ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАЦИОННЫХ КАРТ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме раннего детского
аутизма и особенности формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом .... 8
1.2 Операционные карты как средство формирования навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 24
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания
у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 24
2.2 Организация и содержание работы по формированию навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 31
2.3 Определение динамики формирования навыков самообслуживания у
детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 34
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение 48
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме раннего детского
аутизма и особенности формирования навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом .... 8
1.2 Операционные карты как средство формирования навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 24
2.1 Выявление уровня сформированности навыков самообслуживания
у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 24
2.2 Организация и содержание работы по формированию навыков
самообслуживания у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом посредством операционных карт 31
2.3 Определение динамики формирования навыков самообслуживания у
детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 34
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение 48
Все больше внимания на современном этапе развития образования уделяется проблемам изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. В помощь педагогу издается разнообразная коррекционно-методическая литература по вопросам умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в поведении и общении. Понятие аутизм (от греч. Autos - сам) было введено в 1912 году Э. Блейлером, как особый вид мышления, регулируемый эмоциональными потребностями человека и не зависящий от реальной действительности [10].
Аутизм относится к группе психических заболеваний, которые неоднородны по тяжести проявлений. Чаще всего данное расстройство сопровождается отсутствием речи. В этом случае у аутистического ребенка протекают процессы формирования речи, но они имеют патологический характер и характеризуются использованием отдельных слов в речи, стереотипностью высказываний.
В основе аутизма лежат разнообразные причины. Аутизм проявляется в различных формах. Легкий аутизм проявляется при конституционных особенностях психики, акцентуациях характера, психопатиях, в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности). Чаще всего дети с аутизмом имеют норму интеллекта, а порой и высокий уровень его развития. При этом у такого ребенка сохраняется избирательность в общении: с кем-то ребенок общается, с кем-то нет.
Тяжелая форма аутизма у ребенка сопровождается низким уровнем интеллекта, умственной отсталостью. При этом интеллект снижается неравномерно, то есть сохранными остаются «островки» нормальных или высоких способностей. Данные способности не влияют на процесс адаптации к жизни. Тяжелый аутизм связан со значительными нарушениями в сфере общения - до полного отказа от любых контактов даже с родителями. В этом случае аутизм выступает как грубая аномалия психического развития - ранний детский аутизм (далее - РДА) или синдром Каннера. Данный синдром характеризуется аномалиями психического развития, которые заключаются в субъективной изоляции ребенка от внешнего мира. Синдром раннего детского аутизма Л. Каннер впервые описал в 1943 году. В 1944 году Г. Аспергер независимо от исследований Л. Каннера привел свою характеристику РДА, а в 1947 году РДА описал С.С. Мнухин [2].
Несмотря на довольно подробную разработку проблемы раннего детского аутизма в психологической и специальной литературе, можно выделить следующее противоречие: несмотря на то, что проблема социализации детей старшего дошкольного возраста с РДА является актуальной, на практике продолжается поиск путей и средств формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования - каковы возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность формирования навыков самообслуживания у детей 5¬7 лет с РДА посредством операционных карт.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Предмет исследования - формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы.
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
3. Определить возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
4. Выявить динамику формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, систематизация;
- эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
- методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о характерных чертах клинической картины «синдрома раннего детского аутизма» Л. Каннера;
- теоретическое положение Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития;
- положения об особенностях клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА К.С. Лебединской, О.С. Никольской.
Новизна исследования заключается в следующем: выявлена возможность рассмотрения формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт.
Теоретическая значимость исследования:
- определена специфика формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт;
- определены показатели и дана качественная характеристика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 города Сызрани. В исследования приняли участие 4 ребенка 5-7 лет с РДА.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при организации развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими РДА, в условиях дошкольной образовательной организации и семье.
Структура бакалаврской работы. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (41 источник), 5 приложениями. Текст работы иллюстрирован 10 рисунками.
Аутизм относится к группе психических заболеваний, которые неоднородны по тяжести проявлений. Чаще всего данное расстройство сопровождается отсутствием речи. В этом случае у аутистического ребенка протекают процессы формирования речи, но они имеют патологический характер и характеризуются использованием отдельных слов в речи, стереотипностью высказываний.
В основе аутизма лежат разнообразные причины. Аутизм проявляется в различных формах. Легкий аутизм проявляется при конституционных особенностях психики, акцентуациях характера, психопатиях, в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности). Чаще всего дети с аутизмом имеют норму интеллекта, а порой и высокий уровень его развития. При этом у такого ребенка сохраняется избирательность в общении: с кем-то ребенок общается, с кем-то нет.
Тяжелая форма аутизма у ребенка сопровождается низким уровнем интеллекта, умственной отсталостью. При этом интеллект снижается неравномерно, то есть сохранными остаются «островки» нормальных или высоких способностей. Данные способности не влияют на процесс адаптации к жизни. Тяжелый аутизм связан со значительными нарушениями в сфере общения - до полного отказа от любых контактов даже с родителями. В этом случае аутизм выступает как грубая аномалия психического развития - ранний детский аутизм (далее - РДА) или синдром Каннера. Данный синдром характеризуется аномалиями психического развития, которые заключаются в субъективной изоляции ребенка от внешнего мира. Синдром раннего детского аутизма Л. Каннер впервые описал в 1943 году. В 1944 году Г. Аспергер независимо от исследований Л. Каннера привел свою характеристику РДА, а в 1947 году РДА описал С.С. Мнухин [2].
Несмотря на довольно подробную разработку проблемы раннего детского аутизма в психологической и специальной литературе, можно выделить следующее противоречие: несмотря на то, что проблема социализации детей старшего дошкольного возраста с РДА является актуальной, на практике продолжается поиск путей и средств формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования - каковы возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность формирования навыков самообслуживания у детей 5¬7 лет с РДА посредством операционных карт.
Объектом исследования является процесс формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Предмет исследования - формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством операционных карт возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы.
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
3. Определить возможности операционных карт как средства формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
4. Выявить динамику формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, систематизация;
- эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа, психолого - педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
- методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о характерных чертах клинической картины «синдрома раннего детского аутизма» Л. Каннера;
- теоретическое положение Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития;
- положения об особенностях клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА К.С. Лебединской, О.С. Никольской.
Новизна исследования заключается в следующем: выявлена возможность рассмотрения формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт.
Теоретическая значимость исследования:
- определена специфика формирования навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА посредством использования операционных карт;
- определены показатели и дана качественная характеристика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 5-7 лет с РДА.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4 города Сызрани. В исследования приняли участие 4 ребенка 5-7 лет с РДА.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при организации развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими РДА, в условиях дошкольной образовательной организации и семье.
Структура бакалаврской работы. Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы (41 источник), 5 приложениями. Текст работы иллюстрирован 10 рисунками.
Ранний детский аутизм - это сложное нарушение психического развития, когда происходит расстройство процессов общения и коммуникации, в результате чего ребенок ведёт себя неадекватно, у него возникают трудности в формировании эмоционального контакта с внешним миром, окружающими людьми, в результате чего происходит нарушение механизмов социальной адаптации.
Причины аутизма достаточно разнообразны, при этом ранняя диагностика ребенка с признаками аутизма позволяет своевременно оказать ему необходимую коррекционную помощь. Развитие медицины позволяет проводить дифференциальную диагностику, что важно при выявлении раннего детского аутизма. На основе проведенной педагогической диагностики детей с РДА составляется маршрут индивидуального развития ребенка в рамках комплексной коррекционной работы, основанной на клинико-психологической классификации РДА.
Исходя из клинических критериев аутизма, ребенку с РДА необходимо оказывать постоянное, квалифицированное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Если своевременно не оказать адекватную коррекционно-развивающую помощь, то значительная часть детей с синдромом РДА может стать необучаемой и, как следствие, неприспособленной к жизни в обществе.
При этом следует учесть тот факт, что осуществляя раннюю коррекционную работу можно успешно подготовить аутичных детей к обучению, и даже развить их таланты в различных областях знаний.
Коррекционная работа достигнет лучших результатов, если она будет проводиться индивидуально. В этом случае следует сочетать чёткую пространственную организацию, расписание и игровые моменты, что облегчает обучение ребенка с РДА бытовым навыкам поведения.
Формирование и развитие специальных умений, которые переходят постепенно в разряд самостоятельных, позволяет сформировать у аутичного ребенка положительные черты поведения, снижает аутичные проявления и другие недостатки развития.
В ходе коррекционной работы необходимо использовать различные полезные, интересные и развивающие занятия, игры и упражнения. Одним из таких средств выступают операционные карты.
Своевременно оказанная коррекционная работа способствует организации поведения ребенка, служит условием развития способности к общению, формированию коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими; способствует обучению ребенка навыкам самообслуживания, снижает негативные проявления аутизма, тем самым повышая психическую активность ребенка. В ходе коррекционной работы аутичный ребенок учится проводить и организовывать своё свободное время, осваивает необходимые действия, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с РДА является условием успешной социализации и адаптации в обществе, что улучшает качество жизни аутичного ребенка.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал необходимость формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания.
Целью формирующего эксперимента было - проверить возможность формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт.
Мы предположили, что формирование у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы;
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания проходила по 4 направлениям:
I направление - формирование навыка одевания и раздевания;
II направление - формирование навыка самостоятельного мытья рук, умывания;
III направление - формирование навыка пить и есть с помощью столовых приборов;
IV направление - формирование навыка пользоваться туалетом.
Организуя работу в рамках каждого направления, мы использовали разработанные и изготовленные нами операционные карты.
По результатам контрольного среза проведенная нами специально организованная работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт оказалась эффективной: показатель высокого уровня сформированности навыков самообслуживания повысился на 25%, а показатель низкого уровня сформированности навыков самообслуживания снизился на 25%.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.
Причины аутизма достаточно разнообразны, при этом ранняя диагностика ребенка с признаками аутизма позволяет своевременно оказать ему необходимую коррекционную помощь. Развитие медицины позволяет проводить дифференциальную диагностику, что важно при выявлении раннего детского аутизма. На основе проведенной педагогической диагностики детей с РДА составляется маршрут индивидуального развития ребенка в рамках комплексной коррекционной работы, основанной на клинико-психологической классификации РДА.
Исходя из клинических критериев аутизма, ребенку с РДА необходимо оказывать постоянное, квалифицированное медико-психолого-педагогическое сопровождение.
Если своевременно не оказать адекватную коррекционно-развивающую помощь, то значительная часть детей с синдромом РДА может стать необучаемой и, как следствие, неприспособленной к жизни в обществе.
При этом следует учесть тот факт, что осуществляя раннюю коррекционную работу можно успешно подготовить аутичных детей к обучению, и даже развить их таланты в различных областях знаний.
Коррекционная работа достигнет лучших результатов, если она будет проводиться индивидуально. В этом случае следует сочетать чёткую пространственную организацию, расписание и игровые моменты, что облегчает обучение ребенка с РДА бытовым навыкам поведения.
Формирование и развитие специальных умений, которые переходят постепенно в разряд самостоятельных, позволяет сформировать у аутичного ребенка положительные черты поведения, снижает аутичные проявления и другие недостатки развития.
В ходе коррекционной работы необходимо использовать различные полезные, интересные и развивающие занятия, игры и упражнения. Одним из таких средств выступают операционные карты.
Своевременно оказанная коррекционная работа способствует организации поведения ребенка, служит условием развития способности к общению, формированию коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими; способствует обучению ребенка навыкам самообслуживания, снижает негативные проявления аутизма, тем самым повышая психическую активность ребенка. В ходе коррекционной работы аутичный ребенок учится проводить и организовывать своё свободное время, осваивает необходимые действия, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с РДА является условием успешной социализации и адаптации в обществе, что улучшает качество жизни аутичного ребенка.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал необходимость формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания.
Целью формирующего эксперимента было - проверить возможность формирования у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт.
Мы предположили, что формирование у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания возможно, если:
- учитывать уровень индивидуального развития детей с РДА в процессе работы;
- опираться на специфику развития аутичного ребенка при подборе методов работы;
- создавать положительный эмоциональный фон в процессе организации работы.
Работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания проходила по 4 направлениям:
I направление - формирование навыка одевания и раздевания;
II направление - формирование навыка самостоятельного мытья рук, умывания;
III направление - формирование навыка пить и есть с помощью столовых приборов;
IV направление - формирование навыка пользоваться туалетом.
Организуя работу в рамках каждого направления, мы использовали разработанные и изготовленные нами операционные карты.
По результатам контрольного среза проведенная нами специально организованная работа по формированию у детей 5-7 лет с РДА навыков самообслуживания посредством операционных карт оказалась эффективной: показатель высокого уровня сформированности навыков самообслуживания повысился на 25%, а показатель низкого уровня сформированности навыков самообслуживания снизился на 25%.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение.



