Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАЦИОННЫХ КАРТ

Работа №119573

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме раннего детского
аутизма и особенности формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом .... 8
1.2 Операционные карты как средство формирования навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 24
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания
у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 24
2.2 Организация и содержание работы по формированию навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 31
2.3 Определение динамики формирования навыков самообслуживания у
детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 34
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение 48

Все больше внимания на современном этапе развития образования уделяется проблемам изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. В помощь педагогу издается разнообразная коррекционно-методическая литература по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Понятие аутизм (от греч. Autos - сам) было введено в 1912 году Э. Блейлером, как особый вид мышления, регулируемый эмоциональными потребностями человека и не зависящий от реальной действительности [10].
Аутизм относится к группе психических заболеваний, которые неоднородны по тяжести проявлений. Чаще всего данное расстройство сопровождается отсутствием речи. В этом случае у аутистического ребенка протекают процессы формирования речи, но они имеют патологический характер и характеризуются использованием отдельных слов в речи, стереотипностью высказываний.
В основе аутизма лежат разнообразные причины. Аутизм проявляется в различных формах. Легкий аутизм проявляется при конституционных особенностях психики, акцентуациях характера, психопатиях, в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности). Чаще всего дети с аутизмом имеют норму интеллекта, а порой и высокий уровень его развития. При этом у такого ребенка сохраняется избирательность в общении: с кем-то ребенок общается, с кем-то нет.
Тяжелая форма аутизма у ребенка сопровождается низким уровнем интеллекта, умственной отсталостью. При этом интеллект снижается неравномерно, то есть сохранными остаются «островки» нормальных или высоких способностей. Данные способности не влияют на процесс адаптации к жизни. Тяжелый аутизм связан со значительными нарушениями в сфере общения - до полного отказа от любых контактов даже с родителями. В этом случае аутизм выступает как грубая аномалия психического развития - ранний детский аутизм (далее - РДА) или синдром Каннера. Данный синдром характеризуется аномалиями психического развития, которые заключаются в субъективной изоляции ребенка от внешнего мира. Синдром раннего детского аутизма Л. Каннер впервые описал в 1943 году. В 1944 году Г. Аспергер независимо от исследований Л. Каннера привел свою характеристику РДА, а в 1947 году РДА описал С.С. Мнухин [2].
Несмотря на довольно подробную разработку проблемы раннего детского аутизма в психологической и специальной литературе, можно выделить следующее противоречие: несмотря на то, что проблема социализации детей старшего дошкольного возраста с РДА является актуальной, на практике продолжается поиск путей и средств формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования - каковы возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность формирования навыков самообслуживания у детей 5¬7 лет с РДА посредством операционных карт.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Предмет исследования - формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы.
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
3. Определить возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
4. Выявить динамику формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, систематизация;
- эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
- методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о характерных чертах клинической картины «синдрома раннего детского аутизма» Л. Каннера;
- теоретическое положение Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития;
- положения об особенностях клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА К.С. Лебединской, О.С. Никольской.
Новизна исследования заключается в следующем: выявлена возможность рассмотрения формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт.
Теоретическая значимость исследования:
- определена специфика формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт;
- определены показатели и дана качественная характеристика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 города Сызрани. В исследования приняли участие 4 ребенка 5-7 лет с РДА.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при организации развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими РДА, в условиях дошкольной образовательной организации и семье.
Структура бакалаврской работы. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (41 источник), 5 приложениями. Текст работы иллюстрирован 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ранний детский аутизм - это сложное нарушение психического развития, когда происходит расстройство процессов общения и коммуникации, в результате чего ребенок ведёт себя неадекватно, у него возникают трудности в формировании эмоционального контакта с внешним миром, окружающими людьми, в результате чего происходит нарушение механизмов социальной адаптации.
Причины аутизма достаточно разнообразны, при этом ранняя диагностика ребенка с признаками аутизма позволяет своевременно оказать ему необходимую коррекционную помощь. Развитие медицины позволяет проводить дифференциальную диагностику, что важно при выявлении раннего детского аутизма. На основе проведенной педагогической диагностики детей с РДА составляется маршрут индивидуального развития ребенка в рамках комплексной коррекционной работы, основанной на клинико-психологической классификации РДА.
Исходя из клинических критериев аутизма, ребенку с РДА необходимо оказывать постоянное, квалифицированное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Если своевременно не оказать адекватную коррекционно-развивающую помощь, то значительная часть детей с синдромом РДА может стать необучаемой и, как следствие, неприспособленной к жизни в обществе.
При этом следует учесть тот факт, что осуществляя раннюю коррекционную работу можно успешно подготовить аутичных детей к обучению, и даже развить их таланты в различных областях знаний.
Коррекционная работа достигнет лучших результатов, если она будет проводиться индивидуально. В этом случае следует сочетать чёткую пространственную организацию, расписание и игровые моменты, что облегчает обучение ребенка с РДА бытовым навыкам поведения.
Формирование и развитие специальных умений, которые переходят постепенно в разряд самостоятельных, позволяет сформировать у аутичного ребенка положительные черты поведения, снижает аутичные проявления и другие недостатки развития.
В ходе коррекционной работы необходимо использовать различные полезные, интересные и развивающие занятия, игры и упражнения. Одним из таких средств выступают операционные карты.
Своевременно оказанная коррекционная работа способствует организации поведения ребенка, служит условием развития способности к общению, формированию коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими; способствует обучению ребенка навыкам самообслуживания, снижает негативные проявления аутизма, тем самым повышая психическую активность ребенка. В ходе коррекционной работы аутичный ребенок учится проводить и организовывать своё свободное время, осваивает необходимые действия, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с РДА является условием успешной социализации и адаптации в обществе, что улучшает качество жизни аутичного ребенка.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал необходимость формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания.
Целью формирующего эксперимента было - проверить возможность формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт.
Мы предположили, что формирование у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы;
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания проходила по 4 направлениям:
I направление - формирование навыка одевания и раздевания;
II направление - формирование навыка самостоятельного мытья рук, умывания;
III направление - формирование навыка пить и есть с помощью столовых приборов;
IV направление - формирование навыка пользоваться туалетом.
Организуя работу в рамках каждого направления, мы использовали разработанные и изготовленные нами операционные карты.
По результатам контрольного среза проведенная нами специально организованная работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт оказалась эффективной: показатель высокого уровня сформированности навыков самообслуживания повысился на 25%, а показатель низкого уровня сформированности навыков самообслуживания снизился на 25%.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.



1. Алмазова, О. В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма [Текст] / О. В. Алмазова, С Л. Мазалова // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С.47-54.
2. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. - М. : Теревинф, 2013. - 216 с.
3. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе: материалы к спецкурсу [Текст] / под ред. С А. Морозова. - М. : Сигнал, 2014. - 247 с.
4. Баенская, Е Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст [Текст] / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2013. - № 4. - С. 22-30.
5. Баенская, Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста [Текст] / Е. Р. Баенская //Дефектология. - 2014. - № 4. - С. 47-55.
6. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст] / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 320 с.
7. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я [Текст] / Б. Беттельхейм. - М. : Академический Проект: Традиция, 2014. - 784с.
8. Башина, В. М. Аутизм в детстве [Текст] / В. М. Башина. - М. : Медицина, 2015. - 243 с.
9. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] / М. Ю. Веденина // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 31-40.
10. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] / М. Ю. Веденина, О. Н. Окунева // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 15-20.
11. Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберт, Т. Питере. - СПб. : ИСП и П, 2014. - 144 с.
12. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб. : Дидактика Плюс, 2011. - 368 с.
13. Каган, В. Е. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. - М. : Медицина, 2013. - 190 с.
14. Климась, Д. Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аутистического спектра в 6-10 лет [Текст] / Д. Г. Климась. - М. : МГУ, 2014. - 130 с.
15. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. - 2014. - № 6. - С. 10-16.
16. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего
детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская //
Дефектология. - 2014. - № 8. - С. 15-25.
17. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего
детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская //
Дефектология. - 2015. - № 10. - С. 3-8.
18. Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Академия, 2015. - 184 с.
19. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. - М. : Просвещение, 2013. - 195 с.
20. Морозова, С. С. Методические указания по работе с детьми с осложненными формами аутизма [Текст] / С.С. Морозова // Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции / под ред. С. А. Морозова - М. : Академия, 2011. - С. 18-25.
21. Морозова, С. С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии [Текст] / С. С. Морозова // Аутизм: Методические рекомендации по коррекционной работе. - М. : Академия, 2011. - С. 120-151.
22. Морозова, Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме [Текст] / Т. И. Морозова // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 58-65.
23. Морозова, Т. И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации [Текст] / Т. И. Морозова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Т.2, вып.2. - С. 193-196.
24. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 8-17.
25. Никольская, О. С. Аутизм дома и в школе [Текст] / О. С. Никольская // Школьный психолог. - 2015. - № 7. - С.10-13.
26. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Теревинф, 2014. - 163 с.
27. Никольская, О. С. Об аутизме [Текст]
/ О. С. Никольская, Е. Р. Баевская, М. М. Либлинг // Школьный психолог. -
2014. - № 3. - С. 18-22.
28. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Теревинф, 2014. - 227с.
29. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. - М. : Теревинф, 2015. - 224 с.
30. Организация специализированной помощи при РДА: методические рекомендации [Текст] / сост. В. М. Башина [и др]. - М. : Исцеление, 2013. - 126 с.
31. Питере, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: книга для педагогов-дефектологов [Текст] / Т. Питере; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
32. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие [Текст] / Под ред. О.С. Никольской. - М. : Теревинф, 2011. - 168 с.
33. Программа по обучению родителей аутичных детей навыкам эффективного общения и развития игры [Текст] / Сост. И. А. Львова, Н. И. Праведникова. - М. : Академия, 2015. - 118 с.
34. Райт, В. Руководство по аутизму [Текст] / В. Райт. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 215 с.
35. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение [Текст] / X. Ремшмидт. - М. : Медицина, 2013. - 125 с.
36. Сатмари, П. Дети с аутизмом [Текст] / П. Сатмари. - СПб. : Питер, 2015. - 224 с.
37. Солдатенкова, Е. Н. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е. Н. Солдатенкова, Н. Л. Федоренко, А.В. Хилько // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 1. - С. 18-22.
38. Старкова, 3. А. Из опыта работы учителя дефектолога с аутичным ребенком [Текст] / 3. А. Старкова // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 76-78.
39. Ульянова, Р. К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми [Текст] / Р. К. Ульянова // Педагогический поиск. - 2013. - № 9. - С.11-13.
40. Феррари, П. Детский аутизм [Текст] / П. Феррари. - М. : РОО «Образование и здоровье», 2015. - 128 с.
41. Хаустов, А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом [Текст] / А. В. Хаустов. - М. : Академия, 2014. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ