Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование связной письменной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)

Работа №119497

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Челябинская специальная (коррекционная) школа-интернат для учащихся-инвалидов (с тяжелыми нарушениями речи) № 11.
Выборка: дети младшего школьного возраста с ОНР 3-го уровня.

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 6
1.2 Анализ подходов к изучению связной письменной речи у детей с ТНР в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов 9
1.3 Анализ методик изучения связной письменной речи у детей с ТНР ...16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР 22
2.1 Изучение состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР 22
2.2 Организация и содержание логопедической работы по изучению связной письменной речи у детей с ТНР 27
Заключение 33
Список литературы 35

Актуальной проблемой в современных школах по-прежнему остается повышение эффективности образовательного процесса и преодоление проблемы неуспеваемости в школе. Решение заключается в совершенствовании методов и форм организации обучения, поиске новых и более эффективных способов накопления знаний с учетом реальных навыков учащихся и ситуации их учебной деятельности. По некоторым причинам число студентов, которые не могут освоить курс в указанное время, и требуемое количество продолжает расти. Отсутствие прогресса, наблюдаемое на ранних этапах обучения, создает реальные трудности в нормальном развитии детей, поскольку, если они не овладеют базовыми интеллектуальными работами и навыками, учащиеся не смогут справиться с увеличением знаний среднего класса и из-за ухудшения последующих трудностей отклонятся от норма.
Особенности речевых расстройств и их адаптация к умственно отсталым детям определяются двигательными характеристиками повышенной тревожности и их психологическим развитием.
Дети с нарушениями интеллекта имеют более высокие формы когнитивной дисфункции, специфическое и поверхностное мышление, позднее развитие качества речи и черт характера, нарушения речи и поведения, а также незрелый эмоционально-волевой уровень.
В этот период развития образования увеличилось число детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Следовательно, проблема предотвращения и преодоления школьного дефицита в классах детского сада из-за низкой успеваемости, отклонений от норм поведения и трудностей в общении с окружающими также связана с этим. Социальные и экономические изменения в обществе требуют формирования активной и творческой роли, способной эффективно решать новые жизненные проблемы.
Вопрос развития гармоничной речи важен, потому что речь является важной частью всех аспектов человеческой деятельности и поведения. Все дети с ограниченными интеллектуальными возможностями заметили, что нет усыновления или отсутствует гармоничная речь, и дети оказывают негативное влияние на развитие, образование и общество. Своевременная и объективная работа по гармоничному развитию речи будет способствовать развитию интеллектуальной деятельности, усвоению школьных программ, улучшению межличностных отношений и социальной адаптации (приспособлению) учащихся к конкретным школам.
Однако проблем, непосредственно связанных с формированием и развитием гармоничной речи детей младшего возраста в специальных школах, недостаточно (поправка). В специализированной литературе есть несколько предложений относительно методов и теорий по этому вопросу. Поэтому вопрос гармоничного речевого развития младших школьников в специальных школах (коррекционное образование) сегодня имеет большое значение как на практике, так и в теории.
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи.
Объект исследования: Связная монологическая речь учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования: уровень сформированности связной речи у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Задачи данного исследования:
- теоретически изучить и проанализировать психолго-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- подобрать методики ориентированные на развитие связной речи.
- выявить уровень сформированности связной речи у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е., Лубовский В.И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я. и др.).
Методы исследования: в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование монологической речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.
Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.
У умственно отсталых детей нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.
Каждая из операций порождения смыслового высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях. Затем постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.
Работа по развитию связной речи должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.
Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной устной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.
В процессе обследования связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Исходя из изложенного, можно заключить что благодаря правильно организованной в рамках общеобразовательной школы логопедической работе, направленной на коррекцию у младших школьников с ТНР связной речи, возможно успешное преодоление имеющихся в их речевом развитии недостатки.



1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1, 2, 3. - М.: Владос, 2013.
2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Под ред. О. А. Величенковой. – М.,: Изд-во «Логомаг», 2018. – С. 76-95.
3. Ахутина Т. В., Величенскова О. А., Иншакова О. Б. Дисграфия: нейропсихологический и психолого-педагогический анализ // Человек пишущий и читающий: Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г. С-Петербург). – СПб,: Издательство С-Петербург ун-та, 2004. – С. 82-97.
4. Бабина Г.В. Общие тенденции формирования текстовой компетенции учащихся школы V вида // Логопедия сегодня. - 2012. - № 4. - С. 51-54.
5. Бессонова Т. П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. – М.,: ГНОМ, 2015. – 74 с.
6. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989. -№ 4. - С. 40-47.
7. Давидович Л. Р. Особенности формирования речи и письма у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Воросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 1985. – С. 95-101.
8. Демиденко С.А. Методика преподавания русского языка (специальная). - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 70 с.
9. Демидова А. П., Зиновьева В. Н. Особенности диалогового взаимодействия учителя начальной школы и ребенка-логопата в рамках инклюзивного образования. – Сб. науч.тр.: Ялта: РИО ГПА, 2019. – Выпуск 64. – С. 83.
10. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
11. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма / А. Н. Корнев – СПб., 2003.
12. Кривовязова Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи. - Минск: Зорны верасень, 2007. - 215 с.
13. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 1997.
14. Мельникова И.И. Психолингвистические и лингводидактические основы работы над связной речью детей школьного возраста // Логопедическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции / под ред. Н.В. Новоторцевой. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013.
15. Новоторцева Н.В. Развитие научного наследия Л.С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 66-69.
16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. ФГОС / ред. О. А. Бондарчук, А.В. Бабурин. - М.: Просвещение, 2017. - 197 с.
17. Примерные рабочие программы (с тяжелыми нарушениями речи) Вар. 5.2. 1 дополнительный 1 классы / ред. Е.Ю. Ситкина. - М.: Просвещение, 2018. - 736 с.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида / Г.В. Чиркина, Т. А. Алтухова. - М.: Просвещение, 2013. -256 с.
19. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 240 с.
20. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. А.А. Алмазовой, В .И. Селиверстова. - М.: Владос, 2010. - 374 с.
21. Спирова Л. Ф., Шуйфер Р. И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушением речи: методическое пособие. – М.,: Издательство АПН РСФСР, 1962. – 100 с.
22. Струнина Н. В., Яцук Т. А. Сборник материалов для диагностики письма и чтения у младших школьников. – Челябинск, 2010.
23. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Школьный логопед. - 2010. - № 4. - С. 67.
24. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С. С, Ляпидевского. – М., 1969. – С. 39-45.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ