на данную федеральную выплату, возраста 3-х лет. Так, «со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи рождением (усыновлением) которого возникло право на» материнский (семейный) капитал, средствами материнского (семейного) капитала, в соответствии с ч. 6.1 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ, можно воспользоваться «на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты». Однако, проанализировав действующие нормы ч. 6.1 ст. 7 и ч. 6 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ, можно прийти к выводу, что они являются коллизионными. Так, Федеральным законом от 01 марта 2020 г. № 35-ФЗ в связи с предоставление возможности женщинам, родившим (усыновившим) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, получения материнского (семейного) капитала, в ФЗ № 256-ФЗ были внесены некоторые изменения и дополнения. Одним из которых было изменение в ч. 6.1 ст. 7 данного закона фразы «второго, третьего ребенка или последующих детей» на фразу «ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки». В то же время законодателем не были внесены аналогичные изменения в ч. 6 ст. 10 вышеуказанного закона, в которой указано, что «средства материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения могут направляться независимо от срока, истекшего со дня рождения второго, третьего ребенка или последующих детей».
Для устранения данной коллизии, целесообразным бы было внести изменение в ч. 6 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ по аналогии с изменением ч. 6.1 ст. 7 этого же закона. Остается не решенной до настоящего время проблема равенства матерей и отцов в предоставлении им права на получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав, как женщин, так и мужчин. «Изначально материнский (семейный) капитал рассматривался как выплата для матерей, и получить его могла только женщина, но с течением времени правила изменились. Сегодня государственный сертификат на материнский (семейный) капитал может получить и отец, только для его получения предъявляются более жесткие условия». Однако наблюдается коллизионное явление в законодательстве, такое как отсутствие у отца права направить средства материнского (семейного) капитала на накопительную часть его пенсии. Поэтому для устранения данного пробела целесообразно добавить в п. 3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ подпункт о праве отца использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на накопительную часть его пенсии.
Стремительный рост сумм материнского (семейного) капитала вызывает заинтересованность граждан в их получении с одной стороны – законным путем, с другой – с помощью махинаций, а именно мошенничества при получении выплат. Поэтому изменению подлежит не только численность населения, рост которой является основной целью программы материнского (семейного) капитала, но и число преступлений в сфере экономики, одним из которых является мошенничество при получении выплат. Количество мошеннических преступлений не теряет своей актуальности и стоит на третьем месте среди всех преступлений по данным Министерства Внутренних Дел РФ. Обналичивание материнского (семейного) капитала может происходить путем приобретения старого ветхого жилья по завышенной стоимости. Такое жилье не отвечает требованиям для комфортного проживания, но по документам является пригодным. Таким образом, собственник помещения, в сговоре с обладателем сертификата, увеличивает цену жилья в договоре и, следовательно, приобретают больше денег, чем реальная стоимость жилья, а потом распределяют ее между собой, чтобы в дальнейшем расходовать ее на удовлетворение своих потребностей.
Следует привлечь внимание к изучению способов мошенничества в сфере материнского (семейного) капитала, что позволить на основании полученной информации создать эффективные средства, приемы и методы раскрытия и расследования преступных деяний. Поэтому качественная организация данной меры социальной поддержки в идеале снизит количество мошеннических схем и повысит уровень численности рождаемости.
Граждане, которые использовали материнский капитал в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в таком объеме, что остаток не превышает 25 000 рублей, по рассматриваемому законопроекту получат право на выплату фактического остатка. В случае превышения, выплата будет производиться в размере 25 000 рублей. Законопроект, о котором идет речь был внесен в Государственную Думу 7 апреля 2022 года.
Однако, в проекте федерального закона не указаны цели данной выплаты.
На наш взгляд – это упущение законодателя. Безусловно, это право каждой семьи – распределять средства на те нужны, которые можно назвать первостепенными с точки зрения потребностей, но на наш взгляд, законодателю следует продумать вопрос о границах такого нововведения.
На основе проведенного в рамках данной работы теоретического и практического анализа необходимо выделить пути развития программы материнского капитала в Российской Федерации, в частности:
совершенствование системы информирования и предоставления данных в открытом доступе Социальным фондом РФ по вопросам предоставления материнского капитала, их детализация;
скорейшее возобновление индексации выплат по материнскому капиталу для недопущения негативных последствий в долгосрочной перспективе, связанных с «демографической ямой»;
установление четкого порядка единовременных выплат материнского капитала;
усиление контроля за органами, учреждениями, ведомствами и должностными лицами, которые осуществляют деятельность, либо напрямую связанную с предоставлением права на получение материнского капитала, либо смежную с таковой;
систематизация требований к документации, предоставляемой в Социальный фонд РФ для получения сертификата на материнский капитал;
ужесточение наказания за мошенничество, связанное с материнским капиталом;
совершенствование законодательства в рассматриваемой области;
расширение круга направлений расходования средств материнского капитала (например, на лечение детей до 3 лет в случае экстренной необходимости, на оплату задолженности по коммунальным услугам, на оплату дорогостоящего лечения детей, матери или отца и др.);
введение дополнительной меры реализации материнского капитала, связанной с возможностью снижения процентной ставки по ипотечному кредитованию с помощью государственного сертификата на материнский капитал;
изменение сроков, регламентирующих возможность использования средств материнского капитала (установить возможность немедленного использования средств по всем установленным направлениям расходования, как это практикуется в случае с приобретением или увеличением жилья, имеющегося в собственности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями от 6 декабря 2022 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 1. – Ст. 1416.
2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. – № 297. – 31.12.2006.
3. Федеральный закон от 01 марта 2020 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 9. – Ст. 1127.
4. Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 8. – Ст.44.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» от 01.03.2020 N 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 8.
6. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» (ред. от 05.10.2002) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №21. – Ст. 2460.
7. Постановление Правительства РФ от 17.10.2022 N 1842 «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 43. – Ст. 7402.
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 N 831-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов» // Собрание законодательства РФ. – 16.05.2016. – N 20. – Ст. 2844.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2020 г. № 138н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (ред. от 22.12.2021 г. № 909н) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 3 апреля. 2022.
10. Законопроект № 102484-8 «О единовременной выплате из остатков средств материнского (семейного) капитала, возникших после распоряжения владельцами государственного сертификата на материнский (семейный) капитал соответствующими средствами» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102484-8 (дата обращения: 03.04.2023).
11. Определение Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. № 2166-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Матвеевой Евгении Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ – законодательство с комментариями. – Режим доступа: http: //www.garant.ru, свободный. (Дата обращения: 01.04.2023).
12. Приговор Ленинского районного суда г. Саранск Республики Мордовия по делу № 1-262/2018 – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 15.04.2023).
13. Решение Скопинского районного суда Рязанской области по делу 2-164/2020 ~ М175/2020 – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-skopinskij-rajonnyj-sud-ryazanskaya-oblasts/act-581468084/ (Дата обращения: 03.04.2023).
14. Ананьева Е. О., Абовян Э. П. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2021. – № 3(226). – С. 59-66.
15. Булаевский Б.А. Принципы семейного права и правовое обеспечение семейной политики / Б.А. Булаевский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2019. – № 3. – С. 9-17.
16. Валиева А.Р. Особенности реализации государственной семейной политики / А.Р. Валиева // Экономика и управление: научно-практический журнал. –2018. – № 3 (141). – С. 141-144.
17. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. – 2019. – №10. – С. 61- 73.
18. Васякина Т.А., Перепелкина, Н.А. Реализация права на материнский (семейный) капитал как субъективное гражданское право // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. – № 9. – С. 71–80.
19. Велиева Э. Ш., Гулевич И. В. Материнский капитал: современное состояние, отдельные аспекты реализации права на материнский капитал // Modern Science. – 2020. – № 2–1. – С. 150-155.
20. Возрастные коэффициенты смертности ниже, чем в 2000 году, но выше, чем в 70-е - 80-е «Демоскоп Weekly». [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0369/barom03.php (дата обращения: 14.12.2022).
21. Гавриляк С.В. Материнский (семейный) капитал как инструмент государственной семейной политики: теория и практика / С.В. Гавриляк // Форум молодёжной науки. – 2020. – Т. 1. – № 2. – С. 37-42.
22. Гончарова М. В. Институт льготирования в системе социальной поддержи населения // Экономический анализ. – 2020. – №16. – С. 34-38.
23. Горшков М. Малообеспеченные в социальной структуре российского общества // Общество и экономика. – 2019. – №7. –С. 37.
24. Гуслякова Ю. Исследование стандартизации социального обслуживания: проблемы, перспективы реализации на региональном уровне // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – № 3. – С. 28-35.
25. Жихорева А. В. Материнский (семейный) капитал: понятие, механизм и проблемы его реализации / А. В. Жихорева. // Молодой ученый. – 2022. – № 24 (419). – С. 199-204.
26. Капустина Т. И. Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семьи / Т. И. Капустина // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2020. – С. 161-163.
27. Козлова И. В., Колесникова Т. Д. Материнский (семейный) капитал как мера государственной социальной поддержки семьям с детьми // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2020. –№ 1. – С. 63-66.
28. Марков С. Н., Алексеева А. В. Материнский капитал: сущность, механизм, проблемы и перспективы развития // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 8(36). – С. 77-85.
29. Михайлова О. А. Актуальные проблемы реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей / О. А. Михайлова. // Молодой ученый. – 2021. – № 1 (343). – С. 95-101.
30. Переведенцев В. И. Демографические перспективы России // Социологические исследования. – 2019. – №12. – С. 58-69.
31. Рыженкова И. А. Материнский капитал как инструмент государственной политики в решении демографических проблем в Российской Федерации / И. А. Рыженкова // Челябинский гуманитарий. – Челябинск, 2020. – С. 26-35.
32. Салицева О. В., Хураськина Н. В. Правовые основы регулирования охраны семьи // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: сб. материалов II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., посв. Дню юриста. Чебоксары, 2019. – С. 114–116.
33. Фельдман М. А., Зуева А. В. Материнский капитал как инструмент регулирования семейной политики: управленческие аспекты // Вопросы управления. – 2020. – № 2(51). – С. 30-35.
34. Число зарегистрированных браков и разводов снизилось по сравнению с 90-ми. «Демоскоп Weekly». [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.demoscope. ru/weekly/2013/0541/barom04.php (дата обращения: 14.12.2022).
35. Шишмарева Е. В. Характеристика типичных способов совершения мошенничества с материнским капиталом / Е. В. Шимарева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – Тула, 2019. – С. 245-250.