Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 Физическое развитие и физическая подготовленность школьников младших общеобразовательных классов 8
1.1. Общие закономерности роста и развития детей младшего школьного возраста 8
1.2. Плоскостопие: виды, причины возникновения, профилактика 13
1.3. Прыжки и прыжковые упражнения как основное средство укрепления сводов стопы детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования 26
ГЛАВА 3 Результаты исследований и их обсуждение 31
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Укрепление здоровья детей - важнейшая задача системы физического воспитания на всех этапах формирования и развития организма ребенка. Известно, что физические упражнения являются универсальным средством для укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности детей [4,8,10,12,28,37,56 и др.].
За последние годы значительно возросло число людей, страдающих плоскостопием. Одной из основных причин данной патологии является слабость мышечно-связочного аппарата стопы.
В книге «Лечебная физическая культура» Дубровский В.И. [22] пишет: «Плоскостопие относится к статическим деформациям нижних конечностей. Оно снижает их функциональную полноценность, а при значительных степенях выраженности вызывает быструю утомляемость и боли при ходьбе и стоянии».
Достаточно высокий процент случаев нарушения сводов стопы отмечается у детей младшего школьного возраста. Именно этот возраст «критичен» для возникновения плоскостопия. В это время происходит предшествующее половому созреванию увеличение массы тела (за счет дополнительного жироотложения), а стопа еще не обрела завершенности своих форм. Под воздействием возросших статических нагрузок и недостаточной физической подготовленности организма развивается плоскостопие. Отсюда следует, что меры профилактики плоскостопия следует принимать именно в младшем школьном возрасте.
Однако, ныне существующая практика физического воспитания не позволяет в полной мере обеспечить профилактику и укрепление сводов стопы. Как показывают педагогические наблюдения, средства, традиционно предлагаемые для этих целей - общеразвивающие и специальные упражнения, разновидности ходьбы, бега, оказываются недостаточно эффективными.
Прыжки практически не используются, несмотря на их физиологическую доступность для детей любого возраста и подготовленности.
В специальной литературе отсутствуют научно-обоснованные рекомендации относительно использования прыжковых упражнений на уроках физической культуры в целях профилактики плоскостопия и укрепления сводов стопы у школьников младших классов.
Однако известно, что при выполнении прыжков, задействуется большое количество мышечных групп. Благодаря этому, они могут оказывать хорошее тренирующее воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую и другие системы организма занимающихся [4,9,10,12,13,21,27,32,42 и др.].
Для частичного снижения ударной нагрузки со стопы, голеностопного, коленного суставов и позвоночного столба, во время выполнения прыжков, бега и даже ходьбы предлагается использовать мягкую опору, в качестве которой могут служить поролоновые маты. Повышая или снижая объем прыжковой нагрузки, изменяя жесткость опоры, можно укрепить своды стопы, влиять на ее опорную, рессорную и локомоторную функции.
В связи с этим, актуальность нашего исследования заключается в разработке системы физических упражнений с преимущественным использованием «прыжковых серий», которая является эффективным средством улучшения общей физической подготовленности и обоснование методики их применения с целью профилактики плоскостопия и укрепления сводов стопы.
Объектом настоящего исследования является специальная двигательная деятельность школьников.
Предмет исследования - особенности воздействия прыжковых упражнений на своды стопы.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании эффективности методики укрепления сводов стопы детей младшего школьного возраста и повышении общей физической подготовленности учащихся на основе комплексного использования прыжков на мягкой опоре в сочетании с другими видами физических упражнений.
В качестве рабочей гипотезы выдвигалось предположение о том, что использование прыжковых упражнений на опорах различной жесткости в сочетании с общеразвивающими и специальными упражнениями позволит укрепить своды стопы и повысить физическую подготовленность школьников.
Задачи исследования:
1. Определить возрастные особенности строения стопы у детей 7-10 лет.
2. Выявить зависимость строения стопы от некоторых морфологических особенностей и показателей физической подготовленности.
3. Исследовать влияние прыжков на мягкой и жесткой опорах на характер деформации сводов стопы и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников младших классов.
4. Разработать и обосновать методику укрепления сводов стопы на основе повышения общей физической подготовленности младших школьников посредством комплексного использования прыжков в сочетании с другими видами физических упражнений основной гимнастики.
Новизна работы: выдвинуты новые методические подходы к нормированию и распределению прыжков, в сочетании с другими видами физических упражнений, в структуре урока физической культуры; определены особенности строения стопы в зависимости от некоторых морфологических особенностей и ряда показателей физической подготовленности.
Практическая значимость: разработанная методика прыжковых упражнений на мягкой опоре позволяет комплексно профилактировать возникновение плоскостопия и параллельно совершенствовать ряд физических качеств в различных формах занятий оздоровительной направленности.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; морфо-функциональные измерения; соматотипирование; тестирование физической подготовленности; метод тензодинамометрии; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
1. У детей младшего школьного возраста отмечается большое количество случаев нарушений сводов стоп различной степени от 52,9% до 72,7% - у мальчиков и от 44% до 58,8% - у девочек. Из них, относительно высокая частота встречаемости стоп, предрасположенных к нарушениям, а именно, с пониженным сводом: до 27,7% - у мальчиков; до 17,1% - у девочек.
2. Не обнаружено зависимости высоты сводов стоп от росто-весовых показателей и от длины стопы. Дети с нормальным и О-образным типами строения ног имеют меньшую предрасположенность к нарушениям сводов стоп по сравнению со сверстниками, имеющими Х-образное строение. Высокие показатели массы тела и Х-образное строение ног можно рассматривать, как условия для возникновения плоскостопия.
3. Выявлена зависимость продольного свода стопы от типа телосложения. Самый низкий процент деформированных стоп наблюдается среди детей торакально-мышечного типа. Нарушения продольного свода стопы 1-й, 2-й, 3-й степеней у мальчиков составляет 15%; у девочек - отсутствуют. Пониженный свод встречается у 20% мальчиков и 15% девочек. Наиболее выражен процент деформированных стоп у школьников мышечного типа (46,7% мальчиков и 74,4% девочек имеют нарушения 1-й, 2-й и 3-й степеней), а также у девочек астеноидного типа (55,5% - нарушений 1-й, 2-й, 3-й степеней и 22,2% - пониженный свод) и у мальчиков дигестивного типа телосложения (45% нарушений 1-й, 2-й, 3-й степеней и 20% - пониженный свод).
4. Выявлено, что дети, имеющие нормальный и незначительно пониженный своды стоп, показывают более высокие результаты в упражнениях скоростно-силового характера.
5. Интегральный показатель физической подготовленности свидетельствует, что дети, обладающие более высоким уровнем развития физических качеств, имеют лучшее состояние сводов стопы.
6. Установлено, что мягкая опора существенно снижает ударную нагрузку на стопу. Выполнение прыжков на мягкой опоре оказывает большее тренировочное воздействие на мышечную и сердечно-сосудистую системы организма по сравнению с жесткой. При выполнении прыжков на мягкой опоре ЧСС увеличивается до 188 уд/мин., достигая максимального уровня уже на 35-й секунде. На жесткой опоре максимальный показатель ЧСС составляет 177 уд/мин, на 45-й секунде работы.
7. Выявлены оптимальные режимы использования различных прыжковых упражнений для детей младшего школьного возраста: время работы или количество повторений, число подходов, интервалы отдыха, а также изменения в этих показателях в зависимости от соматотипа ребенка и определено место прыжковым упражнениям в структуре урока.
8. Установлено, что занятия прыжковыми упражнениями по рекомендуемой методике, сочетающей выполнение прыжков с другими общеразвивающими и специальными упражнениями, способствуют укреплению сводов стопы с одновременным повышением общей физической подготовленности детей. Под влиянием экспериментальной методики:
• коэффициент плоскостопия в среднем уменьшился на 9,8 % (а<0,05) - у 7 - 8-летних и на 10,3 % (а < 0,05 ) - у 9 - 10-летних детей;
• увеличилось количество школьников, имеющих нормальную сводчатость на 42,8% в младшей возрастной группе и на 16,2% - в старшей, главным образом, за счет учащихся с предварительно пониженным сводом стоп. У детей со 2-й и 3-й степенями плоскостопия существенных изменений не наблюдалось;
• выявлено более эффективное влияние занятий, сочетающих выполнение прыжков на мягкой и жесткой опорах, на развитие двигательных способностей у детей, по сравнению с общепринятыми типовыми программными уроками физической культуры в общеобразовательной школе;
• с целью укрепления сводов стопы и мышц ног, увеличения двигательной активности и улучшения общей физической подготовленности детей предлагается выполнять на уроках физкультуры ряд прыжков на опорах различной жесткости;
• для снижения ударной нагрузки в результате соприкосновения с опорной поверхностью во время выполнения серий прыжков и спрыгиваний с различных высот желательно использовать в большинстве случаев поролоновые маты. При спрыгивании в остановку с высоты 0,3-0,5 м - один мягкий мат (коэффициент жесткости 0,4 кг/м2; плотность 23-25 кг/м3); с высоты 0,7-1м - два мата. При выполнении серий различных прыжков на месте и с продвижением, а также при спрыгивании с высоты с дальнейшим отскоком вверх или длину - прессованные маты (плотность 110 кг/м3).
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - С.23-30.
2. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности детей и подростков //Медицинские проблемы физической культуры.- Киев, 1986.- С.38-41.
3. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников.- М.: Физкультура и спорт, 3-е изд.доп.- 2015.- 298 с.
4. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- С.48-61.
5. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина, 2-е изд. -2016.- С.17-38.
6. Аршавский С.Ю. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 2-е изд.- 2009.- С.45-61.
7. Ашмарин Б.А., Виленский М.Я. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2-е изд.- 2007.- С.77-81.
8. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 289с.
9. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Советский спорт, 2000. -312с.
10. Барышева Н.В. Основы физической культуры младшего школьника. - Самара: СамПГУ, 2008.- С.34-45.
11. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей.- М.: Физкультура и спорт, 2002.- С.22-28.
12. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- С.77-90.
13. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 4-е изд., 2016. - С. 115.
14. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Физкультура и спорт, 2015.-3-е изд. - С.32-48.
15. Гладышева А.А., Титова К.Т. Анатомия человека.- М.: Просвещение, 2015.-С.67-89.
...