ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ 5
1.1. Онтогенез голоса у детей в норме 5
1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением голоса 10
1.3 Характеристика нарушения голоса у детей а 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА 23
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей 23
2.2. Методики и приемы выявления нарушения голоса у детей 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА 27
3.1. Принципы, ведущие направления коррекционной работы, методики логопедического воздействия при нарушении голоса у детей 27
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушения голса у детей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность изучения особенностей профилактики нарушений голоса у детей дошкольного возраста определяется рядом факторов. Голос играет огромную роль в процессе становления и развития личности детей, их социализации, в общении с ровесниками и взрослыми. Нарушение функционирования голосового аппарата может привести к проблемам в развитии речи, оказать негативное влияние на нервно-психическое состояние, на процессы общения, затруднить социализацию детей. Представляя собой один из ведущих компонентов речи, голос служит ее инструментом, обеспечивает ее выразительность, эмоциональность, слышимость. Именно поэтому нарушения голоса, в первую очередь, оказывают влияние на процесс коммуникации, негативно сказываются как на развитие информативно – коммуникационных, так аффективно-коммуникативных способностях детей. В связи с этим изучение функционирования голосового аппарата в норме и патологии представляет собой одну из наиболее значимых задач логопедии. Голосовой аппарат детей младшего дошкольного возраста сформирован еще не полностью. Именно поэтому детям не рекомендуются значительные голосовые нагрузки, требующие значительного напряжения и способные нарушить естественный процесс становления и нормального функционирования голосового аппарата.
Значительное число нарушений голоса, которые выявляются у детей, приобретаются ими в процессе развития их организма и становления речевой функции. Однако, наблюдаются также нарушения, обусловленные врожденными нарушениями твердого и мягкого нёба, связанные с нарушением слуха.
Нарушения голоса могут представлять собой как самостоятельное нарушение, так и являться одним из проявлений нарушения речевого развития при таких состояниях, как ринолалия, дизартрия, заикание.
Объект исследования: нарушения голоса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности логопедической работы с помощью комплексных методов нарушений голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: провести всесторонние исследование комплексного метода устранения нарушения голоса у детей.
Задачи исследования: - рассмотреть онтогенез голоса детей в норме;
- определить психолого- педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с нарушением голоса;
- провести анализ характеристики нарушения голоса у детей;
- рассмотреть принципы и организация логопедического обследования детей;
- провести анализ методики и приемы выявления нарушения голоса у детей;
- определить принципы, ведущие направления коррекционной работы, методики логопедического воздействия при нарушении голоса у детей;
- исследовать содержание логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, изучение планов работы, эксперимент, анализ полученных результатов.
Подведем общие выводы по всей рассмотренной работе. Звук голоса описывается специалистами, как колебание частиц воздуха, которые распространяются в виде волн разрежения и сгущения. Источником возникновения таких волн выступают голосовые складки человека. И все существующее бесконечное разнообразие звуков голоса является результатом изменения во времени только трех основных акустических параметров звука: состава сложного звука, частоты колебаний и их амплитуды, а также спектра звуков - соответственно тембра, силы и высоты звука. Именно эти основные характеристики голоса большинством исследователей выделяются в качестве основных. Эти компоненты необходимы для оформления целостности высказывания и выражение его смысла. Они помогают сделать речь человека более грамотной, разнообразной, интересной и выразительной.
Органы голосообразования специалисты относят к периферическому отделу речедвигательного анализатора. Через проводящие нервные пути органы образования голоса связаны с соответствующими отделами коры головного мозга.
Голосовой аппарат по своей структуре является сложной системой, все основные функции которой имеют между собой тесную связь и функционирование которых регулируются корой головного мозга. Звук голоса представляет собой колебания частиц воздуха, которые распространяются в виде определенных волн сгущения и раздражения. Структура голосового аппарата человека включает в себя ряд следующих отделов:
- органы дыхания, которые создают требуемую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;
- органы гортани с голосовыми связками, являющиеся непосредственно голосообразующим аппаратом;
- надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, играющих роль резонаторов, которые усиливают образующийся в гортани звук и придают ему индивидуальную тембровую окраску. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует 2 основных термина для обозначения расстройств голоса:
- афония – отсутствие голоса при сохранности шепотной речи;
- дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса; расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным.
Функциональные нарушения голоса – нарушения голоса, не связанные с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловленные лишь изменением его функции.
Классификация функциональных нарушений голоса. Терминология функциональных нарушений голоса различна. Наиболее распространенный термин - функциональная афония или дисфония. Среди функциональных нарушений голоса выделяют две группы расстройств:
- центрально обусловленные;
- периферически обусловленные.
Преодоление голосовых расстройств у детей дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию на выка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. Коррекционная работа строится с учета новых данных, полученных в результате клинико-педагогического обследования, базируется на знании голосового дефекта разных нозологических форм и учете личностных психологических особенностей детей, таких как фиксированность на дефекте и определение ведущего канала сенсорной модальности.
1. Алмазова, Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. [Электронный ресурс] Режим доступа: – https://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-3.shtml (дата обращения 01.05.2023 г.)
2. Белякова, Л.И. Основы логопедической технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова //Дефектология. - 2020 - № 4. - С. 49 -52.
3. Вильсон, Д. Нарушения голоса у детей / Д. Вильсон. – М.: Медицина, 1990. – 187 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова. - М.: Знание, 2022. - 270 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л. С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020 703 с.
6. Дубровская, Н. В. Особенности личности детей 5-7 лет, страдающих логоневрозом / Н. В. Дубровская // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2019 - № 1. - С. 34–36.
7. Жулина, Е.В. Логопедия: теория, диагностика, коррекция темпо-ритмических нарушений речи (часть вторая): учебное пособие / Е. В. Жулина. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 92 с.
8. Ивановская, Ф.А. Профилактика голосовых расстройств // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. Ляпидевского С. С. [Электронный ресурс] Режим доступа: – https://studfile.net/preview/9544432/ (дата обращения 01.05.2023 г.)
9. Ивановская, Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса / Ф.А. Ивановская. – М.: Педкнига, 2021. – 98 с.
10. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2018. – 179 с.
11. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса // Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 2021. – 189 с.
12. Лаврова, Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса / Е. В. Лаврова // Дефектология - 2018.- №2. - С. 65-69.
13. Максаков, А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максаков // Дошкольное воспитание – 2018. - №12.- С. 45-49.
14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2021. - 365 с.
15. Орлова, О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса / О. С. Орлова. - М.: Просвещение, 2018 - 230 с.
16. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М.: Литера, 2021. – 265 с.
17. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием / Н. Рычкова. – Москва : ГНОМиД, 2020 - 32 c.
18. Рябченко, А.Т. Функциональные нарушения голоса / А.Т. Рябченко. – М.: Акрис, 2019. – 87 с.
19. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) / Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 2019. - 223 с.
20. Черепов, В. А. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей / В. А. Черепов // Молодой ученый. - 2020. - № 44 - С. 354-357.
21. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев, — М.: Просвещение, 2020. - 100 с.
22. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metodyi_i_priyomyi_korrekczionnoj_logopedicheskoj_rabotyi_s_zaikayushhimisya_doshkolnikami/ (дата обращения 01.05.2023 г.)
23. https://logopedprofiportal.ru/blog/740984 (дата обращения 01.05.2023 г.)
24. https://zaikanie.spb.ru/articles/o-lechenii-detey/psikhologicheskie-osobennosti-detey-s-zaikaniem-/ (дата обращения 01.05.2023 г.)
25. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9035/Бадритдинова%20Ю.Р..pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 01.05.2023 г.)