Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6
лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения 10
1.2 Подвижная аппликация как средство формирования умения воспроизводить пространственные отношения у детей 5-6 лет с задержками психического развития 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации 33
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения 43
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 58
Приложение В Планирование формирующего эксперимента
Приложение Г Наглядные примеры подвижных аппликаций 60
Приложение Д Количественные результаты контрольного эксперимента 62
Формирование умения воспроизводить пространственные отношения является одной из задач образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений познавательного развития детей согласно Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. В данной программе формирование пространственных представлений представлено в содержании коррекционной направленности работы по формированию элементарных математических представлений.
От сформированности пространственных представлений зависит во многом овладение разными видами деятельности и успешность последующего обучения. Согласно исследованиям Д. А. Костиковой, отсутствие на должном уровне сформированного умения воспроизводить пространственные отношения может приводить к дискалькулии, дисграфии и дислексии. Д. А. Костиковой было отмечено, что дети с задержкой психического развития зачастую имеют именно такие сопутствующие нарушения в младшем школьном возрасте.
В 5-6 лет дети уже способны овладеть основами предметно-пространственных отношений, однако высокая абстрактность понятий приводит к определенным трудностям в понимании их детьми с задержкой психического развития. Трудности в освоении пространства - это типичная проблема детей с задержкой психического развития (Н. Ю. Борякова, Н. А. Деревянкина, З. М. Дунаева, Б. П. Пузанов, Е. С. Слепович, В. И. Селиверстов, У. В. Ульенкова).
Тем не менее, пространственные отношения являются необходимой единицей познания окружающей действительности. Облегчить понимание пространственных отношений и сформировать у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умение воспроизводить пространственные отношения могут позволить занятия подвижной аппликацией.
В основе подвижной аппликации лежит смена положения элементов за счет подвижности и динамики. Подвижная аппликация представляет собой продукт изобразительной деятельности. Она не только способна вызвать у детей с задержкой психического развития положительные эмоции, но и способствовать формированию умения воспроизводить пространственные отношения. Однако, как показывает практика, некоторая трудоемкость процесса создания подвижной аппликации приводит к тому, что данный вид аппликации недостаточно используется в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения как базового умения;
- поиском новых и переосмыслением существующих средств коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- выбором подвижной аппликации в качестве средства формирования у детей 5-6 лет умения воспроизводить пространственные отношения.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения и недостаточным использованием подвижной аппликации в решении данной коррекционной задачи.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности подвижной аппликации как средства формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
Предмет исследования: подвижная аппликация как средство формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации возможно, если:
- изготовление тематических подвижных аппликаций включено в непрерывную образовательную деятельность (изобразительную деятельность) воспитателя с детьми;
- определены методы и приёмы создания подвижных аппликаций, направленные на формирование у детей составляющих умения воспроизводить пространственные отношения (по подражанию, образцу, словесной инструкции);
- задания с подвижными аппликациями включены в совместную деятельность учителя-дефектолога с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования дизонтогенеза по типу задержанного психического развития (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер);
- исследования в области формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста (Л. Д. Луцковская, Т. А. Мусейибова, А. М. Фонарев);
- исследования по применению аппликации в образовательной
деятельности дошкольной организации (В. Б. Косминская, И. А. Лыкова, Н. В. Микляева, Е. А. Ульева, Н. Б. Халезова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о. Тольятти. В исследование приняли участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлена возможность использования подвижной аппликации в формировании у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения;
- определены методы и приемы изготовления подвижной аппликации, направленные на формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития составляющих умения воспроизводить пространственные отношения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подвижной аппликации учителями-дефектологами и воспитателями в работе по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 5 приложений. В тексте представлены 2 рисунка и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 55 страницах.
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Пространственные отношения являются необходимой единицей познания окружающей действительности. В 5-6 лет дети уже способны овладеть основами предметно-пространственных отношений, однако высокая абстрактность понятий приводит к определенным трудностям в понимании их детьми с задержкой психического развития. Трудности в освоении пространства - это типичная проблема детей с задержкой психического развития.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения нами были выделены следующие показатели:
- умение ориентироваться в телесном пространстве (правая, левая рука, правая, левая стороны тела);
- умение ориентироваться в линейном ряду (справа от, слева от, между);
- умение ориентироваться в пространстве от себе (ближе-дальше);
- умение использовать словесные обозначения местонахождения предметов в пространстве;
- умение практически ориентироваться на микро-плоскости и в микро-пространстве;
- умение моделировать пространственные отношения на листе бумаги;
- умение осуществлять перемещение по плоскости в заданном направлении;
- умение осуществлять пространственный анализ и копировать несложные формы.
В соответствии с показателями нами было подобрано пять диагностических заданий, с помощью которых было выявлено, что у 60% детей экспериментальной выборки низкий уровень умения воспроизводить пространственные отношения. Средний уровень характерен для 30% детей. И только у 1 ребенка (10%) был выявлен высокий уровень умения воспроизводить пространственные отношения.
Таким образом, нами было зафиксировано преобладание у детей экспериментальной выборки низкого и среднего уровней умения воспроизводить пространственные отношения.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации мы включили изготовление тематических подвижных аппликаций в непрерывную образовательную деятельность (изобразительную деятельность) воспитателя с детьми. Были определены и апробированы методы и приёмы создания подвижных аппликаций, направленные на формирование у детей составляющих умения воспроизводить пространственные отношения (по подражанию, образцу, словесной инструкции):
- создание аппликаций по показу и устной инструкции воспитателя,
- экспериментирование с деталями, частями образа,
- моделирование,
- аппликация по опорным схемам,
- использование маркировки.
Также задания с подвижными аппликациями были включены в совместную деятельность учителя-дефектолога с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности умения воспроизводить пространственные отношения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Положительная динамика высокого уровня составила 20%, среднего уровня - 50%.
Зафиксированная положительная динамика является индикатором результативности проведенной нами работы по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития умения воспроизводить пространственные отношения посредством подвижной аппликации.
Цель исследования достигнута, задачи решены, положения гипотезы доказаны.
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964.
2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : Учебно-методическое пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. 479 с.
3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок // Сб. статей / под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1972. 287 с.
4. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. М. : Просвещение, 1985. 72 с.
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : «Академия», 2008. 344 с.
6. Гусакова М. А. Аппликация. М. : Просвещение, 1982.
7. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. М. : Астрель, Сова, 2012. 128 с.
8. Ермолаева А. Н., Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М. : Академический проект, 2005. 304 с.
9. Зарин А. П., Баряева Л. Б. Методика формирования
количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью : Учебно-методическое пособие. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 96 с.
10. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2007. 168 с.
11. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М. : Педагогика, 1983. 112 с.
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2006.
13. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. Учебное пособие. М. : Просвещение, 1987.
14. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1974. 368 с.
15. Луцковская С. Д. Представление о времени в опыте дошкольников // Вопросы психологии, 2000. №4. С. 19-28.
16. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М.
Аппликация в детском саду. М. : Академия развития, 2010. 270 с.
17. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. М. : Сфера, 2010.
18. Мусейибова Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. Ленинград : [б. и.], 1964. 19 с.
19. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. М. : Владос, 2008. 87 с.
20. Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка. М. : Айрис-пресс, 1999. 160 с.
21. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. СПб. : Речь, 2008. 247 с
22. Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитие. М. : Сфера, 2011. 176 с.
23. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи. М. : Книголюб, 2010. 69 с.
24. Фонарев А. М., Новоселова С. Л., Каплан. Л. И. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2016. 144 с.
25. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990. 165 с.